Официальный сайт moscowout 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая тема

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА

 

«Повышение эффективности работы по развитию связной речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста на основе использования мнемотехники»

 

 

Введение.

Обоснование актуальности проекта

 

         Дошкольный период наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

         Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя информацию дети черпают в интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность общения удовлетворяется недостаточно.

Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимание всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

 

         На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

 

v    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

 

v     Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

 

v    Употребление нелитературных слов и выражений.

 

v    Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

 

v    Трудности в  построении  монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

 

v    Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

 

v    Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

 

v    Плохая дикция.

 

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

         Могут ли учреждение, педагог активно повлиять на развитие речи детей? Может, и практика это доказывает. «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях» (Ф. А. Сохин)

 

Участники проекта:

Дети, педагоги, родители подготовительной к школе к группе.

 

Актуальность проекта:

 

v  Увеличение  количества детей с ЗРР.

 

vРечевые нарушения негативно влияют на интеллект, адекватность поведения, социализацию ребенка.

 

vФормирование связной речи и развитие моторики влияет на познавательный интерес ребенка.

 

vНедостаточно полно и подробно  разработана методика коррекционной логопедической работы с детьми с первичной задержкой речевого развития.

Инновационный характер проекта:

заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания  и  игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников). Данные пособия индивидуализируют коррекционный процесс: позволяют учитывать  особенности каждого ребенка в области познания.

 

Цель проекта:

Формирование связной речи  путем использования мнемотехники.

 

Гипотеза:

Если систематически использовать мнемотехнику, то расширятся представления ребенка об окружающем мире, разовьются психические процессы, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребенка, его успешности в школе.

 

Дидактические задачи:

v    Обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний.

v    Развитие мелкой моторики.

v    Развитие инициативы, самостоятельности.

 

Аннотация проекта:

v    Использование мнемотехники, как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

v    Работу с мнемотаблицами дети повторяют самостоятельно в свободное время, вместе с родителями.

v    Для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления.

v     

Средства для реализации поставленных целей:

НОД по развитию связной речи с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей.

 

Возможность внедрения проекта:

Предлагаемый материал может быть использован на коррекционных занятиях по развитию лексико–грамматических категорий и обучению детей 4-7 лет связной речи в следующих видах образовательной деятельности:

•                    рассказывание по сюжетной картине

•                    рассказывание по серии картин

•                    составление описательного рассказа

•                    пересказ текста, сказки

•                    заучивание стихотворных текстов

•                    придумывание творческих сказок, историй.

         Во всех этих видах обучения мы можем использовать мнемотехнику.

         Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.

   

 Основные задачи мнемотехники:

1.    Развитие всех видов памяти:

- зрительной,

- слуховой,

- ассоциативной,

- словесно – логической,

- отработка различных приёмов запоминания.

2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).

3.  Развитие образного мышления ( кодирование любой информации).

4.Решение различных общеобразовательных, дидактических  задач, ознакомление с различной информацией.

5.Развитие смекалки, тренировка внимания.

6.Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

 

В содержание методики мнемотехники входят:

Øосвоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим – природа, времена года, растительный и животный мир и др.;

Øупражнения на развитие различных параметров внимания;

Øразвитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.

         Как и  любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

         Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. 

        

Содержание мнемотаблицы- это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

 

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

v     обогащения словарного запаса,

 

v     при обучении составлению рассказов,

 

v     при пересказах художественной литературы,

 

v     при отгадывании и загадывании загадок,

 

v     при заучивании стихов.

 

  Работать с мнемотаблицами начала со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала  простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д. (Алгоритм обучения детей)

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

  Опираясь на опыт педагогов,  разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

  Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

  Для детей среднего дошкольного возраста использую  цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла  или заменяла  другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

 

 

 

Стихотворения.

  Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Этапы работы над стихотворением

    I.      Выразительное чтение стихотворения.

    II.      Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

    III.      Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

    IV.      Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

    V.      Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

   VI.            Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

 

Описательный рассказ.                                                                                    

 Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что  здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

         Творческий рассказ.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Пересказ.                                                                                                                 Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
 

Этапы использования мнемотаблиц.

 

    I.   Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    II.   Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

    III.   Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания.

   IV.    Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

    V.   Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.

Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли

 

 

Этапы работы со схемой-моделью:

·       учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и яв­ления природы не только символами, но и буквами, а так­же простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;

·       самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пере­сказа;

·       закреплять изученный материал путем неоднократного по­вторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

       Опираясь на опыт педагогов, я использую  мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Описательные рассказы составляются детьми в начале за­нятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирова­ния информации.

 

         Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн