Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проектная деятельность в дошкольном учреждении

    Выберите действие:

    


 

Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня - и я пойму.

              (Китайская пословица)   



 

             В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений широко используют метод проблемного обучения: опытно-иследовательская деятельность, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, , разгадывание ребусов, шарад, головоломок и т.п. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Основной целью проектной деятельности в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

Проект -       1) метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поетапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей;

                 2) самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

     Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его интегративных качеств,  познавательных и творческих способностей посредсвом  серии занятий, объединенных основной проблемой. Например, давая детям полное представление о деревьях и кустарниках, на занятиях познавательного цикла педагог знакомит детей  с особенностями произрастания деревьев, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами деревьев в народном творчестве, в работах писателей и  поэтов, с передачей этих образов в творчестве художников.

     Вариативность использования метода проекта многообразна - от полной интеграции ( экологическое воспитание с ОБЖ, чтением художественнной литературы, музыкой, физическим  воспитанием, трудовым воспитанием, ИЗО) до интеграции в рамках одного проекта, в основе которого лежит проблема. Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.



 

Существуют следующие типы проектов:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

 2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

 3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

 4. По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

 5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

 6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.



 



 

В дошкольных учреждениях возможно осуществление следующих видов проектов::

1. Творческий: после реализации проекта оформление результата проводится в виде детского праздника.

2. Исследовательский: дошкольники проводят опытно-исследовательскую деятельность, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

3. Игровой: проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

4. Информационный: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные  интересы (оформление отдельных уголков группы и т.п.).



 

       Выделяют три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

         Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

        Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

      Третий этап – творческий, он характерен для детей старшего дошкольного возраста. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.



 

       Спецификой взаимодействия взрослого и ребёнка с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо "наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и вводить детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.



 



 



 

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор и накопление материала по тематике проекта.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Открытое занятие, презентация проекта.



 

Основные этапы метода проектов



 

1. Целеполагание -  педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу),в каких источниках можно найти информацию, с какими предметами научиться работать для достижения цели).

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Рефлексия - подведение итогов, определение задач для новых проектов.



 



 

В настоящее время в дошкольных учреждениях используется несколько типов проектов:

- творческие - результат оформляется в виде детского праздника. тематического мероприятия, например "День рождения берёзки", либо оформления участка, группы и т.п.;

- исследовательско-творческие - дети экспериментируют, исследуют, а полученные результаты оформляют в виде коллажей, стенгазет, драматизаций;

- информационно-практико-ориентированные - дети собирают информацию, затем реализуют её  с ориентировкой на социальный интерес ( оформление и дизайн группы, витражи и т.д.);

- ролево-игровые - в работе присутствуют элементы творческих игр и заданий, в ходе которых дети входят в образ сказочного героя и решают по-своему поставленные проблемы.

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, творческие - монопроектами.



 

Первый этап – "выбор темы”.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей "трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача педагога создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта.

Задача педагога - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача педагога создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.



 

             

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.


 


 

Использованные ресурсы:

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ Авт.-сост. Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2012.

Материалы сайта http://doshvozrast.ru , http://festival.1september.ru

 


 



 



 



 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана Сергеевна Луденкова

На: Проектная деятельность в дошкольном учреждении


Авторы очень подробно описали проектную деятельность. Даны определения, перечислены виды  возможных проектов в ДОУ. Раскрыты этапы проектной деятельности, в которых выделены задачи и деятельность педагога с детьми на каждом этапе.  Спасибо коллегам за данный материал.




Фото пользователя Евгения Валерьевна Гураль

На: Проектная деятельность в дошкольном учреждении


Содержательная работа. Могут использовать нетолько работники ДОУ, но и других образовательных учреждений. Поздравляю!

Мама Гуру




Фото пользователя Юлия Анатольевна Трусова

На: Проектная деятельность в дошкольном учреждении


Очень добросовестно выполнена работа. Поздравляю!

Желаю здравствовать!  Ю.А.




Фото пользователя Татьяна Александровна Абрамова Т.А.

На: Проектная деятельность в дошкольном учреждении


Очень хорошая работа. Данный материал пригодился бы и учителям начальных классов. С уважением, Абрамова Т.А.




Фото пользователя Татьяна Анатольевна Новичихина

На: Проектная деятельность в дошкольном учреждении


Замечательная работа педагогов! smiley Данная работа представляет описание опробированного материала по организации проектной деятельности в дошкольном учреждении. Способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. С одной стороны проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. 

С уважением, Т.А. Новичихина




На: Проектная деятельность в дошкольном учреждении


Статья очень подробная и понятная. Новички в данном вопросе могут пользоваться как инструкцией-подсказкой! Спасибо авторам!