Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ГИА на основе прочитанного текста. 8 класс

Submitted by Денис Николаевич Вохин on чт, 07/11/2013 - 14:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Вохин Денис Николаевич
Место работы, должность: 

ГБОУ СОШ № 139 с углубленным изучением математики

Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<table border="1" cellpadding="0" cellspacing="0"> <tbody> <tr> <td style="width:150px;"> <p> Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ГИА на основе прочитанного текста. Цель:&nbsp;Помочь учащимся в осознании, что работа над созданием собственного сочинения-рассуждения в формате ГИА&nbsp; начинается с лингвостилистического анализа исходного текста; показать практическую значимость анализа текста и его тесную связь с конечным продуктом &ndash; собственным текстом на основе исходного авторского.</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p> &nbsp;</p>

Презентационный лист №1 открытого урока на чужой аудитории по предмету   русский язык  в 8а классе ГБОУ СОШ №619 Калининского района Санкт-Петербурга в рамках первого тура Конкурса педагогических достижений в номинации «Лучший учитель Калининского района»    20.12.2012г.

 Учитель:      Вохин Денис Николаевич, учитель русского языка и литературы  ГБОУ СОШ №139 с углубленным изучением математики Калининского района Санкт-Петербурга

Тема урока: «Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ГИА на основе прочитанного текста».

 

Содержание

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Здоровьесберегающий аспект

Время

 

Организационный момент

 

 

Представляется. Стимулирует творческую активность учеников, настраивает на сотрудничество.

Учащиеся определяют для себя цели урока.

Создание доброжелательного микроклимата, снятие эмоционального напряжения.

2 мин.

 

Подготовка учащихся к усвоению содержания исходного текста.

 

 

Перед чтением текста формулирует задачи урока. Настраивает на восприятие текста. Читает его. Беседа по восприятию.

Погружение в текст. Учащиеся внимательно слушают и следят по тексту, стараются отчетливо представить себя «внутри текста».

Стимулирование интереса к чтению, мотивации к пониманию текста через нестандартные приемы работы на уроке русского языка.

8 мин.

 

Практическая работа.  Активное, осознанное усвоение содержания текста и его анализ.

 

 

Определяет основные этапы работы над текстом, направляет учащихся, помогает сформулировать мысли.

Маркируют текст, отвечают на вопросы, осуществляют поиск средств художественной выразительности, определяют тему, стиль, тип речи, формулируют проблему и основные мысли текста. Заполняют технологическую карту.

Смена деятельности. Разнообразие деятельности. Ситуации успеха, личностно-ориентированный подход. Личностная значимость полученных результатов.

15 мин.

 

Проверка понимания учебного материала.

 

 

Знакомит с композицией сочинения-рассуждения в формате ГИА. Помогает ученикам создать рабочие материалы к сочинению-рассуждению на основе проведенного анализа текста.

Заполняют таблицу №2 «Заготовки к сочинению-рассуждению», формулируют вступление, тезисы, аргументы, вывод. Осознают  тесную связь между анализом исходного текста и созданием собственного текста на его основе.

Понимание учащимися практической значимости материала. Снятие эмоционального напряжения.

10 мин

 

Подача домашнего задания и подведение итогов урока. Рефлексия. Релаксация.

 

 

 

Озвучивает домашнее задание. Предлагает продолжить предложения для оценивания результатов урока. «Смайлики».

Предлагают варианты возможных окончаний предложений.

Ситуация успеха.

5 мин

Презентационный лист №2  открытого урока на чужой аудитории по предмету   русский язык  в 8а классе ГБОУ СОШ №619 Калининского района     Санкт-Петербурга в рамках Первого тура Конкурса педагогических достижений в номинации «Лучший учитель Калининского района»             20.12.2012г.

 Учитель:      Вохин Денис Николаевич, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №139 с углубленным изучением математики                Калининского района Санкт-Петербурга

Тема урока: «Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ГИА на основе прочитанного текста».

Класс

Тема урока

Цель

Планируемые результаты

Содержательные линии

 

8 а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ГИА на основе прочитанного текста

Помочь учащимся в осознании, что работа над созданием собственного сочинения-рассуждения в формате ГИА  начинается с лингвостилистического анализа исходного текста; показать практическую значимость анализа текста и его тесную связь с конечным продуктом – собственным текстом на основе исходного авторского. К концу урока учащиеся создадут рабочие материалы («заготовки»), которые станут основой домашнего сочинения-рассуждения.

Предметные – продолжить формирование умения анализировать текст с точки зрения стилистической принадлежности и использования средств художественной выразительности. Формирование навыка написания сочинения-рассуждения, композиционно выстроенного связного  текста на основе прочитанного текста. 

 

Метапредметные – формирование навыков вдумчивого чтения, коммуникативной культуры (способность выражать свои мысли, грамотно строить высказывание, умение отделить второстепенное от главного в прочитанном тексте и т.д.),  навыков анализа и самоанализа.

 

Личностные – воспитание читательского таланта, стремления высказывать свои мысли; глубокое понимание явления «нравственного выбора», осознание необходимости гуманистического воспитания и ценности каждой личности.

Ø  Повторение стилистических особенностей художественного текста

Ø  Определение и нахождение в тексте средств художественной выразительности

Ø  Формулирование основных мыслей текста, проблемы, поставленной в тексте

Ø  Представление основных композиционных элементов сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста

Ø  Практическое применение полученных знаний в процессе работы над созданием собственного сочинения-рассуждения

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению                                                           в формате ГИА на основе прочитанного текста.

1.    Работа над содержанием исходного текста.

1.Тема

 

 

 

 

 

 

 

2.    Стиль речи

 

 

 

 

3.    Признаки художественного стиля

 

 

 

 

 

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

4.    Тип речи

 

 

 

 

 

5.Какую проблему поставил автор?

 

6.     Основные мысли текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа над созданиемсобственного текста

Тема

 

 

 

Вступление

Приглашение к разговору, представление автора.

2-3 предложения.

 

 

В жизни каждого человека…

В тексте (назовите автора) говорится именно об этом… (поставлена именно эта проблема)

Тезисы

Утверждение(-я)

Основная часть.

Покажите понимание текста.

5-7 предложений

В 2х-3х предложениях передайте содержание текста. НЕ пересказывайте!!! Здесь надо показать ваше понимание текста. Самое важное – написать тезисы, раскрывающие основные мысли текста.

 

 

 

 

 

 

Аргументы

Их должно быть 2 из прочитанного текста. Они подтверждают ваши тезисы. Указывайте номера предложений!!!

3-4 предложения

Например, в предложении №… говорится о том… (автор/герой сам признается… и т.д.)

В предложении №…  мы найдем подтверждение того, что….

Из предложения № следует, что… (становится понятно, что…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проявите свою личностную позицию. Сочинение должно «иметь лицо». Пусть Ваше сочинение не будет похоже на все остальные.

З-5 предложений

Текст заставил меня задуматься…

Если бы я оказался на месте ….  , то я бы…

Надеюсь, что в моей жизни … и т.д.   (Выразите свое отношение к прочитанному, к героям, событиям)

 

 

 

 

 

(1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешёл временно, потому что его мать положили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. (З)Новенького посадили со мной, и это мне не понравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой Лыковым - нельзя, посадите с Саней Табуховым - опять нельзя, а тут, оказывается, можно!

 (4)Новенький несколько раз обратился ко мне с какими-то дурацкими вопросами: "Как зовут?", "Где живёшь?"... (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.

 (6)А после уроков его повели бить. (7)Это называется "прописка". (8)Бьют несерьёзно, больше для формы, как говорится, ничего личного, просто традиция такая. (9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Серёжке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрылся во дворах. (10)3а ним побежали, но догнать не смогли. (И)Серёжка, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтрашнего дня, а рассчитаться с новеньким сегодня же во что бы то ни стало.

 (13)-Димон, ты же сидел с ним! (14)3айди к нему, позови его к себе домой - музыку там послушать или чего ещё... - попросил меня Колька. (15) - Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.

 (16)Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требует смекалки и находчивости, по его мнению, могу выполнить только я.

 (17)Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.

 (18)-Тебе чего?

 (19)-Как чего? (20)Посмотреть в твои глаза! - насмешливо сказал я. (21)- Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.

 (22)             -А ты-то при чём?

 (23)          -Как при чём? - удивился я. (24) - Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25)До сих пор рёбра болят... (26)Пройти-то можно?

 (27)-Проходи...

 (28)Мы попили чай, он показал свои рисунки... (29)Неплохо он рисовал. (ЗО)Потом я посмотрел на часы и позвал его к себе в гости.

 (31)-Давай только не сегодня!

 (32)Внутри у меня всё упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.

 (33)-Понимаешь, у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты...

 (34)-Ну, раз так, то пойдём...

 (35)Тот путь я помню до сантиметра, словно шёл босиком по гвоздям. (З6)Новенький что-то говорил мне, а я торопливо кивал головой. (37)Недостроенный дом. (38)Я вижу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски... (39)Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40)Я остановился. (41)А новенький сделал ещё несколько шагов. (42)Кусты шевельнулись. (43)Всё! (44)Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.

            (45)Самое страшное было дальше. (46)Судьба, видно, решила провести меня до последнего круга моего ада. (47)Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: "Димон, беги!". (48)Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобождая мне путь.

 (49)-Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?

 (51)И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52)Только тогда он всё понял и посмотрел на меня. (53)Удивлённо, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показалось, что сожжённая этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела...

 (55)...Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: я мечтаю вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулиганов, вынести раненого с поля боя и согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56)Но никто на моём пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. (57)В жалобно протянутых ладонях я несу своё окровавленное сердце: всё надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит. (58)Или хотя бы поймёт. (59)Или, по крайней мере, выслушает... (60)Но он живёт где-то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути всё никак не могут пересечься. (По В. Надыршину)

1. Сегодня я узнал…____________________________________________________

 

2. Было интересно…________________________________________________

 

3. Было трудно…___________________________________________________

 

4. У меня получилось…_______________________________________________

 

5. Мне захотелось…________________________________________________

 

1. Сегодня я узнал…____________________________________________________

 

2. Было интересно…________________________________________________

 

3. Было трудно…___________________________________________________

 

4. У меня получилось…_______________________________________________

 

5. Мне захотелось…________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файлSize
урок.ppt1.03 MB