Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Cочинение по музыкальным впечатлениям Мусоргский М.П. «Картинки с выставки»

Submitted by Светлана Константиновна Михайлова on пн, 18/05/2009 - 14:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Михайлова С.К.
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы общеобразовательной (полной) средней школы №4, г. Волжск Республики Марий Эл
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
В процессе подготовки к сочиненииям ассоциативного характера ребята не только знакомятся с основными жанрами и выразительными средствами музыки и живописи, но и, развивая креативное мышление, учатся переводить язык искусства в вербальную плоскость. У детей подобные уроки вызывают живейший эмоциональный отклик.
В процессе подготовки к сочиненииям ассоциативного характера ребята не только знакомятся с основными жанрами и выразительными средствами музыки и живописи, но и, развивая креативное мышление, учатся переводить язык искусства в вербальную плоскость. У детей подобные уроки вызывают живейший эмоциональный отклик. Конспект урока Cочинение по музыкальным впечатлениям Мусоргский М.П. «Картинки с выставки» Все в мире живет и умирает. И возрождается. Только музыка не бренна, бессмертна. Глубока, как душа. Музыка вне мира. У музыки свои законы, собственный мир. Нашедший в ней прибежище живет вне веков. Ромен Роллан Цели урока: • развитие креативной деятельности, обеспечивающей сознательное отношение к национальной культуре как духовной ценности; • формирование коммуникативных умений в условиях психологического комфорта, обеспечивающих расширение эстетического кругозора; •обучение навыкам работы над сочинением ассоциативного характера. Вступительное слово учителя Древние считали математику царицей наук. И, наверное, это справедливо. Но спустя столетия прозвучало другое мнение: «Человеческое знание состоит не из одной математики и технологии. Напротив, это только одна сторона знания, низшая. Высшее объемлет собой мир нравственный. Все, чем высоко и свято человечество» (В.Г.Белинский). К таким высшим проявлениям человеческого знания следует, без сомнения, отнести музыку. (Чтение эпиграфа) Подготовка к восприятию образа Что значит: «…музыка не бренна»? (Работа с толковым словарем: бренный – тленный, легко разрушаемый; книжн.стиль; не бренна – бессмертна, нетленна). А вот что восхищенно произносит Ромен Роллан в романе «Жан-Кристоф» устами своего главного героя : «О музыка! открывающая бездны души! Ты разрушаешь привычное равновесие ума!» «Привычное равновесие ума» - плохо это или хорошо? (В обыденной жизни души точно запертые комнаты. Такие помещения обычно ассоциируются с отсутствием воздуха, простора. Это скованное, замкнутое пространство). Как вы думаете, почему для концертов используют огромные залы? (Акустика важна для развития звука, воздействия на чувства слушателей. Музыка владеет волшебным жезлом, и от его прикосновения сами собой падают все затворы…) Какие же это затворы? (Забываешь о будничном, прозаичном, в сердце рождается любовь, понимание прекрасного). Обратите внимание: в Финляндии есть маленький городок Савонлинна, в котором всего 29 тысяч населения. Он расположен на 7 островах и прославился величественным каменным замком Оланвинлинна, стоящем на скалистом островке. Во дворе замка у подножия стен высотой 15 м и толщиной до 7м сооружена оперная сцена. Глубина ее 10 метров. Это мало по сравнению со сценами настоящих оперных театров, зато ширина весьма велика – 30 м. Двор замка такой огромный и столь необычной формы, что спектакли приходится «подгонять» под него. Савонлиннский фестиваль открыл путь к признанию многим певцам и спектаклям. «Опера – настоящее достояние всего человечества. Она не принадлежит какой-то одной расе или нации, ибо музыка не знает границ»,-совершенно справедливо считает директор китайского оперного театра Таикаи Такахаши. В Савонлинне эта мысль воплощена прекрасно на практике. Вспомните имена гениев, пробуждающих человеческие души (Сергей Васильевич Римский-Корсаков, Николай Андреевич Скрябин, Петр Ильич Чайковский, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Модест Петрович Мусоргский…) Об одном из них сегодня поговорим подробнее. Сообщения учащихся 1.Модест Петрович – самый современный из классиков: трудно назвать какого-либо композитора 20 века, который не испытал бы влияния Мусоргского. Он был сыном своего времени, отразил самые характерные, передовые его устремления, что и дало его произведениям долгую жизнь, сделало композитора и нашим современником. Начало биографии Модеста Петровича характерно для русских художников, вышедших из помещичьей среды: для него, как и для его друга Сергея Васильевича Римского-Корсакова, предназначалась военная карьера. Занятия музыкой были любительскими. Под руководством очень хорошего учителя – пианиста А.Герке – Мусоргский и сам вырос в превосходного пианиста, восхищавшего дам фортепианными импровизациями на темы модных опер. Но жизнь Мусоргского резко изменилась с тех пор, как один из знакомых ввел его в дом Александра Сергеевича Даргомыжского, где музыка была в центре внимания и серьезных творческих интересов. Мусоргский понимал, что стать настоящим композитором, ведя жизнь гвардейского офицера с обязательной муштрой и парадами, невозможно, И он принимает решение, показавшееся рискованным даже его новым друзьям: выйти в отставку и посвятить себя музыке. Его вокальные сочинения поразили всех новизной и смелостью. 2. Таким он был в начале жизненного пути: молодой, красивый, удивительного обаяния и необыкновенного таланта. Второе изображение – портрет работы Ильи Ефимовича Репина, который создает в эти годы свои лучшие портреты, общепризнанные шедевры: хирурга Пирогова, писателя Гаршина, актрисы Стрепетовой, композитора Мусоргского. Модест Петрович очень болен и с трудом позирует, но Репину оказалось достаточно и немногих часов, чтобы создать правдивое изображение рано угасшего гения. Пораженный невероятным сходством, Крамской воскликнет: «Что этот Репин нынче делает! Непостижимо!» Работа со словарем Композитор – от лат. «составитель»; лицо, создающее музыкальные произведения. Импровизация – произведение, сочиненное в момент исполнения. Реалист – художник, изображающий жизнь в образах, соответствующих самой жизни. 3.М.П. Мусоргский – композитор-реалист. Он склонен к максимально конкретному отражению в музыке речевых интонаций. Его стиль можно сравнить с речитативно-декламационным, т.е. он приближен к разговорной речи. «Народные картинки», «Детская» - пример реалистического стиля. Существует термин «стиль Мусоргского». В самой нашей речи есть музыкальное начало – интонация. Она придает словам большую выразительность, но и содержит богатейшую информацию о говорящем. Формирование образов Вспомните, какой бывает интонация? (Искренняя, фальшивая, равнодушная, усталая, радостная). В области экспериментальной фонетики работают ученые-специалисты, но раньше эта сфера привлекла музыкантов. Мир речевых интонаций – неистощимый источник прообразов для музыкальных, материал для создания выразительных «говорящих» мелодий. К этому источнику постоянно прибегали композиторы-реалисты: Прокофьев, Шостакович, Бизе, Верди, Мусоргский. Различным музыкальным произведениям композиторы нередко дают названия, поясняющие содержание, так как это, по утверждению известного немецкого композитора Роберта Шумана, « усиливает воздействие музыки, а исполнителям помогает лучше выразить замысел автора». Существует целый ряд музыкальных произведений, основанных на слуховых впечатлениях. Это «Шелест леса» Вагнера, «Море» Дебюсси. Попробуем услышать эти звуки. ( музыкальный фрагмент) «Картинки с выставки» Мусоргского - это вокальные сочинения. В них зазвучали интонации, подслушанные в живой жизни, мимо которых по привычке многие проходили мимо равнодушно. 10 фортепианных пьес, образующих цикл. Композитор создал его под впечатлением рисунков своего друга, безвременно скончавшегося художника В.А.Гартмана. Каждая из пьес служит музыкальной иллюстрацией к какому-либо из его рисунков. «Избушка на курьих ножках» - рисунок, на котором были изображены часы в виде избушки Бабы-Яги. Фантазия композитора оказалась щедрой. В эскизе художника он увидел целую сценку в духе народных сказок, где есть и фантастический полет колдуньи, и чудеса глухого таинственного леса. В пьесе 3 части: в 1 и 3 – полет колдуньи, а в средней – картина дремучего леса, сказочного, таинственного, фантастического. Задания группам перед прослушиванием музыкальных фрагментов: 1.При помощи прилагательных и словосочетаний охарактеризуйте мелодию, рисующую полет Бабы-Яги. ( Неровная мелодия, сильные, резкие аккорды, стремительные, громкие, энергичные, неустойчивые, вихрь звуков, лихая мелодия, отрывистые, динамичные, вихревые, устрашающие…) 2.Назовите действия, которые, по-вашему, могла бы совершать Баба-Яга. (Скачет, постукивает, подпрыгивает, погоняет, след заметает, дико пляшет, стремительно мчится, кружит, разметает, приплясывает, устала, присела, всматривается вдаль, суетится, кружит, колдует, угрожает, злится, взвивается к небу, оседлала метлу, пришпорила, вцепилась руками, пригнулась…) Развитие ассоциативного мышления 1.Вопросы на выявление восприятия: А что казалось тебе, Миша, когда в детстве слушал сказку о Бабе-Яге? Верила ли ты, Маша, что Кащей Бессмертный и Баба-Яга существуют? Как сказочная тема отражена в творчестве музыкантов? (Сергей Васильевич Римский-Корсаков «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный»; Александр Сергеевич Даргомыжский «Русалка», «Баба-Яга»; Сергей Сергеевич Прокофьев «Золушка» (балет); Модест Петрович Мусоргский «Сорочинская ярмарка», «Ночь на лысой горе», «Избушка на курьих ножках») 2.Комментарий к иллюстрации А вот и сама Баба-Яга. Палехский художник–миниатюрист Аристарх Александрович Дыдыкин создает яркий фольклорный образ колдуньи, вводя нас «в мир волшебных пестрых сказок нашей доброй старины» (А.Плещеев). Грозная колдунья не лишена своеобразной привлекательности. Особенно выразительны ее глаза: с золотыми белками; красная юбка с развевающимся поясом придает динамику ее фигуре. Экспрессия образа создается в основном 3 цветами: желтым, красным и зеленым. Для создания объемной выразительности в пробелах используется золото и серебро. 3. Переведение музыкального образа в другой вид искусства Не менее интересна 2 часть музыкального произведения Модеста Петровича «Заколдованный лес». Характер музыки иной. В каком лесу могла бы жить колдунья? Попробуйте описать сложившийся в вашем сознании образ фантастического леса (работа со словарем: таинственный, заколдованный, глухой, насторожившийся, притаившийся, все замолкло, только где-то в вершинах вековых деревьев слышен неясный шум раскачивающихся вершин…) Музыка помогает что-либо представить очень ярко. При этом отдельное звуковое впечатление, связанное с реальной действительностью, вызывает в воображении целую картину, а живопись изображает предмет очень конкретно. Вот как видит лес талантливый русский пейзажист, художник-реалист Иван Иванович Шишкин (ПортреИ.И.Шишкинана фоне Елабужского леса работы Крамского, первоклассного мастера живописи, художника-реалиста) . Никто до Ивана Ивановича из русских живописцев не придавал такого значения изучению природы в бесконечных этюдах. Глухой сосновый лес, еще не рассеявшийся туман, чувствуется глубина, отдаленность и глухость дикого леса. И.Ф.Василевский отмечал: «Художник решил очень трудную тему для исполнения: он дает туман-испарину среди солнца, после дождя.… словно чувствуешь запах сосны, хочется глубоко вздохнуть, как в лесу». И.С.Остроухов в письме Н.В.Поленову напишет: «У Шишкина превосходный бурелом. Удивительный старик этот Шишкин! Сколько в нем энергии и молодости!». «Старику» всего 41 год! Впереди еще 25 плодотворнейших лет. ( « В сосновом лесу») Где-то здесь собирает редкие травы для своих снадобий колдунья… Невольно так и хочется воскликнуть, подобно Роберту Шуману: «Шапки долой, господа! Перед вами гений!», поскольку величайшее духовное совершенство и мощь пленяют любую аудиторию. И отнести это можно как к художнику Ивану Шишкину, так и к композитору Модесту Петровичу, о котором Дмитрий Шостакович с глубоким чувством отзовется: «Я благоговею перед Мусоргским!». Одна из причин этого благоговения – стиль великого маэстро. Существует даже такой термин «стиль Мусоргского». Первичное закрепление Заполнение опорной таблицы (групповая работа) Обобщение «У музыки свои законы, собственный мир». Могли бы эти слова стать ключевыми для нашего урока? Почему вы так считаете? Верно ли утверждение, что «нашедший в ней прибежище живет вне веков»? Почему, на ваш взгляд, французские символисты считали музыку высшей формой творчества? Слушайте Мусоргского! Знайте его! И когда-нибудь на вопрос: «За что вы его любите ?», сможете ответить словами ныне забытого поэта Г.А. Лишина: Он звуками умел нарисовать И дня рассвет, и мчащиеся тучи, И ропот волн, и колокол могучий, И гром войны, и мира благодать… Закрепление и углубление изученного материала Прежде чем приступить к работе над сочинением, вспомним, какие виды вступлений вам известны? Каким может быть заключение? (Работа с приложением 2,3) Рефлексия Довольны ли вы своей работой? Что показалось особенно интересным на уроке? Что более всего удалось? Дифференцированное домашнее задание 1.Описание сказочного дремучего леса 2 Рассказ о неповторимом полете Бабы-Яги, воплощенном в музыке композитора Мусоргского 3. Вы в избушке колдуньи. Чем она вас поразила? 4.Рассказ о жизни Бабы-Яги в лесу. Приложение 1. Словарь Лес: течение времени, вечности, отсутствие всякого времени, торжественная тишина природы, великолепие и спокойствие, невозмутимый покой, тишина и прохлада, заброшенность и покой, врачующая сила природы; мощь громадных деревьев, многолетние стволы в 2 обхвата, иссиня-зеленые ели, сосны, зеленый бор, всепобеждающий запах коры, пахнущие чем-то неуловимо свежим, счастливые, здоровые, населенные птицами, теньканье синиц, крики соек, стук дятла, чистое звонкое эхо; бархатисто-серый ствол, влажная хрупкая мякоть, ажурный навес, синь, брызжущая сквозь зеленое, глубокая тень просеки, пробивающиеся лучики рассеянного света, солнечные блики, скупой свет; переплетающиеся ветви, огромные темные сучья, непролазная зелень кущ, единый зеленый шатер, дымчато-сизая зрелость ежевики, глухая чаща, чувствуется глушь, отдаленность дикого леса, голые отмякшие ветви, отяжелевшие от ягод рябины, бурелом, чешуйки шишек, сплетение ползучих ветвей, влажный покров опавшей листвы, желтая хвоя, сизые бороды лишайника, бархатно-сизый мох, полусгнившие пни, синее серебро мха, небольшая полянка, немного жутко… Музыка: кудесник фортепиано, необыкновенный талант, наблюдательность композитора, высокое вдохновение, безудержный полет фантазии отдаваться музыке целиком, удивительные способности, великий музыкант, творческая фантазия, художественное воображение; мелодическая щедрость, пластичность, упругость мелодии, звук мягкий, трогательно-нежный, мощно –страстный, неистощимый каскад мелодий, выразительная мелодия, искренняя интонация , неповторимая прелесть, музыкальные миниатюры, прекрасный музыкальный пейзаж, песенная мелодия; мир прекрасного, духовно богатый, неизгладимый след, добрые семена, поразить публику и критиков, прекрасные чувства, благодарная любовь, преклонение, способность чувствовать красоту жизни, духовное наслаждение, сокровище культуры, родник свежести и очищения, счастье открытия; задушевность, «мелодия, творимая говором человеческим», особый род мелодии, говорящая и напевная, речевые интонации, пленяет ясностью и гармонией, существует термин «стиль Мусоргского»… Приложение 2. Сочинение Введение (вступление) Во введении надо обязательно определить направление, в котором вы решили раскрывать тему, а также определить, какую идею вы будете доказывать. Введение бывает: историческое (об эпохе); аналитическое (анализирующее какое-либо понятие, входящее в формулировку темы. Аналитическое введение подходит лишь к темам, в формулировках которых есть слово, неоднозначно всеми понимаемое); биографическое (факты из биографии писателя); сравнительное (о литературных традициях, когда, например, сопоставляются тенденции в творчестве писателей разных эпох); обществоведческое (привлекается какая-либо сторона учения об обществе) Заключение Заключение-вывод (из имеющихся в сочинении мыслей, т.е. из аргументов. Это не повтор! Вывод несет в себе новую мысль); Заключение-следствие (мы выходим за рамки темы, используем знания сверх данного произведения. Например: разговор о влиянии этого произведения на литературный процесс или жизнь.) Концовка сочинения должна быть, как и вступление, эффектной по форме и очень четкой и выразительной по мысли. Это может быть: концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения); концовка-ответ (четкий, энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения); концовка-цитата (яркая, заключающая в себе суть идеи сочинения). Приложение 3. (Рабочие материалы к Приложению 2) Вступление 1.Аналитическое Музыка! Волшебное слово! Кажется, понятное каждому…А знакомо ли вам выражение «программная музыка»? Оказывается, композиторы различным музыкальным произведениям нередко дают поясняющие содержание названия. Оно помогает слушателям понять, а исполнителю лучше выразить замысел автора. Немецкий композитор Роберт Шуман считал, что «удачно выбранное название усиливает воздействие музыки». Правдивые и фантастические картины природы, изображения птиц и зверей, герои народных сказок нашли яркое воплощение в программной музыке. Вот одно из таких произведений: «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского… 2.Биографическое Модест Мусоргский…Потомственный военный, блестящий офицер Преображенского полка, любимец аристократических салонов, он неожиданно для родственников и друзей подает в отставку и целиком посвящает себя музыке. В этом поступке весь Мусоргский, гениальный русский композитор, а тогда, в 60-е годы 19 столетия, всего лишь способный молодой человек, неплохой пианист, ничем особенно не выделяющийся среди музыкантов-любителей. «Борис Годунов», «Хованщина»…- все это еще впереди… 3.Историческое Середина 19 века уникальна: она возродила интерес к народному творчеству. Ученые понимали, что значительная часть нашей культуры (заманчивая красота народной росписи, резьбы, чеканки, гравировки, народных сказаний и песен) может навсегда исчезнуть. Энтузиасты начали организовывать музеи, собирать и записывать устную народную поэзию, как это делали Рыбников и Кириевский. Композиторы Милий Алексеевич Балакирев и Николай Андреевич Римский-Корсаков с пониманием и любовью оставили сборники народных песен, стараясь подчеркнуть их красоту., энергию. Многие художественные образы, созданные народной фантазией, нашли вторую жизнь в произведениях художников и композиторов. Из народных сказок и былин пришли в музыку Прокофьева Золушка, Римского-Корсакова Снегурочка, Лель, Садко, Кащей Бессмертный, а в музыку Даргомыжского и Мусоргского – Баба-Яга. …Вот она, перед нами… Заключение 1. Вывод Дмитрий Шостакович однажды признался: «Я благоговею перед Мусоргским, считаю его величайшим русским композитором». Что же необыкновенного один талантливый композитор увидел в музыке другого? Наверное, лиризм, потому что мелодия рождается тогда, когда поет душа. Может быть, задушевность, ведь Модест Петрович очень любил народные песни. И, вероятно, необыкновенную теплоту, ведь талант сострадания излился во всех его сочинениях… Слушайте же классическую музыку! Знайте ее! И когда-нибудь спросите себя, за что вы ее любите… 2. Концовка-цитата В своих дневниковых записях Модест Петрович пометит: «Художник верит в будущее, потому что живет в нем». Это очень верно, так как, по мнению французского писателя Ромена Роллана, «нашедший прибежище в музыке живет вне веков». И этот художник – Модест Петрович Мусоргский. Опорная таблица Композиторы- реалисты ……………….................. ……………….................. ……………….................. ……………….................. ……………….................. ……………….................. ……………….................. ……………….................. ……………….................. ……………….................. ……………….................. ……………….................. Произведения ………………... ………………... ………………... ………………... ………………... ………………... ………………... ………………... ………………... ………………... ………………... ………………... Стиль Мусорского Интонации: 1. 2. 3. Мелодии: Стиль напоминает: 1. 2. 3. Художники- реалисты ………………………….. ………………………….. ………………………….. ………………………….. ………………………….. ………………………….. ………………………….. ………………………….. ………………………….. ………………………….. ………………………….. Произведения ………………... ………………... ………………... ………………... ………………... ………………... ………………... ………………... ………………... ………………... ………………... «Картинки с выставки» Цикл ……...пьес для…………… Впечатления от………………….. ……………………………………. Каждая пьеса- …………………… ……………………………………. «Избушка на курьих ножках» - ……………………………………. Пьеса состоит 1. «……………………………….» 2. «……………………………….» 3. «……………………………….»
Прикрепленный файл Size
Сочинение по музыкальным впечатлениям.doc 796 KB

»  Tags for document:

Фото пользователя Марина Викторовна Агеева

На: Cочинение по музыкальным впечатлениям Мусоргский М.П. «Ка


С интересом прочитала Вашу статью. Я увлекаюсь сочинениями на музыкальную тему (работаю по учебному комплексу Бабайцевой), но "Картинку с выставки" - белое пятно для меня. Спасибо за подсказанные идеи. Агеева М.В.

М.В.Агеева



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн