Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тренинговое занятие. «Конфликты и причины их возникновения»

Submitted by Марина Ивановна Крисько on чт, 28/05/2009 - 05:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Крисько М.И, Басаргина Э.Ю.
Место работы, должность: 
МСКОУ VIII вида школа-интерната
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Спецпредмет
Цель урока: 
проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути решения.
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемое оборудование: 

 

листы бумаги с надписями, чистая бумага, ручки.
Краткое описание: 
Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать.

 

1. Приветствие (5 минут)
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на 3 равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу,  здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы кланяются, «африканцы» трутся носами. Упражнение проходит весело и эмоционально, заряжает группу энергией.
 
2. Разминка «Встреча на мостике» (5 минут)
Описание упражнения. Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг другу на расстоянии 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете на встречу друг к другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за её пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 «мостика».
Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (также это может быть полоска на линолеуме, продольная рейка в паркете ), длиной не менее 3-х метров, находящуюся на расстоянии не менее 1-го метра от ближайшей стены и предметов мебели, лучше, если она будет иметь ширину 5 – 10 см., но можно обойтись и простой линией.
Психологический смысл упражнения. В контексте данного занятия упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, и к нему можно возвращаться при обсуждении стратегий поведения в конфликте.
Обсуждение. Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Чем упавшие «в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто прежде всего стремился помочь партнеру.
 
3. Информационный блок (10 минут)
Беседа «Что такое конфликт?»Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу дорогу на узком мосту.
Слово “конфликт” в дословном переводе с латинского означает “столкновение”. Конфликт - это столкновение, схватка, спор, борьба, где каждая из сторон преследует свои цели, интересы, позиции не совместимые с другой стороной, вплоть до полного уничтожения.
Давайте же сейчас посмотрим, из чего состоит конфликт и почему он возникает (ведущий показывает наглядную табличку с изображением структурных элементов)
Затем спросить у детей, из-за чего люди могут ссориться, почему это все происходит?
2)Причины возникновения конфликтов.
1.     Общие: различия во взглядах людей и их индивидуально-психологических особенностях.
2.     Частные: связаны с конкретными видами конфликтов.
3)Возможность возникновения конфликта без реально существующих противоречий, в ситуациях «слово за слово».
4)Конфликтогены – слова и фразы, провоцирующие ответную агрессию и ведущие к обострению конфликта.
Конфликтные ситуации надо решать, что бы не получилось следующего…
Ведущий пишет на доске высказывание и просит участников объяснить его значение: «Люди часто остаются одинокими, потому что вместо мостов они строят стены…» (С. Лец) (можно изображение картинки)
                
В ходе обсуждения дети приходят к пониманию «барьеров (стен) в общении», которые появляются во время ссор между людьми. При этом одна или обе стороны используют соответствующие вербальные и невербальные приемы, препятст­вующие позитивному общению.
 
3.Ролевая игра «Необитаемый остров» (15 минут)
Описание игры.  Представлена ситуация, что учащиеся оказались на необитаемом острове, где нет никаких средств и возможностей для существования. Участники делятся на 2 команды. Раздаются ручки и бумага. Участникам необходимо записать 10 предметов, которые, по их мнению, пригодятся им на этом острове для существования. На принятие решения им дается 5 минут. Им нужно подумать и обосновать свой выбор.
Психологический смысл игры. Научится отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
Обсуждение. Что было легче, отстаивать свое мнение или соглашаться с другими? Удалось ли взять то, что действительно необходимо, чтобы выжить? Из-за чего чаще возникали конфликты (споры)? Как вы пришли к общему мнению?
5.Подведение итогов (5 минут)
Давайте вспомним фразу: «Люди часто остаются одинокими, потому что вместо мостов они строят стены…» смогли ли вы сегодня построить мосты в ходе нашей игры?
Так что же такое «конфликт»? Где, когда и почему возникает конфликт?
Прикрепленный файлSize
SDC10912.JPG20.11 KB
SDC10904.JPG35.07 KB
SDC10897.JPG28.96 KB

»  Размещено в сообществах: