Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внутренняя среда. Состав и функции крови

Фото пользователя Маргарита Анатольевна Антонова
Размещено: Маргарита Анатольевна Антонова - вт, 03/09/2013 - 15:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Антонова Маргарита
Место работы, должность: 
МБОУ "Староурмарская СОШ" Урмарского района Чувашской Республики
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

 

Освоение знаний об организме как едином целом, об относительном постоянстве внутренней среды.

Задачи: 

  •  Самостоятельный поиск  информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, ресурсах Интернет) и ее применение.
  • Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки своего здоровья, научить обосновать и соблюдать  меры профилактики заболеваний.
  • Научить обрабатывать и обобщать информацию, кратко излагать свои мысли.
  • Развивать умения находить взаимосвязи между строением клетки и выполняемой функцией, логическое мышление.

 

  

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебно-методический комплект:

Маш Р.Д., Драгомилов А.Г.Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие -2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2007.  

  

Используемое оборудование: 
  • микроскопы, микропрепараты: «Кровь человека» и «Кровь лягушки»;
  • таблицы: «Влияние курения на организм человека», «Сравнение эритроцитов хладнокровных и теплокровных»;
  • презентация по теме, а также готовые раздатки с информацией;
  •  компьютеры, проектор, СД-диск «1С: Репетитор. Биология»

  

 

  

 

Используемые ЦОР: 
СД-диск «1С: Репетитор. Биология»
Краткое описание: 
На данном уроке используется технология развития критического мышления, которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся. Применяется прием инсерта, во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки. Учащимся заранее предлагается домашнее задание: принести свои последние данные общего анализа крови (из мед.карты)

Организационный момент. 

С давних времен люди считали кровь магической жидкостью. Кровью клялись в вечной верности, кровью скрепляли подписи в договорах, окропляли землю, чтобы получить богатый урожай.
Удивительные свойства крови издавна вызывали интерес у людей. Например, способность человека регулировать и поддерживать температуру своего тела; сложные механизмы саморегуляции действовали, несмотря на колебания температуры окружающей среды.
Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить и объяснить, с чем связаны удивительные свойства крови, узнаем, что такое «гомеостаз» и с биологической точки зрения найдем причины заболеваний крови.
Организм – это сложная система, которая существует в окружающей среде в постоянном состоянии, несмотря на непрерывно меняющуюся обстановку. Французский физиолог Клод Бернар в 1857 году высказал мысль, что именно постоянство внутренней среды обеспечивает выживание. К.Бернар всегда поражался способностью теплокровных  животных к регуляции и поддержанию постоянной температуры тела, содержания воды.
В 1932 году американский физиолог Уолтер Кэннон ввел термин «гомеостаз», что означает постоянство внутренней среды.
(Учитель записывает определение на доске, ученики – в тетрадях.)
Бернар высказал классическое утверждение о том, что постоянство внутренней среды является обязательным условием свободной жизни. Системы саморегуляции действуют не только на уровне организма, но и на уровне клеток.
Вопрос: Чем образована внутренняя среда организма? Какая связь между ее компонентами?
Информация на слайде: таблица «Внутренняя среда организма»
Ученики: (используя таблицу) Межклеточное вещество омывает каждую клетку, из крови в межклеточное вещество поступает кислород, вода и питательные вещества. Клетки выделяют в межклеточное вещество углекислый газ и продукты распада.
Информация на слайде:
КРОВЬ - ЗЕРКАЛО ЗДОРОВЬЯ
Вопрос: Почему кровь имеет такое необычное определение, ведь у здорового человека она не видна? Можно ли узнать что либо о состоянии здоровья человека по крови? Какую роль играет кровь?
Учитель: Постараемся найти взаимосвязь между строением и функциями форменных элементов крови. Для этого вместе оформляем таблицу, используя данные различных источников: текст учебника, СД-диска «1С: Репетитор. Биология», ресурсы Интернет.
Сформулируем правила: "Как читать текст, сохраняя интерес к теме?"
• Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;
• Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;
• Знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;
• Знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее.
• Знак «восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес ¬ и желание узнать об этом больше.

Фронтальная работа.
Заполнение таблицы:


Форменные элементы              Особенности строения                           Функции


1. Эритроциты
  

Вопрос: Какие особенности имеются в строении эритроцитов? Что интересного в форме клеток?
Ученики: Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска.
Учитель: Оказывается при такой интересной форме площадь поверхности эритроцитов в 1,6 раза больше, чем площадь поверхности шара такого же диаметра.
Вопрос: Способствует ли увеличение площади поверхности лучшему выполнению функций эритроцитов?
Ученики: Да. Чем больше поверхность эритроцита, тем больше переносится молекул кислорода.
Учитель: Запишем эти данные в таблицу.

Физкультминутка для глаз
Учитель: После работы с текстом наши глаза устали. Сделаем зарядку для глаз. Повторяем движения за мной: вверх – вниз, вправо – влево, по кругу. Теперь быстро поморгаем в течение 1 минуты.

Экспериментальная работа.
Учитель: Проведем экспериментальную работу. Посмотрим с помощью микроскопа препараты клеток крови человека и лягушки и сравним их.

Вопрос: Чем отличаются эритроциты человека и лягушки?
Ученики: Размерами. Эритроциты человека меньше, чем у лягушки.
Учитель: Оказывается, чем меньше эритроциты, тем лучше они выполняют свои функции. Как вы думаете, почему?
Ученики: Быстрее передвигаются.
Учитель: Действительно, меньшие размеры эритроцитов человека увеличивают полезную емкость, лабильность крови, поэтому скорость движения крови увеличивается. Внесем краткие данные в таблицу.

Вопрос: В каком направлении шла эволюция эритроцитов?
 (используя таблицу «Сравнение эритроцитов хладнокровных и теплокровных»)
Ученики: Размеры уменьшаются от низших животных к высокоорганизованным.
Учитель: Для сравнения приведу пример:
Mr (Hb) беспозвоночных  = 350 000
Mr (Hb) теплокровных = 16 000
(Mr – относительная молекулярная масса, Hb – молекула гемоглобина)
Вопрос: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Значит, эволюция шла в направлении уменьшения относительной молекулярной массы и, следовательно, размеров эритроцитов.
Учитель: Раньше считалось, что у королей и принцесс кровь голубая. Благородной считалась белая незагорелая кожа с просвечивающими голубыми жилками.
Вопрос: Какого цвета кровь? Почему?
Ученики: Красная, т.к. присутствует белок гемоглобин.
Учитель: (Указывая на записи) Когда и где происходят эти процессы?

Информация на слайде:
Hb + O = HbO (оксигемоглобин)
Ученики: В легких, при обогащении крови кислородом.

Hb + CO2 = HbCO2 (карбогемоглобин)
Ученики: в органах и тканях, которые отдают продукты обмена.

Hb + CO = HbCO (карбоксигемоглобин)
Ученики: при отравлении угарным газом.

Учитель: Как оказать первую помощь при отравлении угарным газом?
Ученики: При необходимости привести в чувство с помощью нашатырного спирта. Вынести на свежий воздух, чтобы в легкие поступал кислород.
Учитель: А вы знаете, что отравление угарным газом может быть добровольным. Как вы думаете, когда?
Ученики: При курении.
Вопрос: Какие вещества поступают в организм курящего человека вместе с дымом?
Ученики: (Используя таблицу) Угарный и углекислый газ. Синильная кислота. Никотин, радиоактивные, канцерогенные вещества.
 Радиоактивные вещества: Pb (свинец), Bi  (висмут), Po (полоний).
Канцерогенные вещества вызывают рак.
Информация на слайде из Интернета
 о влиянии курения на сердечно-сосудистую систему:
• при прохождении ежегодной флюрографии человек получает облучение – 0,75 Р (рентген) в год. Это предельно допустимая доза. При выкуривании 1 пачки сигарет в день – 500 Р в год (1,36 Р в день);
• одна выкуренная сигарета вызывает сужение сосудов на 10 минут. Сужение сосудов повышает кровяное давление (у курящих людей кровяное давление в среднем на 10 мм выше, чем у некурящих);
• угарный газ СО, поступающий из сигарет, повышает содержание холестерина в крови и вызывает развитие атеросклероза;
• у курящего вероятность инфаркта в 2 раза выше, чем у некурящего;
• табачный дёготь – скопище канцерогенных веществ; если регулярно смазывать им кожу животных, то у 95% из них вскоре образуются раковые опухоли;

На основании конкретных данных из Интернета нужно сформулировать краткие выводы в форме тезисов о пагубном влиянии курения на организм человека. 
Задание: Какую краткую информацию о вреде курения можно разместить на пачке сигарет, на плакате с социальной рекламой?

Физкультминутка.
Учитель: Восточные знахари знали на теле человека 700 важных точек. При надавливании, массировании этих точек знахари лечили больных людей. Для профилактики инфекционных заболеваний нужно ежедневно их массировать.
Повторяйте за мной: (показывает, как массировать точки, ученики повторяют) ангина – точка на большом пальце руки, насморк – на переносице, рядом с крыльями носа, боли в ухе – точка около раковины уха, мочка уха, зубная боль – точка на затылке, головная боль – виски.

Вопрос: Что такое малокровие? С чем это связано?
Ученики: Уменьшение количества эритроцитов. Нужно больше бывать на свежем воздухе. Заниматься спортом.
Учитель: (Используя таблицу) Посмотрите на эти данные и вы можете сравнить их со своими анализами крови.

Информация на слайде:
Нормы содержания эритроцитов и гемоглобина в крови.
Уменьшение этих показателей наблюдается при анемиях различного происхождения (например, при недостаточном потреблении железа, витамина В 12, фолиевой кислоты), кровопотерях, раке крови (лейкоз).
Увеличение – при пороках сердца, артериовенозных шунтах (при хроническом нарушении поступления кислорода к тканям), опухоли в костном мозге или в почках.

                                                                        


                                                                                Эритроциты                                       Гемоглобин



Девочки                                                               4,0 – 5,1 млн. куб. мм                          13 – 16 %



Мальчики                                                             3,7 – 4,7 млн. куб. мм                        12 – 14 %


Данные моего анализа крови 


Отклонения от нормы
  

Учитель: Теперь сопоставим строение других форменных элементов крови – лейкоцитов – с выполняемой функцией.
Вопрос: Какая форма лейкоцитов? Какие преимущества они имеют в связи с этим?
Ученики: Непостоянная, поэтому они могут проникать даже через стенки капилляров, способны к активному движению. Способ питания – фагоцитоз.
Учитель: Все сведения внесем в таблицу.


Лейкоциты                                    Непостоянная форма тела                          Способны проникать через стенки капилляров; захватывают и переваривают чужеродные белки.

 
 

Информация на слайде:
Количество лейкоцитов 4-9 тыс. в 1 мм3.
Увеличивается при лейкозе, инфекционных и воспалительных заболеваниях, злокачественных опухолях, инфаркте миокарда, при отравлении мышьяком, угарным газом, нитробензолом, в первой фазе лучевой болезни.
Уменьшается при некоторых инфекциях (брюшной тиф, грипп, корь, болезнь Боткина), на последующих стадиях лучевой болезни.

РОЭ (Скорость оседания эритроцитов) в норме до 15 мм/ч.
Увеличивается при острых инфекциях, злокачественных опухолях, ревматизме, инфаркте миокарда, уменьшается при сгущении крови (например, при обезвоживании)

Сравнить со своими данными.

Контрольные вопросы:
• Почему кровь называют зеркалом здоровья человека?
• Какие факторы окружающей среды влияют на состояние внутренней среды, на состав крови?

РЕФЛЕКСИЯ.
Что нового и интересного вы узнали на уроке?
Что для вас показалось сложным?
Как вы справились с трудностями?

Домашнее задание:
Закончить таблицу, внести в нее записи о тромбоцитах, используя данные различных источников: текст учебника, СД-диска «1С: Репетитор. Биология», ресурсы Интернет.


 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн