Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок литературного чтения. " Они прикрыли жизнь собой" ( По рассказу Л. А. Кассиля " Рассказ об отсутствующем"

Submitted by Елена Владимировна Ефимова on вс, 06/10/2013 - 21:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ефимова Елена Владимировна
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

Цель: вызвать эмоциональный отклик на события, описанные в рассказе.

 

Задачи урока:

  1. Предметные:
    • развивать способность  учащихся полноценно воспринимать текст, понимать глубину текста,
    • познакомить с новым автором,
    • совершенствовать навык выразительного чтения.
  2. Метапредметные:
    • Познавательные УУД (учить осуществлять поиск необходимой информации в книге, развивать         умение  выражать свои мысли, осознанно строить высказывания)
    • Коммуникативные УУД( развивать умение работать в группе: внимательно слушать товарищей, аргументировано и  вежливо отстаивать свою точку зрения)
    • Личностные (формировать нравственные убеждения через оценивание поступков героев, исторических фактов; воспитывать уважение к людям старшего поколения, к истории своего государства)
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор, презентация, конверты  с заданиями для групп и с карточками для самооценки, книги  Л. А. Кассиля.

Краткое описание: 
Урок литературного чтения был проведён в канун праздника великой победы над фашистскими захватчиками. Урок предполагает предварительное знакомство учащихся с рассказом Л. А. Кассиля " Рассказ об отсутствующем". Учащиеся и учитель использовали учебник Романовской " Живое слово"

 Этапы урока.

          Деятельность учителя.

   Деятельность учащихся.

Создание эмоционального фона. Постановка учебной задачи.

Послушайте и дайте мне ответ движением головы:

- Считаете ли вы, что самой большой трагедией  20 века  стала Вторая Мировая война?

- Считаете ли вы, что общая беда объединяет всех  людей от мала до велика?

- Считаете ли вы правильным, что  спустя более полувека  имена защитников Родины помнят, и чтут их память?

-Считаете ли вы, что даже если имена многих героев войны останутся неизвестными, значимость их подвига для нас не станет меньше?   

На все эти вопросы мы постараемся ответить сегодня в ходе урока.

 23 апреля во  всех средствах информации прошло сообщение  о начале акции « Георгиевская ленточка». В этом году она объединила жителей 62 государств. Что же это за акция, о которой  говорят,  пишут люди  говорящие на разных языках?

Слайд №1

Что это за ленточки, которые … в  преддверии майских праздников можно увидеть у президента нашей страны, которую отправляют  на нашу орбитальную станцию, …?

Эта маленькая ленточка символ огромной признательности, благодарности тем, кто защитил наше отечество в годы Великой Отечественной войны. Сегодня мы с вами будем читать и размышлять над текстом о  судьбе людей в те трагические для нашей истории дни.

 

Рассказ об авторе и история создания произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А совершить это путешествие в прошлое нам поможет рассказ Льва Абрамовича Кассиля.

Слайд №2

 Имя этого автора, возможно,  многие из вас слышат впервые. Лев  Абрамович  Кассиль родился    10 июля 1905 года в Покровской слободе ( ныне город Покровск) Саратовской губернии в семье врача Абрама Григорьевича Кассиля и учительницы музыки Анны Иосифовны Перельман.

Слайд №3

 Когда Лев подрос, его отдали учиться в царскую гимназию, затем в советскую Единую трудовую школу.

Слайд №4

Мальчик очень любил читать, много времени проводил в детской библиотеке -читальне, где очень скоро стал редактором и художником  рукописного детского журнала. В 20 лет стал специальным корреспондентом  газеты  « Известие», а затем ответственным редактором детского журнала « Мурзилка».

Слайд №5

И всё было замечательно, до наступления дня,  который изменил жизнь всех людей нашего государства.

Слайд № 6

Лев Абрамович, как и все мужчины, идёт  в военкомат, чтобы отправиться защищать Родину, но  у него были серьёзные проблемы со зрением, в связи с чем воевать с оружием в руках он оказался не пригоден. И он становится военным корреспондентом,

  много работает  на радио. В эти страшные для нашей страны дни Кассиль встречался со многими  людьми, был свидетелем многих историй, а ещё получал много писем, автор одного из них взволнованно рассказывал об одном мальчике, который помог вырваться из окружения нашей воинской части и тем самым спас немало человеческих жизней.

Судьба мальчика  так  тронула сердце писателя, что через несколько дней на радио прозвучал  его новое произведение « Рассказ об отсутствующем».  Дома вы прочитали это произведение. Поделитесь своими впечатлениями.

-Давайте вспомним начало произведения.

 

- Как чувствует себя награждённый?  Почему? Подтвердите словами текста.

 

 

- Давайте подробнее поговорим об отсутствующем и награждённом воине. Работать будем в группах. В каждой группе есть командир, который организует работу и по результатам её  принимает решение о том,  кто будет оратором и  представит  результаты вашего совместного труда. Не забудьте фиксировать интересные мысли в ходе обсуждения, намечать план ответа.

 

 

Проблемный анализ произведения. Работа в  группах.

Вопросы для обсуждения в группах.

 1 группа

- Какое задание вызвался выполнить Николай Задохтин?

- Зачем это было нужно?

Материалы  в книге: с. 84-85

Свой ответ начните так: « Мы считаем, что…  В книге об этом говорится так…

- Как этот поступок характеризует бойца?

2 группа.

-Каким увидел боец мальчика?

-Чем занимался малец? Как это его характеризует?

( Какой он?)

Материалы учебника: с. 85-86, 87( верхняя строчка).

Свой ответ начни так: « Мы считаем…. В учебнике об этом говориться так…

Третья группа.

Что помешало  бойцу и мальчонке выбраться из оврага ?

Материалы  книги: с. 87

 Свой ответ начни так: « Мы считаем…. В учебнике об этом говориться так…

Приготовьте чтение по ролям отрывка. Помните, что повествование ведётся от имени бойца, т. е. слова бойца и автора должен читать один человек.

 После чтения по ролям обратите внимание ребят на то, кто первый услышал приближение фашистов?  Как это его характеризует?

Четвёртая группа.

Как же мальчик « отвёл глаза фашистам»?

Материалы  книги: с. 87-88

Свой ответ начните так: « Мальчик принял решение…

В книге об этом говорится так…

( чтение по ролям;

помните, что повествование ведётся от имени бойца, т. е. слова бойца и автора должен читать один человек.)

 После чтения по ролям обратите внимание ребят на то,

сколько времени понадобилось мальчику на принятие такого решения?  Какие чувства при этом  он испытывал? Каков же мальчик в этот момент своей жизни?

Пятая    группа.

Почему  боец Николай Задохтин  не  схватился за оружие и не  ударил  по фашистам?

Что это проявление трусости или  отваги, чувства долга перед оставшимися в окружении бойцами?

Материалы  книги: с. 88

 

 

 

Представление результатов групповой работы.

 

Выступление 1 группы.

- Какой же это человек, Николай Задохтин?

 

Выступление 2 группы.

 

 

 

 

Выступление 3 группы…

- Чем же  заканчивает  Николай Задохтин свой рассказ?

С какой просьбой обращается  к  награждённым?

 

 

- Для чего же Лев Абрамович Кассиль написал свой рассказ? Что он хотел донести до слушателей? Читателей ?

Смелый, отважный воин, не прячется за спины товарищей, а бёрется сам выполнить опасное задание

 

Мальчик: смелый, сообразительный- ведёт себя как опытный разведчик (выбрал выгодную позицию, придумал легенду на случай общения с фашистами, четко определил где и сколько вражеских орудий)…

Рассказ о пионерах героях Вов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

Но были  маленькие  герои, чьи имена стали известны всей стране. …

Они прикрыли жизнь собою,

Жить начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зелёная трава.

 

И вновь весна. И солнце светит ясно.

Вот детский смех послышался вдали.

Но кто сказал. Что жили вы напрасно?

Но кто сказал, что зря боролись вы?

Кто так сказал, не знал, наверно, горя

И не видал он материнских слёз,

Не видел он могил и после боя,

Не видел тех, кто это перенёс. ( Римма Казакова)

 

Рассказ о пионерах героях. ( Смотри приложение. Слайды.

- Какой же вывод вы сделали для себя, ребята?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Общая беда подняла на борьбу с  врагом всех от мала до велика. Имена не всех героев стали известны, но от этого их вклад в общую победу не стал меньше.

- Нужно помнить и чтить память всех защитников отечества.

- А в Москве даже есть памятник  неизвестному герою, у которого горит вечный огонь.

Самооценка участия в групповой работе

-Сейчас каждый из вас оценит свою работу.

-Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по составлению текста – 1 2 3 4 5.
Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.
Лучше всех в группе работал...
Моя группа работала – 1 2 3 4 5

Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт

-Я тоже хочу дать оценку вашей работе. …Спасибо за урок.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн