Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дифференцированный подход в обучении английскому языку.

Submitted by Анна Ефимовна Якушева on пн, 07/10/2013 - 20:33
Данные об авторе
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Предмет(ы): 
Английский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку считается удовлетворение потребностей и сильных, и слабых учащихся с учётом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.</p> <p> &nbsp;</p>

 

Дифференцированный подход в обучении английскому языку.

Одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является дифференцированный подход в обучении. Эта проблема не новая, но, наверное, далеко не полностью раскрыто всё многообразие её сторон, вся значимость её при решении задач активизации процесса обучения. Уверена, что у каждого учителя, работающего в школе, эта, на первый взгляд, вроде бы не сложная проблема вызывает трудности. Главная трудность вызвана неумением найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении иностранному языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащегося и организацией на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика.

 

Прежде всего, бесспорным фактом является разная степень подготовленности школьников. Чтобы правильно понять причины неравномерной успеваемости учеников класса, необходимо выявить причины неравномерной успеваемости учащихся класса, необходимо выявить причины отставания каждого и разобраться в них. Эти причины различны: один пропустил уроки по болезни, другой был невнимателен на уроке, а третий не понял объяснение учителя на уроке. Некоторые психологи и методисты считают, что зачастую дифференциация в обучении иностранному языку основывается не на индивидуальных особенностях личности ученика, а лишь на индивидуальных пробелах в его знаниях. Способности к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим – с большим трудом. Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легче усваивают лексику, в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию и т. д.  Кроме того у всех детей разный склад мышления.

 

Изучение интересов и склонностей учащихся, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению иностранному языку. Я убедилась на собственном опыте, что осуществлять всё это на практике нелегко. Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной степени сложности. При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности способный и менее способный ученики могут добиться одинакового результата только при разных затратах времени.

 

Часто бывает так, что даёшь слабому ученику менее сложное задание, чем сильному, исходя из соображения: пусть сделает меньше, да лучше. С одной стороны, это, конечно, правильно. Давая возможность слабому ученику принять участие в учебном процессе, тем самым активизируя его способности. Но тогда у сильного учащегося может возникнуть правомерный вопрос: «Почему мне приходится учить так много и выполнять такие сложные задания, если моему однокласснику, чтобы получить такую же оценку, достаточно сделать работу гораздо меньшую по объёму и более лёгкую по степени трудности?». Вот почему порой трудно ответить на подобный вопрос. Ребёнку это не всегда понятно, особенно если слабый ученик отстаёт из-за своей нерадивости, лени (пропустил уроки, невнимательно слушал учителя, а ему делаются поблажки: даются лёгкие задания). Дело в том, что дети менее чем взрослые, склонны доискиваться до сути вещей. В данном случае налицо явная «несправедливость» учителя, и заставить ребёнка разувериться в этом нелегко. С другой стороны, нельзя игнорировать принцип индивидуального подхода к каждому ученику, иначе неусвоенный однажды материал может сделать учащегося постоянно отстающим.

 

Знание индивидуальных особенностей ребят позволяет предвидеть возникновение возможных конфликтных ситуаций на уроке, как, например, в случае несовпадения самооценки школьника с оценкой его ответа учителем. Я обычно стараюсь запланировать опрос учащихся на уроке. Это даёт возможность продумать варианты их ответов, реакцию учащихся на ответ одноклассника. Я выставляю оценки за каждый вид речевой деятельности, что позволяет выявить индивидуальные пробелы в знаниях.

 

Я понимаю дифференцированный подход в обучении следующим образом: не только дифференцированные задания по сложности, но и дифференцирование условий выполнения этих заданий (различная помощь учителя сильным и слабым учащимся, различное время для выполнения задания, для обдумывания ответа), а также форм контроля за их выполнением.

 

Таким образом, можно предложить следующие основные варианты осуществления дифференцированного подхода в обучении иностранному языку:

 

Дифференцированная сложность задания – одинаковые условия его выполнения для всех учащихся – одинаковые формы контроля за его выполнением;

 

Дифференцированная сложность задания – дифференцированные условия его выполнения для всех учащихся – одинаковые формы контроля;

 

Дифференцированная сложность задания – дифференцированные условия его выполнения для всех учащихся – дифференцированный контроль за его выполнением;

 

Одинаковая сложность задания для всех учащихся – дифференцированные условия его выполнения – дифференцированный контроль;

 

Одинаковая сложность задания для всех учащихся – одинаковые условия его выполнения – дифференцированный контроль за его выполнением;

 

 

T – P1: What are you doing?

 

 P1: I’m writing.

 

 

 

T – P2: Vadim, stand up, please. Go to the door.

 

P2: I’m going to the door.

 

 

 

T – P3: What is Vadim doing?

 

P3: He is going to the door.

 

     

 

T – P4: Is he going to the blackboard?

 

 P4: No, he isn’t. He is going to the door.

 

 

Работают и сильные и слабые ученики, помогая друг другу. Далее роль учителя берёт на себя один из хорошо подготовленных учащихся. После этого ведущим может быть любой ученик из группы, в том числе и менее способный.

 

Успешно осуществляется овладение этим грамматическим материалом с помощью раздаточного материала. Предлагаю задание трёх степеней сложности, в зависимости от уровня овладения школьниками Present Progressive.

 

Для учащихся с высокой степенью подготовленности даётся задание

 

описать картинку.

 

Менее подготовленные учащиеся получают задание посмотреть на картинку, ответить на вопросы.

 

Учащимся с низким уровнем обученности предлагается следующее задание. Им даются карточки с глаголами в Present  Progressive.

 

Такие дифференцированные задания позволяют слабым учащимся переходить к освоению данного материала на более высоком уровне.

 

Наиболее сложным моментом в изучении этой грамматической темы является умение различать Present Progressive и Present Simple. Cлабые ученики успешнее преодолевают трудности в различении этих грамматических времен, если использовать в качестве опоры два хорошо известных слова now, usually.

 

Примерная ситуация.

 

 

T- РР:  Look at this picture. This is a pupil.

 

T – P1:  Is he going to school now?

 

      P1:   No, he isn’t

 

T – P2:  Does he go to school ( usually)?

 

       P2:  Yes, he does.

 

Отрабатывая таким образом подобные грамматические структуры, ученики осваивают их на доступном им уровне. Этот уровень максимально высок у каждого.

 

Таким образом, основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку считается удовлетворение потребностей и сильных, и слабых чащихся с учётом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.