I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Русская словесность. От слова к словесности» составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9кл., 10-11кл./сост.Е.И.Харитонова.-3-е изд.,стереотип. – М.:Дрофа,2010.»
Предлагаемая программа представляет основу русской словесности, т.е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
Кроме известных учащимся понятий, в программу по словесности включен ряд новых понятий, например понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и др. При этом следует заметить, что теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учениками в их собственных высказываниях.
Подзаголовок «От слова к словесности» свидетельствует о том пути, которым учащиеся идут в освоении учебного предмета: сначала рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Поэтому в каждом классе сначала изучаются свойства языка как материал словесности, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности.
Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений. Практически направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения – сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двояка. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями.
Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 9 классе должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.
В 9 классе рассматривают произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения, осваивают понятие художественный образ, созданный средствами языка, учатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.
Работа осуществляется по учебнику «Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Р.И.Альбеткова. – 6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2008.»
Количество часов-35 ( 1 раз в неделю).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.
- На уроках словесности ученик изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов- все, что выработано народом – творцом словесности – на протяжении веков его развития.
- На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
- На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.
Формы организации учебного процесса: лекция, исследование, урок-концерт.
Формы и средства контроля: создание собственных произведений, редактирование и совершенствование текста, сочинение – рассуждение, анализ текста.
II.
Содержание программы учебного курса
Средства художественной изобразительности.
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.
Предмет изображения, тема и идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Историческая жизнь поэтического слова.
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображение и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе ХVIIIв. Повести Петровского времени. Теория трех штилей М.В. Ломоносова и её применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г.Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В.А. Жуковского. Романтический стиль А.С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчество писателя.
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренние формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция.
Художественное время и художественное пространство(хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Произведение словесности в истории культуры.
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведение словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека.
III.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п
|
Наименование раздела и тем
|
Часы учебного времени
|
Плановые сроки прохождения
|
Примечание
|
Подготовка к ГИА
|
Средства художественной изобразительности
|
1
|
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка
|
1
|
|
|
А5
|
2
|
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
|
1
|
|
|
А7
|
3
|
Сравнение и параллелизм
|
1
|
|
|
А6, А7
|
4
|
Олицетворение
|
1
|
|
|
А7, С2.2.
|
5
|
Аллегория и символ
|
1
|
|
|
А6, А7
|
6
|
Гипербола
|
1
|
|
|
А6, А7
|
7
|
Парадокс и алогизм
|
1
|
|
|
А7, С2.2.
|
8
|
Гротеск и его значение в произведении
|
1
|
|
|
А7, С2.2.
|
9
|
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка
|
1
|
|
|
А7, С2.2.
|
10
|
«Макароническая» речь
|
1
|
|
|
|
11
|
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология.
|
1
|
|
|
А7
|
12
|
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации
|
1
|
|
|
А7
|
13
|
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета
|
1
|
|
|
|
Жизненный факт и поэтическое слово.
|
14
|
Прямое и поэтическое значение словесного выражения
|
1
|
|
|
А6
|
15
|
Предмет изображения, тема и идея произведения
|
1
|
|
|
А1-А4
|
16
|
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова
|
1
|
|
|
|
17
|
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении
|
1
|
|
|
А1
|
18
|
Художественная правда. Правдоподобное и уловное изображение.
|
1
|
|
|
|
Историческая жизнь поэтического слова.
|
19
|
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
|
1
|
|
|
|
20
|
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIIIв. Теория трех штилей М.В.Ломоносова и её применение в произведениях поэта.
|
1
|
|
|
|
21
|
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В.А.Жуковского. Романтический стиль А.С.Пушкина
|
1
|
|
|
|
22
|
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
|
1
|
|
|
А7
|
23
|
Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
|
1
|
|
|
А1-А3
|
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.
|
24
|
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
|
1
|
|
|
|
25
|
Художественный образ. Различные виды художественного образа.
|
1
|
|
|
|
26
|
Художественная действительность: объективное и субъективное начало в ней.
|
1
|
|
|
|
27
|
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении.
|
1
|
|
|
А6
|
28
|
Художественное время и художественное пространство как один из видов художественного образа.
|
1
|
|
|
А7
|
29
|
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.
|
1
|
|
|
|
Произведение словесности в истории культуры.
|
30
|
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
|
1
|
|
|
|
31
|
Развитие словесности. Традиции и новаторство. Использование традиций в произведениях словесности.
|
1
|
|
|
|
32
|
Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам.
|
1
|
|
|
С2.2.
|
33
|
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка
|
1
|
|
|
С2.2.
|
34
|
Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова.
|
1
|
|
|
С2.2.
|
35
|
Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства- помочь совершенствованию мира и человека.
|
1
|
|
|
С2.2.
|
IV.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.
- Создание собственных произведений.
- Редактирование и совершенствование текста.
- Сочинение – рассуждение.
- Анализ текста.
V.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
- Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Р.И.Альбеткова. – 6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2008.
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 9 класс». – М.,2000.
- Винокур Г.О. О языке художественной литературы / сост. Т.Г.Винокур; предисл. В.П. Григорьева.-М.,1991.
- Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. – СПб.,1998.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя.-М.,1997.
|