Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщение опыта работы

Submitted by Наталья Александровна Геращенко on Wed, 09/10/2013 - 12:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Геращенко Наталья Александровна, учитель технологии МБОУ СОШ №14 г.Ковров Владимирской области
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Технология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> Обобщение опыта работы на уроках технологии в среднем звене общеобразовательной школы</p>

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

г.КОВРОВ

 

 

 

 

 

 

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

 

 

 

 

 

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

 

 

 

Автор:  Геращенко Наталья Александровна,

              учитель технологии высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ковров

2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.  Условия возникновения опыта…………………...3

2.  Актуальность опыта……………………………….4

3.  Ведущая педагогическая идея…………………….4

4.  Новизна опыта……………………………………..5

5.  Адресная направленность…………………………5

6.  Теоретическая база…………….…………………..6

7.  Технология опыта:…………………………………7

·      Виды проектов…………………...……………8

·      Этапы проектирования……………………...10

·      Оценивание…………………………………..11

·      Групповые проекты………………………….11

·      Роль учителя в проектировании…………….12

·      Творческий проект на уроках технологии…14

             -Творческий проект в 5 классе………….15

             - Творческий проект в 6 классе…………16

             - Творческий проект в 7 классе…………17

             - Творческий проект в 8 классе…………18

             - Творческий проект в 9 классе…………19

8.  Результативность опыта………………………….20

 

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА

Время, в которое мы живём, выдвинуло передобщеобразовательной школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной, разносторонней и активной личности. Поскольку труд остаётся главным условием жизни людей, поскольку при рыночной экономике способность к труду становится товаром, к которому предъявляются очень высокие требования,- урок технологии должен быть определённым вкладом как в умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие учащихся, так и в формирование у них готовности к труду.

Важность подросткового периода определяется тем, что в нём закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. Любознательность и любопытство - особенности подростка. Он открыт к восприятию нового, интересного, как губка впитывает разные сведения. Расширяются связи с окружающим миром и людьми, возрастает важность общения со сверстниками. Общение с ними отвлекает от подготовки уроков. К тому же у подростка появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Для многих школа становится лишь местом общения друг с другом. Разнообразная, интересная информация, которую поглощает подросток из разных источников, конкурирует со знаниями, получаемыми на уроке. Возникает проблема низкой мотивации детей к обучению.

 Мотивявляется источником деятельности. Деятельность без мотива или не осуществляется вообще или оказывается крайне не устойчивой. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно-значимого. Для того чтобы ребёнок по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они приобрели значимость и нашли опорную точку в переживаниях ученика. В этом случае ребенок будет испытывать чувство радости от достижения цели.

Что я как учитель технологии могу сделать, чтобы у детей возник интерес к самому процессу добывания знаний? Как при этом учитывать особенности ребенка? Вот, пожалуй, главные вопросы, волновавшие меня, когда обдумывались новые формы работы. Одной из таких удачных находок и стали творческие проекты.

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, "научить учащихся учиться". Современная педагогика переместила акценты с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка.

В своей президентской программе «Наша новая школа» Д.А.Медведев написал: «…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.»

 Метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают

.

 

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Ведущая идея данного педагогического опыта заключается в том, что проектная  деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что она:

·        личностно  ориентированна;

·        реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;

·        самомотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённость в работу по мере её выполнения;

·        позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

·        приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

·         развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;

·         прививает общую информационную культуру школьника;

·        является платформой для реализации межпредметных связей.

 

Благодаря внедрению проектной деятельности в процесс обучения учащихся, мы в корне меняем подход к системе обучения, к решению многих общеобразовательных задач, продиктованных временем.

 

                              НОВИЗНА ОПЫТА   

Под новизной понимается организация скоординированной совместной деятельности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время, в результате которой обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление.

Кроме этого разнообразная тематика проектов позволяет расширить содержание образования, учитывая при этом интересы детей, их индивидуальные способности.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Данный педагогический опыт может быть использован учителями технологии средних общеобразовательных школ, осваивающими новые образовательные технологии.

 Перспективность данного опыта в развитии проектной деятельности обучающихся, раскрывающей большие возможности для формирования творческих, интеллектуальных, познавательных, практических умений учащихся.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

Метод проектов возник во второй половине девятнадцатого века в сельскохозяйственных школах США. Другое название – «метод проблем». В основу метода легли  педагогические концепции американского педагога и психолога Джона Дьюи: деятельность обучающегося должна быть направлена на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт.

Возникновение метода проектов часто связывают с Дальтон-планом, создателем которого считают американского деятеля народного образования Е.Паркхерса. Особенность Дальтон-плана заключалась в том, что учащемуся предоставлялась свобода и в выборе знаний, и в использовании учебного времени. Но, несмотря на то, что Дальтон-план основан на принципе индивидуального обучения, русский педагог Л.Э.Левин отмечал, что «Дальтон-план создаёт организационные условия для работы, а метод проектов определяет новое содержание школьной программы».

В начале двадцатого столетия метод проектов заинтересовал и других отечественных педагогов. Так, например, русский педагог С.Т.Шацкий определил основные элементы метода проектов, среди них:

·        Реальный опыт ребёнка, который должен быть выявлен педагогом;

·        организованный опыт, полученный в результате деятельности ученика;

·        Соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые  знания);

·        Упражнения, дающие нужные ребёнку навыки.

В 20-е и в начале 30-х годов метод проектного обучения широко использовался в школах России. Но он не давал возможности овладевать системой знаний в рамках конкретных учебных курсов, и был изъят из школы.

Сейчас в связи с реформированием российского школьного образования метод проектов возрождается. Современный метод проектов призван существенно скорректировать и обогатить учебный процесс.

Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Брянского ГПИ В.Д. Симоненко предлагает, обобщив достижения зарубежных и отечественных ученых, связать основные положения метода проектов с деятельностным подходом.

Главная идея, на его взгляд, состоит в следующем: ребенок делает с удовольствием только то, что сам выбрал. Деятельность строится не только в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: «Все из жизни, все для жизни». Поэтому «проектный метод» предполагает «использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания».

 

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Проект(в переводе с латинского «брошенный вперед») – план, замысел, текст или чертеж чего либо предваряющий его создание; прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности.

Метод проектов - это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов.

Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача проектирования.

 

 

1.1.  Под  проектом  понимается  специально  организованный  учителем  и  самостоятельно  выполняемый  учащимися  комплекс  действий  по  решению  значимой  для  учащегося  проблемы.  Проект  завершается  созданием  продукта

            1.2.  Проект представляет собой работу, состоящую из двух частей:

пояснительной  записки по теме проекта и результатов  проектной  деятельности.

1.3.   Тематика  проектных  заданий  должна  быть  проблемной,  требующей  решения  путём  исследовательского (творческого)  поиска  и  применения  интегрированного  знания, актуальной  для  практической  жизни

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ ПРОЕКТОВ

 

Признаки

Типы проектов

1

Уровень творчества

-       исполнительский

-       конструктивный

-       творческий

2

Вид деятельности

-       исследовательский

-       творческий

-       информационный

-       ролевой (игровой)

-       прикладной

-       издательский

-       сценарный

3

Используемые умения

-       проектные: (мыследеятельностные, организационные, поисковые, информационные, коммуникативные, презентационные, оценочные)

-       предметные (литературно-лингвистические, математические

-       творческие

-       интеллектуальные

4

Содержание

-       монопредметный

-       межпредметный

-       надпредметный (внепрограммный)

5

База выполнения

-       школьный (среди участников одной школы, класса)

-       внешкольный (среди участников города, региона, страны)

-       международный (среди разных стран мира)

6

Количественный состав участников проекта

-       индивидуальный

-       парный

-       групповой

7

Возрастной состав участников  проекта

-       одновозрастной

-       разновозрастной

8

Продолжительность выполнения

-       краткосрочный (урок или несколько уроков)

-       средней продолжительности (в течение изучения темы школьного курса)

-       долгосрочный (в течение одного года и более)

9

Характер координации проекта

-       открытый (координатор проекта контролирует участников проекта, открыто выполняя свои функции)

-       скрытый (координатор не обнаруживает себя  в деятельности групп, как правило это относится  к телекоммуникационным проектам)

10

Формы продуктов деятельности

-       внешние (материальные): отчет, презентация, выставка и т.п.

-       внутренние (личностные качества): знания, умения, способности, компетенции

11

Использование средств обучения

-       традиционные (печатные, наглядные, технические)

-       Информационно-коммуникационные средства

12

 По форме

 

плакаты;

комиксы;

изделия и др.

       

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

Цель проектной деятельностизаключается в последовательности основных этапов – от замысла до реализации.

 

Наорганизационном этапе осуществляется мотивация, происходит выбор темы проекта учащимися, её осознание и обоснование; определение объема знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения проекта; составление плана работы; работа с информационными источниками.

 

На конструкционном этапеидёт активный поиск оптимального решения конструкции будущего изделия, формируются навыки систематизации различных приемов поиска решений, происходит знакомство с алгоритмами, инструкциями и опорными схемами.

 

Натехнологическом этапе происходит реализация действий в материальной форме. Целью этапа является создание реального объекта. Ученики обосновывают конструкционные и технологические решения, проговаривая этапы создания объекта. Постепенно действия учащихся автоматизируются, они все реже обращаются к опорным графикам, схемам, чертежам.

На презентационном этапевыполненная работа анализируется, структурируется, ей дается самооценка, а в финале проект выставляется на коллективную защиту, которая   позволяет  судить  об  уровне   сформированности  учебных действий.При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.

 

 

ОЦЕНИВАНИЕ

Возможными критериями оценки проекта могут быть:

1.     конструктивные критерии– прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению;

2.     технологические критерии- количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;

3.     экологические критерии– возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;

4.     эстетические критерии– оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн;

5.     экономические и маркетинговые критерии– потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы;

Рейтинговая оценка творческого проекта складывается из суммы средней оценки экспертов, самооценки исполнителя работы и оценки учителя.

 

ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

·        даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

·        обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

·        воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

·         предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

·        является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

·        позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников.

 В целом в работе над проектом учитель:

·         помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

·         сам является источником информации;

·         координирует весь процесс;

·         поощряет учеников;

·         поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Трудность выполнения проектовзаключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Проект является творческой работой, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса и дополнительных знаний. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать “играющим тренером” в совместной работе.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Действительно, трудно порой удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что обучающиеся «идут не туда». Но в ходе консультаций подсказывать нельзя, можно только отвечать на возникающие вопросы.

У ребят в ходе выполнения проекта возникают специфические сложности, которые носят объективный характер, а их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей ведения проектов. Ученикам трудно:

·        намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

·        искать пути их решения;

·        осуществлять и аргументировать выбор;

·        предусматривать последствия выбора;

·        действовать самостоятельно (без подсказки);

·        сравнивать полученное с требуемым;

·        корректировать деятельность с учетом промежу­точных результатов;

·        объективно оценивать процесс и результат проек­тирования.

Вот почему весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций, инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы оценки результатов. Большую помощь в организации самостоятельной работы над проектом обучающимся оказывают  памятки в форме ярких, лаконичных, эмоциональных советов.

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

На уроках технологии работает все – от фантазии до логики. Этот предмет опирается на другие школьные дисциплины: физику и математику, химию и биологию, а также на историю и литературу. Подумать здесь всегда есть о чём. Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Если в правописании слова "костюм" двух мнений быть не может, то на наших уроках только от обилия зарисовок этого самого костюма просто голова кругом идет. И задача учителя - помочь этим замыслам осуществиться.

Раздел «ПРОЕКТИРОВАНИЕ» введён в программу «Технология» с 1996 года.  На выполнение проектов выделено до 25% учебного времени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт внеучебного.

Тематика проектовможет относиться к какому-то определённому вопросу программы курса “Технология”  с целью углубить знания учеников по этой проблеме, дифференцировать процесс обучения. Но чаще темы проектов связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни и вместе с тем требующим привлечь знания учащихся не по одному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает естественную интеграцию знаний. Так, при выполнении проекта по разделу программы “Технология обработки тканей”, учащиеся должны использовать знания из курсов математики и черчения, выполняя расчёты и чертёж изделия, навыки рисования необходимы при выполнении эскизов объекта труда, навыки шитья – при изготовлении изделия.

Особенность проектирования - введение единого технического задания на выполнение творческого проекта, обеспечивающего конкурентоспособность различных проектов. Техническое задание должно быть сформулировано так, чтобы оно способствовало развитию индивидуальных творческих способностей школьников. Например: «Разработать и изготовить игрушку для новогоднего праздника. Кот? Собака? Дед Мороз? Снегурочка?»

Данная система рассчитана на 4 года обучения и позволяет  осуществить поэтапное включение учащихся в виды деятельности, учитывая уровень подготовки учеников и их возрастные особенности.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ПЯТОМ КЛАССЕ

 

На первом году обучения (в 5 классе) учащиеся знакомятся:

·        с понятием «творческий проект по технологии»;

·         этапами его выполнения, их содержанием;

·        алгоритмом проектной деятельности;

·        требованиями к готовому изделию

Учащиеся выдвигают идеи для выполнения проекта, анализируют модели-аналоги из банка объектов, выбирают модель проектного изделия, учатся защищать свою работу (обосновывают  выбор, дают самооценку работы, выводы по работе).

Варианты творческих проектов, предлагаемых программой:

·        Швейное изделие «ФАРТУК»;

·        Панно, вышитое ручными швами;

·        Изделие в лоскутной технике (прихватка, грелка под горячее, грелка на чайник)

Предлагаю расширить содержание проектов следующими темами:

·        Бисероплетение (фигурки животных и насекомых);

·        Тестопластика (ёлочные игрушки, подсвечник);

·        Сувенир «Пасхальное яйцо»;

·        Игрушки-сувениры из помпонов;

·        Проект «Платок» ( на основе изученных ручных  швов);

·        Плакатына тему «Правила техники безопасности»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ШЕСТОМ КЛАССЕ

 

На втором году (в 6 классе) идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологического изготовления изделий: оценка своих материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, изготовление образца, расчет стоимости используемых материалов, защита. Проект выполняется в рабочих тетрадях и носит познавательный или описательный характер.

 

 Например: В разделе "Работа на швейной машине" девочкам предлагается на основе изученных швов выполнить изделие утилитарного назначения, где оговаривается объем работы и сроки его выполнения. Это может быть прихватка, а может грелка на чайник – важно правильно рассчитать свои силы, время и технологическое требование. Именно на этом году обучения учащиеся учатся оценивать своё "хочу" и "могу ". Уже при выборе изделий каждая девочка будет опираться на свой опыт, полученный в тренировочном периоде.

 

Варианты творческих проектов, предлагаемых программой:

·        Швейное изделие «Юбка»;

·        Изделие, вышитое счётными швами (панно, салфетка, полотенце, подушка-игольница, скатерть);

·        Изделие в лоскутной технике (прихватка, грелка под горячее, грелка на чайник);

·        Вязаное спицами изделие;

·        Меню и блюда для ужина.

Предлагаю расширить содержание проектов следующими темами:

·        Бисероплетение («Бонсай»);

·        Тестопластика (Подвеска на стену, картина);

·        Фоторамки;

·        Папье-маше;

·        Мягкая игрушка «Талисман года».

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СЕДЬМОМ КЛАССЕ

 

На третьем году (в 7 классе) к проектной деятельности прибавляется этап послепроектной деятельности. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.

 

Основные этапы проектирования: анализ технического задания, установление технических требований, оценка своих материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, составление технологической карты изготовления изделия, изготовление образца, расчет стоимости изделия, реклама проекта, защита. Проект выполняется на отдельных листах, оформляется творчески, и несет только описательный характер.

 

Варианты творческих проектов, предлагаемых программой:

·        Плечевое изделие с цельнокроёным рукавом;

·        Изделие в лоскутной технике (подушки-игрушки);

·        Изделие, вязаное крючком (прихватка);

·        Меню и блюда для ужина.

Предлагаю расширить содержание проектов следующими темами:

·        Тестопластика (Картина);

·        Декупаж;

·        Сувенирная корзина из лент.

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ВОСЬМОМ КЛАССЕ

 

На четвертом году обучения (в 8 классе), когда каждая ученица умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор, мы знакомимся с предпроектной деятельностью. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом.

      Основные этапы проектирования: анализ технологического задания, установление технологических требований, оценка своих материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, составление технологической карты изготовления изделия, изготовление образца, экономическое обоснование, реклама проекта, защита проекта. Проект выполняется на отдельных листах, оформляется творчески, и несет не только описательный, но и исследовательский характер.

Варианты творческих проектов, предлагаемых программой:

·        Плакат по электробезопасности;

·        Панно в технике вышивки гладью;

Предлагаю расширить содержание проектов следующими темами:

·        Тестопластика (Картина);

·        Изделия в технике «Фелтинг»;

·        Лоскутное шитьё (Картины).

При работе над проектом по теме “Лоскутное шитьё” в 8 классах возможно соединение индивидуальных работ учениц в одно большое изделие – панно, т.е. единый объект проектирования, варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются эскизами, схемами, имеют дизайнерское решение. При этом логика построения деятельности учащихся должна соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ДЕВЯТОМ КЛАССЕ

В девятом классе работа по проектам проводится в рамках курса по выбору  для предпрофильной подготовки «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Проект выполняется самостоятельно. Учитель выступает в роли оппонента, которому приходится доказывать рациональность того или иного выбора, решения или действия. Защита проекта проходит в виде презентации (программа Power Point).

Если в 5-8х классах при проектировании выбиралась одна единая тема (например, «Мягкая игрушка»), то в девятом классе каждая ученица самостоятельно выбирает тему для проекта по своему желанию. В большинстве случаев это декоративно-прикладное творчество. Причём многих учениц привлекают нетрадиционные техники:

·         Фелтинг;

·         Флористика;

·         Сувениры из пластиковых бутылок;

·         Поделки из природных материалов;

·         Тестопластика и другие.

В 9-тых классах особенно ценны и интересны коллективные творческие проекты, где над одной темой работает группа девочек. Каждая из них находит свое место в общем деле. Коллективная проектная деятельность несет облегчение, экономит время, т.к. над проблемой работают сразу несколько человек. Но и имеет свои трудности – совместимость участников проекта. И здесь важную роль играет учитель. Именно он должен правильно сформировать группу, назначить руководителями проекта определенных учеников, опираясь на их способности, дать возможность каждому почувствовать свою значимость и важность. Для этого создаются проектные отделы: маркетинга, дизайнерский, конструкторский, технологический, производственный и т.д., в зависимости от вида изделия и рода деятельности. Каждый найдет себе достойное место и будет востребован.

Лучшие работы участвуют в ежегодном городском конкурсе на лучший технологический проект и других тематических выставках-конкурсах декоративно-прикладного творчества. Участие и желание победить в них является хорошей мотивацией для учащихся.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

 Для определения результативности  метода проектов как средства повышения мотивации учащихся был проведён эксперимент под названием «Шкалирование».  Эксперимент был начат в сентябре 2007-2008 уч. года в 6а классе.

Учащимся предлагалось ответить на вопросы, которые разбиты на шесть блоков:

1.      Внимание учащихся на уроках труда.

2.      Самоорганизация учащихся.

3.      Ориентировка в материале.

4.      Отношение учащихся к способам познания нового материала.

5.      Действие учащихся при затруднениях, встречающихся на уроках труда.

6.      Оценка учащимися результатов своей деятельности на уроке.

 

Анализ анкет определил уровень мотивации каждого учащегося:

 

1 уровень мотивации. У учащихся непроизвольное внимание, низкий уровень самоорганизации. На уроке не самостоятельны. Ответы дают с помощью учителя. Систематически не выполняют домашнее задание, опаздывают и пропускают уроки.

2 уровень мотивации. У большинства  учащихся произвольное внимание. Средний уровень самоорганизации. Самостоятельны в некоторых вопросах и видах деятельности. Выполняют работы и задания средней сложности.

 3 уровень мотивации.У  учащихся произвольное внимание. Высокий уровень самоорганизации. На уроках самостоятельны. Выполняют работы повышенной сложности. Владеют навыками взаимоконтроля, взаимопомощи, самопроверки. Умеют пользоваться инструкционными картами.

 

Каждый уровень имеет наполняемость от 0% до 100 %.

Наблюдая за учащимися, я сделала вывод: учащиеся 3 уровня занимают 1-3 парты; учащиеся 2 уровня занимают 2-4 парты, а учащиеся 1 уровня, как правило, занимают последние парты.

Ориентируясь на характеристику уровней мотивации, я должна была попытаться увеличить наполняемость уровней мотивации, а также перевести учащихся с одного уровня на другой, вышестоящий.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

 

По результатам шкалирования видно, что в течение учебного года несколько учащихся переходят с одного уровня мотивации на более высокий (со 2 на 3). Кроме этого наблюдается наполняемость каждого из уровней. Мотивация остаётся стабильной только в период летних каникул.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Учитывая интересы и пожелания учащихся, ежегодно веду  кружки и элективные курсы по декоративно-прикладному творчеству:

В 2009-2010 учебном году:

·        Макраме.

В 2010-2011 учебном году:

·        Роспись по ткани.

·        Вышивка шёлковыми лентами.

В 2011-2012 учебном году:

·        Бисероплетение.

·        Тестопластика.

·        Вышивка шёлковыми лентами.

 

Ежегодно посещаю с учениками:

1.     Выставки-конкурсы творческих работ учащихся;

2.     Предприятия г.Ковров:

·        ткацкая фабрика;

·        хлебзавод;

·        кондитерская фабрика «Яковлев»;

·        мясокомбинат

·        ателье.