Официальный сайт mixzona 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Басня Крылова «Волк на псарне» – отклик на исторические события Отечественной войны 1812 года»

Фото пользователя Людмила Алексеевна Усова
Размещено: Людмила Алексеевна Усова - ср, 06/11/2013 - 09:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Усова Людмила Алексеевна
Место работы, должность: 
МБОУ гимназия №9 г. Воронежа, учитель русского языка
Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой;

 развитие навыков анализа литературного произведения.

Задачи:

-  закрепить  и углубить теоретические сведения о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развитие навыков  инсценированного чтения;

- выявлять в произведении конкретно-историческое содержание;

- развивать устную речь учащихся, эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение и читательскую культуру;

- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.

знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой;

 развитие навыков анализа литературного произведения.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Литература" 5 класс под ред. В.Я.Коровиной

Используемое оборудование: 

компьютер, презентация

Краткое описание: 
Урок изучения басни И.Крылова "Волк на псарне". Основная форма работы - в группах.

ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя.

 

     Добрый день. Сегодня у нас необычный урок. 

Мы будем говорить  о необыкновенном человеке. Послушайте, как отзывались о нем современники: СЛАЙД 1 «Мастер  «истинной живописи», «патриарх наших писателей» (Жуковский), «истинно народный поэт» (Пушкин), «поэт и мудрец», слившиеся воедино (Гоголь)».  С нетерпением ждали его новые произведения, в армии его басни все читали  наизусть.

О ком мы будем говорить?

(Ответы:  о Крылове)Кадриз мультфильма «Люся и дедушка Крылов».СЛАЙД

Вот таким увидела девочка Люся баснописца.

1.Актуализация знаний. Учитель:

 Люся знает его творчество очень  хорошо, басни ей очень нравятся, «больше китайской собачки». А вы?  Давайте проверим.

Я сегодня получила посылку от Крылова. В ней разные предметы. Я буду их доставать,  а вы догадайтесь, как они связаны с творчеством баснописца.

Учитель из волшебной коробки  достает предметы: очки («Мартышка и очки»СЛАЙД), желудь («Свинья под дубом»СЛАЙД), сыр («Ворона и лисица»СЛАЙД), ноты ( «Квартет»СЛАЙД), собачка («Слон и Моська»СЛАЙД), зеркало («Мартышка и зеркало»СЛАЙД), а это чей портрет?СЛАЙД

Сегодня мы будем говорить ещё об одной басне Крылова. Давайте попробуем догадаться, о чем она, разгадав кроссенс.

  2  КроссенсСЛАЙД

 

Напомните мне, что такое кроссенс.

Как связаны между собой эти картинки?

О чем сегодня мы будем говорить?

О басне Крылова, в которой отразились исторические события.

3. Тема нашего урока:  «Басня Крылова «Волк на псарне» – отклик на  исторические события Отечественной войны 1812 года».(на доске)

Запишите её в тетрадь.

     Под  пером Крылова история оживала. Подтверждение этому наш эпиграф, слова

драматурга и журналиста Сергея Николаевича Глинки: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю».

                                                                                                                   

Как вы понимаете высказывание  современника баснописца?

Как он соотносится с темой нашего урока?

Басня написана между 23 сентября (день приезда посланца Наполеона с предложением о мире ) и 6-м октября 1812 г. Возможно, именно сегодня юбилей басни!!!

Запись эпиграфа в тетрадь.

  Сегодня мы будем изучать  басню, отражающую исторические события.

Как вы считаете, чему   научимся на таком уроке?

 

  Работать мы будем в группах. Мы постараемся не только постичь глубину смысла творения Крылова,  но и узнаем о жизни баснописца, историческую основу басни. У нас будут работать 6 групп. У каждой группы будет своё задание.

  Посмотрите  в памятки, которые лежат на столах. Как будет оцениваться ваша работа?

 

Однако перед тем, как начать нашу работу, послушаем чтение басни Народным артистом России А. Папановым.СЛАЙД

 

4. Прослушивание актёрского чтения. 3 мин.

 

- О чем эта басня?

- Какой была жизнь человека, написавшего её?

- Какие исторические события легли в основу этой басни?

  На все эти вопросы мы получим ответы, работая в группах.

 У нас работают

1)      группа биографов;

2)      группа историков;

3)      группа лингвистов;

4)      группа литературоведов;

5)      группа экспериментаторов;

6)      творческая группа (  актеры, иллюстраторы).

 Итак, у каждой группы своё задание. Время на выполнение – 5 минут.

Помните, что я оцениваю работу вашей группы по памятке, которая  у каждого у вас есть.

 Работаем тихо, не мешая никому. Время пошло!!!

 

5. Работа в группах.

 

- Осталась одна минута.

-Закончили работу.  Все приготовились слушать.

6. Представление итогов групповой работы.

 

- Слово предоставляется ГРУППЕ БИОГРАФОВ.СЛАЙД

Ребята изучали факты жизни Крылова. Прочитав статью учебника, они вставили пропущенные слова в текст.

Что вы узнали о Крылове?

 

- Слово предоставляется группе историков. СЛАЙД . Они знакомились с  исторической основой басни и должны были соотнести строки басни с реальными событиями.

Вопрос историкам:

 

1.      Кто скрывается под маской Ловчего и Волка?

2.       Какие черты в поведении Ловчего и Волка подчеркнул Крылов?

(Волк проявляет коварство, вероломство, хитрость и трусость. Ловчий — опытный, мудрый, предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям).
Вот почему мы получили в посылке портрет волка. И в кроссенсе тоже был Волк.

 

Так как басня была написана  двести лет назад, язык ее требует дополнительного внимания. Наши лингвисты работали над языком басни.

-       Слово предоставляется ЛИНГВИСТАМ.СЛАЙД

 

А вот ГРУППА ЛИТЕРАТУРОВЕДОВСЛАЙД  сейчас нам расскажет, что такое басня, что отличает басню от стихотворения.

 

 

- Крылов был мастером слова. Что произойдет с текстом, если в нем будут другие слова? Какой он будет?

 Будет ли басня так красива?

- Какой из текстов ярче, выразительнее?

Наши экспериментаторы вставили  свои слова  вместо пропущенных и сравнили два текста.

СЛАЙД

Вопрос экспериментаторам:

- Какие  выражения из басни стали пословицами или крылатыми выражениями?

( «попал на псарню», «вмиг ворота на запор», «глазами, кажется, хотел бы всех он съесть», «пустился в переговоры», «не делать мировой», «выпустил на Волка гончих стаю»).

 Многие художники иллюстрировали басню.

А наши иллюстраторы создали свой собственный рисунок.

  Слово предоставляется нашим иллюстраторам.СЛАЙД

 

Современники вспоминали о том, как превосходно читал свои басни Крылов:; «непринужденно, внятно, естественно, но притом музыкально, легко опираясь голосом на ударения смысла и наивно произнося сатирические свои заключения».

Давайте еще раз  внимательно послушаем басню в вашем исполнении и после прослушивания ответим на вопрос: «Только ли исторические события  отражены в басне? Чему учит басня современного читателя?

 

Чтение басни учеником.

 

Ответ на вопрос. (на доске)

(Басня «Волк на псарне» не только иллюстрирует события 1812 года, но и может служить  уроком в других ситуациях, в первую очередь для тех, кто  желает примерить на себя шкуру волка, т.е.  напасть на беззащитных и хищнически отнять  что-то у других).

 

Наш урок подходит к концу. Оцените работу своей группы по памятке.

К счастью, с басней мы не расстаемся. И дома вы  снова поработаете с басней.

 

4.      Домашнее задание:(на доске)

Ø  Стр. 62, ответить на вопросы.

Ø  Написать собственную басню.

Ø  Создать пьесу из басни*.

     Заключительное слово учителя.

Можно бесконечно перечитывать этот шедевр, эту баснюи находить в ней все новые смыслы и красоты, извлекая «уроки мудрости» Но бесспорно одно: сочетание глубокого смысла  и  простой манеры изложения составляет, на мой взгляд, главное достоинство этого бессмертного творения И. А. Крылова и  делает его актуальным и  в наши дни.

 

Прикрепленный файл Размер
Мастер «истинной живописи»,.ppt 2.27 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн