Рабочая программа по физике для групп технического профиля.
Submitted by Елена Викторовна Касимова on Fri, 04/10/2013 - 20:50
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АЛЕКСАНДРОВО-ГАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
«Утверждаю»
Директор ГБПОУ СО «АПЛ»
________________Сулеменова Г.А.
Приказ № ___от «___» __________2013г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИКА»
для профессий среднего профессионального образования
«общеобразовательный цикл»
основной профессиональной образовательной программы
по подготовке квалифицированных рабочих, служащих
2013
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» для профессии среднего профессионального образования технического профиля: 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», 262019.03 «Портной»
Составитель: Касимова Елена Викторовна, преподаватель по учебной
дисциплине «Физика» ГБПОУ СО «АПЛ»
Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «ФИЗИКА» для профессий среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России (2008).
Содержание
1. Паспорт примерной программы учебной дисциплины
4
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины
5- 11
3. Условия реализации примерной программы учебной дисциплины
12 - 14
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
15-27
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дИСЦИПЛИНЫ«Физика»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «ФИЗИКА» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», 262019.03 «Портной».
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы СПО по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» и «Портной».
1.3. В результате освоения дисциплиныучащиеся ориентированы на достижение следующих целей:
• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 258 часов, в том числе:
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной деятельности
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
258
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
172
В том числе
Лабораторные работы
16
Контрольные работы
13
Самостоятельная работа обучающихся:
выполнение рефератов и сообщений;
расчетно-графические работы;
разработка докладов;
разработка презентаций.
86
Итоговая аттестация в форме – экзамена по выбору в конце 4-го семестра.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «физика»
Наименование
разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа учащихся
Объем часов
Уровень усвоения
Введение
2
2
Содержание учебного материала:
2
Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.
Раздел I. Механика
60
2
Тема I.1.Кинематика
12
Содержание учебного материала
8
1. Относительность механического движения. Система отчета.
3.Учебно - методическая литература по физике (учебники, задачники, дидактические материалы, справочная литература, краткие методические рекомендации и указания к проведению лабораторных работ, рабочие тетради для лабораторных работ).
4. Комплект электроснабжения кабинета физики.
5.Приборы для демонстрационных опытов (приборы общего назначения, приборы по механике, молекулярной физике, электричеству, оптике и квантовой физике)
6. Приборы для фронтальных лабораторных работ и опытов (наборы оборудования по всем темам курса физики)
7. Приборы для практических работ.
8. Принадлежности для опытов. (Лабораторные принадлежности, материалы, посуда, инструменты)
10. Экранно - звуковые средства. ( транспаранты для графопроектора, видеофильмы).
11. Комплект инструментов и приспособлений.
Технические средства обучения:мультимедийный комплекс, телевизор, DVD– плеер, видеофильмы, графопроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. В.Ф. Дмитриева Физика: Учебник для профессий и специальностей технического профиля – М. Издательский центр «Академия». 2012.
2. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский Физика: Учебник для 10 кл.: общеобразоват. учреждений – 14-е изд. - М.: Просвещение, 2005.
3. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев Физика: Учебник для 11 кл.: общеобразоват. учреждений – 14-е изд. - М.: Просвещение, 2005.
Дополнительные источники:
Для преподавателей
1. Маркина Г.В., Бобров С.В. «Физика. Поурочные планы 10 класс», Волгоград «Учитель» 2006 год.
2. Маркина Г.В. «Физика. Поурочные планы 11 класс», Волгоград «Учитель» 2006 год.
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.
4. Настольная книга учителя физики, «Астрель»,М.,2004.
5. Научно-методический журнал для преподавателей физики, астрономии и естествознания «Физика», издательский дом «Первое сентября».
6. В.А. Волков Поурочные разработки по физике 10,11 класс, Москва, «ВАКО», 2006.
7. Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
8. Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
9. Т.И.Трофимова, А.В. Фирсов «Физика: законы, формулы, определения» учебное пособие для СПО. – М. «Дрофа», 2004.
Сайты и электронные пособия по физике
Направление
Краткая аннотация. Адрес
Физика вокруг нас
Новости, статьи, доклады, факты. Ответы на многие «почему?». Новости физики и космонавтики. Физические развлечения. Физика фокусов. Физика в литературе.
http:// physics03.nагоd.ги/index.htm
Физика в анимациях
Десять анимаций по основным разделам физики.
http:// physics/nаd.ги/physics/htm
Тесты по физике
Обучающие тесты по физике В. И. Регельмана.
http:// physics-regelman.com/
Чудеса своими руками
Описание интересных простых опытов по физике. http://demonstrator.nагоd.ги/cont/html
Новости науки
Изложение самых интересных научных статей, опубликованных в различных научных журналах. http://www.scientific.ru/index.html
Наука в «Русском переплете»
Новости из мира науки и техники. http://www.регерlet. ru/nauka/
Новости физики
Раздел новостей журнала «Успехи физических наук», ежемесячно публикующего обзоры современного состояния наиболее актуальных проблем физики и смежных с нею наук.http://www.ufn.ru/ru/news/
Элементы.Ру
Сайт о фундаментальной науке. Новости. Энциклопедия терминов и законов. Научный календарь. Наука и право. Библиотека статей. http://еlеmenty.ru/index.html
Наука и техника, электронная библиотека
Электронные версии научно-популярных журналов, научно-популярные статьи, биографические статьи, электронные версии редких книг.http://n-t.ru/
Известия науки
Научная жизнь. Открытия. Технология. Образование. http://inauka.ги/
Наука и жизнь в иностранной прессе
Обзор публикаций о достижениях науки и технологий в иностранной прессе. http://inopressa.ru/rubrics/science
Журнал «Квант»
Научно-популярный физико-математический журнал для школьников «Квант».
http://kvanr.info/
Журнал «Потенциал»
Журнал по физике, математике и информатике для старшеклассников и учителей.
http://www.potential.org.ru/bin/view/Home/WebHome
Журнал «Наука и жизнь»
Статьи по всем отраслям технических, естественных и гуманитарных наук, написанные известными специалистами. Свободный доступ к содержанию статей.http://www.nkj.ru/
Энциклопедия «Кругосвет»
Подробное объяснение научно-технических терминов и понятий.http://www.krugosvet.ru/ science.htm
Словари и энциклопедии на Академике
Самые различные словари и энциклопедии. http://dic.academic.ru/searchall.php
Электронные пособия:«Открытая физика» С.М.Козелл. – М.: Физикон.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине ФИЗИКА, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися, умений и знаний.
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются педагогические контрольно-измерительные средства, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки
Раздел (тема) учебной дисциплины
Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания)
Демонстрации
Вид
контроля
форма контроля
Введение
уметь:
-отличать гипотезу от научной теории;
-приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.
- экологические проблемы производственной деятельности.
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Виды механического движения.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Невесомость.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Образование и распространение волн.
Частота колебаний и высота тона звука.
текущий
контроль
устный опрос,
работа с карточками,
письменная проверка,
тестовые задания,
зачет,
проверка опорных конспектов,
коррекция
повторные тесты,
собеседование
итоговой
контроль
лабораторные работы,
практические работы
Тема 2. Молекулярная физика. Термодинамика
уметь:
•Узнавать и определять в печатном тексте физические знаки, формулы, физические сокращённые обозначения;
•определять прямую и обратную зависимость величин для выполнения графиков, чертежей и таблиц;
•рассчитать физическую величину из представленной формулы или закона;
•проводить оценочные расчеты, связанные с различными объектами;
·описывать и объяснять физические явления и свойства тел в газообразном, жидком и твердом состоянии;
·читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа; вычислять работу газа с помощью графика зависимости давления от объема;
·представлять явления и свойства графически;
·решать задачи по образцу и вариативно на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделеева — Клапейрона, связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул и температуры, первого закона термодинамики, на расчет работы газа в изобарном процессе, КПД тепловых двигателей;
·пользоваться психрометром; определять экспериментально параметры состояния газа.
знать:
- экологические проблемы производственной деятельности;
смысл физических понятий: вещество, взаимодействие, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты; тепловое движение частиц; масса и размеры молекул; идеальный газ; изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы; броуновское движение: температура (мера средней кинетической энергии молекул); необратимость тепловых процессов; насыщенные и ненасыщенные пары; влажность воздуха; поверхностное натяжение, смачивание; анизотропия монокристаллов, кристаллические и аморфные тела; упругие и пластические деформации.
Законы и формулы: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева — Клапейрона, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах, первый закон термодинамики.
Практическое применение: использование кристаллов и других материалов в технике; тепловые двигатели и их применение на транспорте, в энергетике; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды.
Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие молекулярно-кинетической теории.
Движение броуновских частиц.
Диффузия.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Психрометр и гигрометр.
Явления поверхностного натяжения и смачивания.
Кристаллические вещества.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
Модели тепловых двигателей.
текущий
контроль
устный опрос,
работа с карточками,
письменная проверка,
тестовые задания,
проверка опорных конспектов
коррекция
повторные тесты,
собеседование
итоговый
контроль
контрольная работа,
лабораторная работа,
практические работы
Тема 3. Электродинамика
уметь:
- Соблюдать правила техники безопасности и безопасные приемы труда при работе с электрооборудованием;
- рассчитывать параметры электрической цепи;
- использовать электроизмерительные приборы для измерения точных величин;
- определять типы и параметры устройств переменного и постоянного тока по их маркировке;
- проводить оценочные расчеты, связанные с различными объектами;
- узнавать и определять в печатном тексте физические знаки, формулы, физические сокращённые обозначения;
- формулировать понятия электромагнитного поля и его частных проявлений,
- определять прямую и обратную зависимость величин для выполнения графиков, чертежей и таблиц;
- рассчитать физическую величину из представленной формулы или закона;
-описывать и объяснятьэлектромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света;
-производить расчет электрических цепей;
-решать задачи на определение параметров тока, законов Ома для участка цепи и полной цепи, на расчет работы и мощности тока;
- описывать процессы, возникающие в простейшем колебательном контуре электромагнитных колебаний;
-приводить примеры практического использованияразличных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций
- применить теорию цвета на практике: сочетать многокрасочность в верстках.
Решать задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона; на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом и магнитном полях; на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, магнитной индукции, силы Лоренца, силы Ампера.
Собирать электрические цепи. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.
Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известно значение другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательной системе с известными параметрами. Измерять длину световой волны.
Решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой, на применение закона преломления волн.
Применять: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы; электронно-лучевая трубка, полупроводниковый диод, терморезистор, транзистор. Определять виды полупроводников в простейших микросхемах.
знать:
- правила техники безопасности и безопасные приемы труда при работе на электрооборудовании;
- основные положения использования электроприборов и электрооборудования;
- электротехническую терминологию и символику;
-физический смысл понятий: элементарного электрического заряда; сохранения энергии, импульса и электрического заряда;
-физический смысл параметров тока;
-законы электрического тока, условно-необходимых для существования тока и принципы работы приборов, используемых электрический ток;
- физические принципы функционирования и характеристики электрических и магнитных цепей, систем, устройств;
- машины постоянного и переменного тока;
- теорию электромагнитных волн и принципы их технического и безопасного использования;
- механизм электрической проводимости полупроводников, физические свойства и применения;
-законы магнитного поля и электромагнитной индукции, принципы распространения электрических волн и их использования в деятельности человека;
- природу образования цвета;
- экологические проблемы производственной деятельности.
Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поля; напряженность, разность потенциалов, напряжение, диэлектрическая проницаемость: сторонние силы и ЭДС; магнитная индукция, магнитный поток, термоэлектронная эмиссия, собственная и примесная проводимость полупроводников, р-n-переход в полупроводниках, электромагнитная индукция. Законы: Кулона, сохранения заряда. Ома для полной цепи, электролиза, электромагнитной индукции; правило Ленца.
Понятия: гармонические, свободные, вынужденные колебания и автоколебания; колебательный контур; переменный ток; резонанс, автоколебательная система; электромагнитное поле, интерференция, дифракция, дисперсия и поляризация света.
Законы отражения и преломления волн.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.
Текущий
контроль
Тестирование,
физические диктанты,
опрос,
проверка творческих работ,
защита лабораторных работ
Взаимодействие заряженных тел.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Тепловое действие электрического тока.
Собственная и примесная проводимость полупроводников.
Полупроводниковый диод.
Транзистор.
Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников с токами.
Электродвигатель.
Электроизмерительные приборы.
Электромагнитная индукция.
Работа электрогенератора.
Трансформатор.
Радиосвязь.
Интерференция света.
Дифракция света.
Законы отражения и преломления света.
Получение спектра с помощью призмы.
Оптические приборы
коррекция
повторные тесты,
собеседование
итоговый
контроль
контрольная работа,
лабораторные работы,
практические работы
Тема 4. Строение атома и квантовая физика
уметь:
- Узнавать и определять в печатном тексте физические знаки, формулы, физические сокращённые обозначения;
- определять прямую и обратную зависимость величин для выполнения графиков, чертежей и таблиц;
- рассчитать физическую величину из представленной формулы или закона;
- проводить оценочные расчеты, связанные с различными объектами;
- проводить оценочные расчеты, связанные с различными объектами, размера ядра, его плотности, энергии связи и т.п.;
- приводить примеры практического использования знаний квантовой физики в создании ядерной энергетики и лазеров;
- решать задачи с использование уравнения фотоэффекта, на излучение и поглощение света атомом;
Решать задачи на применение формул, связывающих энергию, импульс и массу фотона с частотой соответствующей световой волны.
Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнения Эйнштейна.
знать:
- смысл физических законов фотоэффекта и ядерной физики;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие атомной и термоядерной энергетики;
- основные положения квантовой механики;
- теорию элементарных частиц для объяснения физических процессов;
- экологические проблемы производственной деятельности.
- радиационный фон - неотъемлемая часть естественного существования человека.
Понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно-волновой дуализм, ядерная модель атома, ядерные реакции, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция деления, термоядерная реакция, элементарная частица, атомное ядро.
Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента; примеры технического использования фотоэлементов; принцип спектрального анализа; примеры практических применений спектрального анализа; устройство и принцип действия ядерного реактора.
Фотоэффект.
Излучение лазера.
Линейчатые спектры различных веществ.
текущий
контроль
Опрос,
проверка творческих работ,
оценка опорных конспектов,
защита презентаций
коррекция
повторные тесты,
собеседование
Тема 5. Эволюция вселенной
уметь:
- Узнавать и определять в печатном тексте физические знаки, формулы, физические сокращённые обозначения;
- определять прямую и обратную зависимость величин для выполнения графиков, чертежей и таблиц;
- рассчитать физическую величину из представленной формулы или закона;
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
Фотографии планет, сделанные с космических зондов.
текущий
контроль
блиц-опрос,
составление таблицы текста,
конкурс презентаций
и творческих работ
коррекция
повторные тесты,
собеседование
Обобщенные профильные умения по предмету:
· Уметь пользоваться программным обеспечением для успешного и результативного построения процесса обучения физики: решение задач, проведение лабораторных и практических работ, выполнение самостоятельных и творческих работ.
· Создавать демонстрационный и раздаточный печатный материал по физике, применяя программы для набора текста, создания графики и видео.
· Планировать проведение практических работ и составлять прогноз результативности работы, проводить рефлексию всех участников процесса обучения, проводить саморефлексию.
· Применять современные теории («Теорию электромагнитных полей и волн», «Квантовую теорию») для объяснения физических явлений природы и процессах, связанных с профессиональной деятельностью оператора электронного набора и верстки.
· Уметь вычленять в печатном тексте физические знаки, формулы и сокращенные обозначения.
· Уметь использовать технологии сбора, накопления, преобразования и размещения данных в информационных системах.
· Уметь использовать различные виды программного обеспечения для минимизации процесса расчетов и различного рода графических построений.
· Уметь применять компьютерные системы в своей работе.
Обобщенные профильные знания по предмету:
• Обозначение физических величин и единицы их измерения, формулы, законы и другие физико-математические графические символы для работы с ними в печатном тексте.
• Правила построения графиков и таблиц для исследования зависимости физической величины.
• Алгоритм вывода величины из представленного закона или формулы.
· Правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов.
· Технические правила расчета и набора таблиц, вывод формул.
· Основные правила проведения мероприятий по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
· Уметь предпринимать профилактические меры для снижения уровня радиоактивных и других техногенных опасностей, и их последствий в профессиональной деятельности, в быту.