Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Поиски нового видения мира и многообразие музыки XX века

Фото пользователя Светлана Алексеевна Томчук
Submitted by Светлана Алексеевна Томчук on чт, 21/05/2009 - 13:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Томчук Светлана Алексеевна
Место работы, должность: 
Ярославский институт развития образования канд.псих. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
Дать учащимся представление о стилевом многообразии музыкальных направлений XX века; показать духовно-ценностные ориентиры русской современной музыки на примере творчества Г.В. Свиридова.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Отсутствуют

Используемая методическая литература: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

1)Мировая художественная культура. 10 кл. /Г.И. Данилова [и др.] – М. : Интербук, 2001.

 

2)Музыка. 8 класс: поурочные планы по УМК В.В. Алеева, Т.И. Науменко /авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград :Учитель, 2006.

 

 

3)Сергеева Г.П. Музыка : учеб. для 6 кл. /Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 168 с.

 

 

Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Фортепиано. Музыкальный центр.

 

Используемые ЦОР: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

CD-диски и аудиокассеты с фрагментами звучания из произведений Г.В.Свиридова «Время, вперед», «Тройка», «Снег идет», хор «Любовь святая» из музыки к драме А.Толстого «Царь Федор Иоаннович»; С.С. Прокофьев «Гавот» из «Классической симфонии»; фрагмент из балета И.Ф.Стравинского «Петрушка»; фрагмент вокального цикла А.Шенберга «Лунный Пьеро» или Б.Бриттена «Военного реквиема».

 

Краткое описание: 
Урок «Поиски нового видения мира и многообразие музыки XX века» реализуется в рамках курса для 9 класса «Музыка в формировании духовной культуры человека», введенного во всех школах Ярославской области в соответствии с требованиями Базисного учебного плана (приказ Министерства образования №1312 от 9.03.2004). Содержание данного курса основано на материале раздела «Музыка в формировании духовной культуры личности» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству, рекомендованного для изучения в 9 классе («Вестник образования России» – №13. – 2004. – С. 50). На данном уроке учащиеся получают представление о современных направлениях музыки XX века, раскрывают духовно-ценностные ориентиры русской современной музыки на примере творчества Г.В. Свиридова

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Художественно-педагогическая идея урока: «Искусство всегда вовлечено в бой своей эпохи» (Р. Роллан)

 

У.: Как вы понимаете слова Р.Роллана, взятые эпиграфом к нашему уроку, «Искусство всегда вовлечено в бой своей эпохи»?

Д.: Музыка является специфическим отображением действительности, поэтому все события и изменения XX века нашли отражение и в музыке.

Звучит «Время, вперед» Г.В.Свиридова

У.: XX век – это век кардинальных изменений во всех сферах человеческой жизни, век научно-технического прогресса и открытий. Назовите жизненные события, возникновение которых наиболее ярко характеризует XX век.

Д.: Положительные: развитие научно-технического прогресса, космические открытия, изобретение информационных технологий, ускорение темпа жизни и т.д.; отрицательные: 2 мировые войны, локальные войны, гонка вооружений, угроза ядерной войны и т.д..

У.: Подводя итог всему вышесказанному, как мы можем охарактеризовать XX век?

Д.: Это был век противоречивых и сложных процессов, в нем были как положительные, так и отрицательные явления и события.

У.: Социальные потрясения (войны, голод, разруха), пережитые миром в начале века, оказали влияние на развитие всей музыкальной культуры. У человечества возникло субъективное ощущение утраты внутренней целостности личности, исчезла гармония в душе. Человек остался наедине с жизненными реалиями, отсюда обостренное ощущение своего «Я» и его несовместимость с окружающей действительностью, стремление уйти от реальности в свою мечту, придуманный мир или в прошлое.

Естественно, что строго упорядоченный музыкальный язык классики не мог отразить все нюансы окружающей действительности. Мир жил предчувствием грядущих перемен. Поэтому некогда относительно единая музыкальная культура, величественно протекавшая в берегах классической и народной музыки, в начале XX века распалась, а к середине XX века окончательно сменилась пестрым многообразием видов и жанров. Именно поэтому первые десятилетия дали развитие практически всем новым музыкальным течениям XX века: экспрессионизму, неофольклоризму, неоклассицизму, додекафонии и другим стилям. С некоторыми из этих музыкальных направлений вы уже знакомились.

Звучит «Гавот» С.С.Прокофьева

У.: Вспомните, что вам известно об этой музыке?

Д.: Это музыка Прокофьева С.С., в ней он попытался соединить традиции XVIII века и новизну музыки XX века.

У.: В чем проявляются традиции и новаторство в этой музыке?

Д.: С одной стороны, использование классических жанров и форм (жанров  симфонии и гавота, сонатной и 3-частной формы), с другой стороны – уникальный музыкальный язык С.С.Прокофьева, основанный на широких и размашистых интонациях, свободном ритме.

У.: Это произведение относится к музыкальному направлению неоклассицизма («нео» – новый, «классика» – образец). Неоклассицизм – музыкальное направление, объединившее композиторов, которые стремились к стилистическому возрождению черт доклассической эпохи. Вообще-то  С.С.Прокофьев известен как дерзкий ниспровергатель традиционной музыки. Он так говорил о себе самом: «Кардинальным достоинством… моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы…». С его концертов возмущенная публика спешно уходила, многие его произведения не понимались и не принимались даже коллегами-музыкантами. А через два-три десятилетия он был признан классиком современной музыки и гениальным новатором. Классицизм композитора проявлялся в строгой логике и четкой структуре музыкальных произведений,  а новаторство – в резком контрасте ритма и темпа, жестких, резких звучаниях, в особой энергии движения и ритма XX века. «Порой это – пульсация космоса, человеческого сердца или машины, порой – настойчиво-упрямое сопровождение первобытной пляски или манерного гавота…». Но все его интонации проникнуты русским национальным характером. Близки композиторам – «неоклассицистам» по духу и композиторы, которые писали музыку в стиле неофольклоризма. Как бы вы перевели название «неофольклоризм» по аналогии с «неоклассицизмом»?

Д.: «Неофольклоризм» – новый фольклор, объединяет народную музыку и современный музыкальный язык.

У.: Как вы думаете, чем вызван интерес к народной музыке в XX веке?

Д.: Интерес к фольклору пробудился, потому что композиторы хотели почувствовать связь времен, погружаясь в прошлое, вернуться к первоосновам жизни.

Фрагмент из балета И.Ф.Стравинского «Петрушка»

У.: Какие особенности, связывающие эту музыку с народной, вы можете отметить в прослушанном фрагменте?

Д.: Композитор не просто цитируют народные мелодии, а сочиняют свои в духе народных. На первый план выходит мелодический рисунок, отличающийся простотой и краткостью мотива. Усиливается роль ритма: нарочито яркие акценты, всевозможные вариации. Для музыки характерна своеобразная монтажность, когда один фрагмент как будто прицепляется к другому.

У.: Но самое яркое художественное направление, сформировавшееся уже к концу 1900-х годов, – экспрессионизм.

Фрагмент из вокального цикла А. Шенберга
«Лунный Пьеро» или из «Военного реквиема» Б. Бриттена

У.: Какое впечатление произвела на вас эта музыка?

Д.: Музыка вызывает ощущение неуверенности, музыкального хаоса, иногда доходящего до абсурда.

У.: Почему композиторы начали сочинять такую музыку?

Д.: Они боялись окружающего их мира и отображали свою боязнь в музыке.

У.: А.В.Луначарский писал: «Экспрессионизм есть плод страшного общественного разочарования… Идея экспрессионизма, в сущности, конец света». Деформация и разрушение привычного внешнего мира искажали внутренний мир личности, и экспрессионизм острее всего смог передать конфликт человека с жизненной реальностью.

У.: Какие музыкальные особенности этой музыки выходят на первый план?

Д.: Декламационный принцип построения мелодии, передающий человеческую речь от тихого шепота до истошного крика. Мелодия незаконченная, представляет собой цепь коротких изломанных незавершенных мотивов. Нет традиционной жанровой основы музыки – ни песен, ни танцев, ни маршей.

У.: Как вы думаете, почему для своего произведения А.Шенберг выбрал такое название «Лунный Пьеро»?

Д.: Пьеро – пессимист, видящий мир только в черном или сером цвете; лунный – ощущение ночных кошмаров, неуверенности, нереальности происходящего.

У.: Уход от действительности характеризовался и возникновением новых форм музыкальных проявлений в авангардизме («авангард» – «передовой отряд»). Так, в 1951 году на концерте в Нью-Йорке Дж.Кейдж исполнил произведение, в котором в качестве музыкальных инструментов были использованы 12 радиоприемников, настроенных на 12 радиостанций. По команде Кейджа двенадцать операторов включали и выключали радиоприемники, регулировали настройку и силу звука. Главным принципом развития музыки в данном случае была алеаторика – случайность выбранных комбинаций.

Еще одним экспериментом Дж. Кейджа была его пьеса «4,33». Слушатели погружаются в тишину на 4 минуты 33 секунды. По мере продолжения тишины напряжение и непонимание в зале нарастали, начинали раздаваться посторонние звуки, и к концу четырех минут зрители понимали, что они должны слушать себя, что они и есть своеобразная музыка.

На фестивале 4 музыканта вышли на сцену, пожали друг другу руки и удалились. Это «исполнение» называлось «струнным квартетом».

Видный итальянский авангардист Лучано Берио включил в партитуру своего сочинения смех, скрупулезно определяя ремарками, каким он должен быть: «ничем не мотивированный», «животный», «облегченный» и т.д.

У.: Как можно охарактеризовать эти музыкальные явления?

Д.: Это были эксперименты, далекие от музыки, композиторы пытались найти новые проявления музыки, непохожие на то, что было до них.

У.: Авангардизм отрицает все, что характерно для классической музыки. Но нельзя создать совершенно новый музыкальный язык без малейшей опоры на то, что было создано раньше, можно лишь обогатить его новыми тембрами синтезаторов и электромузыкальных инструментов, новыми ритмами рок-музыки, новыми акустическими эффектами. Поэтому к концу XX века наблюдается объединение всех музыкальных направлений.

А теперь давайте посмотрим, каким образом тенденции XX века нашли отражение в музыке русских композиторов. А речь пойдет о композиторе, с музыки которого мы начали урок.

Звучит  «Тройка» Г. Свиридова

У.: Какие ассоциации вызывает у вас эта музыка?

Д.: Образ русской тройки и бескрайних дорог России, щемящее трепетное звучание русской песни, навеянной зимней дорогой, широта и простор русских полей.

У.: Пишущие о музыке Г.В.Свиридова нередко отмечают, что композитор вступает в соавторство с безымянными народными творцами: «музыка Г.В.Свиридова почти народна: как раз это «почти», эти «чуть-чуть» дорисованные образы, этот едва дополненный фон и составляют секрет настоящего таланта». Несмотря на влияние музыки XX века композитор Свиридов остался верен русской классической теме и народной мелодике. Как вы думаете, почему?

Д.: Свиридов стремится отобразить в своей музыке то, что ему близко и дорого, то, что он любит.

У.: Георгий Васильевич Свиридов родился в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии, 3 декабря 1915 года. Этот город до сих пор хранит особый аромат старины. В нем – невысокие дома, потемневшие от тяжести лет, будто вышли из самой истории и незримо хранят первородную связь человека с землей. Речь горожан течет плавно, неторопливо, как и весь темп жизни небольшого провинциального городка. Именно отсюда берет Свиридов идеи для своих простых, близких традициям русской музыки и вместе с тем самобытных, оригинальных мелодий. То есть мы можем сделать вывод о том, что Свиридов является прекрасным мелодистом.

Звучит произведение Г.В.Свиридова «Снег идет»

У.: Какой музыкальный образ создан Г.В.Свиридовым в этом произведении?

Д.: Образ тихого зимнего пейзажа, падающего снега.

У.: Можно ли рассматривать это произведение как лирическую зарисовку зимней природы?

Д.: Музыка передает еще и состояние человека, любующегося этим падающим снегом.

У.: Сколько звуков вы услышали в мелодии?

Д.: Мы услышали в мелодии всего 2 ноты.

У.: Как вы думаете, почему такой прекрасный мелодист Свиридов целенаправленно использует в мелодии только две ноты? Что с нами происходит, когда мы любуемся падающим снегом за окном, пылающим огнем в костре или в камине?

Д.: Благодаря повторам только двух нот создается ощущение завороженности, как будто для тебя время остановилось, а жизнь вокруг тебя продолжается.

У.: Как композитор передал безостановочный ход времени, выразил идею о его бесконечности?

Д.: С помощью метрической равномерности композитор имитирует ход часов.

У.: Какую выразительную роль играет чередование партий женского хора: сопрано и альтов?

Д.: Рождается ощущение диалога: между человеком и природой, миром и т.д.

У.: Что, при всей строгости мелодической линии, придает музыке ощущение фантастичности, колокольности, устремленности ввысь?

Д.: Удивительная инструментовка: легкость, воздушность придают музыке звуки челесты и т.д.

У.: Музыка Георгия Свиридова является не просто музыкальными иллюстрациями полюбившихся ему стихов, каждое его произведение отличают особая одухотворенность, особое философское мировосприятие. Как вы думаете, близость к какой музыке ощущается в этом произведении?

Звучит хор «Любовь святая»

У.: Какие черты роднят эту музыку с духовной?

Д.: Строгий, возвышенный характер, исполнение мужского хора, близкое к знаменному пению, тянущиеся звуки колоколов.

У.: Композитор воплощает в этом произведении традиции русской духовной музыки, но вносит и современное звучание. В чем оно выражается, на ваш взгляд?

Д.: Соло сопрано звучит в высоком регистре, как будто парит под куполом храма, использование контрастных регистров рождает объемное ощущение удивительного простора и воздуха, все время повторяется риторический вопрос «Что есть любовь?», как будто человек безуспешно пытается ответить на этот вопрос.

У.: Таким образом, мы видим в творчестве Свиридова удивительное воплощение русских музыкальных традиций и современного видения мира. Творчество композитора настолько уникально, что его нельзя отнести ни к одному из существующих музыкальных направлений – оно представляет собой неповторимый сплав различных музыкальных направлений. Композитор не стремится к дешевой популярности, к использованию спецэффектов, его музыка проникнута щемящей задушевностью, теплотой, светом, удивительным философским мировосприятием.

Обобщение урока. Писатель В.Астафьева говорил о Г.В. Свиридове: «Есть звуки и нити, соединяющие русского человека с русской землей, и они звучат в каждом из нас от рождения…. Именно со своей родной земли унес в сердце и сохранил великий композитор современности Георгий Васильевич Свиридов тот нежный и непреклонный звук, ту пространственную, высокую мелодию, что стонет, плачет, сжимает сердце русское неизъяснимою тоскою, очистительной печалью…». Попробуйте сформулировать творческое кредо композитора Г.В. Свиридова (данное задание можно вынести в качестве домашнего). Если вас заинтересовало творчество русских композиторов XX века, вы можете подготовить доклады или проекты по творчеству А. Шнитке, Р. Щедрина, В. Гаврилина.

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Поиски нового видения мира и многообразие музыки XX века


Светлана Алексеевна, спасибо за урок, а Вы не хотите поучаствовать  к нашем конкурсе "Нетрадиционный урок искусства"? Скоро подводим итоги!

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Поиски нового видения мира и многообразие музыки XX века


Адрес конкурса здесь!

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Валентина Яковлевна Пиманова

На: Поиски нового видения мира и многообразие музыки XX века


Светлана Алексеевна, спасибо за материал, он будет полезен в работе.

Всего доброго!




Фото пользователя Светлана Борисовна Демченко

На: Поиски нового видения мира и многообразие музыки XX века


 Светлана Алексеевна! Спасибо за урок, очень интересная тема, которая заставляет задуматься. С уважением Светлана Борисовна.



Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн