Вы не зарегистрированы

Авторизация



Нумерация чисел в пределах 20

Фото пользователя Татьяна Николаевна Захарова
Submitted by Татьяна Николаевна Захарова on Sat, 23/05/2009 - 15:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Осотова Наталья Владимировна
Место работы, должность: 
учитель начальных классов МОУ СОШ №5 города Искитим Новосибирской области
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Математика
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Разработка нетрадиционного урока с использованием средств ИКТ.

Автор ресурса - Осотова Наталья Владимировна

 

Тема:  «Нумерация чисел в пределах 20».

           

(Нетрадиционный  урок: математика в сказке)

Тип урока: повторение и закрепление изученного.

Цели урока:

·        Повторить название чисел второго десятка и их образование.

·        Повторить порядок следования чисел второго десятка при счёте.

·        Развивать умения переводить одни единицы измерения длины в другие.

·        Повторить знания геометрического материала.

·        Развивать память, мышление, устную речь, воспитывать любовь к литературе и математике.

 

 Оборудование урока:

ü мультимедийная презентация урока,

ü карточки для индивидуальной  работы,

ü сигнальные карточки для игры «Светофор».

 

 

Ход урока

Методы и формы работы

 

I. Организационный момент.

 - Здравствуйте, ребята. Подтянулись все, посмотрели мне в глаза, улыбнулись друг другу и тихонько сели.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Всё ль на месте?

Всё в порядке?

Ручка, рядом с ней тетрадка.

А ещё на партах ваших

Учебник  и карандашик.

Молодцы! Все готовы к уроку.

 

II. Актуализация знаний учащихся.

 

- Кто из вас любит сказки?

 

- Сегодня на нашем уроке вы будете сами участвовать в сказке и закрепите знания  по нумерации чисел в пределах 20, вспомните, как переводить дециметры в сантиметры, поработаете с геометрическим материалом.

-Урок у нас сегодня нетрадиционный – математика в сказке. К нам в гости пришёл замечательный детский поэт и писатель Корней Иванович Чуковский.

( Слайд 3.)

 

 Он принёс с собой сказку. А вот какую, вы сейчас попробуете отгадать.

-  Название этой сказки зашифровано в числовых выражениях, которые записаны на доске. Вы должны прочитать эти выражения математическим языком, используя понятия: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность и сказать значения выражений. Если вы справитесь с этим заданием, то в награду  буквы встанут по порядку. И получится слово, которое вам поможет приблизиться к отгадке.

(Слайд 4.)

 

         3 + 5 = Х                     8 – 6 = М

                              

       9 – 6 = У                     4 + 6 = А

                                 

Д -Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5, сумма 8.

   - Уменьшаемое 9, вычитаемое 6, разность 3.

   - Уменьшаемое 8, вычитаемое 6, разность 2.

   - Первое слагаемое 4, второе слагаемое 6, сумма 10.

Проверка: фронтальная, игра «Светофор» (у каждого ученика карточки красного и зелёного цвета. Поднимая карточку они высказывают согласие или несогласие с ответом).

 

У. Какое слово у вас получилось?

 

Д. Это слово «муха».

 

У. Как же называется эта сказка?

 

Д. «Муха-Цокотуха».

 

У. Итак, сказка начинается….

 

 Д.       Муха, Муха-Цокотуха,

            Позолоченное брюхо!

            Муха по полю пошла,

            Муха денежку нашла.

 

 У. - А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда найдёте значение числового выражения. Ответ нужно сказать мне на ушко.

 

(Слайд 5.)

 

10 – 6 + 4 – 3 + 5 – 9 =

Проверка: ученики говорят ответ на ушко учителю.

 

III. Закрепление изученного материала.

1. Повторение нумерации в пределах 20.  

У.- А теперь послушаем продолжение сказки.

Д.           Пошла Муха на базар

               И купила самовар.

               Приходите, тараканы,

               Я вас чаем угощу!

               Тараканы прибегали,

               Все стаканы выпивали.

               А букашки-

               По три чашки,

               С молоком

               И крендельком:

               Нынче Муха-Цокотуха –

               Именинница!

 

 У. - Букашками будете вы. Две «букашки» идут «есть» крендельки к доске, а остальные будут «пить» чай из этих двух чашек, которые содержат два варианта. Надо написать через клеточку предыдущие и последующие числа для тех, которые написаны рядом с чашками. Приятного вам аппетита!

 

( Слайд 6.)

11                                                                   16

 

19                                                                   10

 

15                         12

 

Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай»  

 

У. Продолжим наше путешествие по сказке…

 

 Д.            Приходили к мухе блошки,

                 Приносили ей сапожки,

                 А сапожки не простые –

                 В них застёжки золотые.

                 Приходила к Мухе

                 Бабушка-пчела,

                 Мухе-Цокотухе

                 Мёду принесла!

                 Бабочка красавица,

                 Кушайте варенье!

                 Или вам не нравится

                 Наше угощенье?

( Слайд 7.)

 

У. – Ой, а куда наша бабочка улетела? Давайте её поищем. А! Вот она – на цветке у окна. Вот вам научный факт для сведения: бабочка пробует еду

( сок, нектар) не хоботком, а средними лапками, а сосёт уже хоботком. Это я узнала из книги «Занимательная энтомология». Энтомология – это наука насекомых.

Варенье у мухи было из разных ягод. Количество ягод вам надо записать в тетради:

 

     

  1 десяток 2 единицы =

1 десяток 8 единиц =

1 десяток 5 единиц =

 

Проверка: взаимопроверка в парах.

 

  У. - Определите количество крендельков, ватрушек и пирогов, которые испекла муха для гостей.

 

( Индивидуальную работу по карточке с красным фонариком выполняют 2 ученика)

 

 


4десятка 1 единица =

                 2десятка 6 единиц =

 7 десятков 5 единиц =

 

    

  Проверка:  фронтальная, игра « Хлопай-топай».  

 

2.Задание на смекалку

 

 У. – Малины больше вишни, но меньше смородины. Каких ягод больше всех? Каких ягод меньше всех?   Сколько ягод смородины? Сколько ягод вишни? 

Сколько ягод малины?

        

      Сколько всего ягод использовала Муха-Цокотуха для приготовления варенья?

Проверка: фронтальная (при правильном ответе на  слайде  изображения ягод крутятся).       

    

 Физкультминутка.

 

Д.  Вдруг какой – то старичок

      Паучок

      Нашу Муху в уголок

      Поволок –

( Разминка мелких мышц кисти – пальчиками-

« паучками»)

      Хочет бедную убить,

      Цокотуху погубить!

      Дорогие гости, помогите!

      Паука-злодея зарубите!

( Круговые вращения головой)

      И кормила я вас,

      И поила я вас,

      Не покиньте меня

      В мой последний час!

(Наклоны туловища влево-вправо)

     Но жуки-червячки

     Испугалися,

     По углам, по щелям

     Разбежалися:

( Руки подняты, покачивания)

     Тараканы

     Под диваны,

     А козявочки

     Под лавочки,

     А букашки под кровать –

     Не желают воевать!

(Приседания)

     И никто даже с места

     Не сдвинется:

     Пропадай-погибай именинница!

( Дети присаживаются и замирают)

По ходу чтения дети выполняют соответствующие движения

 

У.- Вот так, друзья!.. Никто не помог имениннице в беде. Стыдно за таких гостей. Неприятно… А как бы вы поступили в этой ситуации?

 

3. Работа с величинами. Решение задач.

 

 Д.    А кузнечик, а кузнечик,

        Ну совсем как человечек,

        Скок, скок, скок, скок!

        За кусток, под мосток

        И молчок.

 

У.- Посмотрите, какими прыжками скакал кузнечик. Переведите эти данные в сантиметры.

( Слайд 8.)

 

 


1дм 2см =   …см

1дм 5см =   …см

1дм 8см =   …см

 

 

Проверка: взаимопроверка в парах.

 

 У. - Кузнечик-гигант скакал такими прыжками.

 

( Индивидуальную работу по карточке с красным фонариком выполняют 2 ученика)

 

 


6дм 8см =   …см

3дм 9см =   …см

8дм 1см =   …см

 

 

  Проверка:  фронтальная, игра « Хлопай-топай».  

 

 

  Д.        А злодей-то не шутит,

              Руки-ноги он Мухе

              Верёвками крутит…

 

( Слайд 9.)

 

 У.- Первая верёвка – длиной 10см. Начертите такой отрезок.

( Дети выполняют задание)

 

 У. -  Вторая верёвка – на 2см короче, чем первая. Начертите отрезок.

 

( Дети выполняют задание)

 

У.- Сколько сантиметров длина второго отрезка?

- Как нашли его длину?

 

Д.- Из 10см вычли 2см, получили 8см.

 

У.- Третья верёвка на 1см длиннее, чем вторая. Найдите её длину. Начертите отрезок.

(Дети выполняют задание)

 

У.- Сколько сантиметров длина третьего отрезка?

 Как нашли его длину?

 

Д. -К 8см прибавили 1см, получили 9см.

Проверка: фронтальная (при правильном ответе на  слайде появляется ответ)

 

4. Работа с геометрическим материалом.

 

 Д.     Зубы острые в самое

          Сердце вонзает

          И кровь у неё выпивает.

          Муха криком кричит,

          Надрывается,   

          А злодей молчит,

          Ухмыляется.

          Вдруг откуда-то летит

          Маленький Комарик,

          И в руке его горит

          Маленький фонарик.

 

У.- Рассмотрим этот фонарик под «увеличительным» стеклом.

 ( Слайд 10.)

 

- Какие геометрические фигуры имеют 4 стороны и 4 угла?

- Покажите квадрат и прямоугольник. Найдите ещё один прямоугольник.

- Какая геометрическая фигура имеет 3 стороны и 3 угла?

- Сколько здесь треугольников? Покажите их.

 

Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай»  

 

 

 

5. Закрепление знаний по нумерации

 

 Д.      Где убийца? Где злодей?

           Не боюсь его когтей!

 

У. - Вы будете комариками. Спасти Муху можно, если верно расставить числа на паутине в порядке возрастания.

( Слайд 11 – 12. )

10  12  14   16   18    20

 

Проверка: самопроверка (запись на слайде).

 

У. – Какую закономерность вы заметили в числовом ряду?

 - Назовите самое большое число.

 - Какое число на 4 меньше, чем 20?

 - Назовите соседей числа 16?

Проверка: фронтальная, игра «Светофор» (у каждого ученика карточки красного и зелёного цвета. Поднимая карточку они высказывают согласие или несогласие с ответом).

У. - Посмотрим сумели ли мы помочь Мухе-Цокотухе.

  Д.      Подлетает к Пауку,

            Саблю вынимает

            И ему на всём скаку

            Голову срубает!

            Муху за руку берёт

            И к окошечку ведёт:

            « Я злодея зарубил,

            Я тебя освободил

            И теперь, душа-девица,

            На тебе хочу жениться!»

            Тут букашки и козявки

            Выползают из-под лавки:

           «Слава, слава Комару –

            Победителю!»

            Прибегали светляки,

            Зажигали огоньки,

            То-то стало весело,

            То-то хорошо!

            Эй, сороконожки,

            Бегите по дорожке,

            Зовите музыкантов,

            Будем танцевать!

 

6. Повторение связи компонентов и результата сложения.

У. Вот они светляки, сороконожки, бабочки. Вспомните, как называются компоненты действия сложения и как они связаны между собой.

( Слайд 13.)

 

Д. – Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.

    - В равенстве первое слагаемое – светлячок, второе слагаемое – сороконожка, значение суммы бабочка.

    - Если из суммы бабочки вычесть первое слагаемое светлячок, то получится второе слагаемое сороконожка.

     - Если из суммы бабочки вычесть второе слагаемое сороконожка, то получится первое слагаемое светлячок.

Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай»  

 

 

Д.       Музыканты прибежали,

          В барабаны застучали.

          Бом! Бом! Бом! Бом!

          Пляшет Муха с Комаром!

          ……………………………

          Нынче Муха-Цокотуха –

          Именинница!

 

IV. Итог урока.

 

 У.  -Вот закончилась сказка, подошёл к концу и наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните всё, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали.

 

У. - Выберите мордашки, а выбор будет зависеть от того,

насколько вы остались довольны своей работой на уроке.

( Слайд 14.)

                         

 

 

   Я работал хорошо, все понял, очень старался.

 

   В следующий раз я постараюсь быть активнее.

 

     Мне было трудно, я многое не понял.

 

 

У.-Покажите ваши выбранные мордашки. Спасибо вам всем за работу.

 

 

 

 

 

 

 

Педагогика сотрудничества

Психологические приемы:

- аудиальные (голос)

Заинтересовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная беседа (словесный метод).

Психологические приемы:

- визуальные (наглядность).

 

 

 

Познавательная игра (метод стимулирования интереса к учению).  Психологические приемы:

- визуальные

(наглядность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение ученика

(словесный метод).

 

 

 

Самостоятельная работа (практический метод).

Психологические приемы:

- визуальные (наглядность).

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение ученика

(словесный метод).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменные упражнения (практический метод).

Психологические приемы:

- визуальные (наглядность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение ученика

(словесный метод).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательный рассказ (метод стимулирования интереса к учению).  Психологические приемы:

- визуальные (наглядность).

 

 

Самостоятельная работа (практический метод).

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная дифференцированная работа (метод стимулирования интереса к учению).

 

 

 

 

 

 

Задание на развитие логики

(метод стимулирования интереса к учению).

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение ученика

(словесный метод).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа (словесный метод).

 

 

 

Выразительное чтение ученика

(словесный метод).

 

 

Самостоятельная работа (практический метод).

Психологические приемы:

-визуальные (наглядность).

 

 

 

 

 

Индивидуальная дифференцированная работа (метод стимулирования интереса к учению).

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение ученика

(словесный метод).

 

 

 

Выполнение упражнения,

(практический метод).

Психологические приемы:

- визуальные (наглядность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение ученика

(словесный метод)

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра на внимание

(метод стимулирования интереса к учению),

фронтальная работа.

Психологические приемы:

- визуальные (наглядность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение ученика

(словесный метод)

Самостоятельная работа (практический метод).

Психологические приемы:

- визуальные (наглядность

 

 

 

Фронтальная беседа (словесный метод).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение ученика

(словесный метод)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание на развитие логики

(метод стимулирования интереса к учению)

Психологические приемы:

- визуальные (наглядность)

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение ученика

(словесный метод)

 

 

 

 

 

 

Фронтальная беседа (словесный метод).

Психологические приемы:

-визуальные (наглядность)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно-технологическая карта урока.

Тема урока: «Нумерация чисел в пределах 20».

Тип урока:  повторение и закрепление изученного.

Цель урока:

·        Повторить название чисел второго десятка и их образование.

·        Повторить порядок следования чисел второго десятка при счёте.

·        Развивать умения переводить одни единицы измерения длины в другие.

·        Повторить знания геометрического материала.

·        Развивать память, мышление, устную речь, воспитывать любовь к литературе и математике.

Формы организации деятельности на уроке:

v  фронтальная,

v  индивидуальная.

Структура урока:

Ø  организационный момент,

Ø  актуализация знаний учащихся,

Ø  закрепление изученного материала,

Ø  физкультминутка,

Ø  закрепление изученного материала,

Ø  итог урока.

 

Методы:

Ø словесные;

Ø наглядные;

Ø практические;

Ø самостоятельная работа учащихся;

Ø работа под руководством учителя.

Оборудование:

·         мел (маркер), классная доска;

·         экран, проектор, компьютер;

·         мультимедийная презентация урока;

·         раздаточный материал: карточки для индивидуальной  работы, сигнальные карточки для игры «Светофор», карты самооценки.

*        

Предполагаемый результат:

Ø  усвоить порядок следования чисел второго десятка при счёте;

Ø  приобретение умений и навыков перевода одних единиц измерения длины в другие;

Ø  усвоить образование чисел второго десятка;

Ø  мотивация к изучению математики.

 

 

 

Этап урока

Дидактическая цель

Методы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1. Организационный момент

Создание рабочей обстановки, необходимой для активной работы на уроке

Педагогика сотрудничества.

Психологические приемы:

- аудиальные (голос).

 

 

Установочная беседа

 

Слушают учителя, психологический

настрой.

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний учащихся.

 

 

 

 

 

Заинтересовать ребят предстоящей работой, пробудить активность.

 

 

 

 

 

Словесный метод, метод стимулирования интереса к учению, наглядный метод.

 

 

 

Фронтальная беседа, познавательная игра.

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа, решение заданий.

 

3.Закрепление изученного материала.

Сформировать познавательные мотивы.

Организовать деятельность по отработке умений и навыков изученного материала.

Практический метод,

словесный метод,

метод стимулирования интереса к учению,

наглядный метод.

 

 

 

 

Познавательный рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение

упражнений,

фронтальная проверка.

 

 

 

 

Самостоятельная

работа, взаимопроверка.

 

Индивидуальная дифференцированная работа, фронтальная проверка.

 

Фронтальная работа.

 

 

4. Физкультминутка

Предупредить утомление детей

Выполнение упражнений.

 

Выполнение упражнений.

5. Закрепление изученного материала.

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Практический метод,

словесный метод,

метод стимулирования интереса к учению,

наглядный метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание на развитие логики

Самостоятельная работа, взаимопроверка.

 

Индивидуальная дифференцированная работа, фронтальная проверка.

 

 

Выполняют упражнения, с фронтальной проверкой.

 

 

 

 

Игра на внимание, с фронтальной проверкой.

 

 

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой.

 

 

 

 

Фронтальная работа.

 

 

 

6. Итог урока.

 

 

Формирование самооценки учебной деятельности

 

 

Словесный метод,

наглядный метод.

 

Консультация по использованию карточек рефлексии.

 

 

 

Самооценка своей деятельности на уроке

 

Прикрепленный файлSize
Презентация к уроку.ppt1.82 MB