Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Значение лесов

Фото пользователя Елена Николаевна Сумынина
Submitted by Елена Николаевна Сумынина on пн, 28/10/2013 - 00:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сумынина Елена Николаевна
Место работы, должность: 
МБОУ "СОШ №1 г.Юрьев-Польского", учитель начальных классов
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

Познакомить учащихся со значением лесов для природы и для человека посредством дистанционного обучения или с использованием ИКТ, ЭОР. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК: «Перспективная начальная школа»:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. «Окружающий мир» Учебник 2 часть. Москва «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» 2011

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. «Окружающий мир» Тетрадь для самостоятельной работы №2. Москва  «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» 2012

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. «Окружающий мир» Хрестоматия. Москва «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» 2011 

Используемая методическая литература: 
  1. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования.  Москва «Просвещение» 2010
  2. Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Волгоград «Учитель» 2008
  3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.  Москва «Просвещение» 2010
  4. Васильева-Гангус Л.П. Азбука вежливости.  Москва «Педагогика» 2001
  5. Калашников В.И., Лаврова С. А. «Чудеса живой природы»  Москва «Белый город» 2009
  6. Скороговорки, пословицы, поговорки «Тридцать тир Егорки»  Москва «Педагогика»  1998
  7. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир».  Москва «Экзамен» 2007
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (от 06.10.2009 №373)

 

  

Используемое оборудование: 

Занятие проводится в учебном кабинете при наличии мультимедийного проектора, ноутбука, экрана.

Оборудование:

  • тесты,
  • видеоурок или презентация,
  • карточки с вопросами,
  • части пословиц,
  • ножницы,
  • цветная бумага,
  • плакат с фотографией лесного пейзажа,
  • смайлики для оценки уровня достижений 
Используемые ЦОР: 
  1. http://so17.radikal.ru/i434/1111/0a/bab5ce920e  парус
  2. http://www.triton.bu/images/stol_master.jpg  столяр
  3. http://artcyclopedia.ru/img/big/008710004.jpg  столяр
  4. http://www.stikcs.ru/page/TSe/   бумага
  5. http://stroykomponent.ru/photo/plotnik.jpg  плотник
  6. http://www.stihi.ru/pics/2011/11/06/5994.jpg  лес и поле
  7. http://foto.spbland.ru/data/media/11/10803  лесные реки
  8. http://potok.nnov.ru/img/elovitsy-nature007.jpg  лес и поле зимой
  9. http://www.stihi.ru/pics/2011/04/07/1696.jpg  лес весной
  10. http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/bondarenko  талые воды
  11. http://content.foto.mail.ru/mail/ushyury/926/...  лесные цветы
  12. http://mojmirok.ucoz.ru/_fr/5/3949364.jpg  подснежники в лесу
  13. http://vitusltd.ru/blog/wp-content/uploads/20...  дары леса
  14. http://i036.radikal.ru/0712/46/fa407fc81417.jpg  опята
  15. http://moilru.ru/img/4401/attachment/a_395  клюква
  16. http://malinmagnat.ru/upload/iblock/d20/10.jpg  орех
  17. http://img.rasprodaga.ru/1301830149  лыжная прогулка
  18. http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2004  зимний лес
  19. http://66994000.ru/ris4.jpg  сосна
  20. http://fis.ru/bigformat/8144940.jpg  строевой материал
  21. http://dic.academic.ru/dic.nst/ruwiki/20516  ель и пихта
  22. http://www.muzgear.ru/product/yamaha_c40m  гитара
  23. http://www.regional.com.ua/item_view/?idx=473597  цимбала
  24. http://vladkedr.ru/files/kedrovaya_sosna.jpg  кедровая сосна
  25. http://i021.radikal.ru/0909/7e/f9c6fb9ff210.jpg  карандаш

 

Краткое описание: 
1. Познакомиться с пословицами о лесе 2. Узнать, почему лес называют «лёгкими» природы и «зелёным другом» человека? 3. Как можно помочь в охране и увеличении лесных богатств?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 города Юрьев-Польского» Владимирской области

Конспект урока

по теме: «Значение лесов»

Технологическая карта урока

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Сумынина Е.Н., учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 г.Юрьев-Польского

 

 

 

 

 

г.Юрьев-Польский 2013г.

 

 

 

 

Предмет: Окружающий мир,  3 класс

УМК: «Перспективная начальная школа»:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. «Окружающий мир» Учебник 2 часть. Москва «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» 2011

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. «Окружающий мир» Тетрадь для самостоятельной работы №2. Москва  «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» 2012

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. «Окружающий мир» Хрестоматия. Москва «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» 2011

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема урока: «Значение лесов»

Цель: познакомить учащихся со значением лесов для природы и для человека посредством дистанционного обучения или с использованием ИКТ, ЭОР.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
  • формирование уважительного отношения к иному мнению
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и природных явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде
  • освоение доступных способов изучения природы и общества
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

 

Технологическая карта урока

Тема урока: «Значение лесов»

 

Цели для ученика

 

1. Познакомиться с пословицами о лесе

2. Узнать, почему лес называют «лёгкими» природы и «зелёным другом» человека?

3. Как можно помочь в охране и увеличении лесных богатств?

Цели для учителя

 

Образовательные: показать учащимся огромное значение леса для природы и в жизни человека

 

Развивающие: способствовать мотивации учащихся к изучению леса, как природного сообщества; формировать умение логически грамотно высказывать свою точку зрения и слушать мнение собеседника

 

Воспитательные:воспитывать бережное отношение к лесным богатствам, школьным принадлежностям и предметам, изготовленным из древесины

 

Тип урока

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

Форма урока

Видеоурок, беседа

 

Опорные понятия, термины

Лес - природное сообщество, хозяйственная деятельность, дары природы

Новые понятия

вырубка леса, просека, экологическая система

 

 

Формы контроля

тестирование, фронтальный опрос, групповая работа,

лист самооценки «Волшебные смайлики»

 

Домашнее задание

учебник 2 часть, с.69-73

хрестоматия с. 123

 

 

 

Этап урока

Время

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

Формируемые УУД

Организация начала урока

 

 

 

 

 

 

1

Проверка готовности учеников, их настроя на работу

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

-устанавливать причинно-следственные связи.

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

8

Проверка знаний изученного материала

Тест по темам: «Поле», «Пресный водоём»

(см. Приложение 1)

Формулирует задачи и настрой учащихся на выполнение теста. Контролирует выполнение работы.

Выполняют  тестирование.

И 

Регулятивные:

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей;

-адекватно воспринимать оценку учителя.

Личностные:

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Подготовка учащихся к усвоению нового материала

 

 

 

 

 

3

Подведение учащихся  к формулирова-

нию

темы и постановке

задач урока.

Постановка задач урока.

Стихотворение Т.Ладонникова «Дикарь в лесу»

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала. Однажды в лес противный тип Пришёл с большой котомкой. Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал, Зажал под мышкой ветви,

Нашёл один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь, Пошёл себе довольный.

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

- Почему мальчик не понравился белочке?

Игра «Выбери правило вежливости» (на слайде или карточках)

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите
  2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.
  3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать.
  4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
  6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

- На уроке мы вспомним 1.пословицы о лесе,

2.посмотрим видеоурок,

3.узнаем, какое значение имеет лес для природы и в жизни человека,

4.проведём игру «Мы знаем лес»,

5.создадим «Солнышко лесное»

Нацеливает учащихся на выбор правильного поведения в природе.

Анализируют ситуацию, выбирают правила поведения в природе.

Ф

Регулятивные:

-принимает и сохраняет учебную задачу; оценивает правильность выполнения действий на уровне ретроспективной оценки.

Личностные:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Познавательные:

- строит речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

- учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.  

Изучение нового материала

 

 

 

 

Изучение нового материала

11

Знакомство учащихся со значением лесов для природы и в жизни человека.

Данный этап урока может использоваться как дистанционное обучение.

Видеоурок:  «Значение лесов»

(или лекция с использованием презентации)

Знакомит с новым материалом в форме лекции с демонстрацией презентации. (см.Презентацию)

На основе нового материала выясняют определение к понятиям: вырубка леса, просека, экологическая система

 

 

Личностные:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Познавательные:

- осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Динамическая минутка

1

Релаксация

- Ребята, встаньте и повернитесь друг к другу лицом.

 

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел. (туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(встали, руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся, (руки в стороны, потянуться)

Бабочка кружится, вьётся. (покружиться)

Организация психофизичес-кой тренировки

Выполняют в паре упражнение для релаксации

П

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Личностные:

-установка на здоровый образ жизни;

-установка на понимание причин успеха в учебной деятельности.

 

Первичная проверка усвоения знаний, умений и навыков

 

 

 

 

 

 

5

Проверить знания по некоторым вопросам новой темы.

Игра «Мы знаем лес».

Класс делится на группы. Каждой группе даётся карточка с вопросами. (см.Приложение2) Группы готовят краткое сообщение.

Вопросы 1 карточки:

  1. Почему лес называют «лёгкими» Земли?
  2. Как лес влияет на жизнь других природных сообществ?

Вопросы 2 карточки:

  1. Почему лес называют «зелёным» другом человека?
  2. Как люди охраняют леса?

Общий вопрос для обсуждения:

А как мы, ученики, можем  помочь сохранить лес?

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями.
 

Учащиеся в группах приходят к взаимному ответу на поставленные вопросы. Один человек высказывает общее мнение  группы у доски.

Г 

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

-ориентироваться на разнообразие способов ответа на поставленные задачи;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- обобщать.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

 

Первичное закрепление знаний, умений и навыков

 

 

 

 

 

 

3

Знакомство с пословицами и поговорками о лесе. Расширение словарного запаса учащихся и их  интеллектуаль-

ное  обогащение.

Составь пословицы о лесе.

(пословицы разделены на 2 части и розданы ученикам, которые должны их восстановить)

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Грибов ищут — по лесу рыщут.

Где сосна выросла, там она и красна.

Не высок лесок, а от ветра защищает.

Рощи да леса - всему миру краса.

Весна леса наряжает, лето в гости ожидает.

Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века.

Возле леса жить – голодному не быть.

Что в лесу родится – дома пригодится.

Лес и вода – родные брат и сестра.

 

Ставит перед учащимися задачу на восстановление пословиц о лесе.

Рефлексия, контроль.

 

Рефлексия.

Составляют пословицы и объясняют их смысл.

П,Ф 

Регулятивные:

-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-осуществлять выделение существенных признаков и их синтеза;

-устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть формой диалога;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Контроль и самопроверка знаний, умений и навыков

 

 

 

 

 

 

5

Осознание каждым

обучающимся

степени овладения знаний по данной теме.

 

  1. Учащиеся выполняют задание №33 на с.25 в Тетради для самостоятельной работы №2
  2. Игра «Солнышко лесное»

(На вырезанных «ладошках» ученики пишут по 1 значению леса для природы или для человека. Приклеивают их на плакат вокруг фотографии леса.)

Формулирует задание учащимся и контролирует его выполнение.

Взаимопровер-

ка заданий в парах.

 

 

 

Из цветной бумаги вырезают по контуру свои ладошки.

И,

П

 

 

 

И  

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

-выделение существенной информации из текста.

Личностные: - готовность к сотрудничеству и дружбе;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:  - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Подведение итогов урока

 

 

 

 

 

2

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

Рефлексия.

Контрольно-оценочная деятельность.

Ученик читает стихотворение:

Давай пройдёмся

Медленно по лугу.

И «Здравствуй!»

Скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

-Вот и закончилось наше знакомство со значением лесов. Посмотрите на план нашего урока. Все ли пункты мы сумели раскрыть?

– Вы сегодня показали себя настоящими знатоками природы. Я оценила вашу работу сегодня на “отлично”

-А теперь Вы определите сами свои достижения на уроке.

( «Волшебные смайлики»)

Задает вопросы

о задачах урока.

Спрашивает, как оценивают свою деятельность в изучении нового материала.

Проговаривают  полученные новые знания, высказывают свои

впечатления от урока, делают предположения своих достижений.

Ф

Регулятивные:

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения и учёт характера сделанных ошибок.

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. 

Информация о домашнем задании

 

 

 

 

 

 

1

Консультация   к выполнению домашнего задания

учебник 2 часть, с.69-73

хрестоматия с. 123

 

 

 

Даёт рекомендации о выполнении домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневники

 

Регулятивные:

- проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Личностные:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

 

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся

(Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

 

Материально-техническое обеспечение

Занятие проводится в учебном кабинете при наличии мультимедийного проектора, ноутбука, экрана.

Оборудование:

  • тесты,
  • видеоурок или презентация,
  • карточки с вопросами,
  • части пословиц,
  • ножницы,
  • цветная бумага,
  • плакат с фотографией лесного пейзажа,
  • смайлики для оценки уровня достижений

 

Список литературы

  1. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования.  Москва «Просвещение» 2010
  2. Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Волгоград «Учитель» 2008
  3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.  Москва «Просвещение» 2010
  4. Васильева-Гангус Л.П. Азбука вежливости.  Москва «Педагогика» 2001
  5. Калашников В.И., Лаврова С. А. «Чудеса живой природы»  Москва «Белый город» 2009
  6. Скороговорки, пословицы, поговорки «Тридцать тир Егорки»  Москва «Педагогика»  1998
  7. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир».  Москва «Экзамен» 2007
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (от 06.10.2009 №373)

 

 

Интернет-ресурсы

 

  1. http://so17.radikal.ru/i434/1111/0a/bab5ce920e  парус
  2. http://www.triton.bu/images/stol_master.jpg  столяр
  3. http://artcyclopedia.ru/img/big/008710004.jpg  столяр
  4. http://www.stikcs.ru/page/TSe/   бумага
  5. http://stroykomponent.ru/photo/plotnik.jpg  плотник
  6. http://www.stihi.ru/pics/2011/11/06/5994.jpg  лес и поле
  7. http://foto.spbland.ru/data/media/11/10803  лесные реки
  8. http://potok.nnov.ru/img/elovitsy-nature007.jpg  лес и поле зимой
  9. http://www.stihi.ru/pics/2011/04/07/1696.jpg  лес весной
  10. http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/bondarenko  талые воды
  11. http://content.foto.mail.ru/mail/ushyury/926/...  лесные цветы
  12. http://mojmirok.ucoz.ru/_fr/5/3949364.jpg  подснежники в лесу
  13. http://vitusltd.ru/blog/wp-content/uploads/20...  дары леса
  14. http://i036.radikal.ru/0712/46/fa407fc81417.jpg  опята
  15. http://moilru.ru/img/4401/attachment/a_395  клюква
  16. http://malinmagnat.ru/upload/iblock/d20/10.jpg  орех
  17. http://img.rasprodaga.ru/1301830149  лыжная прогулка
  18. http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2004  зимний лес
  19. http://66994000.ru/ris4.jpg  сосна
  20. http://fis.ru/bigformat/8144940.jpg  строевой материал
  21. http://dic.academic.ru/dic.nst/ruwiki/20516  ель и пихта
  22. http://www.muzgear.ru/product/yamaha_c40m  гитара
  23. http://www.regional.com.ua/item_view/?idx=473597  цимбала
  24. http://vladkedr.ru/files/kedrovaya_sosna.jpg  кедровая сосна
  25. http://i021.radikal.ru/0909/7e/f9c6fb9ff210.jpg  карандаш

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 1

 

Тест: «Поле и пресный водоём»       _________________________

 

   1. Поле природное сообщество:

          А) искусственное;

          Б) естественное;

   2. На полях растут:

          А) деревья, ягоды, осока;

          Б) зерновые, овощные, масленичные, прядильные культуры, сорняки;

          В) тимофеевка, василёк, тысячелистник, колокольчик, клевер, мятлик.

   3.  Почему полеводы борются с сорняками?

          А) они некрасивые;

          Б) они ядовитые;

          В) они вредят посевам;

   4. Каких из перечисленных животных нужно уничтожать?

          А) шмелей, тлей, куропаток.

          Б) тлей, колорадских жуков, капустных белянок, жука-кузьку.

          В) хлебную жужелицу, божью коровку, жаворонка.

   5. В какой строке примеры естественных пресных водоемов?

          А) море, болото, пруд;                              В) канал, озеро, пруд;

          Б) река, океан, озеро;                                Г) озеро, река, ручей.

   6. Какие растения растут в пресных водоемах?

          А) камыш, стрелолист, ряска, клевер;

          Б) тростник, ряска, копытень, осока;

          В) рогоз, камыш, кувшинка, василёк

          Г) кубышка, рогоз, камыш, стрелолист.

    7. Какова роль растений пресных водоёмов?

          А) источник красоты;

          Б) пища для животных, источник кислорода, убежище для животных;

          В) они засоряют водоёмы;

          Г) источник углекислого газа.

 

Приложение 2

 

 

1карточка

 

1.Почему лес называют «лёгкими» Земли?

2.Как лес влияет на жизнь других природных сообществ?

 

 

 

2карточка

 

1.Почему лес называют «зелёным» другом человека?

2.Как люди охраняют леса?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение лесов

        I- Здравствуйте, тема нашего урока «Значение лесов». Вы узнаете: какое значение имеет лес в жизни человека и природы.

       - Наша страна богата лиственными, хвойными и смешанными лесами. И каждый лес прекрасен и неповторим в любое время года. Поэты, писатели, художники и музыканты описывают и воспевают его красоту. «Лес, точно, терем расписной – лиловый, золотой, багряный…» по описанию Ф.И.Тютчева.

       - А у Самуила Яковлевича Маршака есть стихи, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?»

       -Люди разных профессий ответили бы на него по-разному.

1. Кораблестроитель: «Мачты и реи – держать паруса…».

2. Столяр: «Стол, за которым ты будешь писать, линейку, пенал…». И, конечно, он не забыл бы про шкафы, полки для книг, паркет для пола, оконные рамы, двери…

3. А рабочий бумажного комбината назвал бы тетради, книги, журналы, газеты, потому что бумага делается из древесины.

4.  А деревенский плотник рассказал бы о рубленых бревенчатых избах и деревянных мостах через речки.

       - Но лес не только источник вдохновения людей. Это прежде всего источник жизни всего живого на Земле. Не зря его называют « лёгкими» Земли. Лес – основной производитель кислорода и потребитель углекислого газа.

       - Лес влияет на жизнь всех других природных сообществ. Он снижает скорость ветра и прикрывает собой соседние луга и поля. А лесные птицы защищают их от насекомых-вредителей.

       - На такой вопрос агроном  напомнил бы нам, что: «Лес – это защитник полей! Зелёной стеной стоит он на пути злых, несущих зной ветров-суховеев и сберегает урожай. А зимой не даёт ветрам сдувать с полей снежное одеяло, под которым тепло озимым семенам».

       - Лес хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озёра. Весной снег в лесах тает медленно. И талые воды постепенно пополняют ближайшие водоёмы.

       - Всё в природе родного края неразрывно связано. И лес – это одна из важнейших экологических систем.

 

       II- А теперь узнаем, почему лес называют «зелёным» другом человека?

       - Беседуя с врачом: «Что мы сажаем, сажая леса?» Врач бы ответил: «Да прежде всего – здоровье. Где чаще всего строят дома отдыха, санатории, туристические базы? Среди леса! Здесь самый чистый, самый здоровый и полезный воздух».

       - Леса издавна являются местом прогулок и отдыха людей в любое время года. Весной и летом они привлекают людей цветущими растениями, осенью – своими дарами: грибами, ягодами, орехами.

Зимний лес зовёт на лыжную прогулку. Тихо, безветренно и очень красиво в зимнем лесу в солнечный день.

       - Без леса не возможна и хозяйственная деятельность человека. Сосна даёт строевой материал. Ель и пихта используются в бумажной промышленности и для изготовления музыкальных инструментов. А самая лучшая «рубашка» для карандаша делается из кедровой сосны. Замечательные краски  - из коры хвойных деревьев. А из хвои получают витаминные добавки к корму домашних животных.

       - В лесах люди собирают орехи, грибы, ягоды. Заготавливают лекарственные растения: женьшень, валериану.

       - Лес - ещё и защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро уносят почву из тех мест, где вырублен лес.

       - В тайге всё ещё очень сильно развит промысел пушных зверей.

       - А вот что ответил бы хозяин леса - лесничий: «Как видите, лес нужен всем. Но чтобы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, нет, даже два новых».

 

III– А теперь поговорим о том, как мы должны относиться к лесным богатствам.

       - Людям требуется много древесины, и они вырубают деревья на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы. Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат. Начинают дуть ветры-суховеи, наступает засуха.

       - Чтобы этого не случилось, лесоводы постоянно обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках.

       - Заботятся люди и о друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнёзда для птиц.

       - Ты, конечно, тоже можешь помочь сохранить лес. Береги свои книги, карандаши, мебель. Ведь всё это сделано из древесины.

       - Соблюдай правила поведения во время прогулок в лесу:

1. не ломай кустарники, не рви зря цветы;

2. собирая грибы, старайся не повредить грибницы.

3. не шуми в лесу, чтобы не спугнуть животных.

4. и никогда не оставляй в лесу мусор – битые стёкла, консервные банки, бумагу.

       - Осколок стекла может стать причиной пожара, если долгое время стоит жаркая погода. Стекло отражает солнечные лучи, и от солнечного зайчика могут загореться сухие сучья. Никогда не разводи в лесу огонь. Ведь лесной пожар – это страшное бедствие. В нём гибнет всё живое. Помни, что на выгоревшем участке леса жизнь восстановится только через 50-60 лет!

Урок окончен, мы выяснили значение леса для природы и в жизни человека.

  

Прикрепленный файл Size
конспект урока.doc 174.5 KB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн