Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Разноуровневые контрольно-измерительные материалы по теме "Лексика" 5 класс

Submitted by наталья печникова on Sat, 16/11/2013 - 01:23

Разноуровневые  контрольно-измерительные  материалы  по  разделу «Лексика»

                                                                   ( 5  класс)

Цель: формирование  представления  о  лексическом  богатстве  русского  языка  как  источнике  выразительности речи.

Задачи, направленные  на  достижение  личностных  результатов:

-  Понимать роль слова  в  формировании  и  выражении  мыслей, чувств, эмоций.

-  Уметь  выражать свое  отношение  к  прочитанному,

аргументировать  свою точку зрения;

-  Осознавать  значимость   объема  словарного  запаса в  жизни человека  и   необходимость расширения своего  лексикона.

-  Формировать  ценностное  отношение   к слову  через  осознание  того, что слово  несет  в  себе  «образ мира»  и  отражает  наше  отношение  к миру.

Задачи, направленные  на  достижение  метапредметных  результатов:

-  Уметь  определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить  логическое                      рассуждение, делать  выводы.

-  Уверенно  работать  с  различными  словарями, в  том числе  и  в  интернете, находить нужную  информацию  о  слове, фразеологизме.

-  Совершенствовать  различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее).

-  Уметь осознанно  использовать  лексические средства  языка для  выражения  чувств  и мыслей  в  соответствии  с  задачей  коммуникации.

-  Соблюдать в  устных  и письменных высказываниях  основные  лексические нормы  русского  языка.

-  Владеть основами самоконтроля, принятия решений и  осуществления  осознанного  выбора  в  учебной деятельности.

Задачи, направленные  на  достижение  предметных  результатов:

-  Владеть  основными  понятиями  лексикологии ( лексика, лексикология, лексическое  значение слова, однозначные  и  многозначные  слова, прямое  и переносное  значение  слова, метафора, олицетворение,  синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы, общеупотребительная  лексика, лексика ограниченного  употребления, термины, архаизмы, неологизмы, профессионализмы, диалектные  слова), опознавать  их  в тексте.

-  Уметь  объяснять  лексическое  значение   слова   различными  способами и  значение  фразеологизма.

-  Находить  в тексте  лексические  средства выразительности  и  определять  роль,  а  также  использовать их  в  собственной  устной  и письменной  речи.

-  Проводить  лексический  анализ  слова.

 

 

 Базовый   уровень

1.     Соотнесите  понятия  с  определениями:

 

А

 Лексика

1

Наделение неодушевлённых  предметов  свойствами  живых  существ.

Б

Лексикология

2

То, что слово обозначает

В

Лексическое  значение  слова

3

Перенос значения  на основе сходства, скрытое сравнение.

Г

Метафора

4

Раздел науки о  языке, изучающий  лексическое  значение.

Д

Олицетворение

5

Словарный  состав  языка.

 

 

2.     Выберите  верный  ответ:

 

Фразеологизмы – это…

А) словосочетания,  вошедшие  в  русский  язык  из  других  языков;

Б)  словосочетания, связанные  с  работой  людей  той или  иной  спе-       циальности;

В)  устойчивые  сочетания  слов.

 

3.     Укажите  словосочетание, в котором выделенное  слово  употреблено  в  прямом  значении:

      

        А) золотые  листья;

       Б) золотой  характер;

       В) золотые  часы;

        Г)  золотое  сердце.

 

4.  Какие  из  нижеприведённых   сочетаний  слов  являются   фразеологиз    мами:

 

                   А)  сорвалось  с  балкона;

                   Б)  сорвалось с  языка;

                    В)  язык  проглотил;

                    Г) проглотил кусочек  хлеба.

 

 

  5.  Найдите  и  выпишите  из  текста   профессионализмы:

 

                У  меня, как  в  мастерской,

                 Плоскогубцы  и  пила,

                 И   топор,  и  два  сверла,

                 Молоток, рубанок,

                  Долото,  фуганок.

 

6.  Найдите  и  выпишите  из  предложения  диалектное  слово, определите  по  словарю и  запишите  его  значение:

 

       Дорога  шла   серединой   глубокой   балки. (Л. Толстой)

 

7.  Соотнесите  пары  слов  с   понятиями:

    А

Свет -  тьма

1

синонимы

Б

Коса (девичья) - коса (песчаная)

2

антонимы

В

Грустный, печальный

3

Омонимы

 

 

8.  Каким  средством  художественной    выразительности является   выделенное   слово?

 

      Зашумел в лесу  золотой   дождь.       

 

9.   Письменно  объясните   смысл  пословицы,  в  которой  есть  антонимы.

 

      А.  Любишь   кататься  -  люби и  саночки возить.

      Б.  Готовь  сани  летом,  а  телегу -  зимой.

      В.  Терпение  и  труд  всё  перетрут.     

 

       

       Продвинутый   уровень

 

1.      Каким   термином   можно  назвать  слова, объединённые  в   группы?   Запиши  этот  термин. 

 

А) Дивный, роскошный, изумительный, восхитительный, замечательный…

Б) Умелый, квалифицированный, опытный…

В) Преграда, барьер…

Г) Авантюра, похождение…

Д) Краснощёкий,  розовый,   розовощёкий…

Е)  Отрадный, сладкий, сладостный…

Ж) Заурядный, непримечательный, простой

 

      2.  Продолжи  каждый  ряд   слов  из  задания 1  словом  из  списка:

 

 А) Дивный, роскошный, изумительный, восхитительный, замечательный…

Б) Умелый, квалифицированный, опытный…

В) Преграда, барьер…

Г) Авантюра, похождение…

Д) Краснощёкий,  розовый,   розовощёкий…

Е)  Отрадный, сладкий, сладостный…

Ж) Заурядный, непримечательный, простой…   

 

Слова  для  справки:   румяный,  искусный,  препятствие, великолепный,обыкновенный, приключение, приятный.

 

3.  Узнайте  «зашифрованный»  фразеологизм  и  объясните  его  значение:

   

1.     Принять  сидячее  положение

2.     Предлог

3.      Низкая  резиновая  обувь.

 

   

4.     Как   называются   следующие   слова?

      

          Аршин,  сажень, верста, пядь

 

5.     Узнай  с  помощью  словаря  значение  слов  из  задания  № 3, придумай  и  запиши  с  одним  из  них  арифметическую  задачу.

 

6.      В  каком  словосочетании  используется  устаревшее  местоимение:

 

 1)    Наш  друг;

2)    Ничейный  дом;

3)    Ихняя  несговорчивость;

4)    Никоим  образом.

 

7.      Какое   устаревшее  местоимение  является синонимом  современному  местоимению   тот?

 

1)     Сей;

2)    Оный;

3)    Экий;

4)    Эдакий.

 

       

  8. Составь  из   5  вопросов  кроссворд  по  теме  «Лексика"

 

   9.  Внимательно  прочитай  стихотворение  Леонида  Мартынова  и   выполни  задание.

                                 

  След

 

Скажи:

Какой  ты  след  оставишь?

След,

Чтобы  вытерли   паркет

И   посмотрели  косо  вслед?

Или

Незримый   прочный   след

В   чужой   душе   на  много  лет?

 

    В  каких  строках  слово  «след»   употребляется   в  прямом  значении, а  в  каких -  в  переносном?  С  какой  целью  автор  использует  слово  в  переносном  значении?  Найди в  тексте  слова, в  которых  выражена  главная   мысль.

     Составь и запиши  словосочетания  так, чтобы были понятны  оба  эти  значения.

     Вспомни  особо  памятный  случай  из  своей  жизни, который  оставил  ясный  след  в душе.  Напиши  об  этом.  А  может быть,  это  будет  след  от  удивительной  книги?!  Какой?

 

 

 

Ответы:

 

Базовый  уровень:

 

1.      А-5

Б-4

В-2

Г-3

Д-1

 

2.      В

3.      В

4.      Б,В

5.      Плоскогубцы, пила, топор,  свёрла,  молоток, рубанок, долото,  фуганок.

6.      Балка

7.      А-2 ; Б-3; В-1

8.      Эпитет

9.      Б

 

           Продвинутый  уровень

1.      Синонимы

2.      А- великолепный;  Б- искусный; В- препятствие; Г- приключение; Д- румяный;

Е- приятный; Ж- обыкновенный.

3.      Сесть в лужу

4.      Архаизмы

5.      кроссворд

6.      4

7.      2


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн