Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок обществознания в 9 классе по теме Долг и совесть

Submitted by Светлана Юрьевна Звягина on Wed, 04/09/2013 - 13:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Звягина С.Ю.
Место работы, должность: 
Терский филиал МБОУ Заворонежской сош
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Право
Цель урока: 

 

Цель: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
6
Краткое описание: 
Учащиеся должны знать: 1) Благодаря осознанию своего долга перед окружающими, а также голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познает и осознает самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними. 2) Человеческое поведение определяется: а) моральными требованиями; б) естественными потребностями человека; в) конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь. Учащиеся должны представлять, что такое: 1) мораль; 2) долг; 3) совесть; 4) поведение. Учащиеся должны уметь: 1) доказать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора; 2) указывать ключевые слова в определении; 3) разъяснять смысл высказываний; 4) характеризовать общие черты людей.

 

Урок обществознания в 9 классе по теме 
Долг и совесть

Цель: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.

Учащиеся должны знать:

1) Благодаря осознанию своего долга перед окружающими, а также голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познает и осознает самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.

2) Человеческое поведение определяется:

а) моральными требованиями;

б) естественными потребностями человека;

в) конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь.

Учащиеся должны представлять, что такое:

1) мораль;

2) долг;

3) совесть;

4) поведение.

Учащиеся должны уметь:

1) доказать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора;

2) указывать ключевые слова в определении;

3) разъяснять смысл высказываний;

4) характеризовать общие черты людей.

Тип урока – комбинированный.

Х о д   у р о к а

I. Проверка домашнего задания. Слайд 1-5

1. Мораль – это:

а) общепринятое представление о том, что хорошо, а что дурно;

б) установленное самим человеком для себя представление о том, что хорошо, а что дурно.

2. Добрый поступок, совершенный в расчете на вознаграждение, не может считаться нравственным.

а) да;

б) нет.

3. Нравственные качества человека проявляются в связи с его поступками, действиями.

а) да;

б) нет.

4. Человек определяется только врожденными качествами.

а) да

б) нет

5. Какое высказывание верно?

а) Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

б) Только тогда станешь человеком, когда научишься ко всему живому относиться по-человечески.

II. Изучение нового материала.

Проанализируйте следующую ситуацию:

Однажды во дворе многоэтажного дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа. А вас?» Мужчина ответил. «У вас найдется две минутки, чтобы поболтать со мной?» – деловито спросила Наташа.

«Конечно», – ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Ее все любили. А она любила гулять. И однажды, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на нее наступила чья-то тяжелая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».

Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» – спросила она.

Оцените поступок мужчины. Как он поступил? Был ли у него выбор?

Сегодня на уроке речь у нас пойдет о таких категориях этики, как долг и совесть. Слайд 6

Задание группам:

1. Запишите слова-ассоциации к слову «долг».

2.– Что же такое долг?

Ответить на этот вопрос поможет текст учебника в разделе «Что такое долг» и «Долг общественный и моральный».

Вывод: Слайды 7,8,9

1. Долг связывает человека с другими людьми, с обществом.

2. В долге различают две стороны:

 а) долг общественный;

 б) долг моральный.

3. Общественный долг – это все объективные (независимые от нашего личного желания) обязанности, которые необходимо в жизни выполнять.

4. Моральный долг не сводится к выполнению обязанностей, это высокоразвитое сознание, обеспечивающее добровольное исполнение долга, по внутреннему нравственному побуждению, из стремления сделать людям добро.

Задание группам:

I группа. В пьесе советского драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д…» есть эпизод, когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!» Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.

II группа. Вы уже знаете, что долг – это обязанность, помноженная на ответственность. А как вы думаете, что такое формализм, формальное понимание долга? Дайте свою оценку этому явлению.

III группа. Случалось ли вам встречать людей высокого долга? Как вы думаете, какие общие черты могут характеризовать таких людей?

Выслушиваются ответы.

Задание:

1. Запишите ассоциации к слову «совесть».

2. Попытайтесь дать определение понятия «совесть».

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

3. Как вы представляете себе совесть?

Организуется работа по тексту параграфа раздела «Совесть».

1) Прочитать сообщение о Януше Корчаке.

2) Ответить на вопросы:

а) Можно ли считать поступок Януша Корчака продиктованным педагогическим долгом?

б) Имеем ли мы право утверждать, что долг обязывал его идти на смерть?

Задание:

I группа. «Совесть предупреждает нас как друг, прежде чем покарать нас как судья». Раскройте смысл слов Станислава Лещинского. Когда совесть дает человеку уверенность и душевное спокойствие?

II группа. Есть философы, которые считают, что человеком движет стремление к счастью, а счастье составляют любовь, красота и чистая совесть. Как вы понимаете, что такое “чистая совесть”? Почему она так высоко оценивается философами?

III группа. Некоторые ученые считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. А каково ваше мнение? Обоснуйте его.

Вывод: Слайд 11

1. Совесть – это чувство ответственности за свое поведение.

2. Руководствуясь совестью, человек судит о добром и злом.

III. Закрепление. Слайд 12,13

Сравните следующие позиции:

А. Нравственное поведение человека объясняется практической целесообразностью, житейским расчетом: человек поступает высоконравственно тогда, когда понимает, что это ему выгодно.

Б. Житейская расчетливость – это уже не мораль, потому что в ней нет духовной основы, только практический расчет. Нравственные же поступки ценны сами по себе, без всякой выгоды и расчета. Например, честным надо быть не ради личной выгоды, а ради самой честности, человеческой порядочности. Иначе говоря, моральное поведение само по себе есть ценность, добро, благо.

Оцените приведенные позиции. С какой позицией вы согласны? Почему?

Слайд 13. Какое суждение верно?

А. Страх – чувство вредное, поскольку оно мешает человеку совершать достойные поступки.

Б. Страх никогда не мешает человеку совершать достойные поступки.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) неверны оба суждения

IV. Итог урока. Слайд 14Д/з § 51. Напишите синквейн по теме «Долг»; «Совесть».


»  Tags for document: