Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочие программы по риторике к учебнику Ладыженской Т.А.

Фото пользователя Татьяна Георгиевна Сидорок
Submitted by Татьяна Георгиевна Сидорок on пн, 14/10/2013 - 23:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сидорок Т.Г.
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p> Учебный курс &laquo;Риторика&raquo; углубляет знания учащихся об общении как процессе взаимодействия людей, о речевой ситуации (ситуации общения) и её составляющих, о коммуникативной (речевой) цели как одном из главных компонентов в ситуации общения. Общаясь друг с другом, люди учатся смотреть на мир, узнавать жизнь, понимать и оценивать окружающих сообща, совместно, учитывая мнение друг друга. Тем самым они обогащаются и как бы формируют, создают друг друга и самих себя. Занятия риторикой помогают учащимся услышать свой голос, оценить его качества с точки зрения готовности к эффективному общению, научить управлять им в зависимости от речевых ситуаций, выбирать из нескольких средств выразительности речи наиболее подходящие.&nbsp;</p>

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА». 5, 6, 7 КЛАССЫ.

Пояснительная записка.

Учебный курс «Риторика» углубляет знания учащихся об общении как процессе взаимодействия людей, о речевой ситуации (ситуации общения) и её составляющих, о коммуникативной (речевой) цели как одном из главных компонентов в ситуации общения. Общаясь друг с другом, люди учатся смотреть на мир, узнавать жизнь, понимать и оценивать окружающих сообща, совместно, учитывая мнение друг друга. Тем самым они обогащаются и как бы формируют, создают друг друга и самих себя. Занятия риторикой помогают учащимся услышать свой голос, оценить его качества с точки зрения готовности к эффективному общению, научить управлять им в зависимости от речевых ситуаций, выбирать из нескольких средств выразительности речи наиболее подходящие.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Ø  Учить детей вежливой речи – учить уважительному, доброму отношению друг к другу;

Ø  Выражать собственные мысли собственными словами – одна из самых больших радостей (ценностей) жизни.

Развивать умения учащихся:

Ø  Умение анализировать и оценивать общение, в частности

ü  Степень эффективности общения

ü  Уровень владения языком

ü  Корректность поведения

Ø  Умение общаться

ü  Ориентироваться в ситуации общения, учитывая адресат (аудиторию)

ü  Формулировать ясно (вслух-письменно) или для себя (неявно) своё коммуникативное намерение

ü  Определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи.

ЗАДАЧИ РИТОРИКИ. Как люди общаются. Речевая ситуация. (Кто говорит [пишет, слушает, читает]? – кому? – с какой целью? [зачем?] – что?). Коммуниканты (кто говорит, слушает, пишет, читает). Коммуникативные (речевые) задачи, цели.

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ. По количеству обучающихся: один – один, один – группа, один – много. Общение словесное – несловесное.

ВЕЖЛИВОСТЬ. В чём она состоит. Вежливо – невежливо – грубо.

ЭТИКЕТНЫЙ ДИАЛОГ. Просьба. Вежливый отказ. Комплименты. Спор, но не ссора.

СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬ.  Учимся слушать собеседника (правила для слушающего). Слушаем с установкой (определить жанр, стиль, запомнить и т.д.)

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ (извлекать информацию). Читаем с установкой (определить жанр, собрать материал и т.п.). Виды чтения.

УЧИМСЯ ПРАВИТЬ ТЕКСТ. Виды правки. (Зачеркните ненужное. Добавьте нужное. Замените слова и выражения. Измените последовательность.)

ЧТО ТАКОЕ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. Зачем нужны нормы (нормативы). Надо – нельзя. Нормы языковые и отклонения от них. Правильно – неправильно – допустимо. Нормативные словари.

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШАЯ РЕЧЬ. Богатство языка и богатство речи. Точная речь. Фактическая и коммуникативная точность.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

Что такое текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел. Как он воплощается. Тема и микротема.

Сильные позиции текста. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения.

Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста.

Речь деловая. Объявление. Устное и письменное.

Речь художественная. Сказочные истории, их сказывание.

Речь разговорная. Этикетные диалоги. Рассказы о себе.

СТРУКТУРА  ПРОГРАММЫ.

СМЫСЛОВЫЕ БЛОКИ ПРОГРАММЫ 5 КЛАССА.

I БЛОК – ОБЩЕНИЕ – даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о речевой ситуации, её компонентах; о видах общения; о речевой деятельности, её структуре; о коммуникативных качествах речи.

II БЛОК – «РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ» - даёт представление о стилях языка и речи, об оправданном взаимопроникновении стилей и стилистических ошибках, об индивидуальном стиле и стилизации; о тексте как продукте речевой деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.

Основные умения, которые формируются в 5 классе в течение всего учебного года:

  1. Формирующие умения анализировать и оценивать общение, созданный текст;
  2. Формирующие умения говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.

СТРУКТУРА  УРОКА.

Урок содержит следующие основные компоненты:

Введение теоретических сведений практическим путём через анализ текстов, живое общение и т.д.

Риторическую практику, практику общения.

Речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задуй свечу» (для развития дыхания); «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомним грустные стихи. Кто почитает?

Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.п. норм литературного языка.

Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.

Эти упражнения, обеспечивая формирование определённых умений и навыков, позволяют переключить ребят с одного  вида деятельности на другой, помогают снимать усталость.

На уроке риторики каждый ученик должен активно вовлекаться в процесс общения, говорить, слушать.

На изучение риторики в 5 классе отводится 34 часа в учебном году, 1 час в неделю.

ОСНАЩЕНИЕ.

Магнитофон, видеокамера, видеомагнитофон для записи высказываний детей и создания собственной фонотеки к предмету. Учащиеся должны увидеть и услышать, как происходит общение со стороны, проанализировать все промахи общающихся и сделать самостоятельно необходимые выводы.

РИТОРИЧЕСКИЕ (КОММУНИКАТИВНЫЕ) ИГРЫ.

 

Ребёнок, играя, учится логически мыслить, планировать свои поступки, управлять своими чувствами. Он овладевает средствами выражения своих мыслей и чувств, учится межличностному и групповому общению. Риторические игры выполняют несколько важнейших функций:

Развивающую различные способности (развивают память, внимание, вырабатывают умение воспринимать информацию и т.д.);

Коммуникативную (вырабатывают умения и навыки группового и межличностного общения);

Развлекательную (создают благоприятную атмосферу на уроках и в коллективе в целом);

Релаксационную (снимает эмоциональные перегрузки).

В коммуникативной игре можно выделить три части: начало – установка, средняя часть – проведение игры, концовка – подведение итогов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 КЛАСС.

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Формы контроля

Деятельность учащихся

Домашнее

задание

1

02.09

Общение. Что значит общаться. А вместе мы называемся так. Твоя коммуникативная задача.

Вводное тестирование

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

2

09.09

Виды общения. Сколько нас общается? «Разговор без слов». Жесты, мимика. Интонация. Что ты об этом знаешь?

Срез на усвоение

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

3

16.09

Главный секрет Демосфена. Что говорит голос о тебе? Тренируем голос. Подышим? Подышим! Скороговорки и докучные сказки.

Практикум

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

4, 5, 6

23.09,

30.09

07.10

Речь правильная и хорошая. «Заговори, чтоб я тебя узнал…»(Сократ). Речь правильная, но хорошая ли она? Речь богатая и бедная. Повторы – это хорошо или плохо? Богатая ли у тебя речь? Что такое точность речи? Фактическая и речевая точность. Приблизительно и точно. У кого речь точнее.

Устное

рисование

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

7

14.10

Учимся писать – редактировать. Первый способ правки (зачеркните ненужное, лишнее). Второй способ правки (замените – надпишите нужное). Третий способ правки (включите недостающее, дополните).

Практикум

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

8,9

20.10,

28.10

Будьте вежливы. Вежливая речь и вежливое поведение. Вежливо – невежливо – грубо. Чтобы твою просьбу выполнили. Как попросить вежливо. Просить – умолять – клянчить. Просить – требовать – командовать. Как сделать отказ вежливым? Какие бывают отказы.

Тест на усвоение

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

10

11.11

Учимся слушать. Чем отличаются глаголы слышать и слушать. Слушаю, как говорят. Основные способы слушания. Правильно ли мы слушаем. Два основных правила слушания.

Промежуточный тест

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

11,12

18.11,

25.11

Учимся читать. Чему учится человек, читая книги. Как определить, умеем ли мы читать. Советы Риторика. Общение с текстом.

Практикум

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

13,14,15

02.12,

09.12

16.12

Речевые жанры. В мире текстов. Что такое тест? Сильные позиции текста. Какие «ключики» открывают «замочки» текстов? Ключевые слова. Типы заголовков. Что такое тема и микротема. Что шире, а что уже: тема или микротема? Необычный текст. Учусь анализировать текст. Что я могу сказать о тексте. Мой текст о тексте.

Тематический тест

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

16,17

23.12

30.12

Вторичные тексты. Что ты знаешь о пересказе. Перескажи подробно. Исключаем подробности. Учимся обобщать.

Составл.

высказывания

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

18

14.01

Давайте говорить друг другу комплименты. Комплименты – это хорошо или плохо? Лестные и льстивые слова. Хвалить и хвастать.

беседа

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

19

21.01

Объявления. Что такое объявление? Кто? Кому? Зачем? Не только писать, но и произносить. Попробуем сами. Глашатаи и зазывалы. Афиша – объявление. Афиша на заказ.

Практикум

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

20,21,22,23,24

28.01

04.02

11.02

18.02

25.02

«Что произошло хоть раз». Понятие о рассказе. Анализ рассказов. Мы учимся рассказывать. Структурные части рассказа. Адресат рассказа и рассказ. Письменный рассказ. Конкурс на лучшего рассказчика.

тематический

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

25

02.03

Спорить или ссориться. Когда спор переходит в ссору. Как можно избежать ссоры.

тематический

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

26,27,28,29,30

09.03

16.03

23.03

07.04

14.04

Сочините сказку.  Сказочная страна. Конкурс рассказов «По сказочной стране». Поэтика создания удивительного в сказке. В царстве у Солнца, Месяца, Ветра и Облака. Сказочные действия. В гостях у сказочного Деда-Всеведа. Загадки старой  Бабушки Яги. Соломенный человечек. «Салат из сказок». Попробуй и отгадай! Новые проделки Карлсона. А что было потом? Сказка-загадка. Сказки в «заданном ключе» Сказки «наизнанку». Конкурс на лучшего сказочника. Эта фантастическая Баба Яга.

Составл. Письм. Текста, сказки

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

31,32,33

21.04

28.04

04.05

Начало моей биографии. Я родился. Мои первые воспоминания. Речевые средства. Сигналы припоминания. Мать и отец. Родословная.

итоговый

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

34

14.05

Подведение итогов.

 

 

 

СТРУКТУРА  ПРОГРАММЫ ПО РИТОРИКЕ, 6 КЛАСС.

СМЫСЛОВЫЕ БЛОКИ ПРОГРАММЫ.

I БЛОК – ОБЩЕНИЕ – даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о речевой ситуации, её компонентах; о видах общения; о речевой деятельности, её структуре; о коммуникативных качествах речи.

IIБЛОК – «РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ» - даёт представление о стилях языка и речи, об оправданном взаимопроникновении стилей и стилистических ошибках, об индивидуальном стиле и стилизации; о тексте как продукте речевой деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.

Основные умения, которые формируются в 5 классе в течение всего учебного года:

  1. Формирующие умения анализировать и оценивать общение, созданный текст;
  2. Формирующие умения говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.

СТРУКТУРА  УРОКА.

Урок содержит следующие основные компоненты:

Введение теоретических сведений практическим путём через анализ текстов, живое общение и т.д.

Риторическую практику, практику общения.

Речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задуй свечу» (для развития дыхания); «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомним грустные стихи. Кто почитает?

Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.п. норм литературного языка.

Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.

Эти упражнения, обеспечивая формирование определённых умений и навыков, позволяют переключить ребят с одного  вида деятельности на другой, помогают снимать усталость.

На уроке риторики каждый ученик должен активно вовлекаться в процесс общения, говорить, слушать.

На изучение риторики в 5 классе отводится 34 часа в учебном году, 1 час в неделю.

ОСНАЩЕНИЕ.

Магнитофон, видеокамера, видеомагнитофон для записи высказываний детей и создания собственной фонотеки к предмету. Учащиеся должны увидеть и услышать, как происходит общение со стороны, проанализировать все промахи общающихся и сделать самостоятельно необходимые выводы.

РИТОРИЧЕСКИЕ (КОММУНИКАТИВНЫЕ) ИГРЫ.

Ребёнок, играя, учится логически мыслить, планировать свои поступки, управлять своими чувствами. Он овладевает средствами выражения своих мыслей и чувств, учится межличностному и групповому общению. Риторические игры выполняют несколько важнейших функций:

Развивающую различные способности (развивают память, внимание, вырабатывают умение воспринимать информацию и т.д.);

Коммуникативную (вырабатывают умения и навыки группового и межличностного общения);

Развлекательную (создают благоприятную атмосферу на уроках и в коллективе в целом);

Релаксационную (снимает эмоциональные перегрузки).

В коммуникативной игре можно выделить три части: начало – установка, средняя часть – проведение игры, концовка – подведение итогов.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Дородных А.И. Грамматика речевого общения. Харьков, 1987 г.
  2. Васильева Т.В. Упражнения по дикции: согласные звуки: Учебн.пособие, М., 1988.
  3. Гурвич С.С. и др. Основы риторики. Киев, 1988.
  4. Кржижановская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения, Л.,1990.
  5. Юнина Е.А., Сагач Т.М. Общая риторика. Пермь, 1992.
  6. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Азбука сочинительства: Книга для учителей и родителей. Пермь,1994.
  7. Грудцына Н.Г. Азбука общения: Книга для учащихся. Самара, 1994.
  8. Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1994.
  9. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. М., 1994.
  10. Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.
  11. Теория риторики. М., 1997.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 6 класс.

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Формы контроля

Деятельность учащихся

Домашнее

задание

1

02.09

Общение. Что значит общаться. А вместе мы называемся так. Твоя коммуникативная задача.

Вводное тестирование

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

2

09.09

Виды общения. Официальное – неофициальное. С кем ты общаешься? «Ты» в официальном общении.

Срез на усвоение

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

3

16.09

Обращение. Такие разные обращения. Уместное обращение. Прозвища народ даёт.

Практикум

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

4, 5, 6

23.09,

30.09

07.10

Великая сила голоса. Природный «орган». Учим голос «летать». Жесты, Жесты, жесты. Жесты помогают общаться. Такие разные жесты. Жесты однозначные и многозначные. Жесты уместные и неуместные.

Устное

рисование

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

7

14.10

Виды речевой деятельности. Устная речь. Беззвучная речь. Когда молчание – золото?

Практикум

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

8,9

20.10,

28.10

Учимся слушать информационную речь. Красна речь слушанием. Слушание бывает разное. Установка на восприятие. Способы и приёмы слушания.

Тест на усвоение

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

10

11.11

Побеседуем? Какой разговор можно назвать беседой? Беседы бывают разными. Дружеская беседа. Что нужно уметь, чтобы хорошо беседовать?

Промежуточный тест

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

11,12

18.11,

25.11

Учимся читать. Чему учится человек, читая книги. Как определить, умеем ли мы читать. Советы Риторика. Общение с текстом.

Можно ли управлять спором? Всё-таки спор, а не ссора! Если ты - ведущий

Практикум

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

13,14,15

02.12,

09.12

16.12

Учимся читать учебную книгу. Что мы знаем о чтении? Всегда ли мы читаем одинаково? Ознакомительное чтение.

Учимся отвечать. Ваши ответы на уроках. Развёрнутый ответ – это устный текст. Такие разные ответы. Лиха беда начало. Основная часть ответа. Конец – делу венец.

Тематический тест

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

16,17

23.12

30.12

Изобретаем . . . речь. Что значит изобретать речь? Полезный топик.

Речевые жанры. Узнай меня. Как мы различаем речевые жанры.

Вторичные тексты.

Составл.

высказывания

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

18

14.01

Давайте говорить друг другу комплименты. Комплименты – это хорошо или плохо? Лестные и льстивые слова. Хвалить и хвастать.

беседа

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

19

21.01

Аннотация. Что такое аннотация? Аннотации бывают разные. Аннотируем новые издания.

Предисловие. Что это за текст?

Практикум

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

20,21,22,23,24

28.01

04.02

11.02

18.02

25.02

Отзыв.

Штампы и находки.

Личное письмо. О письмах вообще. Письмо-поздравление. Благодарственное письмо. Письмо-просьба. «Меж собеседниками – мост»

Дневниковые записи. Что записывать? Как и зачем? Первые опыты.

тематический

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

25

02.03

Похвальное письмо. Ещё раз о комплименте. Комплимент и похвальное слово. Хвалят кого? Что? За что?

тематический

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

26,27,28,29,30

09.03

16.03

23.03

07.04

14.04

Интервью. Интервью в нашей жизни. Назовём вещи своими именами. Интервью не просто беседа. Обсудите интервью с родителями. Как подготовиться к интервью? Чего не можем себе позволить. Внимание конкурс!

Красна речь с притчею. Без притчи века не изживёшь. Притча короче носа птичья. С притчей не поспоришь.

Составл. Письм. Текста, сказки

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

31,32,33

21.04

28.04

04.05

Классное собрание. Типы собраний. Как лучше рассадить участников собрания. Проводим собрание. Критерии оценки работы ведущего и участников собрания.

Бывальщины. Автор – рассказчик – герой рассказа. Кто рассказывает и зачем? Эту историю я услышал. Выдуманные истории. Небывальщины.

итоговый

Групповая

коллективная

Рабочая тетрадь

34

14.05

Слово Ритора изменяет ход истории. Подведение итогов.

 

 

 

35

21.05

Резервный урок.

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Риторика 7.doc 81.5 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн