Тема нашего урока сегодня “Среднее арифметическое”.
Наша задача с вами на уроке узнать:
1)что такое “среднее арифметическое”
2)научиться его вычислять
3)определить где и для чего применяется среднее арифметическое.
(Слайд1 – 2)
На уроке нам предстоит узнать много нового, и поэтому девизом нашего урока я подобрала слова великого педагога Я.А.Коменского: “Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию”.(Слайд3).
2.Повторение.
Устный счет. (Слайд4).
Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета:
6,7-2,3=
5-0,04=
3,08+0,2=
1,24+0,06=
36,6:6=
4,5:5=
9∙0,2=
25∙0,4=
8-2,5=
3,1+1,6=
3.Изучение нового материала.
1)Устное решение задач:
а)За первый час лыжник прошёл 10,8 км, за второй 9,4 км и за третий 9,2км.
Сколько километров в среднем проходил лыжник? (Слайд5).
б)Кондитерская фабрика выпустила в 2005 году 4647 тонн, в 2006 году 4372 тонны, в 2007 году 4491 тонны и в 2008 году 4592 тонны печенья. Каково среднее годовое производство печенья за эти годы? (Слайд6).
в)Ежедневная зарплата рабочего в течение пяти дней была: 660 рублей, 725 рублей, 690 рублей, 710 рублей и 645 рублей. Какова средняя зарплата рабочего за один день? (Слайд7).
2)Какие «особенные слова» вы заметили в условиях всех задач?
Часто мы и в жизни слышим фразы со словом “средний”, например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д. Как вы понимаете эти выражения? (Слайд8).
В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы познакомимся с одним из этих понятий “среднее арифметическое” и как оно вычисляется. (Переход наСлайд1 и возврат кСлайду9)
3)Работа с учебником по предложенному плану (Слайд9):
1.Прочитай внимательно задачу №1, её решение и ответь на вопросы:
a)Какое действие выполнили с числами?
b)Почему сумму разделили на 3?
2.Прочитай и запомни определение среднего арифметического нескольких чисел.
3.Закончи самостоятельно предложение: «Чтобы найти среднее арифметическое шести чисел, надо…»
4)После проделанной работы сформулировать правило: чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел, надо:
1.Найти сумму всех слагаемых.
2.Разделить полученную сумму на количество слагаемых (Слайд10).
4.Закрепление полученных знаний.
1)Решение задачи:Во время соревнований по художественной гимнастике за выступление судьи выставили гимнастке следующие оценки: 7, 8, 8, 9, 9, 8, 8, 9. Каков средний балл, полученный гимнасткой в этом виде соревнований?(Слайд11).
2)Выполнение заданий из учебника (один ученик на доске, остальные в тетрадях) (Слайд12):№ 1496;№1497; №1500.
3)Самостоятельное выполнение заданий из учебника с последующей проверкой(Слайд13 – 14): №1501;№ 1502
4)Устное обсуждение решения задачи на нахождение средней скорости: Автомобиль ехал 1,2 часа со скоростью 78км/ч, а затем ещё 1,8ч со скоростью 135км/ч. С какой средней скоростью двигался автомобиль?(Слайд15)
Решение:
1)78 ∙ 1,2 = 93,6 (км)
2)135 ∙ 1,8 = 243 (км)
3)93,6 + 243 = 336,6 (км)
4)1,2 + 1,8 = 3 (ч)
5)336,6 : 3 = 112,2 (км/ч)
5)После обсуждения и записи в тетради решения задачи с вопросами делается вывод(Слайд16):
Чтобы вычислить среднюю скорость, надо:
1.Найти всё пройденное расстояние;
2.Найти всё затраченное время;
3.Найти скорость (расстояние разделить на время).
6)Выполнение заданий из учебника (один ученик на доске, остальные в тетрадях) (Слайд17):№ 1503;№1504; №1512.
Как вы думаете, где может пригодиться умение находить среднее арифметическое?
Но оказывается, что и для нашего класса умение находить средний показатель может оказаться очень важным и интересным.
5.Домашнее задание:(Слайд 18).
№ 1524 (а/б – по вариантам)
№1526
1550
Узнать, где в жизни необходимо умение находить среднее арифметическое (подготовить сообщение).
Выяснить, что такое «рейтинг» (подготовить сообщение).
6.Итог урока.
Итак, что же нового мы сегодня узнали? Что такое среднее арифметическое? Как найти среднее арифметическое нескольких чисел? Как вычислить среднюю скорость?
Молодцы, ребята! Наш урок закончен. Спасибо.(Слайд 19).
Список литературы:
1.Виленкин Н.Я. Учебник Математика 5 класс – М., Мнемозина, 2006.
На: Среднее арифметическое