Официальный сайт mkad14 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Вода – вещество живой или неживой природы?

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов
Размещено: Рашид Рафаильевич Рахманкулов - пт, 29/05/2009 - 08:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Колдин А.Н., Колдина Л.П.
Место работы, должность: 
МОУ ООШ д.Абодим
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
разрешить дидактическую проблему: вода – вещество живой или неживой природы, путем интеграции предметов химия, биология и возрастов
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.М.Лукъянова. Разновозрастные уроки в малочисленной сельской школе. /Сельская школа №2, 2003

2.Е.Ивлиева. Преподавание математики в малочисленной сельской школе./Сельская школа № 4, 2003

 

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
Задачи: -систематизировать знания о физических и химических свойствах воды; раскрыть строение глаза, как органа чувств, который помогает изучать физические свойства воды; -воспитывать бережное отношение к воде как уникальному веществу в природе; -развивать умение общаться с разными возрастными группами; развивать способность быстро реагировать на события в новой ситуации

I.Актуализация знаний

 

Учитель биологии

В кружева будто одеты

Деревья, кусты, провода

И кажется сказкою это,

А в сущности только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана,

И все это – только вода

 

-Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

 

Этот урок мы посвятим изучению удивительному веществу – воде. Сегодня нам необходимо ответить на вопрос: «Вода – это вещество живой или неживой природы» (запись темы урока)

 

 Сегодня урок пройдет совместно с учителем химии и биологии. 

 

Учитель химии:

-Что вы уже знаете о веществе вода с точки зрения химии? (учитель общается к плану урока)

 

Учитель биологии:

-А что вы можете сказать о воде с точки зрения биологии? (учитель общается к плану урока)

 

План урока:

1.Вода – как химическое вещество

2.Вода и живой организм

 

II.Изучение нового материала

 

 

 

 

Колдин А.Н., учитель химии,  Колдина Л.П., учитель биологии МОУ ООШ д.Абодим Петровского района Саратовской области

 

Учитель химии:

- Является ли вода компонентом неживой природы? Почему?

Давайте рассмотрим воду как химическое вещество

-Вода – это сложное или простое  вещество?

-Какими элементами образована  молекула воды?

Задание: Напишите формулу воды (учащиеся пишут в своих тетрадях)

-Какая химическая связь между элементами в молекуле воде?

Задание:  Составьте схему образования электронной формулы воды (один ученик работает у доски из 8 класса, все остальные работают в тетради)

-Правильно ли написана схема образования электронной формулы? Почему?

-Как выглядит молекула воды?

 

Сообщение ученика 9 класса (работая со слайдом):  Молекула воды представляет собой диполь (два полюса), так как атомы водорода  расположены под углом 104,5 0 , благодаря чему молекула имеет угловую формулу.

 

-Давайте выясним, реагирует ли вода с какими-либо  химическими веществами?

(один ученик из 9 класса пишет на доске химические уравнения взаимодействия воды с химическими веществами, а другие в рабочих тетрадях:

Na + H2O = ?

K + H2O = ?

Li + H2O = ?

CO2 + H2O = ?

Fe + H2O = ?

Для учащихся 8 класса демонстрируются опыты, в результате которых они должны определить  физическое это или химическое явление)

 

Демонстрация:  

 

1.Замерзание воды

-В каких агрегатных состояниях встречается вода в природе?

-Лед – это, какое агрегатное состояние воды?

-Переход воды из жидкого состояния в твердое – это, какое явление, физическое или химическое? (Учитель обращается к слайду с анимацией)

Физические явления                Химические явления

1.Замерзание воды

 

 

2. Ржавление гвоздя в воде

-Что произошло с гвоздем, который находился в воду?

-Какое это явление? (Учитель обращается к слайду)

 

Физические явления            Химические явления

1.Замерзание воды                            1.Ржавление гвоздя

 

 

3. Растворение сахара в воде

 -Что вы наблюдаете?

-Какое это явление? (Учитель обращается к слайду)

Колдин А.Н., учитель химии,  Колдина Л.П., учитель биологии МОУ ООШ д.Абодим Петровского района Саратовской области

 

 

Физические явления                Химические явления

1.Замерзание воды                            1.Ржавление гвоздя

2.Растворение сахара в воде

 

 

4.Взаимодействие воды с  Na, K, Li (Учебное электронное издание «ХИМИЯ (8 – 11 класс). Виртуальная лаборатория» предназначено для изучения химии в 8-11 классах средней школы)

-Что вы наблюдаете?

Добавим индикатор фенолфталеин

-Что вы наблюдаете?

-Какое это явление? (Учитель обращается к слайду)

 

Физические явления                Химические явления

1.Замерзание воды                            1.Ржавление гвоздя

2.Растворение сахара в воде           2.Взаимодействие с                    

                                                              натрием, литием и калием

 

 

 

5.Взаимодействие воды с кислотными оксидами  

-Я открываю бутылку с минеральной водой, что вы наблюдаете?

-Какой газ выделяется?

Да действительно это реакция необратимая, так как угольная кислота быстро разлагается и быстрое образуется путем связывания воды с углекислым газом

-Какое это явление? (Учитель обращается к слайду)

 

Физические явления                Химические явления

1.Замерзание воды                            1.Ржавление гвоздя

2.Растворение сахара в воде           2.Взаимодействие с                    

                                                              натрием, литием и калием

                                                              3.Взаимодействие с 

                                                               углекислым газом

                                                                          

 

-Какие физические явления характерны для воды? (Учитель обращается к слайду)

-Какие  химические явления характерны для воды? (Учитель обращается к слайду)

 

-Что образуется в результате этих взаимодействий воды с химическими веществами? (обращается внимание на записи химических уравнений сделанных учениками 9 класса)

Французский писатель А.де Сент-Экзюпери так писал о воде: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни запаха, ни вкуса, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое..»

-Как вы думаете правильно ли Сент-Экзюпери описал физические свойства воды?

 

Давайте проделаем Практическую работу «Определение физических свойств воды» (Учитель обращается к слайду)

 

 

Колдин А.Н., учитель химии,  Колдина Л.П., учитель биологии МОУ ООШ д.Абодим Петровского района Саратовской области

 

-Прав ли быть Сент-Экзюпери?

 

Учитель биологии:

 

-С помощью, каких органов чувств вы определяли физические свойства воды?

-Сколько органов чувств у человека? Какие?

-С помощь какого органа чувств вы определи  цвет воды?

Глаз – это орган зрения. Примерно 70% всей информации мы получаем с помощью зрения

 -Покажите  части зрительного анализатора?  

 Орган зрения часть зрительного анализатора.

Глаз – это периферическая часть зрительного анализатора. 

-Как в процессе эволюции усложнился глаз? (демонстрация слайдов с изображением животных, а ученик 9 класс делает сообщение по теме «Эволюция органа глаза»)

 

Учащийся: У простейших одноклеточных животных, так например у эвглены зеленой простой глаз в виде линзообразного зерна с пигментом. У дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, светочувствительные клетки разбросаны в верхнем слое кожи. У насекомых и раков, представителей типа членистоногие, имеются фасеточные глаза  из глазков-трубочек. Рыбы, представители типа Хордовые имеют парные глаза с хрусталиком.

 

В процессе эволюции развивалась способность вращать глазами, удерживать объект, рассматривать близкие и удаленные предметы. В итоге сформировался совершенный зрительный орган

-В какой полости лежит глаз?

-Какую форму он имеет?

-Чем закрепляются глаза в глазницах?

-Попробуйте повращать глазами. Какие движения обеспечивают мышцы?

-Как устроен глаз человека?  

-Какие функции выполняет каждая часть глаза? (ученики 9 класса за компьютером отвечают на тестовые задания (приложение №1), а ученики 8 класса заполняют таблицу, работая с учебником:

 

1 группа Вспомогательные части глаза

Придатки и части глаза

Функции

Брови

 

Веки

 

Слезный аппарат

 

 

2 группа Оболочки глаза

Придатки и части глаза

Функции

Белочная

 

Сосудистая

 

Сетчатка

 

 

 

 

 

Колдин А.Н., учитель химии,  Колдина Л.П., учитель биологии МОУ ООШ д.Абодим Петровского района Саратовской области

 

 

 

 

3 группа Оптическая часть

Придатки и части глаза

Функции

Роговица

 

Радужка

 

Зрачок

 

Хрусталик

 

Стекловидное тело

 

 

4 группа  Светочувствительная

1.Что такое слепое пятно и как его можно определить?

Придатки и части глаза

Функции

Фоторецепторы – рецепторы, реагирующие на световые лучи

 

 

-Какие функции и что относиться к вспомогательным частям глаза?

-Перечислите оболочки глаза? Какие функции выполняют оболочки глаза?

-Чем представлена оптическая часть глаза?

- Какие разновидности фоторецепторов вам известно?

-Изучая строение глаза, стакнулись ли мы с вами с веществом вода? Где?

 

Слезная жидкость содержит 97, 8% воды, 1,4 органических веществ и 0,8% солей

-Входит ли вода в состав живых организмов?

 

III.Закрепление

-Вода это компонент живой или неживой природы?

 Выполнение теста по теме «Вода – вещество живой и неживой природы» (приложение №2)

 

V.Итоги урока

 

VI.Домашнее задание

-8 класс (по биологии – 73-74, по химии – написать электронную формулу углекислого газа)

-9 класс (по биологии – повторить строение  глаза, по химии – химические свойства воды)

 

Прикрепленный файл Размер
Приложение №1.ppt 144 Кбайт
Приложение №2.ppt 40.5 Кбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов

На: Вода – вещество живой или неживой природы?


Интегрированный и разновозрастный урок по биологии и химии позволяет снять ряд негативных последствий малой наполняемости классов. А также способствует активному использованию в учебном процессе новых методов обучения.
С уважением РРР


Поиск

Loading
"Информационные технологии в образовательном процессе"

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн