Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



календарно-тематическое планирование по географии Население и хозяйство России к учебнику Домогацких 9 класс

Фото пользователя Ирина Михайловна Горбатова
Submitted by Ирина Михайловна Горбатова on чт, 31/10/2013 - 21:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Горбатова И.М.
Место работы, должность: 

МОБУ Чесменская СОШ №2 учитель географии

Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
География
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
учебно-тематический план
Краткое описание ресурса: 
<p> календарно-тематическое планирование по географии 9 класс</p>

 

Календарно-тематическое планирование  уроков географии в 9 классе. Учитель географии Чесменской средней школы №2 Горбатова И.М.

 

Дата

 

урока

 

Темы учебных занятий

 

Кол-во часов

 

Требования к уровню подготовки

 

Основные понятия

 

Практические работы

Наглядные пособия

 

Домашнее задание

 

 

1

 

Введение.

Урок:

Экономическая география – наука о хозяйстве и населении.

 

 

 

1

 

Должны знать:

Задачи курса экономической и социальной географии России. Особенности структуры учебника.

 

Экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс, природный комплекс

 

 

 

П. 1 записи в тетради

 

 

Раздел 1. Общий обзор России (8 часов)      

 

 Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России

 

 

 

 

2

 

Урок:

Формирование территории России.

 

1

Должны знать:

История формирования территории России. Исторические города и время образования как отражение территориальных изменений. Направления роста территории в Х IV-Х IХ вв.  Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. СНГ.

 

 

 СССР СНГ.

 

 

 

 

П.2. р/т зад.4 стр.7 заполнить таблицу.

 

 

3

Урок:

Географическое положение России.

 

1

Должны знать:

ЭГП России. Факторы ЭГП. Политико-географическое положение России. Плюсы и минусы географического положения страны.

Должны уметь:

Определять географическое положение объектов; описывать географическое положение страны (ЭГП, геополитическое)

Экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика.

Практическая работа № 1:

Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран.

 

 

 

П.3к/к

 

 

р/т зад.4 стр.10

 

 

4-5

 

Урок: Административно-территориальное устройство России.

 

2

 

Должны знать:

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

 

Административно-территориальное деление, субъекты Федерации, федеральные округа.

Практическая работа № 2:

Составление политико-административной карты России. Обозначение на к/к  территориальных  единиц. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами  водными путями.

Тест «Административное деление и государственная территория России»

 

П.4

р/т зад.6 стр.13

 

 

6

 

Урок:

Экономическое районирование территории России.

 

1

Должны знать:

Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Экономические районы, регионы и зоны.

 Должны уметь:

Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы».

Районирова-ние, экономичес-кий район, экономичес-кий регион, экономичес-кая зона, специализация.

 

К.М.

«Экономичес-кое районирова-ние России»

 

О.К.Федеральные округа.

 

П.5 р\т зад.1 стр.14.

 

 

7

 

Урок:

Природные условия России.

 

1

Должны знать:

Природные условия страны. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Хозяйственный потенциал природных условий России.

Должны уметь:

оценивать и прогнозировать природно-ресурсный потенциал страны.

 

 

Природные условия, адаптация.

 

 

 

П.6 р/т зад.5-6 стр.18.

 

 

8

 

 

Урок:

Природные ресурсы России.

 

1

Должны знать:

Основные виды природных ресурсов,  примеры их рационального и нерационального использования,  влияние их на хозяйственную специализацию территорий.  Объекты Всемирного наследия на территории России.    

Природные,   минеральные,  почвенные, лесные, водные,   агроклиматические, рекреационные ресурсы, климатические условия,  почва. 

 

 

 

 

 

П.7 стр.42 учебника поработаем  с картой

 

 

9

 

Урок:

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды.

 

1

Должны знать:

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышлен-ности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «Грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Промышленность, «чистые» и «грязные» производства, экологические проблемы, зоны экологического бедствия.

 

 

 

П.8

 

Тема 2. Население России (9 часов)

 

 

 

10

 

Урок:

Численность населения России

 

1

Должны знать:

Демография. Переписи населения. Численность населения и ее динамика. Естественный прирост, воспроизводство населения. Демографическая ситуация в России.

  Должны уметь:

Объяснять различия в естественном приросте населения.

Демография, естественный прирост населения, воспроизводство населения, традиционный и современный тип воспро-изводства, демографический кризис.

 

 

 

П. 9 Проект «История моей семьи»

 

 

11-12

 

Урок:

Размещение населения России.

 

 

2

Должны знать:

Плотность населения. Две зоны расселения  и их характеристики.

Плотность населения, зона севера, основная зона расселения населения.

Практическая работа №3

Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации.

 

 

П.10 р/т зад 6 стр.28.

 

 

 

13

 

Урок:

Миграции населения.

 

1

Должны знать:

Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы  беженцы. Миграционные волны.

Должны уметь:

Объяснять различия направления миграций.

Миграции, безвозвратные, возвратные, сезонные, маятниковые. Внутренние и внешние миграции. Беженцы.

 

 

Презентация.

 

П. 11. Учебник вопросы на стр.65.

 

 

14

 

Урок:

Формы расселения и урбанизация.

 

1

Должны знать:

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городов поселений и виды городов. Городские агломерации.

Должны уметь:

Оценивать и прогнозировать изменения  соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.

Расселение, городская форма расселения,  сельское расселение, урбанизация, уровень урбанизации, городская агломерация.

 

 

 

П. 12 учебник стр.72 поработаем с картой.

р/т зад.1-5 стр.32-33

 

 

15

 

Урок:  

Этнический и религиозный состав населения.

 

1

Должны знать:

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

 

Языковые группы,  семьи, малые народы, религии России, ислам буддизм, иудаизм, православие, этнорелигиоз-ные конфликты.

Практическая работа №4

 Нанесение на к/к национально-территориальных образований и краев. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе России».

 

 

 

 

П. 13

 

 

 

 

 

 

 

16

 

Урок:

Трудовые ресурсы и рынок труда.

 

1

 Должны знать:

Половой и возрастной состав населения, трудовые ресурсы, рынок труда. Безработица в России.

Трудовые ресурсы, рынок труда. Безработица.

 

 

П.14 итоговые тесты стр. 82-84.

 

 

17 -18

Урок:

Обобщение знаний по теме  «Население России»

Защита проектов «История моей семьи»

 

2

 

 

 

Тест по теме «Население России» 

 

 

 

Тема 3. Хозяйство России.  Производственный

потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.   (21 час).

 

 

 

20

 

Урок:

  Национальная экономика. Отраслевая структура хозяйства России.

 

1

Должны знать:

Национальная экономика, понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы, отрасли хозяйства, три сектора национальной экономики,  отраслевая структура хозяйства, межотраслевые комплексы.

 

 

 Национальная экономика (национальное хозяйство),  отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс.

 

 

 

П.15 р/т зад.6 стр.41 карта.

 

 

21-22

 

Урок:

Факторы размещения производства.

 

1

Должны знать:

Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Факторы размещения производства

Практическая работа №5

Выбор места строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства

 

 

П.16 р/.т зад.4 стр.42 схема.

 

 

23

 

Урок:

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность.

 

1

Должны знать:

Состав ТЭК, топливная, газовая,  нефтяная промышленности нефтегазовые базы России, их хозяйственная оценка, важнейшие магистральные нефтепроводы и газопроводы.

 

Топливно-энергетический баланс.

 

К.Мсхема «Структура ТЭК», «Связь ТЭК с други-ми отрас-лями, «ТЭ баланс.

 

П. 17  р\т  зад.4 стр.45 заполнить таблицу.

 

 

24-25

 

Урок:

ТЭК: угольная промышленность

 

2

Должны знать:

Особенности отрасли, способы добычи угля, основные угольные бассейны страны. 

Виды угля (антрацит, коксующий и бурый уголь).

Практическая работа №6

Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов.

 

 

 

П.18

 

 

26

 

Урок:

ТЭК: электроэнергетика. Электростанции и их виды.

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Должны знать:

Особенности отрасли, типы электростанций.  Крупнейшие каскады ГЭС, альтернативная энергетика, единая энергетическая система России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единая энергетическая система, альтернативная энергетика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация «Электороэнергетика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.М.Типы электростанций (видео), тренажер

заполнение схемы потребители тепла и энергии.

Практика

Заполнение табл. «Преимущест-ва и недоста-тки элек-тростанций».

 

П.19 р/т зад.4 стр.49 схема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27-28

 

Урок:

Металлургический комплекс: черная металлургия

 

2

Должны знать:

Значение и особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Факторы размещения отрасли, металлургические базы страны. 

 

Концентрация производства, комбинат,  комбинирова-ние

Практическая работа №7

Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.

О.К

Металлургические базы. Экологические проблемы.

Видео

 

 

 

П.20 р/т зад. 1-4 стр.51

 

 

29

 

Урок:

Металлургический комплекс: цветная металлургия.

 

1

Должны знать:

Виды цветных металлов, особенности отрасли, факторы размещения основных отраслей цветной металлургии.

 

Полиметаллические руды.

Практическая работа №8

Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности

К.М. Металлурги-

ческий ком-бинат. Продукция и этапы производства.

Практика.

Месторождения и центры  черной

 и цветной металлургии.

П.21 р/т зад.6 стр.54

 

 

 

30-31

 

 

 

 

32

 

 

Урок:

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения.

 

Урок:

Машиностроение: отрасли. ВПК.

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

Должны знать:

Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, сельскохозяйственное, транспортное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

 

Машиностроение,  ВПК.

 

Практическая работа №9

Определение по картам и нанесение на к/к главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

 

О.К

Состав машиностроения

(схема)

Практика

Таблица «Размещение машиностроения» задание

№ 2

 

П.22 вопросы в конце параграфа.

 

 

П.23

 

 

33

 

Урок:

Химическая промышленность.

 

1

Должны знать:

 Особенности,  сырьевая база  отрасли химической промышленности, факторы размещения.

 

Горная, основная, химия органического синтеза.

 

К.М.

«Отраслевой состав химической промышленности» (схема)

 

П.24 р/т зад.4 стр. 60

 

 

34

 

Урок:

Лесная промышленность.

 

 

 

1

Должны знать:

Особенности лесной промышленности, структура отрасли.  Главные лесопромышленные комплексы страны.

Целлюлозно-бумажная промышленно-сть (ЦРП), деревообработ-ка

 

О.К.Факторы размещения лесной промышленности (схема)

 

П.25

 

 

 

 

35

 

 

 

 

36

 

 

 

37

 

 

 

38

 

Урок:

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство: растениеводство. 

 

Урок:

Сельское хозяйство: животноводство.

 

Урок:

Зональная организация сельского хозяйства.

 

Урок:

Пищевая и легкая промышленность.

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

    

    1

 

Должны знать:

Состав,  особенности, значение АПК, его звенья. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности.

 

 

Должны уметь:

Описывать образы народно-хозяйственных объектов.

 

АПК, сельскохозяйственные угодья, зерновое хозяйство, технические культуры,  скотоводство, оленеводство,  пригородное хозяйство, текстильная, швейная промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №10

Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

 

К.М.

«Состав сельского хозяйства (схема).

О.К.

«Отраслевой состав АПК» (схема).

 

 

 

Тест

 

 

П.  26

 

 

 

П.27  р/т  зад.3-4 стр.65

 

 

 

П.28

 

 

П.29 р/т зад.4 стр 72 схема

 

 

40

 

Урок:

Транспорт России.

 

 

1

Должны знать:

Транспорт и его роль в экономике России. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, воздушный и водный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть России и ее элементы, главные транспортные магистрали страны.

Транспорт, грузооборот, пассажирооборот, каботажные перевозки, транспортные магистрали, транспортный узел, транспортная сеть

 

К.М.

Виды транспорта (схема)

 

О.К.

Достоинства и недостатки транспорта.

 

 

П. 30

 

 

41

Урок:

 Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

 

1

Должны знать:

Качество жизни населения, материальная и нематериальная сферы хозяйства, география сферы услуг.

Качество жизни, материальная, нематериальная сфера.

 

 

 

П.31

 

 

42

Урок:

Обобщение по теме «Хозяйство России» 

 

 

1

 

 

 

 

Тест по теме.

 

 

Раздел 2. Экономические районы России (12 часов)

 

 

 

43

 

Урок:

Северный экономический район

 

1

Должны знать:

Состав, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население,  специфика хозяйственной специализации   Северного экономического района. Мурманск - морские ворота страны.

 

 

 

 

 

П.32 к/к р/т зад.3-5 стр. 81

Учебник стр. 179 поработаем с картой.

 

 

44

 

Урок:

Северо – Западный экономический район.

 

 

1

Должны знать:

 ЭГП,  ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации Северо  – Западного экономического района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.

 

 

Презентация

«Санкт-Петербург»

 

 

П. 33  к/к

 

 

45-46

 

Урок:

Калининградская область – самая западная территория России.

 

 

2

Должны знать:

ЭГП, природные условия и ресурсы, население, сельское хозяйство, транспорт Калининградской области.Должны уметь:

Описывать географическое положение отдельных регионов и географических объектов.

 

Практическая работа №11

Экономико-географическая характеристика области  по типовому плану.

 

 

 

П. 34 к/к

 

 

47-48

 

Урок:

Центральный экономический район.

 

 

2

Должны знать:

ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Старейший центр текстильной промышленности.

 

Практическая работа №12

Сравнение экономи ко-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов

 

 

 

 

П. 35 р/т  зад.5 стр.89, к/к

 

 

49

 

Урок:

Центрально-Черноземный экономический район.

 

 

1

Должны знать:

ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

КМА.

 

 

 

П.36 к/к р/т зад.7 стр.92

 

 

50

 

Урок:

Волго-Вятский экономический район.

 

 

 

1

Должны знать:

 Состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность ЭГП, высококвалифицированные трудовые ресурсы. Крупнейший центр  автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

 

 

 

П. 37 к/к  р/т. Зад.6 стр.94. подгото-вить сообщения,  презента-ции «Народные промыслы России»

 

 

51

Урок:

Урок-ярмарка

Народные промыслы Центральной России.

 

 

 

1

Должны знать:

Народные промыслы Центральной России: гжель, хохлома, вологодское кружево, финифть, городецкая роспись, палех.

 

 

Презентация

Составление таблицы «Народные промыслы Центральной России»

 

Таблица в тетради.

 

 

52

 

Урок:

Северо-Кавказский экономический район.

 

1

Должны знать:

ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. агроклиматические и рекреационные ресурсы района. Выдающая роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Рекреационное хозяйство.

Практическая работа №13

Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа.

 

П. 38 к/к

 

 

53

 

Урок:

Поволжский экономический район.

 

 

1

Должны знать:

ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Поволжье крупный нефтегазоносный район, «автомобильный цех»  страны.

 

Энергоемкие производства

 

 

П.39 к\ к учебник стр.214 поработаем с картой.

 

 

54

 

Урок:

Уральский экономический район.

 

 

1

Должны знать:

ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Уральская металлургическая база, центр тяжелого машиностроения

 

 

К.М.

 Урок № 38

Регионы и города

Урала. Презентация

П.40  р\т зад.3-4 стр. 100

 

 

55

 

Урок:

Обобщение «Западный макрорегион». 

 

1

 

 

 

 

 

Тест, задания

Заполнить таблицу.

 

 

56

 

Урок:

Западно-Сибирский экономический район.

 

 

1

Должны знать:

ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа, каменного угля района. Черная металлургия Кузбасса.

 

Кузбасс

 

 

Презентация.

 

П.41 к/к р/т зад.4 стр.102

 

 

57

 

Урок:  

Восточно – Сибирский эконоический район.

 

 

1

Должны знать:

ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые климатический условия и богатые природные ресурсы района. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Ангаро-Енисейский каскад ГЭС.

Практическая работа №14

Сравнение хозяй-ственной специализации Западно-Сибир-ского и Восточно-Си-бирского экономических районов.

О.К.

Состав территории, ЭГП.

Практика

задания № 1,

 

П.42

 

 

 

 

П. 43

 

 

58

 

Урок:

Дальневосточный экономический район.

 

Должны знать:

ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации.  Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

 

 

Презентация «Дальневосточный экономичес-кий район»

 

П. 44

 

 

60-61

Урок:

Обобщение «Восточный макрорегион»  

Обобщение по разделу 2 «Экономические районы России».

 

2

 

 

 

 

 

Итоговые тесты стр.237  учебник

 

Раздел 3. Страны Ближнего Зарубежья (4 часа)

 

 

 

62

 

Урок:

Страны Балтии и Белоруссия.

 

 

1

Должны знать:

Страны Европейского Запада, их природные условия, природные ресурсы,   население. Общие черты экономики. Белоруссия -ЭГП, хозяйство.

 

Прибалтийский тип сельского хозяйства.

 

 

 

П.44 к/к

 

 

63

 

Урок:

Украина и  Молдавия.

 

1

Должны знать:

ЭГП, природные условия и ресурсы, хозяйство.  Отрасли специализации стран. 

Ближнее Зарубежье.

 

 

П. 45 К.К. р/т зад. 4-6 стр.115.

 

 

 

   64

 

 

Урок:

Страны Закавказья.

 

 

1

 

Должны знать:

ЭГП, природные условия и ресурсы, хозяйство.  Отрасли специализации стран. 

 

 

 

 

 

 

П.46 

 

 

65

 

Урок:

Страны Центрально-Азиатского региона.

 

1

Должны знать:

Страны Азиатского юга.    Казахстан – страна-гигант. Природные условия,  определяющие специфику разных частей страны. Четыре азиатские республики: черты сходства и различия.

Теплолюбивые  культуры, каракульские овцы, пустыни,  длинноволокнистый хлопок,  ковроткачество

 

 

 

П. 47 р/т. Зад. 2-5 стр.120-121.

 

 

66

 

Урок:

Выполнение практической работы.

 

 

1

 

 

Практическая работа №15

Составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.

 

 

 

 

67

 

Урок:

Место России в мировой экономике.

 

1

Должны знать:

Пограничные государства.

Должны уметь:

Объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры; оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.

 

 

 

 

 

                       

Примечание:

О.К – диск Образовательная  коллекция 9 класс

К.М.- дискУроки географииКирилла и Мефодия

 География своей  местности, а именно Челябинской области изучается в курсе «Краеведения «9 класс.

 

 

 

Прикрепленный файл Size
9 класс планирование Горбатова.docx 51.39 KB
9 класс планирование Горбатова.docx 51.39 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн