Тема урока: Таблица умножения. Случаи умножения на 2.
Submitted by Светлана Петровна Попова on Sat, 12/10/2013 - 12:01
Автор: Попова Светлана Петровна, учитель начальных классов МБОУ гимназии №3 г.Пролетарска Ростовской области
2 класс, математика
Тема урока: Таблица умножения. Случаи умножения на 2.
Цель: создать условия для составления таблицы умножения на 2; познакомить с рациональными приемами запоминания; учить использовать таблицу при нахождении значения произведений.
Образовательные:
Выявить знания табличных случаев умножения и деления на 2
Развитие наблюдательности, выделять главное, анализировать;
Развивать внимание, логическое мышление;
Развивать математическую речь, память
Воспитательные:
Воспитание интереса к умственному труду;
Воспитание стремления использовать математические знания в повседневной жизни
Оборудование : учебник « математика. 2 класс», мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока.
I.Орг. момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки?
II. Устный счет
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица,
Потому что считаем в уме.
2.Актуализация опорных знаний.
- Рассмотрите числа, записанные на доске.
10,12,14…
11,13,15…
- Что их объединяет? (двузначные)
-Найдите лишнее. (10)
Почему?( 10 – круглое)
-Найдите закономерность каждой строки. Продолжите ряды на листочках, лежащих у вас на парте.( Идет счет через два)
-Проверим первый ряд. Как получили следующее число?
*На окошке 3 кошки, у каждой кошки по 4 ножки.Сколько всего ножек у трёх кошек?
4+4+4=12
*У окошка 4 кадушки, в каждой кадушки по 3 лягушки. Сколько всего лягушек в четырёх кадушках?
3+3+3+3=12
-Что общего во всех этих выражениях?
3.Создание проблемной ситуации.
Посмотрите на записанные выражения, разделите выражения на группы.
4+4+4 2+4+9 5+5+5
3+9 6+6
1+8+3 10+4
Сколько способов разбиения вы нашли? (три)
4+4+4
6+6
5+5+5
Можно ли данные выражения записать по-другому? ( да)
Как ? ( заменить сложение умножением)
.
3.Счет парами.
Сделай к задаче рисунок и реши её.
Сколько ушей у 6 мышей?
Как быстрее считать: по 1 или парами? (ответ учащихся)
SHAPE \* MERGEFORMAT
Считайте парами.
Как узнать, сколько ушей? ( по 2 уха взять 6 раз)
2+2+2+2+2+2=12
Легко было считать?
III. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы.
-Очень неудобно, долго всегда заменять умножение сложением, а затем вычислять результат. Что же делать, ребята¸ не знаете?
Оказывается, существует таблица умножения, которая позволяет без труда вычислять произведение. Сегодня на уроке мы составим и постараемся запомнить таблицу умножения числа 2.
2.Установка на запоминание.
Я с утра учу таблицу,
Я замучился совсем.
Ну, зачем же знать таблицу
И тебе, и мне – нам всем?
Знание таблицы умножения пригодится вам в жизни. Везде, где придется что-нибудь считать: в магазине, на почте, в аптеке и др. – таблица умножения просто необходима. Настраивайтесь на запоминание.
3.Составление таблицы.
- Как узнать, сколько получится, если 2 умножить на 2? ( 2+2=4)
- Как узнать, сколько получится, если 2 умножить на 3? ( 2+2+2=6, значит, 2*3=6)
- Как можно узнать, сколько получится при умножении 2 на 3, используя результат первого примера? ( 2*2=4, да еще 2, надо к 4+2=6)
Аналогично находится результат в остальных примерах.
На доске запись:
а) 2 * 2 = 4 2 + 2 = 4 Два на два мы умножаем и 4 получаем
2 * 3 = 6 2 + 2 + 2 = 6
2 * 4 = 8 2 + 2 + 2 + 2 = 8
2 * 5 = 10 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10
2 * 6 = 12 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 12 Два на 6 мы умножаем и 12 получаем
2 * 7 = 14 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 =14
2 * 8 = 16 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 16 Два на 8 умножаем и 16 получаем
Если вы оглядите класс, то увидите примеры, записанные на карточках.
Пойдите, ребята, выберите себе пример. Оставайтесь стоять на месте . (Ученики встают, ходят по классу, собирают карточки)
3 * 2 =
4 * 2 =
5 * 2 =
6 * 2 =
7 * 2 =
8 * 2 =
9 * 2 =
10 * 2 =
Кто сможет назвать ответ своего примера, не заменяя сложением?
Составим вторую таблицу умножения на число 2.
Дети выставляют на доску свои примеры. Читают их. Получается вторая таблица.
3 * 2 = 6
4 * 2 = 8
5 * 2 = 10
6 * 2 = 12
7 * 2 = 14
8 * 2 = 16
9 * 2 = 18
10 * 2 = 2
Прочитаем таблицу весело.
Как вы думаете, надо ли учить обе таблицы?
( Нет, достаточно выучить одну таблицу.)
в) Выявление закономерности.
Прочитайте только результаты произведений.
Что заметили? Какую закономерность? (каждый следующий результат увеличивается на 2)
Прочитать снизу вверх. (20, 18, …)
Какая закономерность? (каждый предыдущий результат уменьшается на 2)
IV.физ.мин.
Вверх ладошки!
Хлоп! Хлоп!
По коленкам-
Шлеп! Шлеп!
По плечам теперь
Похлопай!
По бокам
Себя пошлепай!
Можем хлопнуть
За спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем!
Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!
V. Первичное закрепление.
1.Назвать произведение, если первая цифра результата 2..
Назвать произведение, если последняя цифра результата ..8, ..6
2.Если назову результат произведения из таблицы, то вы хлопайте, если нет – топайте.
14, 5, 7, 4, 10.
3. распредели все числовые выражения на 3 группы так, чтобы выражения с одинаковыми
значениями были в одной группе.
101612
2+2+2+2+2
6+6
2*5
8*2
8+8
2*8
5*2
6*2
4.Решить задачу №3, с.69.
Анализ задачи.
- Сколько покупателей было у фермера?
Кто такой фермер?
(Фермер – владелец хозяйства или с/х предприятия на земельном участке)
- По сколько литров молока он им продал?(по2 литра)
- Что надо узнать в задаче?( сколько всего литров продал фермер)
- Как это сделать?
Запишите решение.
2 * 9 = 18(л)
Ответ.18 литров
Кто-нибудь уже запомнил таблицу?
(Таблица на доске закрывается, на экране таблица частично с ответами)
Задание:вписать таблицу. Если знаете, пишите, если что-то еще не запомнили – не пишите.
2. 3= 2 . 5= 2 . 4= 2 . 6 =
2 . 2= 2 . 3= 2 . 7 = 2. 4=
3 . 2= 2. 8 = 2 . 9= 2 . 10=
2 . 2 = 5 . 2 = 6 . 2= 7 . 2=
8 . 2= 10 .2= 4 . 2=
Самостоятельная работа.
Взаимопроверка: таблица открывается.
VI. Итог урока
- Чему научились на уроке?
Какая работа понравилась на уроке? Что показалось интересным?