Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Краски осени в музыке, литературе и в живописи".

Данные об авторе
Автор(ы): 
Чумакова Елена Юрьевна, Голюкова Алёна Яковлевна
Место работы, должность: 

Чумакова Елена Юрьевна - учитель музыки МОУ СОШ № 2 городского округа ЗАТО Светлый, Голюкова Алёна Яковлевна - учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 городского округа ЗАТО Светлый 

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

 

       выявить взаимосвязь между музыкой, литературой и живописью на примерах музыкальных и литературных произведений, произведений живописи, воспринимая музыку, как интонационно-образную речь.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Раздаточныё материал по музыке - карточки с заданиями (приложение № 1), учебник по чтению 2 класс 1 часть.

Используемое оборудование: 

 

 мультимедийная установка, компьютер.

Используемые ЦОР: 

 

 презентация "Краски осени в музыке, литературе и в живописи".

Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p> Прогуливаясь виртуально по осеннему лесу пробуждаем в детях интерес к наблюдению за природой в музыкальных и литературных произведениях, произведениях живописи, воспитываем любовь к природе и бережное отношение к ней.</p>

 

Тема урока: «Краски осени в музыке, литературе и в живописи»

 

  1. (Учитель начальных классов)  Орг. Момент (Презентация слайд 1)

Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

 

  1. Активизация познавательной и творческой  деятельности:
  2. У:   Дети у нас сегодня необычный урок.

Подберите к каждой букве слова «Урок» слова,  рассказывающие, какими мы будем на уроке.(Слайд 2)

           Д: У: умными, успешными, усидчивыми, усердными, увлечёнными

 Р: рассудительными, радостными, решительными, работящими

                О: организованными, образованными, общительными, обаятельными

                К: культурными, красноречивыми, креативными.

 

    2.   (Учитель музыки):   (Слайд 3)

                                              Природа и музыка рядом живут

                                              Снежинки – танцуют, сосульки – поют.

                                              Ветер играет на листьях слегка

                                              И в такт этим звукам плывут облака.

 

То дождь запоет, забасит вдруг пурга.

То звонкая песня несет нас в луга.

А мы будем слушать и подпевать,

А может быть просто стоять и молчать.

 

У:   О чем оно?

Правильно о природе и музыке.

Отгадайте,  какое время года пришло к нам на урок? (Слайд 4)

Вот художник, так художник,

Все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл!

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот?     Д:  Осень!

 

3.У:   А где мы можем встретить описание осени?

         Осень изображают художники, осень описывали в своих произведениях поэты и писатели, многие композиторы посвятили свои произведения осени.

Так давайте же составим из слов название  темы урока:

«Краски осени в музыке, литературе и в живописи». (Слайд 5)

Мы подведем итог ваших знаний, а помогать нам в этом будут стихи, музыкальные произведения и произведения живописи.

4.  (Учитель начальных классов):  (Слайд 6)

Давайте отправимся на прогулку прямо сейчас, но не по-настоящему, а виртуально.

Сядьте прямо, закройте глаза.

Посмотрите как красиво в лесу!

Полюбуйтесь пёстрыми нарядами деревьев! Что ни шаг, то новые краски! Послушайте, как шуршит под ногами опавшая листва. Вдохните полной грудью свежий лесной воздух!   Вы идете по дорожке в осеннем лесу. Над вами «таинственная осень» - «крыша» из ветвей деревьев. Падают разноцветные листья, ковром укрывают землю. Деревья постепенно обнажаются (становятся голыми). Из леса уходит одна тайна, но приходит другая. Вы возвращаетесь в класс и приносите с собой эти тайны.

Какие тайны вы увидели в осеннем лесу?

Какие образы возникли перед мысленным взором каждого из вас?  

 

5.  (Учитель музыки):  Мы с вами совершили прогулку по осеннему лесу. А какие мы знаем два произведения под названием «Прогулка». Кто назовет их авторов?

Д:  С.С.Прокофьев, М.П.Мусоргский.

У:  Эти произведения вокальные или инструментальные?

Д:   Инструментальные.

У:   Какую музыку мы называем инструментальной?

Д: Инструментальной называется музыка, написанная для исполнения инструментом.

У:  Для какого инструмента они написаны?

Д:  Фортепиано.

У: Что такое пьеса?

Д:  Пьеса – небольшое музыкальное произведение.

У: Пьеса, какого автора нам поможет ярче ощутить красоту природы? Почему?

Д:  С.С.Прокофьев.(Слайд 7)

У:Давайте внимательно прослушаем пьесу С.С.Прокофьева. Подумайте, как звучит  музыка?Выполним задание №1Приложения № 1. Ответьте на вопрос, подчеркивая нужное слово.

 

  1. Актуализация знаний. Музыкальная викторина, стихи учащихся.

6.  У:  Вашему вниманию предлагается музыкальная викторина  «Угадай мелодию».

Прослушайте музыкальные фрагменты, назовите их названия и композитора.

А в задании №2 Приложения № 1найдите  эти музыкальные фрагменты, поставьте цифру, соответствующую номеру звучания этого фрагмента.(Слайд 8)

  1. Г.В.Свиридов «Осень»

Вы учили различные стихотворения об осени. Чье стихотворение, созвучно  настроению музыки?

2.  П.И.Чайковский «Сладкие грёзы»

3.  П.И.Чайковский «Грустная песенка»

 

У:Какое настроение передали нам авторы, рисуя картины осени?

Одинаковое ли оно было?

Д:(Осень на них изображена разной: грустной и веселой, солнечной и пасмурной, золотой и серой)

У: Какими художественными средствами пользуются поэты, композиторы и художники, чтобы изобразить красоту осени?

Д:  Художники  создают картины красками и кистью, писатели и поэты рисуют словесные образы, композиторы сочиняют музыку с помощью звуков,  для того чтобы мы могли глубже почувствовать красоту родной природы.

          У: Как мы называем картины, на которых изображена природа? (пейзаж)

        

Осень на полотнах художников.

У:Картину родной природы особенно чувствуют художники.

Какими цветами художник рисует солнечный день?

Д:(яркими, светлыми красками).

У: А какими цветами художник рисует хмурый день или вечер?

Д:(тёмными, мрачными);

 

Сравнение музыки и живописи:(Слайд 9)

У: Перед вами две репродукции картины:  Левитан И.И. «Золотая осень»  и В. Ван Гог « Тополиная аллея осенью» .

         

          У:  На какой картине более светлые краски?

На какой более затемнённые?

Каким чувством наполнены картины?

Выполните задание №3Приложения № 1.Подчеркните нужные слова, соответствующие картинам.

Д:Выслушать ответы детей.

У:  А может ли музыка рисовать картины?

Слушание музыки

У: Композиторы говорят с нами языком звуков. С помощью них они рисуют картины золотой осени. Ребята, посмотрите на слайд и скажите, кто изображён на нём? (Слайд 10)

Д:П.И. Чайковский.

У: Что вы знаете об этом композиторе?

Д:Ответы детей.

У: Вы молодцы.

          П.И. Чайковский - русский композитор, дирижёр, педагог.

Считается одним из величайших композиторов в истории музыки.

Его музыка богата песенными интонациями.

Русский пейзаж, русская удаль, светлая напевность  - все эти образы Руси сплелись… в одно целое, пронизанное горячей любовью к родине.

Мы прослушаем с вами

«Осенняя песнь» Октябрь из цикла пьес Времена года Чайковский П.И.

 

Постарайтесь во время слушания музыки выполнить задание №4Приложения № 1.

Читая вопросы из первой колонки, подчерките нужное слово во второй колонке.

          Д:Ответы детей (задание №4)

У: Скажите, к какой картине эта музыка подходит больше всего?(Слайд 11)

Д: В. Ван Гог « Тополиная аллея осенью»(Слайд 12)

(Учитель начальных классов):  Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

 

  1. Физкультминутка. (Слайд 13)

Игра «Дождь в лесу»

Дети становятся друг за другом и «превращаются»  в «деревья в лесу».

У: В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся.

(Дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами)

У: Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

(Дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног.)

У: Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.

(Дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища.)

У: Дождик стучит всё сильнее и сильнее.

(Дети усиливают движения пальцами)

У: Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.

(Дети проводят ладошками по спинам товарищей)

У: Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу.

Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

 

  1. Основная часть. Работа над произведением Г. Скребицкого «Осень».
  2. Беседа о писателе:

Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями русских писателей

О чем? (об осени).

Откройте учебник с. 109.  Прочитайте фамилию автора.

Встречались ли вы с произведениями этого автора? («Пушок», «Мать»)

О чем эти произведения?

Георгий Алексеевич Скребицкий

Об этом замечательном  писателе нам расскажет ……………………………..

(Слайд 14)Георгий  Алексеевич  Скребицкий – писатель – натуралист. Он писал рассказы и сказки о природе.

Скребицкий с детства любил слушать и читать книги о природе. Он любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником,  любил наблюдать за животными.

В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, белочки, зайчишки.

В каждом   времени  года он умел найти что-то удивительно прекрасное.

В своих произведениях он рисует картины природы,  учит наблюдать за природой, видеть  и понимать её красоту.

 Вопрос перед чтением:

?  Послушайте произведение и определите его жанр и тему.

 

  • Чтение учителем.

 

  1. Моделирование обложек произведений. Анализ и сравнение произведений.

- Понравилось вам произведения? Чем?

- Реалистическая или сказочная картина изображена писателем? Каков жанр этого произведения? (Рассказ, хотя мы видим, что время года - осень представлена в образе живого существа)

- Какой приём использует писатель, чтобы придать реальным событиям сказочность?

( В литературе такой приём называется “олицетворение”) (Слайд 15)

Перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами,

 Пушкин

 

 
 
 

             

 

         Уж небо

осенью дышало

Скребицкий

 

 
 
 

          

 

Осень

        

 

-Соотнесите модели с прочитанными на уроке произведениями, назовите их жанры и названия.

-Что общего у стихотворения А.С.Пушкина и рассказа Г.Скребицкого? (Они о природе, оба произведения авторские)

  • -Чем же различаются? ( По жанрам: стихотворение и рассказ, разные названия и разные авторы)

 

  1. Словарная работа:
  2. Игра «Найди соответствие»

 

Карточка со словами (Слайд 16 - 21)

 

Слово

Его толкование

Кованая

плотная узорчатая шёлковая ткань с переливающимися золотыми и                 серебряными нитями.

Могучий

изготовленная ковкой, т.е. ударами молота.

Парча

большая высокая куча плотно уложенного сена.

Убор

небольшой округлый стог сена.

Копна

стая птиц.

Стог               

мощный, сильный.

Косяки

наряд, убранство.

 

Проверка работы

- Как писатель называет Осень? Почему?

- Какой вы представляете Художника – Осень? Опишите её.

  1. Гимнастика для глаз.

Ваши глазки отдохните,
Под ресничками вздремните,
Раз, два, три, четыре, пять -
Пора глазки открывать.
Посмотрите влево, вправо,
Вверх и вниз, теперь вперёд,
Продолжаем наш урок.

Продолжение работы над произведением.

- Повторное чтение с целевой установкой.

  - Теперь я предлагаю вам самостоятельно прочитать отрывок из сказки «Четыре художника» о том, как работала Художник-Осень.

 а) - Какие действия совершает Осень, как живое существо? (Дети читают текст по смысловым частям и подчёркивают слова)

б)- Какие деревья раскрасила Художник-Осень?

- Каким цветом украсила Осень каждое из этих деревьев? Найдите слова, подтверждающие ответ в тексте.

 

  • Чтение сказки учениками.

 

 

Работа над содержанием сказки.Работа над выразительными средствами языка.

 

У:- Найдите и прочитайте, как Осень разукрасила берёзы и клёны. 

Как вы понимаете выражение «лимонной желтизной»? Это какой цвет?

 

Осень-художник использует яркие краски для своей картины, писатели же рисуют картины осенней природы словами.

- На карточке записан отрывок из этого произведения. Прочитайте самостоятельно. К вашему вниманию я хочу предложить данный отрывок с изменениями (Слайд 22). Прочитайте его самостоятельно.

1. Березы и клены покрыла Осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь, как огонь горит.

2. Березы и клены покрыла Осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянила. Стал осинник весь ярко-красный.

 

 - Какой из отрывков вам наиболее понравился? Почему?

- Какими выражениями дополнен этот отрывок? Назовите. Подчеркиваю их.

- Листья, будто яблоки, осинник, как огонь.

- Как в литературе называют такие выражения? (сравнения)

- Подчеркните сравнения в тексте.

- Для чего писатель использует сравнение? (Действительно, сравнения в произведении позволяют увидеть картину более яркой, точной, выразительной)

 

-Как автор описывает  дуб? Как он его называет? Почему?   

(столетний дуб - могучий богатырь, старик)    

 -Как Осень обрядила старика?

          У:  Найдите описание лип.    

         - Найдите описание сосен и елей.

         - Чем занялась Осень в полях и на лугах? Расскажите  

- С чем автор сравнивает стога? (Башни)

 Для чего же чего Скребицкий написал эту сказку?

          Благодаря чему мы смогли оказаться  на прогулке в осеннем лесу?(Слайд 23)

 

  1. Вывод:

(Учитель музыки):   Наш урок подходит к своему логическому завершению, но жизнь продолжается. За осенью придёт зима, которая будет радовать нас новыми красками. А пока еще осталось несколько деньков осени, вслушайтесь в песню осени, всмотритесь в ее краски и вы услышите, о чем шелестит последний упавший лист, о чем шепчут первые упавшие снежинки.

И чтобы сделать наш мир ярче, давайте попросим краски у осени.

 

Песня «Наступила осень» - исполнение.

 

  1. Рефлексия.

(Учитель начальных классов):  Быстро пролетел урок

Подведем теперь итог

Чем сегодня занимались

В чем с охотой упражнялись

Что узнали и познали

Почему умней вы стали!?

 

Продолжите предложения: (Слайд 24)

Д.Сегодня на уроке мы….

Я доволен своей работой, потому что…

 

(Учитель музыки): А нам на память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева. Оранжевый лист – прекрасное настроение, желтый лист — хорошее, зеленый лист — мне немного грустно. Ребята, наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру. Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искус­ство, когда им владеют люди с добрым сердцем.

 

(Учитель начальных классов):  Мы с вами прожили разную осень, звучала музыка, стихотворения, перед нами представали прекрасные картины художников. В душе каждого из нас зазвучала своя осень. На уроке русского языка на своих листочках мы напишем каждый про свою осень, это будет наш классный поэтический листопад.

 

(Учитель музыки): Д/З. Нарисуйте в тетради по музыке осенний пейзаж, который по своему настроению близок пьесе «Осенняя песнь» Чайковского.

 

Прикрепленный файлSize
07.Наступила осень (-).mp32.45 MB
Краски осени в музыке, литературе и в живописи.ppt4.6 MB
Приложение № 1.doc133.5 KB
Наступила осень.doc31.5 KB