Submitted by Надежда Дмитриевна Ильченко on чт, 22/08/2013 - 18:40
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию социального и духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, воспитания бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры. Краеведческая деятельность направлена на воспитание у детей гражданственности патриотизма. Проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу.
Кружковая работа по краеведению позволяет решить ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает импульс к самостоятельной деятельности. Кружок по изучению родного края способствует формированию нравственных убеждений, творческих способностей. Занятия в кружке помогут детям овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в среднем звене школы.
Процесс познания родного края необходимо тесно связать с изучением его природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. Занятия в кружке предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к природе родного края, умение видеть прекрасное в том, что тебя окружает. На занятиях ведется целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины.
Формы проведения занятий: теоретические занятия, экскурсионные занятия, встречи с интересными людьми, живущими рядом, сбор краеведческого материала.
Свои впечатления об увиденном и услышанном на занятиях, учащиеся оформляют в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов. Ребята создают простейшие коллекции, гербарии растений нашей местности. На основе индивидуальных детских работ создаются работы коллективные: тематические книжки-раскладушки, газеты, выставки.
Программа предназначена для детей 2-4 классов, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цель: воспитание у детей нравственности и духовности посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.
Задачи:
Побудить школьника к познанию своего народа и самого себя через историю своей семьи;
Приобщать учащихся к историческому и духовному наследию малой родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры;
Познакомить ребят с историей села, в котором они проживают;
Организовать познавательную и туристическую деятельность школьников
Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.
ЛУУД:
Самоопределение;
Смыслообразование;
Самооценка и личностная саморегуляция;
Нравственно-этическая ориентация.
РУУД:
Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Адекватно воспринимать оценку учителя.
ПУУД:
Строить речевые высказывания в устной форме;
Осуществлять поиск необходимой информации и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
КУУД:
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Задавать вопросы, для организации собственной деятельности.
Планируемые результаты реализации программы кружка ориентированы на достижение всех трех уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни).
Школьники приобретут знания об истории происхождения названия села, об основных традициях и быте крестьян; об истории школы; о семье и семейных традициях; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
Ученик научится:
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Строить речевые высказывания в устной форме;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Ученик научится:
· ценностному отношению к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к природе, к людям других поколений, к своему дому, к друзьям.
· основам экологической культуры: принятию ценности природного мира,
· следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного социального действия).
Учащиеся приобретут опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений; опыт волонтерской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Задавать вопросы, для организации собственной деятельности.
Тематический план
№
Тема
занятия
Краткое описание деятельности учащихся.
Форма организации внеурочной деятельности (форма занятия)
Количество часов
аудиторных
Вне-
ауди-
торных
теория
практика
1
Вводное занятие
Экскурсия. Сбор листьев осенних растений. Формирование букетов.
1
Раздел 1. Я и моя семья - 5 часов
2
Профессии в моей семье
Беседа. Рассказы учащихся о том, где трудятся их родители. Рисование на тему «Моя мама (мой папа) на работе».
1
3
Старые фотографии рассказали
Организация выставки семейных реликвий (открытки, фотографии, вырезки из газет и т. д.) в сельском клубе.
1
4
Традиции семьи. Семейные будни, праздники.
Беседа о том, как проходят семейные будни и праздники. Приглашение на кружковое занятие родителей. Разучивание игр для семейных праздников.
1
5
Приметы и суеверия. Фольклор моей семьи.
Рассказы детей о том, что им удалось узнать от бабушек и дедушек (с приглашением людей старшего поколения на занятие кружка)
1
6
Игры наших бабушек.
Ролевые игры. Составление книжки-раскладушки с детскими работами (иллюстрациями игр)
1
Раздел 2. Мой дом, мои соседи, мои друзья (5 часов).
7
Мой дом
Беседа. Рисование на тему.
1
8
Мои соседи
Беседа. Составление памятки «Как быть хорошим соседом»
1
9
Мои друзья
Беседа о том, каким должен быть друг. Рассказы о друзьях. Выставка рисунков «Я и мои друзья»
1
10
Народы, живущие в нашем селе.
Беседы с представителями разных национальностей. Анкетирование.
Выпуск стенгазеты
1
11
Традиции народов, живущих в селе
Рассказы детей о том, какие традиции соблюдают представители разных национальностей.
Игры разных народов.
1
Раздел 3. Наша школа (2 часа).
12
Моя школа
История
и традиции школы
Встреча
с педагогами-ветеранами,
работавшими в школе.
Анализ документов
из архива школы.
Книжка-раскладушка
«Наша школа»
1
13
Кто учился в моей школе
Встреча с выпускниками школы разных поколений.
1
Раздел 4. Село, в котором я живу (16часов)
14
Моя малая родина
Экскурсионное занятие
1
15
Природа нашего края
Сбор гербария растений.
Выставка рисунков «Животный мир нашего края»
1
16
17
18
19
Природа в разные времена года
Экскурсионные занятия (по временам года)
4
20
21
22
23
Местные пейзажи в разные времена года
Фотовыставка «Мое село летом (осенью, зимой, весной)
4
24
Односельчане, которыми мы гордимся
Встреча с представителями разных профессий – передовиками производства. Чтение газетных заметок. Рассматривание фотографий
1
25
26
История села
Беседа со старожилами.
Составление альбома «Мое село»
1
1
27
28
29
Праздники
народного
календаря
Ярмарка поделок
(«Параскева – Пятница»)
Рождественские посиделки.
Масленица.
1
1
1
Раздел 5. Моя Родина (5 часов)
30
Моя Родина – Россия
Знакомство с символикой нашего государства.
Рисование проекта герба села.
1
31
Мы – путешественники
Игра-путешествие «По родному краю»
1
32
Наш край – часть большой страны
Работа по карте страны и области. Викторина «Наш край»
1
33
34
«Моя малая родина»
Подготовка работ к итоговому занятию.
Презентация работ детям, посещающим ГКП
1
1
И Т О Г О :
2
16
16
Содержание курса
Введение – 1 час.
Знакомство с целями и задачами кружка. Знакомство с правилами проведения экскурсионных занятий. Сбор растений, составление букетов.
Раздел 1. «Я и моя семья» - 5 часов.
Профессии в моей семье. Успехи и достижения моей семьи. Фотографии из семейного альбома. Семейные реликвии. Семейные будни и праздники. Традиции семьи. Приметы и суеверия, дошедшие до наших дней. Фольклор в семье. Игры наших бабушек.
Раздел 2. «Мой дом, мои соседи, мои друзья» - 5 часов.
Бережное отношение к своему дому. Взаимоотношения с соседями и друзьями. Уважительное отношение к представителям разных национальностей, их традициям. Игры разных народов.
Раздел 3. «Наша школа» - 2 часа.
Знакомство с историей и традициями школы, с ее выпускниками, с учителями, работавшими в школе. Бережное отношение к школьному имуществу.
Раздел.4. «Село, в котором я живу» - 16 часов.
Знакомство с историей села. Рассказы об известных людях села, старожилах.
Природа села в разное время года. Бытовая экология. Бережное отношение к окружающему миру. Экскурсионные занятия в разные времена года. Праздники народного календаря.
Раздел 5. «Моя Родина» - 5 часов.
Название нашей страны, символика государства. Понятие о своем крае как составной части большого государства. Значение малой родины для человека.
Литература
1.Д.В.Григорьев Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:пособие для учителя. – М. «Просвещение», 2010г.
2.Внеурочная деятельность учащихся начальной школы. Сборник программ педагогов – победителей конкурса \ под ред.Т.Н.Тишиной.- Омск, БОУДПО «ИРООО», 2011г.
3. Учебная хрестоматия по народной культуре для начальной школы «Историко – культурное наследие народов Омского Прииртышья»\ под ред. Л.А. Кучегура – Омск ООИПКРО, 2004г.