Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проект Влияние алкоголя и никотина на состояние здоровья человека

Фото пользователя Лидия Горева
Submitted by Лидия Горева on пн, 11/11/2013 - 17:48

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №30 г. Тамбова

 

 

Информационно-поисковый, исследовательский проект

«Влияние алкоголя и никотина на состояние здоровья человека»

 

 

                                                                                                                              Автор

                                                                                                                Чернышёва Софья

                                                                                                    Учащиеся 9А класса

                                                                                                                    МБОУ СОШ№30

 

                                                                                                                    Руководитель:

                                                                                                                    Учитель биологии

                                                                                                                    Горева Л.М.

     

Тамбов

Содержание

  1. Введение
  2. Изучение теоретических основ влияния алкоголя и никотина на здоровье человека
  3. Проведение и анализ социологического опроса учащихся школы
  4. Выполнение практических работ
  5. Выводы
  6. Практические рекомендации
  7. Список литературы

 

 

Введение

Желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной  жизнью-важная социальная потребность людей.

«Человек может жить до 100 лет, говорил академик И.П. Павлов. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим  безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».

Проблема «болезней поведения», или вредных привычек, была, есть и остаётся актуальной для молодого поколения. Одними из самых распространённых привычек сейчас является курение и употребление алкогольных напитков.

Отсюда вытекает  цель работы: Выяснить, влияние на здоровье человека никотина и алкоголя.

Задачи:

1.Изучить  физиологические основы влияния курения и алкоголизма на здоровье человека.

2.Выяснить влияние никотина и этилового спирта на активность амилазы слюны.

В результате нашего исследования был проведён социологический опрос

 среди учащихся школы с 5-10 классы  по проблеме вредных привычек. В анкетировании приняли участие 280 учащихся. Проведены опыты по исследованию слюны курящего ученика, влияние спирта  на активность амилазы слюны.

 Методы работы: изучение теоретического материала, опыты, анализ, сравнение.

 Изучение теоретических основ  влияния алкоголя и никотина на здоровье человека.

Не все сегодня осознают опасность такой вредной привычки, как курение. Особенно тревожно, что к курению табака приобщаются подростки. Среди них есть и девочки. А между тем подростковый период в жизни человека имеет особое значение. В возрасте 14-15 лет происходит бурное физическое развитие. Наступает период превращения юноши в мужчину, девочки в девушку.  Наукой установлено, что начинающие курить подростки слабее своих сверстников в физическом и умственном отношении, хуже успевают в школе, отстают в спорте, чаще болеют.

Что же происходит в организме, когда человек бездумно затягивается сигаретой? Через 2-3 минуты после вдыхания табачного дыма составная часть его, никотин, уже проникает внутрь клеток головного мозга. Спустя некоторое время наступает снижение его активности. Вот почему у курящих школьников ослабевает внимание, ухудшается восприятие учебного материала. Коварство табачного дыма усугубляется еще тем, что окись углерода, попав в организм, соединяется с гемоглобином эритроцитов. Образуется стойкое соединение-карбоксигемоглобин. Вследствие этого уменьшается доля гемоглобина, способного  соединяться с кислородом. Создаются условия постоянной кислородной недостаточности организма в целом и сердечной мышцы в первую очередь. В эксперименте на животных было установлено, что угарный газ способствует развитию атеросклероза артерий сердца и аорты. Угарный газ, вдыхаемый курильщиком, угнетает сердечную мышцу, что может быть причиной внезапной остановки сердца.

Несколько цифр для подтверждения опасности ситуации. Загрязнённость табачного дыма значительно выше-4,25 раза-загрязнённости выхлопных газов автомобилей; в 248 раз выше отработанного газа кухонной горелки,

более чем в 1000 раз(!)-выдыхаемого человеком воздуха. При выкуривании пачки сигарет в день курильщики фактически дышат воздухом, загрязнённость которого в 600-1200 раз превышает гигиенические нормы. И ещё одно сравнение. При выкуривании даже одной сигареты получаемая токсическая нагрузка соответствует пребыванию человека на оживленной магистрали в течение полутора суток.

Отравляющее действие компонентов табачного дыма на курящих школьников много больше, чем на взрослых. Порой приобщение к курению они скрывают. Тайное курение сопровождается торопливостью, затягивание дыма происходит энергично, из-за экономии сигарета выкуривается до конца. Всё это приводит к попаданию в верхние дыхательные пути наибольшего количества токсических веществ. Кроме того, курение лишает школьника такого важного для него отдыха между уроками, поскольку  подростки курят в основном в школе, на переменах.

Табачный дым с его многочисленными компонентами ведёт к развитию воспалительных явлений в носоглотке, гортани, голосовых связках, трахее, бронхах. Воспалительный процесс в зеве предполагает к ангинам. Вот почему у курильщика часто отмечаются вспышки этого заболевания. Страдают и легкие, так как понижается устойчивость лёгочной ткани к инфекциям. У курильщика намного чаще определяют хроническую пневмонию, эмфизему лёгких, пневмосклероз.

Результаты научных исследований показывают, что курильщики сокращают свою жизнь в среднем на 6-12 лет. Эта вреднейшая привычка-одна из основных причин инвалидности.

Мифы о курении.

  • Миф 1. Я могу сам отказаться от табака в любой момент

 К сожалению, это не так. Самостоятельно бросить курить в состоянии не более 5 человек из 100. При помощи врача это могут сделать человек 25–30. Международный критерий, показывающий, удалось ли вам полностью избавиться от этой заразы, - некурение в течение года. По данным статистики, из тех, кто месяц не брал в руки сигарету, 70% вновь начинают курить, из не куривших 3 месяца — 50%, полгода — 30%, год — 1–5%.

  • Миф 2. Бросать курить бесполезно — здоровье всё равно уже не восстановишь

 Как только курильщик бросает курить, включается процесс дезинтоксикации: организм начинает активно самоочищаться. Уже через три месяца, а максимум — три года, организм курильщика может полностью избавиться от всего того, что в нём накопилось. А значит риск развития заболеваний, связанных с табачной интоксикацией, будет приравниваться к тому, как если бы он не курил никогда. Надо только иметь в виду, что даже 1–2 сигареты в день не дают процессу очищения включиться. Если хотите оздоровиться, надо отказаться от табака полностью.

  • Миф 3. Антиникотиновые пластыри и аэрозоли не могут быть полезны, потому что они содержат тот же никотин, от которого я пытаюсь отказаться. 

Все дело в том, что все никотинзаместительные препараты содержат очищенный никотин, в дозах в несколько раз меньших, чем курильщики потребляют при курении. В них нет массы вредных канцерогенных и мутагенных веществ, содержащихся в табачном дыме и оказывающих разрушительное влияние на организм. Кстати, никотин сам по себе  не так вреден ; но кроме него в табачном дыме есть сотни соединений, которые в десятки раз более токсичны. Однако именно никотин вызывает зависимость. Препараты с никотином помогают организму преодолеть синдром отмены, который обычно длится не более месяца. Если человек проходит психотерапию, то ему достаточно принимать препараты 2–3 недели. Некоторым курильщикам они вообще не нужны — достаточно психотерапевтических методов, которые на сегодняшний день признаны основными в лечении табакозависимости.

Что каждый должен знать об алкоголе.

Спирт содержащийся в алкогольных напитках, обладает рефлекторным (вкусовым), токсичным, наркотическим и мутагенными свойствами.

Рефлекторное свойствопоявляется в отторжении алкоголя организмом: Это жжение слизистых оболочек рта и желудка. Оно обусловлено способностью спирта  активно связывать воду, что вызывает последующее резкое повышение слюноотделения и рвоту. Таким способом организм защищается и предупреждает человека об опасности отравления.

Токсическое свойствоалкоголя проявляется в разрушении организма, так как он  непосредственно растворяет липидные оболочки клеток, особенно нервных, и впоследствии отравляет  весь организм продуктами своего распада, которые остаются в человеке надолго, отравляя его.

Наркотическое свойство этанола обусловлено подобием биохимического воздействия на нервные окончания воздействию собственных эндоморфинов человека. При постоянном, даже незначительном, поступлении этанола в организм создаются условия избыточности биопсихорегулирующего вещества, при которых наблюдается постепенное снижение способности вырабатывать эндоморфины.

Мутагенное свойство  этанола связано с тремя предыдущими. Так, даже при редких возлияниях этанол способен нарушать генетический код, Что объясняется его уникальной способностью проникать через любые клеточные мембраны и влиять на состояние и полноценность ДНК, разрушая в первую очередь наиболее уязвимые, зволюционно более совершенные  фрагменты.

Эти четыре свойства этанола и объясняют его коварство.

 

Тревожные факты: алкоголь

  • Люди спиваются постепенно, незаметно для себя и, нередко для окружающих. Никто от формирования алкогольной зависимости не застрахован! Никто из алкоголиков не мечтал им стать. Традиционным для алкоголиков является утверждение: "Брошу пить, когда захочу" - однако пить не прекращают, несмотря на обилие алкогольных бед.
  • Алкоголь в любых дозах через формирование структурных изменений мозга подавляет интеллект, инициативность, творческие способности, снижает социальную активность, подавляет чувство гордости, чести, ответственности, заметно снижает половые способности как мужчин, так и женщин, формирует стандартность мышления, подавляет человека физически и нравственно, отягощает наследственность и т. д.
  • По оценкам американских ученых, употребление алкоголя в дозе 200,0 г. "сухого" вина подавляет интеллект пьющего на 18- 20 дней. Если люди выпивают два раза в месяц, то это означает, что их интеллект, постоянно снижен, особенно это опасно для лиц умственного труда (научных работников, руководителей и др.). Алкогольное опьянение - результат гипоксии и гибели клеток коры головного мозга.
  • Установлено, что алкогольный яд вызывает структурные изменения в организме. При длительном употреблении алкоголя перерождаются ткани, и наблюдается их атрофия, что особенно заметно проявляется в мозге. Сначала происходит атрофия больших полушарий и мозжечка, растяжение и запустение их коры в связи с гибелью корковых нейронов. Изменение структуры головного мозга возникает уже при "умеренном" потреблении алкоголя. Шведские ученые установили, что уже после четырех лет потребления алкоголя имеет место сморщенный мозг из-за гибели миллиардов корковых клеток.
  • У 85% "пьющих умеренно" и у 95% алкоголиков отмечается уменьшение коры головного мозга. Параллельно отмечается снижение умственных способностей ("Наука и жизнь". – 1985. - № 10).
  • Алкоголизм в подростково- юношеском возрасте формируется в сжатые сроки, обычно тем быстрее, чем раньше начато употребление алкоголя. Нередко он формируется в течение 2-4 лет.

 Проведение и анализ социологического опроса учащихся.

 Среди учащихся школы было проведено анкетирование.  В анкетировании приняли участие учащиеся с 5-10 классов.  Всего 280 учащихся. Результаты обработки анкет показали, что курящих учащихся оказалось  12,5%.  Среди родителей курящих 73%, причём во многих семьях курят оба родителя. Исследованы мотивы, по которым чаще всего начинают курить подростки. По мнению учащихся:

Считают себя взрослыми

Курят за компанию

Модно

 Курение вредит здоровью

Курение не опасно

 Спорт и курение

несовместимы

 

41%

35%

21%

92%

6,7%

          87%

 

На  вопрос  анкеты:

Какие меры вы могли бы предложить для предупреждения курения? Учащиеся дали ответы:

-Запретить продажу сигарет-53%

-Запретить рекламу сигарет -23%

-ввести штрафы за курение в общественных местах-23%

Вывод: 1. Основная масса обучающихся понимает, что курение вредит здоровью.

2. На  уроках биологии  убеждать учащихся научными фактами,  что мода и курение не совместимы. 

3. Разработать программу элективного курса «Выбираю жизнь».  

Выполнение практических работ.

Практическая работа №1 :
Выявление влияния алкоголя на активность ферментов слюны

  •  Цель: выявить влияние алкоголя на активность амилазы.

 Ход работы:

Приготовили раствор слюны, пронумеровали пробирки. В пробирки поместили раствор слюны.

  1. В две пробирки налили одинаковое количество крахмального клейстера.
  2. В эти две пробирки капали одинаковое количество раствора йода.
  3. Содержимое одной из двух пробирок (№2) нагревали до t37-39 С.

Окраска раствора изменяется быстрее в   пробирке (№ 2), которую  нагревали. Раствор стал слабоокрашенным.

4)  В третью пробирку поместили раствор слюны и прилили к нему раствор этилового спирта. Затем взбалтывали, нагревали, добавляли  крахмальный клейстер и раствор йода. Раствор сразу же окрашивается.

Вывод: реакция йода на крахмальный клейстер является качественной реакцией на углеводы.  Во второй пробирке (при нагревании) раствор был окрашен  слабо, что доказывает, что ферменты слюны расщепляют углеводы при температуре тела человека.

Раствор в третьей пробирке был интенсивно окрашен, что доказывает, что этиловый спирт понижает активность амилазы слюны.

Практическая работа №2

Влияние никотина на активность ферментов слюны

Цель работы: выявить влияние никотина на активность амилазы.
Ход работы:

Намотали на деревянную палочку вату, смочили ее слюной и написали на бинте первую букву имени. Затем держали бинт между ладонями для того, чтобы его согреть. Опустили в блюдце с раствором йода, расправили его стеклянной палочкой. Бинт окрасился, а буква нет.

     Повторим тот же опыт со слюной курильщика. Произошло окрашивание буквы.

Вывод:произошло окрашивание буквы; это говорит о том,  что никотин понижает активность амилазы слюны.

Результаты опытов:

Опытным путём установили, что никотин и алкоголь существенно снижают активность амилазы слюны.

Выводы по работе:

  1. Исходя из данных анкет, считаем, что процент курящих в школе  небольшой.
  2. Результаты опытов убеждают в том, что курение и употребление алкоголя вредно для пищеварительной системы.

Практические рекомендации

1.В целях пропаганды здорового образа жизни ознакомить всех учащихся с результатами опытов.

2.Разработать  программу элективного курса  «Выбираю жизнь» для старших классов.

Литература

  •   «Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания» под редакцией Л.Ю. Ганич.-М: Школа-Пресс, 1998.
  • http://www.russlav.ru/stat/alko_statistika.html- факты об алкоголизме.
  • http://www.medkrug.ru/article/show/401-мифы о курении.
  • http://www.hodargym-shumr.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=4579&hry=./4424/10248/16949/16951/16954/16955-то, что должен знать каждый (курение).
  • http://www.vredno-vsyo.ru/no-smoking/112-vliyanie-alkogolya-na-organizm.html(алкоголь).

 

Информационно-поисковый, исследовательский проект

«Влияние алкоголя и никотина на состояние здоровья человека»

Чернышёва С.,ученица 9 класса  МБОУ СОШ№30 г.Тамбова

Руководитель: Горева Л.М.,учитель биологии

Цель:Выяснить, влияние на здоровье человека никотина и алкоголя.

Задачи:

 1.Изучить  физиологические основы влияния курения и алкоголизма на здоровье человека.

2.Выяснить влияние никотина и этилового спирта на активность амилазы слюны.

Желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной  жизнью-важная социальная потребность людей.

«Человек может жить до 100 лет, говорил академик И.П. Павлов. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим  безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».

Проблема «болезней поведения», или вредных привычек, была, есть и остаётся актуальной для молодого поколения. Одними из самых распространённых привычек сейчас является курение и употребление алкогольных напитков.

Спирт содержащийся в алкогольных напитках, обладает рефлекторным (вкусовым), токсичным, наркотическим и мутагенными свойствами.

Рефлекторное свойствопоявляется в отторжении алкоголя организмом: Это жжение слизистых оболочек рта и желудка. Оно обусловлено способностью спирта  активно связывать воду, что вызывает последующее резкое повышение слюноотделения и рвоту. Таким способом организм защищается и предупреждает человека об опасности отравления.

Токсическое свойствоалкоголя проявляется в разрушении организма, так как он  непосредственно растворяет липидные оболочки клеток, особенно нервных, и впоследствии отравляет  весь организм продуктами своего распада, которые остаются в человеке надолго, отравляя его.

Наркотическое свойство этанола обусловлено подобием биохимического воздействия на нервные окончания воздействию собственных эндоморфинов человека. При постоянном, даже незначительном, поступлении этанола в организм создаются условия избыточности биопсихорегулирующего вещества, при которых наблюдается постепенное снижение способности вырабатывать эндоморфины.

Мутагенное свойство   этанола связано с тремя предыдущими. Так, даже при редких возлияниях этанол способен нарушать генетический код, Что объясняется его уникальной способностью проникать через любые клеточные мембраны и влиять на состояние и полноценность ДНК, разрушая в первую очередь наиболее уязвимые, зволюционно более совершенные  фрагменты.

Эти четыре свойства этанола и объясняют его коварство.

 Среди учащихся школы было проведено анкетирование.  В анкетировании приняли участие учащиеся с 5-10 классов.  Всего 280 учащихся. Результаты обработки анкет показали, что курящих учащихся оказалось  12,5%.  Среди родителей курящих 73%, причём во многих семьях курят оба родителя. Исследованы мотивы, по которым чаще всего начинают курить подростки.Выводы по работе:

  1. Исходя из данных анкет, считаем, что процент курящих в школе  небольшой.
  2. Результаты опытов убеждают в том, что курение и употребление алкоголя вредно для пищеварительной системы.

Практические рекомендации

1.В целях пропаганды здорового образа жизни ознакомить всех учащихся с результатами опытов.

2.Разработать  программу элективного курса  «Выбираю жизнь» для старших классов.


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн