Перспективный план работы кружка «Поэтический образ природы
в рисунках детей»
( старшая группа №9 2013-2014 учебный год )
Кружок посещают -12детей (52%)
Пояснительная записка
Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы строится в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы», которые нацеливают на формирование у каждого ребёнка нравственно – эстетических чувств при встрече с прекрасным в природе и искусстве и, в частности, при знакомстве с поэзией и пейзажами, на укрепление связи обучения с жизнью. Поэтому актуальной проблемой является необходимость развития у детей чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведением искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребёнку увидеть волнующую прелесть белоствольных берёзок, пёстрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.
Многие психологи рассматривают эстетическое восприятие как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями. И отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности выделить главное в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.
Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, ребёнок опирается прежде всего на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребёнок очень активен: всё увиденное хочет потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно по-своему ярко и образно охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима его творческая деятельность. А поэтическое слово, как сигнал второй сигнальной системы, помогает ребёнку обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались, т.е. поэтическая речь, которая отражает «понятийную» сущность вещей, помогает узнать знакомый образ в новых вариациях.
Цель:
продолжать формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Задачи:
*Вызвать желание понимать, как композиторы, поэты, художники, используя разные средства выразительности (цвет, композицию, ритм) передают образ природы.
* Формировать устойчивый интерес к родной природе ; умение передавать и воплощать красоту увиденного в рисунках детей.
*Обеспечить развитие умения рисовать разными нетрадиционными способами.
*Способствовать творчески работать; развивать фантазию, эстетический вкус, аккуратность.
*Воспитывать любовь к родной природе.
Интегрированные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Ожидаемый результат:
1.Увлечение детей изобразительной грамотой, т.е. элементарными навыками, умениями в области реалистического рисования.
2.Передача цветом оттенков, окраски образов природы, общего колорита, выделение главного образа.
3.Наличие выразительных образов стихотворения, соответствие изображения в рисунке поэтическому описанию.
Время проведения
|
Тема
|
Программное содержание
|
Виды деятельности
|
Осень:
Сентябрь
|
1. «Дождь»
С. Маршак «Дождь» (стих-е)
2. «Осенний букет»
И.Левитан «Золотая осень» (картина)
3. «Листопад»
И. Бродский «Опавшие листья»
(картина)
4. «Осенью в лесу»
З. федоровская «Осень» (стих-е)
|
1. Через произведения поэтов и художников научить передавать красоту осенней природы.
2. Добиться умения рисовать деревья, дождь, листья….
3.Помочь развивать фантазию, чувство цвета, эстетический вкус.
4. Воспитывать любовь к природе.
|
*Наблюдение природных явлений (дождь идёт, падают листья…).
*Беседы об осенних явлениях природы, о поэтических образах.
*Наблюдения за деревьями (берёза, ель, рябина…).
*Экскурсия в сквер, парк.
*Рассматривание картин, иллюстраций об осени.
*Ознакомление детей соответствующими им литературными произведениями.
*Анализировать рисунки детей и организовать выставку «Осенние краски»
|
Октябрь
|
1. «Осенний лес»
В. Авдиенко «Осень»
(стих-е)
2. «Золотая осень»
Л. Бродская «Золотая осень» (картина).
4. «Уж небо осенью дышало»
А. Пушкин (стих-е )
|
1. Продолжать знакомить с произведениями поэтов и художников.
2.Обеспечить развитие умения передавать красоту осенней природы.
3. Помочь получить эстетическое наслаждение.
4. Воспитывать интерес к природным явлениям.
|
Ноябрь
|
1. 3. «Золотая осень»
Л. Бродская «Золотая осень» (картина).
3. «Рябина»
И. Грабарь «Рябина» (картина).
4. «Скучная картина»
А. Плещеев –стих-е (отрывок).
|
1.Помочь понять красоту природы осенью.
2. Воплощать красоту увиденного в рисунках.
3. Способствовать развитию эстетического вкуса.
4.Воспитывать любовь к природе.
|
Зима:
Декабрь
|
1. «Снежок»
З. Александрова «Снежок» (стих-е).
2. «Первый снег»
А. Саврасов «Первый снег» (картина).
3. «Зима»
И. Суриков –стих-е (отрывок).
4. «В лесу родилась ёлочка»
Е.Трутнева- стих-е (отрывок).
|
1.Познакомить с произведениями поэтов и художников, научить понимать и передавать в рисунках образ зимы.
2. Добиться умения рисовать деревья в снегу, снег идёт, вьюгу, метель…
3. Помочь развивать фантазию, чувство цвета, эстетический вкус.
4.Воспитывать умение ценить красоту родной природы.
|
*Наблюдение за зимними природными явлениями(снег идёт, вода мёрзнет, метёт метель…)
*Беседы о зимних явлениях природы, о поэтических образах.
*Наблюдение за деревьями зимой(ель, рябина, берёза…)
*Экскурсия в зимний парк или сквер.
*Рассматривание иллюстраций и картин о зиме.
*Ознакомление детей с соответствующими им литературными произведениями.
* Оформить альбом «Зимушка-зима».
|
Январь
|
1. «В январе, в яваре…»
С.Маршак –стих-е (отрывок).
2. «Зима»
Е. Авдиенко –стих-е.
3. «Зимне утро»
А. Пушкин стих-е (отрывок).
4. «Пришла зима»
И. Шишкин «Зима» (картина).
|
1.Обеспечить развитие умения рисовать разными нетрадиционными способами.
2.Способствовать развитию умения передавать красоту увиденного в рисунках.
3.Помочь развивать творческие способности детей.
|
Февраль
|
1. «Зимнее утро»
А.Пушкин «Зимнее утро» -стих-е (отрывок).
2. «Зимушка – зима»
И. Грабарь «Зимний пейзаж» (картина).
3. «мороз – Воевода»
Н. Некрасов – стих-е.
4. «Пороша»
С. Есенин – стих-е (отрывок).
|
1.Помочь понять, используя разные средства выразительности (цвет, ритм, композицию) образ природы.
2. Добиться умения рисовать деревья зимой.
3. . Помочь развивать фантазию, чувство цвета, эстетический вкус.
4.Воспитывать любовь к природе.
|
Весна:
март
|
1. «Весеннее солнышко»
Н. Полякова «Солнышко» -стих-е.
2. «Уж тает снег»
А. Толстой «Вот уж снег последний…» -стих-е (отрывок).
3. «Бегут ручьи»
А. Грицай «Весна. Ручей.» (картина).
4. «Весна»
И. Токмаква –стих-е.
|
1. .Познакомить с произведениями поэтов и художников, научить понимать и передавать в рисунках образ весны.
2. Добиться умения рисовать деревья, набухшие почки на деревьях , капель, бегут ручьи…
3. Способствовать развитию фантазии, чувство цвета, эстетического вкуса.
4.Помочь детям получить эстетическое наслаждение.
|
*Наблюдение за весенними природными явлениями (распускаются почки на деревьях, тает снег, бегут ручьи…)
*Беседы о весенних явлениях природы, о поэтических образах.
*Наблюдение за деревьями весной (ель, рябина, берёза…)
*Экскурсия в весенний парк или сквер.
*Рассматривание иллюстраций и картин о весне.
*Ознакомление детей с соответствующими им литературными произведениями.
*Оформить выставку рисунков «Весна красна».
|
Апрель
|
1. «Песня о весне»
Я.Колас –стих-е.
2. «Возвращаются певцы»
Г. Ладонщиков –стих-е.
3. «Лёд прошёл»
С.Герасимов «Лёд прошёл» (картина).
4. «Апрель»
С.Маршак –стих-е.
|
1.Обеспечить развитие умения детей рисовать разными нетрадиционными способами.
2Добиться понимания детьми образа природы весной.
3. Помочь развивать творческие способности детей.
4.Пробудить чувства любви к прекрасному.
|
Май
|
1. «Одуванчик»
О. Высотская –стих-е.
2. «Подснежники»
Г. Ладонщиков –стих-е.
3. «Как красиво в природе весной»
П.Асеева иллюстрация «Станция Весна»
4. «Берёзка»
Я.Годин –стих-е (отрывок).
|
1.Помочь понять, используя разные средства выразительности (цвет, ритм, композицию) образ природы.
2. Добиться умения рисовать деревья с распустившимися листьями, первую травку…
3.Способствовать развитию фантазии, эстетического вкуса.
4.Воспитывать любовь к природе.
|
Литература:
1.Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке»Москва «Просвещение» 1985
2.Лыкова И.А. «Цветные ладошки»; «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа».
3. Лейбсон В.И. «Чему учат стихи?»
|