Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лирика А.С.Пушкина. Поэтические картины зимы

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов
Размещено: Рашид Рафаильевич Рахманкулов - ср, 27/05/2009 - 14:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зайцева М.К.
Место работы, должность: 
МОУ Нехаевская СОШ, учитель
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; формировать умения и навыки работы с поэтическим текстом; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии, развивать образное мышление
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

компьютер с мультимедийным проектором

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
Ребята, мы с вами продолжаем уроки по изучению творчества А.С.Пушкина. На предыдущих занятиях говорили о поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Сегодня мы вновь погружаемся в мир лирики поэта, прочитайте внимательно тему урока, посмотрите на слайд презентации и подумайте, о чем мы будем говорить?/ о стихотворениях, посвященных зиме, поэтических картинах зимы

1. Орг.момент Слайд №1

Ребята, мы с вами продолжаем уроки по изучению творчества А.С.Пушкина. На предыдущих занятиях  говорили о поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Сегодня мы вновь погружаемся в мир лирики поэта, прочитайте внимательно тему урока, посмотрите на слайд презентации и подумайте, о чем мы будем говорить?/ о стихотворениях, посвященных зиме, поэтических картинах зимы

Слайд №2

Перед нами иллюстрации картин Шишкина, Поленова, Кустодиева. Что изображено на них?

- Какое настроение передает зимний пейзаж?

– А что такое пейзаж? / изображение природы в искусстве /слайд №2

Перед нами изображение пейзажа в живописи. А можно изобразить пейзаж в лирике?

Встречались ли вы раньше с пейзажными стихами Пушкина / да, в начальной школе

Сегодня на уроке мы тоже будем говорить о пейзажной лирике Пушкина.  И основная цель нашего урока -  показать своеобразие пейзажной лирики поэта, его мастерство в создании картин зимнего пейзажа.

Слайд №3

2.   Стихотворения, о которых мы будем сегодня говорить на уроке, относятся к михайловскому периоду в жизни поэта. Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина . Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая муза наконец умолкнет.
Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских и духовных властей, Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Свою жизнь в Михайловском он называет «нелепым существованием». Даже красота здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, теперь в какой-то мере померкла для него. Но прошло несколько месяцев, и Пушкин снова всей душой ощущает ее очарование, а вынужденное одиночество дает ему возможность отдаться поэтическому творчеству. /слайд

Здесь меня таинственным щитом

Святое провиденье осенило,

Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня

И я воскрес душой!

 – напишет поэт в одном из своих стихотворений

Именно няня Арина Родионовна становится в этот период не только самым близким другом для Александра Сергеевича, но и олицетворением народного начала, связавшим его с миром фольклора Долгими вечерами, при свете луны, рассказывала она удивительные сказки своему 25-летнему питомцу. Пушкин писал одному из друзей:…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно.» /слайд

Впоследствии, уже после ссылки, живя в Петербурге, поэт вспоминает о днях, проведенных с няней, и посвящает ей стихотворение

3. Прочитаем стихотворение «Няне» слайд №4 /инд зад. наизусть читает ученик

Анализ стихотворения «Няне»

- Каким настроением пронизано это стихотворение?/ Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

/ В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

Этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения. / гиперссылка слайд №5

Анализируя лирическое произведение, будем  помнить, что лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.  /слайд, запись в тетрадях

 Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.

Поэтому жанр стихотворения – послание. /слайд, запись в тетрадях

В лирическом произведении и жанр, и композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства - все способствует выражению настроения.

- А что такое композиция? /инд. задание ученику найти в словаре слайд Запись в тетрадь

Наша задача – рассмотреть, как в стихотворении выражено настроение няни и лирического героя

. /повторное комментированное чтение Слайд №4 гиперссылка

Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне.

- Почему дни, проведенные с нею, он называет суровыми?

Читая стихотворение далее, мы рисуем в своем воображении ряд картин.

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.

Сколько иллюстраций - слайдов у вас получится? /слайд

1 часть - обращение лирического героя  к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.

- Как же, с помощью каких средств художественной выразительности переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?

Эпитеты: дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни. /слайд

Метафора:  тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни /слайд

Сравнение: горюешь будто на часах – передают постоянство ее томительного ожидания /слайд

Вывод: Мы наглядно убедились, что и жанр стихотворения, и композиция, и изобразительно-выразительные средства способствуют выражению настроения лирического героя и няни.

4 . Еще в одном стихотворении Пушкин обращается к дорогому для него образу няни.

Прочитаем стихотворение Пушкина «Зимний вечер» слайд №6 гиперссылка /инд.зад наизусть

Анализ стихотворения «Зимний вечер»

- Почему мы с уверенностью можем сказать, что строки этого стихотворения тоже обращены к Арине Родионовне, ведь она нигде не названа по имени? /Высланный из Одессы в Михайловское, Пушкин проводил в занесённом снегом доме долгие зимние вечера с няней, Ариной Родионовной. Именно об этом доме – «ветхой лачужке» и говорит он в стихотворении «Зимний вечер»

 Перечитайте первую строфу. Какую картину зимней природы мы видим? При помощи каких художественных средств поэт показывает мутную темноту неприглядной ночи?  Какова роль сравнений? /буря сравнивается со зверем, (чтобы было страшно), ребенком»как дитя»(вызвать жалость), с путником(показать ожидание)

- Перечитаем вторую строфу.  Куда вводит нас поэт? /бедную лачужку

Всё  стихотворение построено на противопоставлении: что в доме и за стенами дома. Дом для Пушкина – «родное пепелище», место, где человек ощущает свою ценность, не зависит ни от царей, ни от жандармов, ни от цензуры. Родным домом оставался для него на всю жизнь только один дом – уединенный домик в Михайловском

- За окнами воет вьюга, а в доме…? / В «ветхой лачужке» невесело. Она «и печальна и темна»

- Сопоставьте образ бури в первой строфе и во второй. Возможна победа бури? / Да, все указывает на это. Эпитеты ветхая, бедная лачужка указывают на ненадежность дома

Казалось, все предсказывает победу бури, победу зла.  Но перечитаем третью строфу. Что мы можем сказать о лирическом герое: сломлен его дух или он противостоит буре? О чем он просит няню? /спеть народную песню

Пушкин один,  он в ссылке, и самое главное – не упасть духом, выстоять, сохранить в себе способность весельем побеждать горе. Союзником поэта является поэзия, в стихотворении она представлена в образе народной песни, а Музой поэта становится его старая няня.

- Обратим внимание на построение 4 строфы. Начало какой строфы повторяют первые 4 стиха и какой образ они рисуют? /начало первой строфы и рисуют образ торжествующей бури

- А вторые 4 стиха повторяют начало какой строфы и какую картину создают? /начало третьей строфы и создают картину победы человеческой стойкости, веселья и поэзии над силами мрака и тьмы

Послушайте романс на стихотворение Пушкина «Зимний вечер» и подумайте о композиции стихотворения. - На сколько частей можно разделить это стихотворение? /слайд

- Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения./ 1 «Буря» 2 «Ветхая лачужка» 3 «Спой мне песню» 4 «Сердцу будет веселей..» - /запись в тетрадях

- Помогает ли работа над композицией увидеть изменения настроения в стихотворении?

- Только ли картины зимней природы рисует нам поэт? /Нет, он показывает изменения настроения лирического героя

- Каким мы видим лирического героя? /Его дух не сломлен

5. Прочитаем еще одно стихотворение Пушкина, написанное в этот период. Обратите внимание на название стихотворения «Зимняя дорога»

- Как вы думаете, каким будет настроение лирического героя, который едет ночью зимой в кибитке?

- Теперь послушаем стихотворение. /слайд №7/инд. зад. наизусть

- Каким настроением проникнуто стихотворение? Подтвердились ли ваши предположения?

- Опишите зимнюю дорогу, по которой едет путник. При описании используйте эпитеты, которые помогают передать его настроение.

- Как вы понимаете значение слова “долгая”? ( Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная.) слайд

- Правильно. А какое действие она оказывает на седока? (Седоку грустно, тоскливо). А на вас? (И читателю невесело.)

- Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное. Подберите синоним к слову «родное»

- Да, безусловно, в песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина – к изображению внутреннего состояния, переживаний человека. Читая стихотворение «Няне», «Зимний вечер», мы видели, что Пушкин рисует нам не только зимний пейзаж, но и показывает состояние человека. Душевное состояние путника видим мы и в стихотворении «Зимняя дорога»

- Какие слова подтверждают единство состояния человека и природы? (Скучно, грустно.)слайд

Индивидуальное сообщение учащегося об истории создания стихотворения.

- Стихотворение создавалось в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что оно было написано о поездке опального поэта на дознание к псковскому губернатору. Так что настроение автора соответствует настроению лирического героя.

- Вернёмся к названию стихотворения. Как вы думает, почему оно так названо, ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию? (В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом. стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.)

- Вы правы! А с чем, по-вашему, связаны переживания лирического героя? Вспомните, в какой период жизни самого Пушкина было написано стихотворение. (Ссылка.)

- Одним словом, с жизненными невзгодами. Это стихотворение философского содержания. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:

Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.

- К какому выводу мы пришли? Продолжите предложение: Рисуя природу, А. С. Пушкин изображает …   /внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека.

Запишите свой вывод в тетрадях Слайд №8

- Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека

В начальной школе вы изучали стихотворение Пушкина «Зимний вечер» Какое оно по настроению?

- Почему же стихотворения, прозвучавшие сегодня на уроке, такие грустные? С чем это связано?

- Сравните стихотворение «Зимнее утро» со стихотворениями, прозвучавшими на уроке.  Каким мы видим Пушкина во всех этих произведениях? (Он разный: то грустный, то весёлый, ему то скучно, то радостно. Пушкин умеет печалиться и восхищаться.)

- Значит, гениальность Пушкина-поэта не только в умении подбирать рифмы, создавать образы, но и в том, что он учит нас, читателей, преодолевать невзгоды судьбы, смотреть на жизнь с оптимизмом. За чёрной полосой всегда будет белая, как на верстовом столбе.

Рефлексия Слайд №9

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Чему научился?

- О чем мне хочется продолжить разговор?

Итоги урока.

Д/З Выучить наизусть одно из стихотворений Пушкина. Самостоятельно прочитать стихотворение «Бесы» и проанализировать его, исходя из знаний, полученных на уроке.

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов

На: Лирика А.С.Пушкина. Поэтические картины зимы


Мультимедийный урок, показывающий своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа
С уважением РРР



На: Лирика А.С.Пушкина. Поэтические картины зимы


Спасибо за интересный урок.

Татьяна



Поиск

Loading
"Информационные технологии в образовательном процессе"

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория