Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Балинтовская группа как инструмент профессионального совершенствования специалистов в области профилактики ПАВ

Данные об авторе
Автор(ы): 
Киселёва Татьяна Геннадьевна
Место работы, должность: 
заведующая кафедрой естественно-математических дисциплин ГОУ Ярославской област "Институт развития образования", кандидат психологических наук
Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Тьютор
Предмет(ы): 
Педагогика
Цель урока: 
- получение информации о структуре балинтовской группы, ее роли в профессиональном совершенствовании тьюторов; - практическое освоение технологии работы балинтовской группы для развития эффективной профессиональной коммуникации и предупреждения профессионального «выгорания» специалистов по профилактике ПАВ, - повышение компетентности в работе со сложными профессиональными случаями.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
25
Используемая методическая литература: 

Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. СПб., "Речь", 2002, с. 23-33.

Краткое описание: 
Занятие было проведено в рамках семинара "Тьюторское сопровождение программ и проектов по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних", который работал в феврале-апреле 2009 года в ГОУ ЯО "Институт развития образования". Занятие относится к учебному блоку "Технологии работы тьюторов". Форма проведения: практическое занятие с элементами тренинга.

 

Балинтовская группа как инструмент
профессионального совершенствования специалистов
в области профилактики ПАВ
Автор составитель: Киселева Т.Г.
Цель: - получение информации о структуре балинтовской группы, ее роли в профессиональном совершенствовании тьюторов;
- практическое освоение технологии работы балинтовской группы для развития эффективной профессиональной коммуникации и предупреждения профессионального «выгорания» специалистов по профилактике ПАВ,
- повышение компетентности в работе со сложными профессиональными случаями.
Задача занятия - совершенствование приемов распознания и решения сложных коммуникативных ситуаций в профилактической деятельности.
Дидактический материал - банк ситуаций, составленный на материале своего практического опыта.
Категория обучаемых: тьюторы, ответственные за организацию профилактической работы в ОУ
Ожидаемый результат: сформировано представление о технологии проведения баллинтовской группы, осознанное отношение к использованию баллинтовской группы в профилактической работе, отработаны навыки проведения консультаций с использованием приемов баллинтовской группы, повышение эффективности обучения профессионалов, имеющих большой опыт обучения в тренинге;
 
Время занятия: 2 часа.
Форма занятия: практическое занятие с элементами тренинга.
Ход занятия:
1.             Приветствие ведущего. Круг настроения.
2.             Знакомство с правилами проведения баллинтовской группы. Заказчиком выступает организатор семинара.
Группа будет работать со следующими проблемными вопросами:
1.      Как оценить результативность профилактической работы, если отсутствуют единые критерии результативности?
2.      Чей опыт можно брать за образец, сравнивать с эталоном. Если отсутствует опыт тьюторской организации профилактической работы?
3.             Обсуждение по кругу «8 шагов баллинтовской группы»
4.             Инпут:
·Балинтовская группа как модель продуктивной профессиональной супервизии.
·Балинтовская группа: принципы и технология работы, ресурсы, возможности и ограничения.
·Методические аспекты ведения балинтовской группы.
·Потенциал балинтовской группы в работе с профессиональным «выгоранием» специалистов. 
 
Информационно-мотивирующие материалы
Балинтовские группы — эффективный метод повышения профессиональных коммуникативных навыков, снижения профессионального стресса и «эмоционального выгорания». В наше время эта технология используется не только в группах врачей и психологов, но и в группах учителей, социальных работников, полицейских, священников и других специалистов, основой работы которых является профессиональная коммуникация. Приоритетами в работе Балинтовской группы являются безопасность обсуждения, анализ и эмоциональная поддержка её участников.
Цели работы балинтовских групп (O.Samuel, 1987):
·                     Поощрять специалистов ценить свои навыки межличностных отношений и учиться понимать их пределы.
·                     Улучшить восприятие и понимание клиента в ходе коммуникации.
·                     Позволить специалистам (тьюторам) осознать свои «слепые пятна» в общении с клиентами профилактической работы.
В проводимом обсуждении акцент делается не на проблеме клиента как таковой, а на различных особенностях и аспектах взаимоотношений тьютора с клиентом, обратившимся за помощью в рамках данного случая, их реакциях на меняющиеся обстоятельства этой ситуации, что отличает балинтовские группы от традиционного клинического разбора, консилиума или супервизии. Для этого нужно, чтобы в групповых дискуссиях говорили не только о том, что думает, но и о том, что чувствует человек (эмоционально и телесно) во взаимоотношениях со своим клиентом, что специалист (тьютор) и клиент значат друг для друга, и что они друг для друга делают?
Балинтовские группы помогают ответить на вопросы:
·         почему во взаимоотношениях с клиентом у тьютора может доминировать позиция ментора, что игнорируется в ходе консультации?
·         почему часто они не в состоянии разобраться в своих чувствах, возникающих в ходе этих взаимоотношений?
·         как проявляются у тьюторов сопротивление, защита и перенос, возникающие под влиянием чувств и переживаний, касающихся клиентов?
·         как всё это влияет:
  • на коммуникацию с клиентом?
  • на эффективность контакта?
  • на профессиональное самочувствие тьютора (а нередко и его физическое состояние)?
Объект обсуждения – не клиент и не его проблема, скорее, сам тьютор с его своеобразием восприятия данного случая, отношением к нему. «Докладчик» должен ориентировать свой рассказ не столько на историю проблемы, сколько на изложение сложностей взаимоотношений с клиентом и своем переживании трудностей этого случая. Собственно, поэтому участники группы рассказывают о своих клиентах без записей, свободно, не заботясь о жесткой структуре своего сообщения, иногда повторяясь, что-то вспоминая «на ходу».
История создания. Балинтовские группы (автор М. Балинт) — временные объединения врачей, психологов, социальных работников или обучающихся по этим специальностям. Исходной формой были семинары врачей, которые с 1949 г. по 1956 г. проводил психотерапевт Михаль Балинт (Balint) по теме «Психические нарушения во врачебной практике». Врачи обсуждали под руководством ведущего группы свой терапевтический и психиатрический опыт, для выявления собственной субъективности и снятия страха и выработки оптимального метода метакоммуникаций и «психосоматического мышления». Групповая работа заключается в обсуждении отдельных случаев из практики участников этих групп.
Такие рабочие семинары врачей, обсуждающих под руководством ведущего группы свой терапевтический и психиатрический опыт, стали называться «балинтовскими группами». В кругу коллег, под руководством опытного профессионала, проводится разбор взаимоотношений Клиента и Специалиста, результатов работы.
 
Методические аспекты, связанные с проведением баллинтовской группы.
В состав такой группы входят различные специалисты, работающие в одном или в различных учреждениях. Нежелательно включение в одну группу специалистов, связанных служебно-иерархическими отношениями (начальник и подчиненные). Половозрастных ограничений нет. Группа может объединять людей с различным стажем работы, наиболее эффективно участие их при стаже более трех лет. В группу могут входить 6—15 человек, оптимально — 8—10.
Основным принципом формирования группы является добровольность объединения профессионалов, готовых к пересмотру стереотипов и «апостольских» установок в своей работе и заинтересованных в коллегиальной взаимопомощи.
Участники группы встречаются 1—2 раза в месяц при организации обычной пролонгированной группы, рассчитанной на совместную работу в течение 2—3 лет. Балинтовская группа может формироваться и из слушателей краткосрочного учебного семинара, в этом случае занятия группы могут проводиться ежедневно или с интервалом в несколько дней, общее количество занятий соответствует количеству участников. Продолжительность одного занятия, посвященного анализу одного случая, 2—2,5 часа с 10-минутным перерывом перед «завершающими» шагами. Эти цифры являются рекомендацией, основанной на опыте конструктивной работы в различных группах; частота перерывов и встреч, время окончания работы определяются самими участниками группы. Для занятий используется помещение, позволяющее расположить в круг стулья или кресла по числу участников семинара. Дополнительное техническое обеспечение не требуется, но по желанию группы занятия могут фиксироваться с помощью видеокамеры или магнитофона, либо ведется стенограмма занятий.
Руководитель группы избирается участниками или специально приглашается для этой работы. Ведущий должен быть опытным специалистом в области консультирования и психотерапии, знать технологию балинтовской группы, принципы групповой динамики, уметь управлять группой, следить за состоянием рассказчика и блокировать опасные обратные связи .
Занятия балинтовской группы достаточно подробно структурированы и проводятся в несколько этапов или «шагов».
Первый «шаг» может быть условно назван «определение заказчика» из числа участников балинтовской группы. Каждое занятие традиционно начинается с вопроса ведущего: «Кто хотел бы представить на рассмотрение свой случай, проблему, создающуе состояние дискомфорта?» Обычно после небольшой, а иногда и продолжительной паузы определяется один или несколько желающих. Каждого из претендентов на «заказ» ведущий просит описать в течение 1—2 минут свой случай в произвольной, но лаконичной форме. После непродолжительной дискуссии и выбора группа отдает предпочтение одному из «заказчиков». При голосовании может возникнуть ситуация, когда два «заказчика» получат равное количество голосов. Тогда право выбора предоставляется обоим путем переговоров или руководитель берет инициативу на себя.
Второй «шаг» работы группы предполагает рассказ «заказчика» о своем трудном случае из практики своей профессиональной деятельности. Устанавливаются «мягкие» ограничения по времени. Руководитель и члены группы внимательно слушают и наблюдают за его поведением и поведением друг друга. Их наблюдения могут оказаться очень полезными для последующего анализа коммуникативных затруднений докладчика.
Третий «шаг» — формулирование «заказчиком» вопросов к группе по своему случаю, вынесенному на обсуждение. На этом этапе ведущий помогает «заказчику» сформулировать запросы (вопросы и пожелания) группе, в которых заложено желание получить новые знания и (или) групповую поддержку. Целесообразно записать вопросы на доске или планшете, т. к. все участники группы постоянно обращаются к ним, сохраняя точность их содержания.
Четвертый «шаг» — вопросы группы к участнику, представившему случай. Этот этап может проводиться по-разному в зависимости от состава участников, опыта и предпочтений ведущего. В классической балинтовской группе поведение на данном этапе жестко не регламентировано. В этом случае все спонтанные реакции участников, их поведение и эмоциональные проявления фиксируются ведущим и могут явиться в дальнейшем объектом динамического анализа (в классической группе это не используется, т. к. групповая динамика в ней не является предметом анализа). Другой вариант, напротив, жестко структурированный. Все участники задают по кругу «заказчику» по одному вопросу. Таких кругов может быть несколько. Кто-то из участников, не желающий задавать вопрос для прояснения ситуации или проблемы при соответствующей очередности, может ее пропустить. Это не исключает для него возможность задать возникший позже вопрос на следующем «круге».
Еще один возможный вариант является промежуточным. Каждому участнику также по кругу предоставляется возможность задать определенное количество вопросов. При этом кто-то может задать их меньше или пропустить свою очередь, вновь воспользовавшись своим правом на новом круге. Отсутствие какой-либо регламентации на этапе вопросов «заказчику» допустимо и может дать интересный материал для последующего обсуждения. Руководитель может также, начав с вопросов по кругу и заметив, что все большее число участников пропускает свою очередь или вопросы по сути повторяются, предложить перейти к неформализованному варианту. В этом случае уместно прямо предложить участникам, у которых остались вопросы, задавать их в свободном режиме. На этом этапе «заказчик» часто с удивлением обнаруживает, что почему-то забыл или не учел весьма важные аспекты своего случая. Тогда «заказчик» дополняет свой рассказ на третьем этапе, многие неосознаваемые моменты проясняются для него.
Пятый «шаг» — окончательное формулирование «заказчиком» вопросов, которые он хотел бы вынести на обсуждение. Иногда формулировки вопросов сохраняются в первоначальном виде. Чаще, однако, они претерпевают изменения. Некоторые из ранее поставленных вопросов могут вообще потерять свою актуальность для «заказчика», благодаря осознанию им ряда моментов на предыдущем этапе. Список вопросов «заказчика» может быть расширен, если какие-то из вопросов, заданных ранее группой, кажутся ему существенными для прояснения случая. Руководителю полезно предложить группе сформулировать дополнительные вопросы, ответы на которые, как им представляется, принесут пользу «заказчику». Но право конструирования окончательного списка вопросов остается за заказчиком случая. Заметим, что часто таким дополнительным вопросом, принимаемым «заказчиком», является вопрос о том, какие аспекты в предложенном случае он, с точки зрения группы, недостаточно осознает. Обычно окончательный список включает 3—5, но может быть и всего один вопрос.
Шестой «шаг» — ответы группы на запросы «заказчика» и свободная дискуссия. Начало этапа может быть формализовано. Все участники по кругу отвечают на поставленные перед ними вопросы. При этом «заказчик» может предпочесть услышать ответы на все вопросы поочередно от каждого члена группы или предложить, чтобы участники по кругу ответили сначала на первый вопрос, затем на второй и т. д. Если некоторые вопросы представляются ему тесно связанными между собой, то возможно, чтобы каждый по кругу ответил на первую группу вопросов, а потом, также по кругу, на следующую. Ответы могут отражать чувства участников группы: «В этом случае я чувствую себя...».
В отличие от 4-го «шага», когда можно задавать или не задавать вопросы участнику, представившему случай, на шестом «шаге» ответы на вопросы являются обязательными для всех участников группы. Не меньшее значение, чем определенные суждения и «советы», для «заказчика» и остальных участников могут иметь ответы типа «У меня тоже была подобная ситуация, и я нашел выход...». В начинающей работу балинтовской группе участники на этом этапе могут стремиться к разнообразию ответов. Важно не допускать выражений типа: «Я тоже так думаю, как и ...» или «Я не знаю, что говорить, все уже было сказано». В таких случаях руководителю приходится напоминать, что ответы являются «обязанностью» всех членов группы и высказывание точки зрения, даже аналогичной прозвучавшей ранее, весьма важно для предоставившего случай. В эмоционально окрашенной атмосфере «заказчик» может не понять смысл однократно высказанного кем-то суждения. Самостоятельное значение имеет для него и сам факт, что многие члены группы предлагают идентичное или близкое видение его ситуации, но группа не стремится ничего навязывать, понимая, что докладчик может заблокировать принятие информации. Поощряются на этом этапе и свободные ассоциации на тему: «Аналогичная проблема». После высказывания любого члена группы «заказчик» может задать ему уточняющие вопросы, если что-то осталось неясным. Может быть, что в балинтовской группе один участник осознанно или неосознанно идентифицирует себя с «заказчиком» или его «партнером» по обсуждаемой ситуации. Высказывания последних могут быть, например, такими: «Знаешь, я представил себя на месте N, когда ты произносил что-то в его адрес, воспроизводя ситуацию, и при этом заикался; я почувствовал себя напряженно». Подобные высказывания имеют особую ценность для представляющего случай, да и для остальных участников также. В хорошо работающей балинтовской группе отдельные реплики провоцируют продолжение обсуждения в виде дальнейших его кругов или свободной, но корректно управляемой дискуссии. Это приводит к более глубокому пониманию проблем, творческому коллективному развитию прозвучавших точек зрения, неожиданных ракурсов видения обсуждаемой ситуации. Будучи эмоционально значимым для представляющего случай, такое обсуждение позволяет воспользоваться полученной обратной связью участников балинтовской группы, как корректирующей, так и психологически поддерживающей.
Обратная связь от руководителя группы к «заказчику» осуществляется на седьмом «шаге». Ведущий обобщает ответы группы, высказывает собственное видение ситуации, представленной «заказчиком» на обсуждение, предположений о причинах возникших у «заказчика» трудностей и т. д. (Заметим, что в различных видах социально-психологического тренинга ведущие, как правило, интерпретацию не дают.) В конце работы ведущий благодарит «заказчика» за предоставленный случай и смелость при его разборе, а участников группы — за поддержку сотрудника.
На восьмом «шаге» «заказчик» дает информацию о своих ощущениях. Его высказывания могут касаться собственного эмоционального состояния и впечатлений о работе группы. Он может также представить обратную связь конкретным участникам, содержащую его мнение об эффективности их деятельности, поблагодарить за поддержку или высказаться о своем состоянии словами «как стало легко и многое понятно» и т. п. Балинтовская сессия может заканчиваться высказываниями отдельных членов группы о своих ощущениях и впечатлениях. Решаются также организационные вопросы, принимаются предложения.
 
Сложности, ограничения, требования к проведению баллинтовской группы.
Рассказ строится в абсолютно свободной форме. Рассказчика не ограничивают во времени, а ведущий следит за тем, чтобы его не перебивали. Нередко возникает вопрос о том, надо ли готовить предлагаемый случай заранее, восстанавливать и документировать детали. Для балинтовской группы это не существенно, и более продуктивны спонтанные рассказы, так как анализ забытых важных деталей часто приносит ценную информацию. На этом этапе ведущий и члены группы внимательно наблюдают за поведением и эмоциональными реакциями участников, сопровождающими рассказ, могут делать записи для предстоящего обсуждения.
Основным условием продуктивной работы балинтовской группы является создание атмосферы доверия, эмоциональной заинтересованности, сочетающейся с ощущением «безопасности открытости», балансирование между «холодной» атмосферой клинического разбора и излишне «горячей» ситуацией личностного тренинга. В любой группе ведущему придется столкнуться с защитными уклонениями в разные стороны, и его задача — терпеливо возвращать группу «на путь истинный». Поэтому уже на этапе формулировки вопроса рассказчика важно удержать его от подхода «Что делать?» или личностного вопроса «Что во мне самом могло мешать?» и помочь ему сформулировать вопрос, центрированный на взаимоотношениях «тьютор – клиент»: «Почему именно с этим клиентом у меня не сложилось конструктивных отношений?» и т. п. Подобные вопросы тем более уместны, так как чаще речь идет о стереотипах: «Во многих случаях такой подход к клиентам помогал мне, но только с этим что-то не получилось». Решение задачи «балансирования» становится еще более важным и трудным для ведущего на последующих стадиях групповой работы».
 
 
Литература:
Кулаков С.А., Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии, СПб, «Речь», 2002 г., с. 23-33.

»  Размещено в сообществах:   

На: Балинтовская группа как инструмент профессионального соверше


Уважаемая Татьяна Геннадьевна, с большим удовольствием прочитала Ваш материал по Балинтовской группе. Очень нужная мне и прекрасно  изложенная методика. Спасибо. С уважением, Татьяна Дмитриевна Яковлева



Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн