Официальный сайт radikalno 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" (9 класс)

Submitted by Лариса Александровна Поддубная on Fri, 15/11/2013 - 22:43

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  «Русская словесность. От слова к словесности» составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений:  Русский язык 5-9кл., 10-11кл./сост.Е.И.Харитонова.-3-е изд.,стереотип. – М.:Дрофа,2010.»

             Предлагаемая программа представляет основу  русской словесности, т.е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе;  сущность этой системы составляет единство языка,  выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка.  Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе  в соответствии с действующими программами  по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход  к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

Кроме известных  учащимся понятий, в программу по словесности включен ряд  новых понятий, например понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и др. При этом следует заметить, что теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учениками  в их собственных высказываниях.

Подзаголовок «От слова к словесности» свидетельствует о том пути, которым учащиеся идут  в освоении учебного предмета: сначала рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют  ему служить материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Поэтому в каждом классе сначала изучаются свойства языка как материал словесности, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через  его словесную ткань. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности.

Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений.  Практически направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно  постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.

В программе предлагается  и создание учащимися собственного произведения – сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двояка. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить  художественные качества произведений, созданных писателями.

Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 9 классе должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный  в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных  высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания.  Творческое овладение богатствами родного языка  и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.

В 9 классе рассматривают произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения, осваивают понятие художественный образ, созданный средствами языка, учатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.

Работа осуществляется по учебнику «Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Р.И.Альбеткова. – 6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2008.»

Количество часов-35 ( 1 раз в неделю).

                                       ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.

  1. На уроках словесности ученик изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие  словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов- все, что выработано народом – творцом словесности – на протяжении веков его развития.
  2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции,  идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
  3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.

Формы организации учебного процесса: лекция, исследование, урок-концерт.

Формы и средства контроля: создание собственных произведений, редактирование и совершенствование текста, сочинение – рассуждение, анализ текста.

 

II.

Содержание программы учебного курса

                  Средства художественной изобразительности.

   Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.

   Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.

   Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.

   Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.

   Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.

   Гипербола. Гипербола в разговорном языке,  в диалогах пьесы,  в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.

  Парадокс и алогизм, их роль в произведении.

  Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

  Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.

  «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.

   Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.

   Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.

   Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

  

                       Жизненный факт и поэтическое слово

  Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.

  Предмет изображения, тема и идея произведения.

  Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.

  Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.

  Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

 

                          Историческая жизнь поэтического слова.

  Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

  Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображение и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.

   Изображение действительности и поэтическое слово в литературе ХVIIIв. Повести Петровского времени. Теория трех штилей М.В. Ломоносова и её применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г.Р. Державина.

   Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В.А. Жуковского. Романтический стиль А.С. Пушкина.

   Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

   Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчество писателя.

        

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.

  Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

  Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренние формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.

  Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

   Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция.

   Художественное время и художественное пространство(хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.

   Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

Произведение словесности в истории культуры.

 

  Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

  Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

   Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведение словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека.

 

   

 


 

 

III.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Подготовка к ГИА

                                              Средства художественной изобразительности

1

Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка

1

 

 

А5

2

Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.

1

 

 

А7

3

Сравнение и параллелизм

1

 

 

А6, А7

4

Олицетворение

1

 

 

А7, С2.2.

5

Аллегория и символ

1

 

 

А6, А7

6

Гипербола

1

 

 

А6, А7

7

Парадокс и алогизм

1

 

 

А7, С2.2.

8

Гротеск и его значение в произведении

1

 

 

А7, С2.2.

9

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка

1

 

 

А7, С2.2.

10

«Макароническая» речь

1

 

 

 

11

Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология.

1

 

 

А7

12

Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации

1

 

 

А7

13

Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета

1

 

 

 

                                                      Жизненный факт  и поэтическое слово.

14

Прямое и поэтическое значение словесного выражения

1

 

 

А6

15

Предмет изображения, тема и идея произведения

1

 

 

А1-А4

16

Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова

1

 

 

 

17

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении

1

 

 

А1

18

Художественная правда. Правдоподобное и уловное изображение.

1

 

 

 

                                                    Историческая жизнь поэтического слова.

19

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

1

 

 

 

20

Изображение действительности   и поэтическое слово в литературе XVIIIв. Теория трех штилей М.В.Ломоносова и её применение в произведениях поэта.

1

 

 

 

21

Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма.  Поэтические открытия В.А.Жуковского. Романтический стиль А.С.Пушкина

1

 

 

 

22

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении:  эпическом, лирическом, лиро-эпическом.  Субъект речи. Полифония.

1

 

 

А7

23

Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной  формы произведений, своеобразие творчества писателя.

1

 

 

А1-А3

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.

24

Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

1

 

 

 

25

Художественный образ. Различные виды художественного образа.

1

 

 

 

26

Художественная действительность: объективное и субъективное начало в ней.

1

 

 

 

27

Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении.

1

 

 

А6

28

Художественное время и художественное пространство как один из видов художественного образа.

1

 

 

А7

29

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.

1

 

 

 

                                              Произведение словесности в истории культуры.

30

Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

1

 

 

 

31

Развитие словесности. Традиции и новаторство. Использование традиций в произведениях словесности.

1

 

 

 

32

Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам.

1

 

 

С2.2.

33

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка

1

 

 

С2.2.

34

Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова.

1

 

 

С2.2.

35

Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства- помочь совершенствованию мира и человека.

1

 

 

С2.2.

       

 

                                        

 

IV.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.

  1. Создание собственных произведений.
  2. Редактирование и совершенствование текста.
  3. Сочинение – рассуждение.
  4. Анализ текста.

 

V.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Р.И.Альбеткова. – 6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2008.
  2. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к  учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 9 класс». – М.,2000.
  3. Винокур Г.О. О языке художественной литературы / сост. Т.Г.Винокур; предисл.    В.П. Григорьева.-М.,1991.
  4. Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. – СПб.,1998.
  5. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя.-М.,1997.

 

  


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн