Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внеклассное мероприятие "Неофициальные символы России"

Фото пользователя Людмила Николаевна Вещева
Размещено: Людмила Николаевна Вещева - сб, 02/11/2013 - 21:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Вещева Людмила Николаевна
Место работы, должность: 

Отрадненская средняя общеобразовательная школа №2, учитель русского языка

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
<p> Данная методическая разработка&nbsp; является продолжением знакомства с символами российской государственности. Это внеклассное мероприятие направлено на воспитание у учащихся любви к своей Родине и гражданственности. В работе представлены материалы о неофициальных символах России: Москве,&nbsp; берёзе, матрёшке, самоваре.</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В ходе мероприятия используются мини-инсценировка, поэтический монтаж, викторина, творческая работа учащихся, презентация.</p>

МБОУ «Отрадненская средняя общеобразовательная школа № 2»

 

 

 

 

 

 

 

 

Номинация

 

«Неофициальные символы России»

 

 

 

 

Тема:

 

«Любовью к Родине дыша…»

 

(игра-путешествие для учащихся 5-6 классов)

 

 

 

 

 

 

 

 

    Выполнила:

учитель русского языка и литературы

    Вещева Людмила Николаевна

 

 

 

 

 

 

2013

 

Внеклассное мероприятие

"Неофициальные символы России"

 

 

Тема: "Любовью к Родине дыша..."  ( для учащихся 5-6 классов)

 

  Данная методическая разработка  является продолжением знакомства с символами российской государственности. Это внеклассное мероприятие направлено на воспитание у учащихся любви к своей Родине и гражданственности. В работе представлены материалы о неофициальных символах России: Москве,  берёзе, матрёшке, самоваре.

     В ходе мероприятия используются мини-инсценировка, поэтический монтаж, викторина, творческая работа учащихся, презентация.

 

      В конце мероприятия проводится чаепитие.

 

      Рефлексия: украшаем "Берёзу чувств".

 

      Цель: развитие мотивации к изучению истории и русской культуры России.

 

      Задачи:

 

 - воспитание ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского народа;

 

 - формирование уважительного отношения к неофициальным символам России;

 

 - воспитание патриотических чувств у учащихся;

 

 - повышение духовного и интеллектуального уровня развития учащихся.

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

 

  1.Компьютер

 

  2.Мультимедийная презентация

 

  3.Стенд"Родина моя"(иллюстрации: Красная площадь, берёза, берёзовая роща, матрёшки, самовар)

 

  4.Матрёшки (у каждого на парте)

 

  5.Заготовки для творческой работы (трафарет куклы-матрёшки)

 

  6.Пустой стенд с заголовком "Ты, как душа у народа, красива"

(оформляется ребятами в ходе игры)

 

  7.Стол с самоваром и угощением для чаепития

 

  8.Изображение (на ватмане) берёзы (рефлексия)

 

  

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:     игра-путешествие по станциям

 

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 

ПЛАН.

 

  1.Слово учителя.

 

  2.Станция "Город чудный, город древний".

 

  3.Станция "Белая берёза".

 

  4.Станция "Ты, как душа у народа, красива".

 

  5.Станция "Самовар кипит - уходить не велит".

 

  6.Рефлексия : украсить  " Берёзу чувств".

 

  7.Чаепитие.

 

  СЛОВО УЧИТЕЛЯ:        Если бы спросили у меня:

 

                                             - Что дороже для тебя на свете?

 

                                               Я ответила бы:" Родина моя!"

 

                                               Самая родная на планете.

 

          Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своё время писал: "Первое "путешествие",которое человек должен совершить - это "путешествие" по своей стране. Знакомство с историей своей страны,      с её памятниками, с её культурными достижениями - это всегда радость узнавания привычного в новом."

Находясь вдали от своего дома, каждый человек всегда вспоминает что-то родное и близкое.

И вот сегодня я предлагаю поговорить о привычном для каждого русского человека. А это привычное      испокон веку живёт рядом с нами. Это то, что даёт нам представление о жизни. Мы будем говорить о       неофициальных символах России. И вместе с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым приглашаю вас в путешествие...

 

Итак, в путь! Желаю, чтобы путь этот был добрым!

 

УЧЕНИЦА:Внимание! Внимание! Мы прибыли на станцию " Город чудный, город древний!"

Когда-то в давние времена встретились два князя: Юрий Долгорукий и Святослав Ольгович.  И вот какой разговор между ними произошёл.

(Выходят 2 ученика в одежде князей).   Мини-инсценировка.

 

СЛАЙД 1- КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

 

     Святослав:        Присылал ты мне гонцов-

 

                               Приходил ко мне в Москву.

 

                               И решил я поспешить-

 

                               Новый город навестить.

 

     Юрий:               Святослав,мой друг и брат,

 

                               Как я видеть тебя рад!

      

     Святослав:       Над Москвой-рекой, на круче,

 

                               Где стоит твой кремль теперь,

 

                               Был когда-то бор дремучий,

 

                                А в бору водился зверь.

 

                               Почему ж решили вы

        

                                Поселиться у Москвы?

 

      Юрий:             Мы сюда пришли ладьями,

                              И верхами, и пешком.

 

                              Посидели, обсудили,

 

                              Осмотрели всё кругом.

 

                                Здесь стояла деревушка

 

                              За бревенчатой стеной-

 

                               Пара домиков, церквушка

 

                               Над большой рекой Москвой.

 

                               И решили: "Места много,

 

                              Есть что есть, и есть что пить!

 

                              Помолились дружно Богу,

 

                              Стали строиться и жить.

 

    Святослав:       Да, родился город новый,

 

                             И надёжен Кремль дубовый.

 

                              Говорит честной народ,

 

                             Что Москва растёт, растёт!

 

Выбегают  2 ученика в русских костюмах, в руках подносы с конфетами, баранками, разноцветными  тканями, различной парфюмерией.

     

    1 ученик: - Конфеты, пышки, - налетай, ребятишки!

 

    2 ученик: - Шёлк, атлас, канифас - весь девичий припас!

 

    1 ученик: - Румяна, духи, помада! Сирень - прямо из сада!

 

    2 ученик: - Сходно продаём, премию и сувениры даём!

 

    УЧЕНИЦА:  Ребята, помогите выяснить место, где всё это происходило.                                  (Красная площадь)

 

 Красная площадь-главная площадь страны. И она является символом нашей Родины.

А кто из вас знает, как изменялся облик Москвы?          

(Сначала деревянная, потом дубовая, затем белокаменная, но всегда такая же как сегодня-красная)

УЧЕНИК:Ой, прислушайтесь... Я слышу тихий шелест листвы!

 

СЛАЙД 2- Берёза, берёзовая роща.

 

Мы подъезжаем к станции" Белая берёза". (Выходят девочки в сарафанчиках, в руках берёзовые веточки)

       

Поэтический монтаж.

 

   1 девочка:           Что мы Родиной зовём?

 

                               Дом, где мы с тобой растём.

 

                               И берёзки у дороги,

 

                               По которой мы идём.

 

   2 девочка:           Люблю берёзку русскую,

 

                               То светлую, то грустную,

 

                               В зелёном сарафанчике,

 

                               С платочками в карманчиках,

 

                               С красивыми застёжками,

 

                                С зелёными серёжками.

 

    3 девочка:          Люблю её нарядную,

 

                                Родную, ненаглядную,

 

                                То ясную, кипучую,

 

                                То грустную. плакучую.

 

    УЧЕНИК: Все мы знаем, что белоствольная берёзка является символом русской земли! И недаром  многие поэты воспевают красоту этого дерева. А вы знаете что-нибудь о берёзе? Предлагаю всем поучаствовать в нашей викторине!

 

    1 девочка:Как отличить берёзу по стволу?

 (Берёзу невозможно спутать с другим деревом из-за    белого ствола)

    2 девочка: Как отличить лист берёзы от листьев других деревьев?

(Лист берёзы простой, состоит из одной листовой пластинки, очень зазубренный по краям)

    3 девочка: Что называли в старину и в иноземных краях "русским папирусом"?

(Бересту, на которой наши далёкие предки писали послания)

    1 девочка: Какие части дерева используют в народной медицине?  (Древесину, кору, почки, листья, сок)

    2 девочка: Почему в народной загадке говорится, что берёза даёт"свет от тьмы и тепло от стужи"?

(Берёза в старину давала лучины для освещения и берёзовые дрова-самые лучшие из  всех прочих)

    3 девочка: Какая часть берёзы используется как витаминное средство?

(Настой берёзовых листьев, берёзовый сок)

    УЧЕНИК:  Приятно, что вы все знаете, сколько пользы приносит берёза.

 

    УЧЕНИЦА:Ну, а мы продолжаем наше путешествие...

     

СЛАЙД 3-Матрёшки.

 

     Выходит девочка в костюме матрешки и загадывает загадку:  

 

            Восемь кукол деревянных,

 

            Круглолицых и румяных,

 

            В разноцветных сарафанах

 

            На столе у нас живут.

 

            Отгадайте, как зовут? ( Матрёшка)

 

    Девочка-матрёшка: Правильно, мы прибыли на станцию, где живут сувенирные русские матрёшки!

           УЧЕНИЦА: Оказывается, всем хорошо знакомая "девочка в платочке", "кукла в кукле" пришла к нам  из Японии, но так хорошо прижилась в России, что считается русской, любимой русской  игрушкой, русским сувениром. Самые крупные экземпляры включают до 60 матрёшек.

 

    УЧИТЕЛЬ: " Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой - соболиными бровями и              рдеющим, как угли, румянцем. Их синие глаза он прикрыл такими длинными ресницами, что от              одного взмаха должны были вдребезги разбиваться мужские сердца,"-вот так образно описал матрёшки известный русский писатель Константин Паустовский.

Мы уже долго с вами путешествуем, и я хочу предложить творческий отдых. Согласны?

У каждого из вас на парте лежит трафарет куклы-матрёшки. Давайте мы их разукрасим и  оформим выставку "Ты, как душа у народа, красива".

(Ребята разукрашивают матрёшек, можно включить лирическую музыку, затем прикрепляют  своих кукол-матрёшек на заранее подготовленный стенд)

УЧИТЕЛЬ:  Все на славу потрудились! Какая замечательная, радующая глаза, получилась выставка.

         Одна матрёшка краше другой и нет похожих друг на друга! Сразу видно, что это любимая игрушка детей.

УЧЕНИК:  Внимание! Через несколько минут конечная остановка! Попытайтесь угадать, что нас там  ожидает.

Выходят девочки в сарафанчиках, мальчики в русских костюмах.

1 мальчик:        Посидеть за самоваром

 

                              Рады все наверняка.

 

                             Ярким солнечным пожаром

 

                             У него горят бока.

2 девочка:Совсем недавно русский самовар отметил свой юбилей! Ему исполнилось 250 лет! Но теперь его редко увидишь посреди праздничного стола. Сейчас мы пьём чай наскоро, а раньше чаепитие было неспешным. Делали это с чувством, с толком, с расстановкой! Ведь за       чаем человек отдыхал, приходил в себя и согревался после тяжёлой дороги.

3 девочка:  Добро сидеть за самоваром

 

                      И пить из блюдца не спеша,

 

                     Поёт, горит, исходит паром

 

                     Его славянская душа...

 

СЛАЙД 4-САМОВАР

 

УЧЕНИК:  Конечная станция, самая душевная -"Самовар кипит - уходить не велит."

 

   4 мальчик:    Самовар пыхтит, искрится-

 

                             Щедрый, хрупкий, золотой.

 

                             Озаряет наши лица

 

                            Он своею добротой.

 

   5 девочка:         Лучше доктора любого

 

                              Лечит скуку и тоску

 

                              Чашка вкусного, крутого

 

              Самоварного чайку.

 

УЧЕНИЦА:Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или приём гостей. Самовар был "генералом стола". Огромные, блестящие, из меди, латуни, а то ещё покрытые сверкающим накладным серебром, эти сосуды выглядели необычайно царственно, но и стоили изрядно. Самый

дешёвый по тем временам самовар обходился покупателю дороже, чем корова. На то, чтобы построить простую избу и обзавестись самоваром, мужик тратил примерно одни и те же деньги.

       Но зато удовольствие-то какое! Без самовара не жизнь: ни друзей позвать, ни гостей пригласить.

УЧЕНИК:    А знаете ли вы, как в народе величали самовар? ("Золотой Иван Иваныч", "генерал", самовар Иван Иваныч)

УЧЕНИК:   В каждой семье стояли "чудо-водогреи". "Приедет ли , бывало, кто из уезда, зайдёт ли вечером гость ближний - и сразу же: "Самоварчик?" - и уже пыхтит на столе, как символ гостеприимства". Первый самовар появился в Туле и изготовлен был оружейником Фёдором Лисицыным.

УЧИТЕЛЬ:  Было много примет, связанных с самоваром. Об этом можно прочитать в рассказе А.И.Вьюркова" Друг семьи":" Если самовар, потрескивая углями,"пел песни",суеверный москвич радовался - это к добру. Если же при прогоревших угольях самовар вдруг ни с того ни с сего               начинал свистеть, москвич испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив таким способом свист, москвич долго потом находился в тревоге и ожидании  всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. Тут уж  беды жди!"

Но мы с вами в приметы не верим. Самовар для нас - это символ гостеприимства русского  народа.

Девочка:   Всех гостей мы приглашаем

 

                   Выпить чай из самовара

        

                    С сухарями. кренделями,

 

                    С бубликами вкусными

 

                    С сушками, ватрушками,

 

                     С пирогами русскими!

 

УЧИТЕЛЬ:   Вот и закончилось наше путешествие! Сегодня мы прикоснулись к привычным для нас вещам  по-новому. Мы узнали, что неофициальные символы России дороги каждому русскому человеку. Уверена, что и вы, юное поколение, будете верны традициям своей Родины. Думаю, что  игра-путешествие никого не оставила равнодушным. Какие чувства вы испытали во время   всего пути?

 

РЕФЛЕКСИЯ:               

 

Предлагаю украсить "Берёзу чувств" листочками, которые выразят ваше настроение.

 

 Перед вами лежат листики берёзы разных цветов, каждый цвет обозначает своё  настроение.  Итак, внимание...

 

                        красный - восторженное

                        оранжевый - радостное

                        жёлтый - приятное

                         зелёный - спокойное

                        синий - грустное

                         фиолетовый - напряжённое

 

(Учащиеся выбирают листочки и прикрепляют их к веточкам берёзы)

 

     УЧИТЕЛЬ:  Славная у нас получилась берёза! Нарядная, яркая, весёлая! Ну, а теперь по доброй русской традиции приглашаем всех к столу выпить крепкого чайку!

Чаепитие.

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

 

  1. История России для детей и взрослых. М,"Белый город",2006.

 

  2. Культура русского народа. Санкт-Петербург, "Паритет",2004.

 

  3. Полная энциклопедия быта русского народа, "ОЛМА-Пресс", 1998.

 

  4. Вьюрков А.И.Друг семьи//Русский самовар/Авт.-сост.А.А.Гилодо,М,1991.

 

  5. Паустовский К.Г.Рассказы и очерки, М, "Художественная литература",1996.

 

  6. Есенин С.А.Избранное, М,"Молодая гвардия",1994.

 

  7. Прокофьев А.Сборник стихов,Санкт-Петербург,2004.

 

  8. Школьные игры и конкурсы,№10,2010.

 

 

 

Приложение.

 

  1. Презентация "Неофициальные символы России".

 

 

 

             

 

          

 

             

 

 

 

                

             

 

            

             

 

 

 

 

              

 

Прикрепленный файлРазмер
simvol_rus.ppt3.59 Мбайт
scenary.doc71.5 Кбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...