Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Музыка и изобразительное искусство» Тема урока: «Рисуем … музыку?»

Submitted by Елена Чумакова on Fri, 30/08/2013 - 21:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чумаковой Еленой Юрьевной
Место работы, должность: 
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 2" ЗАТО Светлый, учитель музыки
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

 

Цель: выявление взаимосвязей между музыкой и изобразительным искусством.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Краткое описание: 
Урок разработан по теме 3 четверти 5 класса: «Музыка и изобразительное искусство» Тема урока: «Рисуем … музыку?» Большое внимание автор уделяет решению проблемы знакомства школьников с изобразительными возможностями музыки, выразительными возможностями цвета и музыкальностью поэтического языка, приводит пример урока, заданий, способствующих развитию музыкально-эстетической личности учащихся.

 

Урок разработан учителем музыки МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый Чумаковой Еленой Юрьевной

 

Тема 3 четверти 5 класса: «Музыка и изобразительное искусство»

 

Тема урока: «Рисуем … музыку?»

 

Цель: выявление взаимосвязей между музыкой и изобразительным искусством.

Задачи:

  • Раскрыть выразительные возможности цвета и изобразительные возможности звука; дать представление о связи музыки с  жизнью и с другими видами искусства;
  • Развить музыкально-образное мышление, закрепить элементы музыкальной выразительности.
  • Воспитать внимательного слушателя.

 

Ход урока.

  1. Оргмомент

 

  1. Беседа.

- Ребята, любите ли вы сказки?

- Какие из них нравятся вам больше всего?

- Знакомы ли вам сказки английского писателя Льюиса Керолла? Назовите их.

В одной из сказок Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» есть забавная героиня Соня и такие странные строки:

«А ещё они рисовали всякую всячину всё, что начинается на букву «М». Они рисовали мышеловки, месяц, математику, множество… Ты, когда-нибудь видела как рисуют множество?

- Множество чего? – спросила Алиса.

- Ничего, - отвечала Соня, - просто множество.»

Но даже героям этой удивительной сказки не пришло в голову нарисовать ещё одно слово на букву «М».

- Как вы думаете, какое?

         - Правильно, музыка!

        

- Подумайте, что я должна записать на доске после слова тема?

 

Рисуем музыку?

 

Рисовать музыку? Это так же как рисовать мысль! Возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?

Сегодня, отвечая на этот вопрос, мы попытаемся с вами не только услышать трепетные звуки музыки, но и увидеть их и даже нарисовать.

 

 

 

На доске (зачитать):

         Красок музыка полна

         И живёт во всех она.

         Кто рисует всё в себе,

         Кто рисует на холсте,-

         Но везде пусть вашей кистью

         Управляют чувства,

         Как внутри, так и вовне.

 

Музыка! Что такое музыка? Можем ли мы её увидеть?

На этом вопрос попыталась ответить школьница  Ира Исакова в песне «Музыка».

 

«Музыка» Г. Струве, И. Исакова.

 

- Разучивание песни.

- Исполнение каноном.

 

- Было ли в песне ощущение законченности. Обычно всегда в конце песни стоит точка. Почему её здесь нет? Подумайте.

- Какие средства музыкальной выразительности помогают нам понять и увидеть содержание музыкального произведения?

(мелодия, лад, темп, тембр, динамика, регистр)

 

Оказывается между музыкой и изобразительным искусством существует тесная взаимосвязь.

Сравним произведения живописи и музыки с точки зрения динамики.

                                     

-Как вы думаете, что звучит громче (<) объект, изображённый на переднем плане или то, что составляет его фон?

- Какой элемент музыкальной выразительности можно сравнить (уподобить) контрасту цветов в живописи? (Лад).

- За что отвечает тембр? (окраска звука). Тембр способен выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков.

- Какие цвета подойдут грустной музыке? (холодные, неяркие).

Для весёлой? (яркие, тёплые).

- Какое графическое изображение имеет мелодия?

 

 

         Людей искусства всегда волновала проблема синтеза музыки и живописи. Своеобразно творчество классика литовской музыки, композитора и художника М. Чюрлёниса (1875 – 1911 г).

         Его картины самостоятельные живописные произведения, в которых есть все музыкальные элементы. Но переданы они графически, средствами рисунка, пространства, красок.

Глядя на картины «Соната моря» Чюрлёниса, сравним мелодию с линиями в рисунке.

«Соната моря» (Andante) «Соната моря» (финал).

- Какое графическое изображение «мелодии» вы здесь видите?

- В каком ладу «звучит» картина?

- Какова «динамика» произведения?

- Что вы можете сказать о «темпе»?

- Какие оттенки придаёт произведению «регистр»?

 

          Обратите внимание на название репродукции «Соната моря». Следуя этому названию можно предположить, что это музыкальное произведение, а уж потом - живопись.

 

- Как М. Чюрлёнис смог увидеть музыку?

- Можем ли мы увидеть музыку? Каким образом? (Представить)

 

          Значит, музыку можно представить и нарисовать. Следовательно, я стираю знак вопроса после темы «Рисуем музыку» и ставлю точку.

 

Рисуем музыку.

 

Физкультминутка.

 

          Часто в своём воображение мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу. Одна из самых красивых птиц – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.

Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза.

        

Звучит музыка Э. Грига «Утро».

            Давайте подышим как лебеди – вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь». Потом выдохните. Вдох. «Я лебедь», - выдох. Вдох. «Я – лебедь» - выдох. Шея лебедя вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья. А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и … резко выпрямитесь … вдох и о, чудо. Мы взлетели.

           Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно.

           Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.

Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, ещё ниже… вот уже совсем близко лес, поле, дома, люди.

             И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Был замечательный полёт! ( Присаживайтесь).

 

 

 

Беседа.

         К свободной игре воображения прибегали французские художники и композиторы - импрессионисты («импрессион», в переводе с французского, впечатление).

         Художники – импрессионисты пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять чёрных и серых тонов. Из-за своеобразной живописной манеры, поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на губах человека.

          Перед вами картина Огюста Ренуара «Залив Мулен Гюе». В своих картинах художник ставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и цветом.

          Множество музыкальных полотен принадлежит Клоду Дебюсси, французскому композитору-импрессионисту. Живописность присутствует уже в названии произведений: «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет».

           Музыка К. Дебюсси не вызывает столь конкретных представлений, тем не менее производит впечатление ярких музыкальных картин.

 

Клод Дебюсси «Лунный свет на террасе» (слушание).

 

Дифференцированные творчески задания.

Во время прослушивания музыки:

- Нарисуй музыкальный пейзаж.

- Напиши сочинение-миниатюру (см. приложение 1).

- Разгадай кроссворд (см. приложение 2).

 

После прослушивания музыки:

- Зачитать 2 сочинения.

- Оформить выставку рисунков.

- Ответить на вопросы кроссворда.

 

Беседа.

Желание «увидеть музыку», «связать цвет и музыку» и «услышать цвет», столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость.

А может ли вообще звук иметь цвет? Одним из первых русский художник В. Кандинский понимает, что «цвет» в многообразии его проявлений, линий, складывающихся в различные геометрические фигуры, сам по себе рождает эмоции, создает настроения. В. Кандинский настаивал: «Жёлтое, включённое в геометрические формы невыносимо, как резкий звук трубы; в красном заложено кипение и жар, огромная сила, напоминающая о фанфарах и трубах».

Подобно композитору в музыке, Кандинский стремился обрести способность свободного выражения чувств. Он создал акварель – беспорядочное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Но, присмотревшись, пятна как бы оживают.

Накопившийся опыт подтолкнул других художников к отчаянному эксперименту: запечатлеть на холсте звуки, зафиксировать для глаза то, что предназначено для слуха. На выставках разных стран в 20-е годы появились картины с необычными для живописи названиями. Вот они: «Нактюрн №2» Ф. Шопена, «Романс» Г. Свиридова.

И пусть эти картины не всем понятны и даже загадочны, но ведь в неразгаданности искусства таится огромная всепоглощающая сила.

         После выше сказанного я с уверенностью могу стереть точку после названия темы «Рисуем музыку» и поставить восклицательный знак.

          

Рисуем музыку!

 

Что нового вы узнали на уроке?

Назовите имена художников и композиторов, с которыми вы познакомились сегодня.

Оценки.

Прикрепленный файл Size
Приложение 1..doc 28.5 KB
Приложение 2.doc 49 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн