Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проект Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьника.

Фото пользователя Лидия Горева
Размещено: Лидия Горева - пн, 11/11/2013 - 17:52

 

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №30

 

 

Информационно-поисковый исследовательский проект
«Изучение влияния образа жизни на состояние
здоровья школьника»

 

 

 

 Авторы: 

Абрамова Ангелина

Кордупель Алина

9 В класс

МБОУ СОШ №30

Руководитель:

 учитель биологии

Горева Л.М

                                             Тамбов 2013 

 

 

 

Содержание

1.Введение   

2.Изучение теоретических основ

3.Выполнение практических работ ( учащиеся 9х классов)

4. Гигиеническая оценка школьного меню

5.Выводы

6.Практические рекомендации

7.Список литературы

 

  1. Введение

 

Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни понимают только отсутствие вредных привычек.) Это одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни, а значит, причина низкого уровня их здоровья. Поэтому для оздоровления общества важно сформировать у учащихся валеологическую грамотность, ценностное отношение к своему и чужому здоровью.

 

 

Цель: Установить взаимосвязь между образом жизни школьников и состоянием их здоровья, выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье учащихся!

 

Задачи:

  • установить влияние образа жизни на состояние организма.
  • оценить состояние здоровья учащихся.
  • Выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.

В результате нашего исследования  учащиеся провели самооценку состояния здоровья,  определили  влияние образа жизни на состояние здоровья школьников. Исследовали школьное меню. В анкетировании принимали учащиеся 9х классов (60).

Методы работы: изучение теоретических основ, выполнение практических работ, анализ, сравнение.

 

  1. Изучение теоретических основ

Здоровье-совокупность физических и духовных качеств человека, которые  являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. Справедлива поговорка: «Деньги потерял- ничего не потерял, время потерял- многое потерял, здоровье потерял- все потерял.» Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его?

На сегодняшний день в России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40 % хронические заболевания. Особенно тревожит заболевание детей и подростков туберкулезом. Несомненно, что это отразиться и на здоровье последующих поколений.

У многих школьников наблюдается  дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей  работоспособностью подрастающего поколения.

Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, наркотики, табак.

Около 7,5 млн.детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы, хотя основная масса детей обучается в обычных классах.

Среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21 % составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов; низкий уровень освещенности в помещениях школ; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучие психологического климата школьных коллективов; неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки  

Неоправданно завышенный объём учебных программ, большие размеры учебников, их качество и полиграфическое оформление резко увеличивает  число больных учеников. Усугубляет положение  отсутствие у большинства руководителей школ и учителей специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей, по организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.

Помогает сохранить здоровье чёткий режим дня. Приём пищи, сон, гигиенические процедуры и другое должны происходить в одно и то же привычное время. Благодаря чёткому режиму  человек не испытывает перегрузки,  затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается.

Укрепляет здоровье высокая двигательная активность. Современный человек мало двигается. Постоянно сокращается доля немеханизированного труда в промышленности  и сельском хозяйстве, развиваются средства транспорта, телевидение в значительной степени обеспечивает  потребность человека  в зрелищах.

В последние десятилетия в научной литературе и в периодической печати довольно распространённым стало слово «гиподинамия»-недостаточная физическая(силовая) нагрузка. Это состояние превратилось в характерную особенность образа жизни многих людей. В наше время люди преждевременно умирают в основном от болезней сердечно-сосудистой системы. Причём распространённость сердечно-сосудистых заболеваний особенно велика среди тех, кто занят работой не требующей  физических усилий, кто мало двигается. Ослабляют здоровье неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил  личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя. 

При деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих его организму повышенные требования, у него может развиваться стресс.

Так называют состояние напряжения у человека в условиях, требующих перестойки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникших перед ним задач.  Стресс может оказывать как положительное , так и отрицательное действие. В частности, он увеличивает вероятность заболеваний сердечно- сосудистой и других систем. Поэтому каждому человеку необходимо  научиться правильно вести себя в условиях стресса. Для этого следует овладеть навыками самоконтроля, в любых условиях  стремиться к соблюдению привычного режима дня, выработать умение своевременно  переключаться  с одного вида деятельности на другой.

 

Практическая работа №1
«Оценка состояния здоровья школьников»

Цель: научиться оценивать функциональное состояние организма, используя объективные и субъективные показатели здоровья; на основании анализа результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психо- социальных условий жизни и режима дня.

Ход работы:

  • Проводим самооценку состояния здоровья в течении  2-х недель.
  • Оцениваем психосоциальные условия жизни и свой режим дня за текущий день. Результаты самонаблюдения вносим в таблицу.
  • Проанализируем  полученные в процессе наблюдения данные.

Результаты исследования:

  • Высокий уровень здоровья – 20 %
  • Средний уровень здоровья – 55 %
  • Низкий уровень здоровья – 25 %

Мы уже знаем, что стрессы, отрицательные эмоции, неуверенность в себе и неблагоприятные социальные условия жизни- важные факторы риска для здоровья человека. Наша задача состояла в том, чтобы научить школьников не только проводить анализ своего психического состояния, но в последующем и управлять своими  эмоциями.

50 % учащихся 9х классов  не придерживаются суточному режиму дня. Суточный режим дня является важным фактором, обеспечивающим нормальное физическое  и умственное развитие детей и подростков, создаёт предпосылки для оптимальной работоспособности , предупреждает развитие переутомления, повышает общую сопротивляемость организма. Поэтому один из принципов гигиенического режима - строгое его выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания.

 

 

Практическая работа №2

«Определение влияния образа жизни на состояние здоровья»

Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.

Ход работы:

  • Проанализировали свой образ жизни. Для этого из предложенных вариантов ответа выбирали  наиболее характерный для учащихся и соответствующий балл вносили в таблицу. «Самооценка факторов образа жизни, влияющих на здоровье»

Факторы образа жизни, влияющие на здоровье: особенности питания, физическая активность, закаливание, режим дня, правила труда и отдыха, жизненная позиция, особенности эмоционального состояния, вредные привычки.

Вывод:

  • Образ жизни, способствующий укреплению здоровья -20 % учащихся.
  • Образ жизни, направленный на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствующий его укреплению – 44 % учащихся.
  • Образ жизни, направленный на разрушение здоровья – 36 % учащихся.

 

Гигиеническая оценка школьного меню

Для растущего организма чрезвычайно важно рациональное питание. Согласно концепции сбалансированного питания, разработанной академиком АМНСССР А.А. Покровским, для нормальной жизнедеятельности организма необходимо питание, обеспечивающее энергозатраты, достаточное по количественному составу и учитывающее сложные взаимоотношения между питательными веществами, витаминами, минеральными веществами. Это имеет особое значение для детей и подростков, пищевой рацион которых должен быть сбалансирован, в зависимости от возраста, пола, характера деятельности, величины физической нагрузки и пола.

Рекомендуемые величины потребления энергии (ккал/день)

Возраст, лет

Калорийность

6-10

2300

11-13 (мальчики)

2700

11-13 (девочки

2450

14-17 (юноши)

2900

14-17 (девушки)

2600

Одним из важных принципов рационального питания является его правильно организованный режим. В это понятие входит:

а) строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними;

б) правильное количественное и качественное распределение пищи на отдельные приемы и сочетаемость пищевых компонентов.

Меню должно быть составлено таким образом, чтобы мясные, рыбные и другие богатые белками продукты дети получали в первую половину дня, так как они повышают обмен веществ и оказывают возбуждающее действие на нервную систему.

Важно грамотно сочетать блюда и продукты. Так, к мясным блюдам подавать овощные гарниры; если суп заправлен крупой, то на второе должны быть овощи, и наоборот; рекомендуются сложные, комбинированные гарниры из  овощей (например, картофель, тушеная капуста, зеленый горошек).

Употребление различных круп в сочетании с продуктами, содержащими белки животного происхождения, создает сбалансированный аминокислотный состав рациона; следует широко включать в рацион салаты из свежих овощей, заправленных растительным маслом, разнообразные свежие фрукты.

Во время пребывания в школе суточные затраты школьников младших классов составляют 500-600 ккал, что составляет ¼ суточной потребности в энергии и основных пищевых веществах. Эти энергозатраты необходимо восполнить горячими школьными завтраками и обедами.

Школьное меню.

 24.01

1. Суп рассольник – 250 г. – 120к/кал

2. Картофель – 75 г. – 63 к/кал

Капуста 75 г. – 100 к/кал

Сосиска 50 г. – 190 к/кал

3. Компот – 200 г. – 150 к/кал

Булочка - 50 г. – 115 к/кал

Всего : 541 ккал

25.01

1. Щи – 250 г. – 120 к/кал

2. Гречка – 150 г. – 90 к /кал

Котлета – 50 г. – 110 к/кал

3. Чай – 200 г. – 50 к/кал

Булочка – 50 г. – 115 к/кал

Всего : 385 ккал

 

29.01

1. Суп овощной – 250 г. – 120 к/кал

2. Рагу – 225 г. – 250 к/кал

3. Чай – 200 г. – 50 к/кал

Булочка – 50 г. – 115 к/кал

Всего : 535 ккал

30.01

1. Суп – 250 г. – 120 к/кал

2. Плов – 225 г. – 250 к/кал

3. Сок – 200 г. – 50 к/кал

Ватрушка – 50 г. – 120 к/кал

Всего: 515 ккал

Исследование школьного  меню:

Оказалось, что энергетическая ценность обеда составляет от 500 до 600 ккал, что соответствует норме энергозатрат  младших школьников во время пребывания в школе.

У школьников среднего и старшего возраста энергетическая ценность обеда 600 ккал, что соответствует норме. К сожалению, в меню мало включается салатов и свежих овощей. Старшеклассники предпочитают питаться через буфет, это пирожки, кулебяки, пиццы и т.д. Часто без горячего напитка. Такой режим питания приводит к заболеваниям пищеварительной системы.

 

Выводы:   

Так как у 50 % учащихся средний уровень здоровья, а 50 % ведут образ жизни, направленный на разрушение здоровья, считаем необходимым усилить пропаганду здорового образа жизни.

 

Практические рекомендации

1.Ознакомить всех родителей и учащихся с результатами практических работ.

2. Обратиться к администрации школы с просьбой об организации в школе курса «Хореокоррекция» как природосообразную методологическую и технологическую систему  воспитания здоровых детей.

Литература

  • Жданова, Ю. В. Формирование здорового образа жизни

[Текст]: практические работы / Ю. В. Жданова // Биология в школе. – 2004. - №2. – С. 38-43

  • Зверев, И. Д. Книга для чтения по анотомии, физиологии и гигиене человека [Текст]: /И. Д. Зверев. – М.: Просвещение, 1983.
  • Леонтьева, Н. Н. Анатомия и физиология детского организма [Текст]: /Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова. – М.: Просвещение, 1986

 

 

 

 

 

 

 


Поиск

Loading

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн