Вы не зарегистрированы

Авторизация



Звук и буква "З"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Ольгина Елена Николаевна
Место работы, должность: 

Учитель-логопед МБДОУ№42 г.Пскова

 

Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Логопедия
Цель урока: 

Познакомить детей со звуком и буквой “З”

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
8
Используемое оборудование: 

Картина “Комарик”, поезд с 3 вагончиками, мяч; наглядные картинки: заяц, зонт, глаза, зубы; массажные колечки су-джо; зеркала (по количеству детей); погремушки-шумелки; тетради, пластелин, доска, маркеры (чёрный, синий, красный), конверт с буквами: К О З А

 

Краткое описание: 
<p> <u><u>Подгрупповое логопедическое занятие по обучению грамоте(подготовительная группа).</u></u></p> <p> <u><u>Задачи</u><u>:</u></u></p> <p> <u>1).Образовательные:</u></p> <p> <u>-закрепить навык чёткого произношения звука &ldquo;З&rdquo; изолированно, в слогах, словах, предложениях, фразах;</u></p> <p> <u>-познакомить с буквой &ldquo;З&rdquo;</u></p> <p> <u>-совершенствовать навык печатания буквы и чтения слогов&nbsp; и слов с новой буквой;</u></p> <p> <u>-совершенствовать грамматический строй речи (составление простого распространённого предложения со словом&rdquo; коза&rdquo;);</u></p> <p> <u>-совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза (чтение слогов, слов);</u></p> <p> <u>-упражнять в употреблении предлогов: за, из-за;</u></p> <p> <u>-совершенствовать навык фонематического анализа (определение места звука в словах).</u></p> <p> <u>2).Коррекционно-развивающие:</u></p> <p> <u>-развивать зрительное и слуховое внимание;</u></p> <p> <u>-развивать фонематический слух, память, восприятие, логическое мышление;</u></p> <p> <u>-развивать общую и мелкую моторику.</u></p> <p> <u>-развивать координацию речи в движении.</u></p> <p> <u>3).Воспитательные:</u></p> <p> <u>-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания,</u></p> <p> <u>Доброжелательности, самостоятельности,инициативности,ответственности.</u></p> <p> <u><u>Предварительная работа</u></u></p> <p> <u>Разучивание стихотворения для пальчиковой гимнастики</u></p> <p> <u>&ldquo;Мой мизинчик, где ты был? (с массажными кольцами су-джо).</u></p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p>

                                        ХОД

 

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! сядет на своё место тот, кто назовёт первый звук в словах: пух, кот, сок, мох, мак, сын, тут, сук и т.д.

2. основная часть.

 

2.1 постановка цели занятия:

-Сегодня на занятии мы отправимся в увлекательное путешествие, познакомимся с новым звуком и с новой буквой. будьте внимательны! давайте вспомним, для чего нужны звуки и буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем).

2.2 знакомство с новым звуком:

 

А).Выделение звука з из слов;

Отгадайте загадки:(по мере отгадывания выставляются картинки)

                              Косолапый, маленький,

                              В белой шубке, в валенках. (заяц)

 

                              Брат с братом, через дорожку живут,

                              А один другого не видят (глаза).

 

                              Из-под крыши крыша

                              Под дождик вышла (зонт)

 

                              Когда мы едим -они работают

                              Когда мы не едим -они отдыхают (зубы).

 

-какой звук чаще других встречается в этих словах?(З).

б)Уточнение правильной артикуляции звука [З], его характеристика и обозначение.

Возьмите в руки зеркало и произнесите ещё раз этот звук [З-З-З].

Что делает ваш язык, губы, зубы при произнесении этого звука.

-губки улыбаются;

-зубки сближены; между ними узенькая щёлочка.

-язык выгибается; “горькой” (кончик за нижними зубами).

Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта - это согласный звук. (кто так говорит?) Так поёт комар (выставляется картинка “комарик”).

-Дайте характеристику звука “З” (согласный, твёрдый, звонкий) Дети объясняют почему.

в)Повторение слоговых рядов: Игра “Повтори ка”.

                        За-зо-зу-зы        аз-оз-уз-ыз

За (3раза)- закрываем мы глаза.

Зо (3раза)- забыли взять мы дома зонт.

Зу (3раза)- все стоим внизу.

Зы (3раза)- больше нет грозы.

За(3раза)-открываем мы глаза.

Появляется герой “комарик”(Далее задания даёт герой).

г). Определение места звука “З” в словах.

-А теперь мы отправляемся на поезде в путешествие;

                                      Чух-чух ,чух-чух

                             Мчится поезд во весь дух.

                                      Паровоз бежит,

                                     Тороплюсь!-гудит.

-Чтобы определить, в каком вагоне каждый из вас поедет, нужно определить место звука [ З] в словах и расставить картинки в соответствующие вагончики.

Перед детьми лежат индивидуальные картинки;

(Арбуз, замок, коза ,зубы, змея, зайка, ваза, блуза, берёза).

-Все заняли свои места, тогда поезд отправляется.

д). 1-я станция: “Слуховая”.

 

-Посмотрите, вокруг нас много погремушек шумилок (пустые коробочки из под киндер сюрприза с разными наполнителями; горох, пшено, яичная скорлупа, семечки).

-Погремушки зашумят если услышат звук [З] среди других звуков, слогов, слов.

-а, м, п, з, б, р, з.

-за, ма, ау, зы

оопарк, небо, мох, заря, берёза,…..

Молодцы. У всех погремушки звучали правильно.

2-я станция: “Игровая”(с мячом).

(“Один-много”) “Чего не стало?”

 

Мороз-морозы-морозов

Арбуз-арбузы-арбузов

Карниз-карнизы-карнизов

Паровоз-паровозы-паровозов

Водолаз-водолазы-водолазов

Рассказ-рассказы-рассказов

Груз-грузы-грузов

Газ-газыы-газов

3-я станция:“Смекалочная”

 

Нужно изменить любой 1-й звук на [ З].

Губы-зубы                        набор-забор

Гнать-знать                      намок-замок

Двери-звери                    смей-змей

Кефир-зефир                   пелёнка-зелёнка

Вал-зал                             дуб-зуб

Логопед: Физ. минутка.

 

Может отдохнём? Мы столько много трудных заданий выполнили.

Сделаем зарядку:

Каждый день по утрам

Делаем зарядку

Очень нравится нам

Делать по порядку

Весело шагать(2раза)

Руки поднимать

Руки опускать

Приседать и вставать(2раза)

Прыгать и скакать

4-я станция: запутанная(слуховая память).

 

Зина, беседка, цветы, посадить, за.

Зоя, беседка, выглянуть, из-за.

Зонт, спина, за, спрятать, Лиза.

Коза, куст, выглядывать, из-за.

Коза, за, пастись, лес, свою.

Комар: Я Вам хочу подарить самую любимою букву [З], а мне пора домой, мама ждёт.

3) Знакомство с буквой [З]. Чтение слогов и слов с новой буквой.

 

5-я станция чтение и письмо

 

Логопед: Что мы должны знать, чтобы читать и писать? (Буквы).

-Звук [З] обозначается буквой.

На что похожа буква [З] (на изогнутого червяка, на цифру 3 и т. д).

Напишем в воздухе (указательным пальцем).

Массаж пальцев рук с кольцами су-джо.

Изготовление буквы [З] из пластилина.

Печатания в тетради.

-Смотрит буква в левую сторону. Пишем сверху вниз.

Печатание слогов: за, зо, зу, зы.

Игра “Перевёртыши” аз, оз, уз, ыз.

Чтение слогов и слов с новой буквой.

Комарик ещё оставил для вас подарок-это конверт с буквами. Соберите из букв слово(а, з, а, к) слово “коза” (звукослоговой анализ слово коза).

Составить предложения со словом коза.

                                                 В огороде стоит коза

                                                    Коза ест капусту

                                         Коза-это домашнее животное

                                             Мне нравится коза и т д

-Нам пора возвращаться домой. Занимаем места в поезде.

                                                   Чух-чух   чух-чух

                                           Мчится поезд во весь дух

                                                    Паровоз бежит

                                                 Тороплюсь! –гудит.

4). Итог.

-Наш поезд прибыл на конечную станцию в детский сад.

-С каким звуком мы сегодня познакомились?

-Дайте его характеристику (Это звук какой?).

Кому что больше понравилось?

До свидания!

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана Николаевна Комарова

На: Звук и буква "З"


Спасибо, Елена Николаевна! Качественное занятие, классический вариант. Здесь бы еще побольше над пространственными представлениями поработать для профилактики нарушений письма и чтения. Именно эта буква требует особого внимания. И уточнения представлений до написания, и проговаривания.