-Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Этот урок мы посвятим изучению удивительному веществу – воде. Сегодня нам необходимо ответить на вопрос: «Вода – это вещество живой или неживой природы» (запись темы урока)
Сегодня урок пройдет совместно с учителем химии и биологии.
Учитель химии:
-Что вы уже знаете о веществе вода с точки зрения химии? (учитель общается к плану урока)
Учитель биологии:
-А что вы можете сказать о воде с точки зрения биологии? (учитель общается к плану урока)
План урока:
1.Вода – как химическое вещество
2.Вода и живой организм
II.Изучение нового материала
Колдин А.Н., учитель химии, Колдина Л.П., учитель биологии МОУ ООШ д.Абодим Петровского района Саратовской области
Учитель химии:
- Является ли вода компонентом неживой природы? Почему?
Давайте рассмотрим воду как химическое вещество
-Вода – это сложное или простое вещество?
-Какими элементами образована молекула воды?
Задание: Напишите формулу воды (учащиеся пишут в своих тетрадях)
-Какая химическая связь между элементами в молекуле воде?
Задание: Составьте схему образования электронной формулы воды (один ученик работает у доски из 8 класса, все остальные работают в тетради)
-Правильно ли написана схема образования электронной формулы? Почему?
-Как выглядит молекула воды?
Сообщение ученика 9 класса (работая со слайдом): Молекула воды представляет собой диполь (два полюса), так как атомы водорода расположены под углом 104,5 0 , благодаря чему молекула имеет угловую формулу.
-Давайте выясним, реагирует ли вода с какими-либо химическими веществами?
(один ученик из 9 класса пишет на доске химические уравнения взаимодействия воды с химическими веществами, а другие в рабочих тетрадях:
Na + H2O = ?
K + H2O = ?
Li + H2O = ?
CO2 + H2O = ?
Fe + H2O = ?
Для учащихся 8 класса демонстрируются опыты, в результате которых они должны определить физическое это или химическое явление)
Демонстрация:
1.Замерзание воды
-В каких агрегатных состояниях встречается вода в природе?
-Лед – это, какое агрегатное состояние воды?
-Переход воды из жидкого состояния в твердое – это, какое явление, физическое или химическое? (Учитель обращается к слайду с анимацией)
Физические явления Химические явления
1.Замерзание воды
2. Ржавление гвоздя в воде
-Что произошло с гвоздем, который находился в воду?
-Какое это явление? (Учитель обращается к слайду)
Физические явления Химические явления
1.Замерзание воды 1.Ржавление гвоздя
3. Растворение сахара в воде
-Что вы наблюдаете?
-Какое это явление? (Учитель обращается к слайду)
Колдин А.Н., учитель химии, Колдина Л.П., учитель биологии МОУ ООШ д.Абодим Петровского района Саратовской области
Физические явления Химические явления
1.Замерзание воды 1.Ржавление гвоздя
2.Растворение сахара в воде
4.Взаимодействие воды с Na, K, Li (Учебное электронное издание «ХИМИЯ (8 – 11 класс). Виртуальная лаборатория» предназначено для изучения химии в 8-11 классах средней школы)
-Что вы наблюдаете?
Добавим индикатор фенолфталеин
-Что вы наблюдаете?
-Какое это явление? (Учитель обращается к слайду)
Физические явления Химические явления
1.Замерзание воды 1.Ржавление гвоздя
2.Растворение сахара в воде 2.Взаимодействие с
натрием, литием и калием
5.Взаимодействие воды с кислотными оксидами
-Я открываю бутылку с минеральной водой, что вы наблюдаете?
-Какой газ выделяется?
Да действительно это реакция необратимая, так как угольная кислота быстро разлагается и быстрое образуется путем связывания воды с углекислым газом
-Какое это явление? (Учитель обращается к слайду)
Физические явления Химические явления
1.Замерзание воды 1.Ржавление гвоздя
2.Растворение сахара в воде 2.Взаимодействие с
натрием, литием и калием
3.Взаимодействие с
углекислым газом
-Какие физические явления характерны для воды? (Учитель обращается к слайду)
-Какие химические явления характерны для воды? (Учитель обращается к слайду)
-Что образуется в результате этих взаимодействий воды с химическими веществами? (обращается внимание на записи химических уравнений сделанных учениками 9 класса)
Французский писатель А.де Сент-Экзюпери так писал о воде: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни запаха, ни вкуса, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое..»
-Как вы думаете правильно ли Сент-Экзюпери описал физические свойства воды?
Давайте проделаем Практическую работу «Определение физических свойств воды» (Учитель обращается к слайду)
Колдин А.Н., учитель химии, Колдина Л.П., учитель биологии МОУ ООШ д.Абодим Петровского района Саратовской области
-Прав ли быть Сент-Экзюпери?
Учитель биологии:
-С помощью, каких органов чувств вы определяли физические свойства воды?
-Сколько органов чувств у человека? Какие?
-С помощь какого органа чувств вы определи цвет воды?
Глаз – это орган зрения. Примерно 70% всей информации мы получаем с помощью зрения
-Покажите части зрительного анализатора?
Орган зрения часть зрительного анализатора.
Глаз – это периферическая часть зрительного анализатора.
-Как в процессе эволюции усложнился глаз? (демонстрация слайдов с изображением животных, а ученик 9 класс делает сообщение по теме «Эволюция органа глаза»)
Учащийся: У простейших одноклеточных животных, так например у эвглены зеленой простой глаз в виде линзообразного зерна с пигментом. У дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, светочувствительные клетки разбросаны в верхнем слое кожи. У насекомых и раков, представителей типа членистоногие, имеются фасеточные глаза из глазков-трубочек. Рыбы, представители типа Хордовые имеют парные глаза с хрусталиком.
В процессе эволюции развивалась способность вращать глазами, удерживать объект, рассматривать близкие и удаленные предметы. В итоге сформировался совершенный зрительный орган
-В какой полости лежит глаз?
-Какую форму он имеет?
-Чем закрепляются глаза в глазницах?
-Попробуйте повращать глазами. Какие движения обеспечивают мышцы?
-Как устроен глаз человека?
-Какие функции выполняет каждая часть глаза? (ученики 9 класса за компьютером отвечают на тестовые задания (приложение №1), а ученики 8 класса заполняют таблицу, работая с учебником:
1 группа Вспомогательные части глаза
Придатки и части глаза
Функции
Брови
Веки
Слезный аппарат
2 группа Оболочки глаза
Придатки и части глаза
Функции
Белочная
Сосудистая
Сетчатка
Колдин А.Н., учитель химии, Колдина Л.П., учитель биологии МОУ ООШ д.Абодим Петровского района Саратовской области
3 группа Оптическая часть
Придатки и части глаза
Функции
Роговица
Радужка
Зрачок
Хрусталик
Стекловидное тело
4 группа Светочувствительная
1.Что такое слепое пятно и как его можно определить?
Придатки и части глаза
Функции
Фоторецепторы – рецепторы, реагирующие на световые лучи
-Какие функции и что относиться к вспомогательным частям глаза?
-Перечислите оболочки глаза? Какие функции выполняют оболочки глаза?
Интегрированный и разновозрастный урок по биологии и химии позволяет снять ряд негативных последствий малой наполняемости классов. А также способствует активному использованию в учебном процессе новых методов обучения.
На: Вода – вещество живой или неживой природы?