Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов)

Фото пользователя Яна Андреевна Филимонова
Submitted by Яна Андреевна Филимонова on вс, 15/09/2013 - 20:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Филимонова Яна Андреевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №16, г. Серпухова
Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

Цели урока:

  1. Образовательные:
  2. знакомство учащихся со стихотворениями о родной природе поэтов XX века,
  3. знакомство учащихся с картинами русских живописцев и произведениями композиторов о природе;
  4. формирование понимания лирических стихотворений о природе, анализируя произведения русских поэтов XX века;
  5. повторение теории литературы - художественно-выразительные средства;
  6. формирование понимания взаимосвязи разных видов искусства – литературы, музыки, живописи.
  7. Обучающие:

1) развивать творческие и интеллектуальные возможности учащихся;

2) отработка навыков выразительного чтения и стихотворений,

3) повторение сведений об изобразительных средствах,

4) активизация познавательной деятельности школьников,

            5) совершенствовать навыки анализа поэтического произведения         (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

  1. Воспитательные:

1) привитие чувства любви к природе родного края, к Родине на материале произведений русских поэтов, живописцев, композиторов;

2) воспитание эстетического вкуса у учащихся;

3) воспитание интереса к предмету;

4) развитие любви к поэзии, музыке, живописи.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
9
Используемые учебники и учебные пособия: 

«Литература 7 класс". Учебник.для общеобразовательных учреждений в двух частях (авторы – В.Я.Коровина. - М.: «Просвещение», 2008г.).

Используемое оборудование: 

 

Оборудование и материалы:

  • репродукции пейзажей А.Саврасова, И.Левитана, Нестерова;
  • классическая музыка Чайковского «Времена года»;
  • фонограмма песни о малой Родине «Воскресенским село называется» (слова и музыка Резниченко И.В.);
  • выставка рисунков, раздаточный материал – карточки;
  • презентация к уроку учителя «Тихая Моя Родина» (см. Приложение 1);
  • презентация учащихся «Мой край родной» (см. Приложение 2).
Краткое описание: 
Интегрированный открытый урок внеклассного чтения, живописи и музыки в 7 классе.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Содержание урока:

Ход урока:

Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

Зейме Иоганн Готфрид

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие учащихся.
  3. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя: Ребята, кто из вас любит ходить в лес, собирать, например, грибы и ягоды? А кто любит купаться и ловить рыбу в реке? Часто ли вы замечаете, как выглядят деревья утром, при заходе солнца, какая ркека в разное время года, в разное время суток…

(Возможно, кто-то из детей расскажет о какой-нибудь своей прогулке на природе)

Слово учителя:А кто любит слушать и читать стихи? Часто ли вы читаете стихи о природе? Почему вы думаете, что это менее интересно, чем читать, например, о людях, событиях?

(Подвести учащихся к тому, что у читателя и слушателя должно быть такое же яркое воображение, как у поэта, чтобы не только представить, о чем говорит автор, но и понять его чувства)

Слово учителя:Как вы думаете, для чего существуют стихи о природе? Зачем огромное количество поэтов и писателей посвящают природе свои произведения?

- Не только писатели и поэты, но и художники, и музыканты ( внимание обращается к репродукциям  картин известных художников)-2слайд

- Это происходит потому, что природа неразрывно связана с нашей жизнью, и в литературе, писатели сопровождают различные состояния души людей природными явлениями.

Звучит музыка. Тема. Цель и задачи урока.

«Стихи поэтов XXвека о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов)».

Мы с вами познакомимся со стихотворениями о родной природе поэтов XX века, картинами русских живописцев и произведениями композиторов о природе, проанализируем произведения русских поэтов XX века; повторим понятия из теории литературы - художественно-выразительные средства; проследим взаимосвязь разных видов искусства – литературы, музыки, живописи.

Сегодня нам с вами предстоит увлекательное путешествие по просторам нашей Родины. А сопровождать нас будут произведения русских поэтов, живописцев, музыкантов.

  1. Актуализация знаний учащихся. (Приложение №1)

А) Три варианта (карточки) 

Задание 1.

Вспомните известные вам художественные произведения, в которых воспевается красота родной природы. Напишите название и автора этих произведений (не менее пяти примеров)___________________________________________________

Задание 2.

Вспомните картины русских художников, на которых изображены пейзажи.

Напишите название картин и фамилию художника  (не менее пяти примеров) _____________________________________________________________________

Задание 3.

Вспомните музыкальные произведения о природе, о России, о Родине. Напишите название и фамилию композитора (не менее пяти примеров) ______________________________________________________________________

  1. Выразительное чтение стихотворения В. Брюсова «Первый снег».

Читает Настя Осипова.

Слово учителя: Как относится поэт к тому, о чем пишет? Какие именно слова выражают любовь автора? (Последняя строфа стихотворения).

Слово учителя: Какой из зимних пейзажей, по-вашему, мог бы стать иллюстрацией к этому стихотворению? (Обратить внимание на выставку репродукций).

Слово учителя: В одном из предисловий В.Я. Брюсов писал, что «равно любит и верные отражения зримой природы у Пушкина или Майкова, и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева или Фета, и… раздумья Баратынского, и страстные речи… Некрасова».

- Показался ли вам необычным взгляд Брюсова на природу в стихотворении «Первый снег»? Если да, то в чем?

- Как вы считаете, можно ли увидеть в этом стихотворении В.Я. Брюсова зримость пушкинских образов и «сверхчувственное, сверхземное» Тютчева и Фета, «раздумья» Баратынского? Обоснуйте свой ответ.

Слово учителя: Тахо-Годи Елена Аркадьевна, филолог, специалист по истории русской литературы XIX–ХХ вв. считает, что «намек, символ чего-то более значительного Брюсов умел подметить в обыденном мире».

- Определите значение слова «символ». (Приложение №2)

- Можете ли вы согласиться с тем, что первый снег в стихотворении Брюсова является намеком, символом чего-то более значительного? Докажите это.

  1. Прочитайте отрывок из статьи «Заметки о живописи».

Громкое чтение статьи по абзацам.

- В чем ее главная мысль?

  1. Ф. Сологуб «Забелелся туман над рекой».

Читает Прокопенко Полина.

Слово учителя:

- Кратко перескажите в прозе содержание стихотворения.

- Какое настроение передает автор с помощью пейзажа?

- Есть ли в этом стихотворении метафоры, эпитеты, олицетворения? (Нет).

- За счет чего достигается поэтическая выразительность в таком случае? (Описание настроения, ритм).

- Определите размер стихотворения и схему рифмовки. (трехстопный Анапест – ударение на третий слог, абаб).

  1. Николай Рубцов «Тихая моя Родина».

Прослушивание песни на стихи Рубцова.

Слово учителя:

- О чем это стихотворение?

- Какое чувство испытывает лирический герой, описывая этот пейзаж?

- С каким чувством исполнена песня?

- Посмотрите значение слов «погост», «обитель». Приложение №3. Какое значение слова «обитель» использовано в стихотворении? К какому стилю относятся эти слова? С какой целью автор использует элементы высокой лексики?

ШАЙТАНОВ Игорь Олегович ( российский критик, литературовед, доктор филологических наук) замечает, что «Рубцов ощущает природу как тайну и часто описывает ее с радостным или трогательным одушевлением».

- С каким чувством, по вашему мнению описывает поэт природу в этом стихотворении?

- какой изображается природа – как тайна или иначе? Поясните свой ответ.

А.Г. Вампеев пишет о стихотворении Н.М. Рубцова: «Тихая» у поэта значит самое дорогое и важное в жизни».

- Какой предстает родина в стихотворении «Тихая моя родина»? Приведите примеры.

- Определите лексическое значение слова «тихий». Приложение №4. В каком значении употребляет его Заболоцкий?

- Родина. Это слово по-особому дорого всем нам. Природа, дом, близкие люди, родная улица детства – вот что всплывает в памяти у каждого из нас при слове «Родина».

- В вашей жизни есть такая тихая родна? Расскажите об этом.

Повторение теории литературы. Художественно-выразительные средства. Приложение №5.

- Какие художественно-выразительные средства используются Н.Рубцовым? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения ... примеры.).

Карточка 1.

В стихотворении М. Н. М.Рубцова «Тихая моя родина» определите стихотворный размер и вид рифмы (парная, перекрестная, опоясывающая). Нарисуйте схему ударных слогов.

Тихо ответили жители,

 Тихо проехал обоз.

 Купол церковной обители

 Яркой травою зарос.

Карточка 2.

Прочитайте отрывок, какой синтаксический приём использует автор?

Школа моя деревянная!..

 Время придет уезжать – Речка за мною туманная

 Будет бежать и бежать.

Карточка 3.

Прочитайте последние строчки из стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя родина». Как вы понимаете их? Объяснение напишите.

С каждой избою и тучею,

 С громом, готовым упасть,

 Чувствую самую жгучую,

 Самую смертную связь.

  1. «Топи да болота...» Сергей Есенин.

Читает Настя Кальченко.

Слово учителя:

- Кратко перескажите содержание стихотворения.

- Определите основную тему стихотворения. (Описание забытого, родного края.)

- С какой целью Есенин использует диалектизмы: «слухают», «тенькает»?

- Как они помогают передать переживания лирического героя?

- Найдите в стихотворении эпитеты, олицетворения, метафоры.

- Арсений Никифорович Семёнов (русский советский художник, живописец, педагог) отмечает, что «ранние стихи Есенина насыщены звуками, запахами, красками».

- Какое впечатление произвели на вас стихи С. А. Есенина?

- Почувствовали ли вы звуки, запахи, краски в стихотворении Есенина «Топи да болота...»? Приведите примеры.

Савченко пишет: «Единство неповторимого есенинского художественного мира заключается в одушевленности в нем всего сущего: люди, животные, растения, планеты и предметы – дети единой матери Природы».

- Есть ли в стихотворении С. А. Есенина «Топи да болота...» прием одушевления? Докажите свой ответ.

- Как вы поняли, в чем состоит особенность восприятия мира поэтом?

- Какое чувство выражено восклицанием: «Край ты мой забытый! Край ты мой родной!?»

  1. Николай Заболоцкий «Я воспитан природой суровой».

Выразительное чтение Насти Чудайкиной.

- Какова главная мысль стихотворения? О каком времени года идёт речь?

- Какой природе противопоставлено то, что описывается?

М. Л. Макеева считает, что в «стихотворении «Я воспитан природой суровой» Н.А. Заболоцкий пишет о гармонии в природе».

- Определите лексическое значение слова гармония. Приложение №6.

- В чем, на ваш взгляд, проявляется гармония в стихотворении «Я воспитан природой суровой»?

«Заболоцкий вглядывается в этот мир и залог бессмертия и красоты, вдохновения и мудрости видит в единстве человека и природы». М. Л. Макеева

- Говорится ли в стихотворении Н.А. Заболоцкого о единстве человека и природы?

- Как вы думаете, объясняется ли связь между единством человека и природы и бессмертием и красотой, вдохновлением и мудростью последней строчкой стихотворения: «думал я думу Беспредельных полей и дубрав»?

  1. Итог урока.

Цицерон говорил: «Творения природы совершеннее творений искусства»

- Как вы считаете, в стихотворениях поэтов ХХ века природа просто копируется или описывается как-то иначе?

- Что, на ваш взгляд, совершеннее – творение природы или творение искусства? или это самоценные явления?

Поразмышляйте над этим и поясните свою точку зрения.

- В чем вам видится величие природы? Как передано величие природы в стихотворениях В.Я. Брюсова, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова? В картинах великих художников.

  1.  Домашнее задание.
  2. Выучить стихотворение на выбор.
  3. Определить размер одного из стихотворений, составить рифмовки.
  4. Прочитать статьи Д. С. Лихачева в учебнике.

»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн