Вы не зарегистрированы

Авторизация



Изучение основных приемов звукоизвлечения игры на фортепиано

Submitted by Надежда Николаевна Никифорова on Fri, 11/10/2013 - 15:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Никифорова Н.Н.
Место работы, должность: 

ГБОУ СО СПО ВОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Ф.И. Панферова, преподаватель музыкальных дисциплин

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Совершенствование музыкально &ndash; исполнительских навыков игры музыкальных произведений; закрепление теоретических знаний,с целью формирования необходимых профессиональных компетенций необходимых для реализации профессиональных задач на уроках музыки и внеурочных музыкальных занятиях в начальной школе.</p>

 

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Саратовской Области  Среднего Профессионального Образования «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панфёрова»

Россия

 

 

 

 

 

План - конспект открытого урока по предмету

«Обучение музыкальному инструменту»

 

 

 

 

 

 

 

подготовила

преподаватель музыкальных дисциплин

Никифорова  Надежда Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Вольск

2013г.

Цели:

 

Дидактическая:совершенствование музыкально – исполнительских навыков

игры  музыкальных произведений; закрепление теоретических знаний,

с целью формирования необходимых профессиональных компетенций необходимых для реализации профессиональных задач на уроках музыки и внеурочных музыкальных занятиях в начальной школе.

 

Воспитательная: воспитывать эстетический вкус; любовь к музыке; усидчивость и трудолюбие.

 

Развивающая:  развитие познавательной  и творческой активностичерез различные виды деятельности студентов, умение организовывать собственную деятельность по освоению новых  знаний по предмету, стимулировать устойчивый интерес для успешного решения профессиональных задач.

 

Вид занятия: урок, 45мин

 

Тип урока:  урок закрепления и  совершенствования знаний.

Методы занятия:

  • Словесный,
  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Метод активизации музыкально-слуховых представлений.
  • Метод эмоционального воздействия и убеждения.
  • Здоровьесберегающих технологий.

 

Внутрипредметные связи: теория музыки и практикум, музыкальная литература.

Межпредметные связи: литература, педагогика, психология.

 

Оборудование и методическое обеспечение урока:

 

Студент должен:

 

Знать:нотописание, длительности нот, основные приемы звукоизвлечения, динамические оттенки, аппликатуру.

 

Уметь:исполнить по нотам изучаемый песенный материал 1 класса, упражнения, этюд и пьесу, направленные на освоение основных приемов исполнения.

 

 

Ход занятия

 

 

элемента

занятия

 

Элементы занятия

 

Время,

минут

 

Методы

 

  1.  

 

Организационная часть.

 Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим работать  над освоением  основных приемов  игры на фортепиано.Тема урока: изучение основных приемов звукоизвлечения_

2

Словесный

  1.  

Мотивация учебной деятельности

 

 -Что такое музыка?

(Это поэзия, выраженная звуками)

 

-  послушайте как поэт     Вадим Семернин отвечает на этот вопрос.

 

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт -

В шелесте трав,

В шуме дубрав –

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода –

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

 

 И вот эти чудесные звуки, чувства, мысли,  воплощенные в нотном тексте должен выразительно исполнить музыкант.  И не только передать, но заставить нас пережить эти чувства, эти образы  вместе с композитором или с героем, которого изображает музыка.

И поэтому нам необходимо овладеть секретами  выразительного исполнения на инструменте.

Можно прикасаться к инструменту по-разному, в зависимости от того, что нам нужно звуками передать.

3

 

Словесный.

Метод активизации музыкально-слуховых представлений.

3.

Актуализация опорных знаний студентов, работа над упражнениями, подготовка к исполнению музыкальных произведений.

-А какие основные приемы звукоизвлечения ты знаешь?

Legato

Nonlegato

Staccato

Найди на карточках обозначение штрихов.

 

Подготовим руки к исполнению.

Упражнение «Радуга»

Надя,  представь, что ты находишься в лесу после дождя. И вдруг ты видишь радугу – она такая красивая, что тебе сразу захотелось ее нарисовать, а под рукой нет ни красок, ни бумаги. Ну ничего страшного – нарисуем ее в воздухе (Рисует радугу) А теперь перенесем руку на инструмент и будем рисовать над клавиатурой, приговаривая стишок. В конце каждой строчки нажимаем клавишу любым на выбор пальцем. Сначала правой рукой, затем левой. 


- Ой, ты, радугу, дуга, под тобой лежат луга,

 В  небе ты повисла, словно коромысло…

Я красивую такую в полминуты нарисую.

      Следующее упражнение:

 «Командир и солдаты»

Голова-командир. Пальцы солдаты. Солдаты (пальцы) спят. Командир их будит. Например: Проснись первый солдат – ребенок шевелит первым пальцем и т. д. Сначала делаем правой рукой, затем левой.

Пальчиковая гимнастика.
- «Пальчики здороваются» Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
 Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»

Надуваем шарик. Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем большой шарик. Когда воздух выходит, принять исходное положение.

«Вертолет». Пальцы обеих рук

( кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед соединить их подушечками (это хвост вертолета). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.
-« Шествие».(как раз к новой теме). Левая рука поднята, ладонь раскрыта, локоть чуть отведен в сторону. Указательным и средним пальцами  правой руки медленно, но с нажимом пройтись по центру левой ладони. Пальцы левой руки под нажимом подаются назад. Затем руки поменять.
- Топ – топ - топ - топ - топают ножки.
Идет Надя   по дорожке.

Упражнение №23. С. Барсуковой
Исполнение «Этюда» - О. Сотниковой.

 

10

 

 

Словесный.

Метод активизации музыкально-слуховых представлений.

Здоровьесберегающих технологий.

Работа по карточкам.

4.

Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности. Работа над совершенствованием музыкального и теоретического материала урока

 

  1. «Веселый музыкант» муз. А. Филиппенко.

Работа над исполнением песни:

  1. Исполнение песни
  2. Слушание записи исполнения на синтезаторе
  3. Работа над штрихами и разным характером музыки в куплетах.
  4. К. Лонгшамп- Друшкевичова «Полька»

Композитор сочинила много пьес для начинающих пианистов, и одной главной своих целей считала  воспитание художественного мышления.  Пьески удобны для исполнения, и очень интересны по музыкальному содержанию.

Что такое «Полька»- Глоссарий

Исполнение Польки.

Работа над штрихами и динамическими оттенками.

Работа по карточкам- определи музыкальный термин  (Приложение  №1)

15

Словесный, эмоционального воздействия и убеждения; активизации музыкально-слуховых представлений.

Работа с карточками.

Работа с Глоссарием.

Приложение  №1

5.

Самостоятельное выполнение практической части работы.

Сочинение небольшой музыкальной пьесы по предложенной картинке.

  Приложение  №1     (Медведь  - Мышь).

Исполнение двух  контрастных по характеру небольших музыкальных пьес (Медведь, Мышка). Показ картинки студентке, гости отгадывают название и образ данной пьесы.

5

Словесный.

Метод активизации музыкально-слуховых представлений.

Работа с карточками. Приложение  №1

 

6.

Обобщение и систематизация знаний.

Разгадывание кроссворда.

6

Словесный.

Работа с карточками.

Метод активизации музыкально-слуховых представлений.

Кроссворд

7.

Подведение итогов, оценка

2

Словесный.

8.

Задание на дом

 

2

Найти и оформить данные о композиторе

 А. Филиппенко.

Продолжить работу над музыкальными произведениями.

 

 

 

 

Приложение  №1

 

 

 

 

Как называется этот прием?

 

 

 

 

Что обозначает лига?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как называется прием исполнения мелодии?

 

 

 

 

 

 

 

Что обозначает этот термин?

 

Crescendo

 

Cresc.

 

 

Что обозначает этот термин?

Diminuendo

 

 

 

 

 

 

 

Что обозначает этот термин?

 

Forte

 

 

Piano

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     
 

 

 

 

 

Приложение№2

 

 

 

По горизонтали:

  1. Собирательное название семейства клавишных струнных музыкальных

инструментов, в которых звук извлекается при помощи ударяющих о струны молоточков. Существует в двух  разновидностях.

         2.Указание об отрывистом, коротком исполнении звуков мелодии; один из

                 приемов звукоизвлечения,  противоположный легато.

         3. Связное исполнение звуков, когда один звук как бы переходит в другой без

                 перерыва между ними. Один из основных  приемов звукоизвлечения.

            4. Знак постепенного усиления звука, нарастающей силы   музыкального 

                   звучания.

По вертикали:

          1.Знак, применяемый для записи музыкальных звуков и указывающий их

                длительность.

          2. Автор музыкальных произведений. 

          3. Одноголосно выраженная музыкальная мысль. Важнейшее

               выразительное  средство музыки.  «Душа музыкального произведения».

 

Список литературы

 

  1. Барсукова С.А. Весёлая музыкальная гимнастика. Изд.«Феникс», 2010.- 48с.
  2. Милич Б. Фортепиано – маленькому пианисту. Учебное пособие. Изд. 

Кифара .- 2008 г, 92 с.

  1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.,М.- 1988
  2. Николаев А. А. «Школа игры на фортепиано». М., М.- 2007 -199 с.
  3. Способин И. В. Элементарная теория музыки. Переиздание 1963 г., 202 с.