Вы не зарегистрированы

Авторизация



Живописующее основное действие

Фото пользователя Татьяна Николаевна Захарова
Submitted by Татьяна Николаевна Захарова on Wed, 13/05/2009 - 11:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Белобородова Наталья Михайловна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №11, г.Искитим, Новосибирской области
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Первый урок по теме «Деепричастие» (Русский язык 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под редакцией М. Разумовской П.А. Леканта.- 12-е издание; стериотипное.- М.: Дрофа, 2008. – 363.). Урок начинает игровой момент (для актуализации знаний) «Собери словечко!», даётся возможность самим детям определить тему урока и сформулировать его цель, для объяснения нового материала используется лингвистическая сказка «Монолог деепричастия». В ходе объяснения нового материала составляется конспект. Для закрепления материала используется такая форма урока как путешествие. На разных этапах урока неоценимым помощником является интерактивная доска.

Автор ресурса - Белобородова Наталья Михайловна

 

 

Пояснительная записка

Знакомство с  деепричастием по учебнику М.М. Разумовской происходит в 6 классе.

Приступая к разговору о том, как лучше построить обучение деепричастию, необходимо подчеркнуть основную причину, которая определяет сложность  в усвоении этого языкового материала: в процессе изучения русского языка дети не овладевают навыками опознавания деепричастия. Отсюда многочисленные ошибки и в написании этих слов, и в пунктуационном оформлении предложений с деепричастными оборотами, и в проведении морфемного и морфологического разбора.

Почему же эта категория плохо усваивается учащимися, почему что  они с таким трудом  опознают, классифицируют, анализируют?

Причина, конечно, в объективной, природной сложности данного языкового явления. Прежде всего, для деепричастия характерна яркая стилистическая отнесённость -  оттенок книжности. Это значит, что они сравнительно редко употребляются в бытовой речи, которая «на слуху» ребёнка.

Вторая причина кроется в двойственной языковой природе этой части речи.

Особое внимание при изучении деепричастия следует уделять первым урокам, поскольку именно на них закладывается «морфемный» взгляд на эту категорию.

         Начинается изучение этой непростой темы  с ввода понятия о деепричастии (§ 43 «Что такое деепричастие»)  Урок  открывает  игровой  момент (для актуализации знаний) «Собери словечко!», даётся возможность самим детям определить тему урока и сформулировать его цель, для объяснения нового материала используется лингвистическая сказка «Монолог деепричастия».  В ходе объяснения нового материала составляется конспект. Для закрепления материала используется такая форма урока как  путешествие. На разных этапах урока неоценимым  помощником является интерактивная доска.

                    Данный открытый урок был проведён в 6 «Б» классе, где обучаются дети с разными способностями. Никаких затруднений при выполнении заданий не было. С самостоятельной работой в конце урока справились все учащиеся класса.

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

РУССКОГО  ЯЗЫКА В 6 классе «ЖИВОПИСУЮЩЕЕ ОСНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ»

(Первый урок по теме «Деепричастие»)

Урок № 1

Цель:

Ø познакомить учащихся с  лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола;

Ø развитие умения опознавать данную форму по типичным моделям;

Ø воспитание патриотизма.

Средства обучения:

1. Русский язык 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под редакцией М. Разумовской П.А. Леканта.- 12-е издание; стереотипное.- М.: Дрофа, 2008. – 363.

2.Раздаточный материал для индивидуальной и самостоятельной работы

Оборудование

1.    Компьютер.

2.    Интерактивная доска

3.    Проектор

Программное обеспечение:

1.    Microsoft Office Word 2003

2.    Microsoft Office PowerPoint 2003  «Живописующее основное действие»

3.    NOTEBOOK

 

 

 

 

 

План урока.

Основания:

развивающий метод и

 функции управления

Этапы

 урока

Образовательно-

воспитательные

цели

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Упражнения

Виды работы

Средства обучения

Контакт

Орг момент

 

Приветствует учащихся,

создаёт доброжелательную

 рабочую  атмосферу,

 проверяет готовность

учащихся к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются на работу,

 проверяют готовность

 своего рабочего места.

 

 

 

Мотивация

 

Включение в активный мыслительный процесс

Обеспечивает понимание ценности приобретаемых знаний, предлагает  познакомиться с творческим названием темы урока (стихотворение)

Переводят  внешнюю речь  во внутреннюю речь, читают и записывают творческое название темы урока, высказывают свои догадки по поводу темы урока.

 

 

1.Презентация

«Живописующее

Основное действие» — 1слайд

2. Речь учителя

Организация

Определение и формулирование  темы урока

 

Активизация мыслительной и речевой деятельность учащихся

Организует самостоятельную работу  диалог.

Отвечают на поставленные учителем вопросы, выполняют практические задания.

«Собери словечко» и узнай тему урока

Самостоятельная

работа

NOTEBOOK — 1слайд

 

 

 

 

Даёт исторический комментарий

Слушают и записывают название конспекта

Путешествие по страницам словаря

 

NOTEBOOK — слайд 2

 

 

Формулирование проблемы, подлежащей решению

Совершенствование умения видеть проблему и планировать свою деятельность

Создаёт проблемную ситуацию

Планируют свою деятельность

 

Фронтальная

 

работа

 

 

Объяснение нового материала

 

Совершенствование умения внимательно слушать и отбирать нужный материал из объяснения учителя

Читает сказку

«Монолог деепричастия»

Слушают объяснение учителя и  заполняют «Молчащую таблицу»

Заполните «Молчащую таблицу»

Самостоятельная работа

Речь учителя

Раздаточный материал «Конспект»

 

   Контроль

Совершенствование умения воспроизводить полученную информацию

Направляет образовательный процесс

Слушают, воспроизводят полученную информацию, работают у интерактивной доски

Воспроизведите полученный конспект

Фронтальная работа

NOTEBOOK — слайд  3

 

 

Работа с учебником

Совершенствование умения читать лингвистический текст, сопоставлять с имеющейся информацией, делать выводы.

Направляет образовательный процесс

Читают лингвистический текст § 43, выбирают неизвестный  материал, сопоставляют с полученной информацией, делают выводы.

Прочитайте текст § 43, ответьте на вопрос»Что нового вы узнали о деепричастие из § 43?

Самостоятельная работа + фронтальная работа

Раздаточный материал «Конспект»

NOTEBOOK — слайд  4

 

 

Закрепление

Отработка умения «видеть» деепричастия в предложении

Организует закрепление, контролирует ответы учащихся

Находят деепричастия в предложениях, доказываю свой выбор

Найдите деепричастия в предложениях, обоснуйте свой выбор

Фронтальная работа.

Презентация

«Живописующее

Основное действие»— слайды 2-6

 

 

Отработка умения

- отличать ДП от других частей речи (слабые дети);

- «слышать» ДП

 в тексте (сильные дети)

Организует дифференцированное

закрепление

1.Находят ДП

2.Слушают песню, находят ДП, выделяют суффиксы

1. «Крестики-нолики»

2. Выпишите из песни «Московские окна» ДП,  обозначьте суффиксы, объясняют орфограммы

1. Индивидуальная работа

2.Самостоятельная работа

1. Раздаточный материал

2.Песня «Московские окна» Слайд 6

 

Контроль

Совершенствование умения контролировать себя

Организует проверку выполненного упражнения, работает со слабыми учащимися

Ведут самопроверку выполненного упражнения, оценивают свою работу

«Проверь себя»

Самостоятельная работа

NOTEBOOK — слайд  5

 

Дополнительный материал

Сообщения учащихся

Совершенствование умения излагать лингвистический текст в устной форме

Организует образовательный процесс

Слушают рассказ одноклассников, записываю ФО, подбирают к ним синонимы.

«Что это обозначает?»

Индивидуальная фронтальная работа

1.Речь учащихся

2. Презентация

«Живописующее

Основное действие»— слайды 7

 

Определение синтаксической роли ДП в предложении.

Знакомятся с алгоритмом замены глагола на ДП

Знакомят с алгоритмом замены глагола на ДП

Конструируют предложение с ДП, графически выделяют в предложении.

Замените глаголы ДП, поставьте вопросы, определите синтаксическую роль ДП, делают выводы

Фронтальная работа

NOTEBOOK — слайд  6

 

 

Тренировочные упражнения

Отработка умения заменять глаголы на ДП

Организует работу по выполнению тренировочных упражнений, дополняет ответы учащихся, исправляет.

Конструируют предложение с ДП,

Замените глаголы ДП

Самостоятельная работа + фронтальная проверка с использованием

Интерактивной доски

NOTEBOOK — слайд  7-9

 

Мониторинг

(контроль)

Воспроизведение конспекта

Выявление восприятия нового  теоретического материала.

 

Организует  проверку данного упражнения.

 

Разрабатывает критерии оценивания

Воспроизводят  теоретический материал

Расскажите конспект соседу

Парная работа +

индивидуальная

NOTEBOOK — слайд  3

 

Организация

Домашнее задание

 

Объясняет, как правильно выполнить домашнее задание,

Записывают домашнее задание, задают вопросы

 

 

Интерактивная доска

Мониторинг

(анализ)

Подведение итогов

Рефлексия

Организует рефлексивно-оценочную деятельность учащихся.

Рефлектируют  

 

 

 

 

Срезовая работа

Контроль практических умений и навыков

Организует проверку практических умений и навыков

Выполняют дифференцированное

задание

1.«Морской бой» (слабые дети)

2. «В цирке»

(сильные дети)

Самостоятельная работа

1.Раздаточный материал

2.Презентация

«Живописующее

основное действие»— слайды 8 + «Москва не сразу строилась» - фонограмма

 

 

 

 

Прозвенел уже звонок:

Нам пора начать урок.

А чтоб урок наш получился,

Надо каждый чтоб трудился.

Я урок наш создавала,

Вам заданья подбирала.

А   теперь вы не ленитесь

И за дело все беритесь.

Вам приятного общенья

И удачи, и везенья!

 

Прикрепленный файлSize
В цирке.doc25.5 KB
КРЕСТИКИ.doc44 KB
Морской бой Морской.doc85 KB
деепричастие.rar4.77 MB
Презентация учителя.rar8.41 MB