Перечень музыкально-дидактических игр
Первая младшая группа
Цель: развитие звуковысотного слуха.
- Где мои детки?
- Птицы и птенчики
- Угадай-ка
- Кто в домике живёт?
- Курица и цыплята
Цель: развитие чувства ритма.
- К нам гости пришли
Цель: развитие тембрового слуха.
- Нам игрушки принесли
- Колпачки
- Музыкальное окошко
Цель: закрепление пройденного музыкального материала.
- Чудесный мешочек
- Подумай и отгадай
«Где мои детки?»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких – утята, гусята, цыплята, птенчики в гнёздышке.
Ход игры:
Дети сидят напротив педагога, у каждого по маленькой карточке.
Педагог:(предлагает поиграть и начинает рассказ):
– В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошёл дождь, и все спрятались. Мамы – птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поёт на ре первой октавы).
Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают:
«Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).
Педагог:(забирает у ребят карточки и продолжает):
– Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама – курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!»…
Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.
В этой игре можно использовать импровизацию ответов от разных звуков. Затем можно предложить детям представить, как будут отвечать детки, если они испугались, веселятся, или грустят. Кроме того, можно использовать плясовые мелодии, которые исполняются в разных регистрах и в разном темпе, а ребята должны изображать, как будут танцевать детки, а как мама.
«Птицы и птенчики»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: лесенка из трёх ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика)
Ход игры:
Участвует подгруппа детей. У каждого ребёнка по одной игрушке.
Педагог играет на металлофоне высокие звуки.
Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушек на верхнюю ступеньку.
Затем звучат низкие звуки, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
«Угадай-ка»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: 4-6 больших карточек – каждая разделена на две части. На одной половине изображён гусь, на другой – гусёнок (утка-утёнок, кошка-котёнок, корова-телёнок и т.д.) Фишки – по две на карточку.
Ход игры:
Игра проводится с подгруппой детей (4-6) за столом. У каждого одна карта и две фишки.
Педагог произносит: «Га-га-га» (поёт на ре первой октавы).
Дети, у которых на карточке изображён гусь, должны закрыть его фишкой.
Педагог произносит: «Га-га-га» (поёт на ля первой октавы).
Дети закрывают фишкой картинку с гусёнком. И т.д.
«Кто в домике живёт?»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: на карточке нарисован красочный трем в два этажа: нижние окна большие, верхние – поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.
Ход игры:
Педагог рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котёнком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком.
Педагог:
– На первом этаже живут мамы, на втором – их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто, где живёт. Поможем им найти свои комнаты.
Раздаёт каждому по одной карточке
Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах.
Ребёнок, у которого соответствующая карточка, вставляет её в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике.
Звучит та же мелодия, но на октаву выше.
Ребёнок с соответствующей карточкой помещает её в окошечко на втором этаже.
Так же игра проводится с музыкой про других животных. Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.
В конце игры педагог поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместиться в кроватку кошечки и не сможет сесть за её стол, когда вдруг попадёт не в свою комнату, и т.д.
«Курица и цыплята»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: домик, кукла Маша, металлофон. Всё раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).
Ход игры:
Дети рассаживаются вокруг стола.
Педагог(берёт куклу):
В этом домике живёт кукла Маша, у неё есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовёт Маша. (Играет на металлофоне ре второй октавы)
Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц.
Педагог просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовёт кур – (педагог играет на металлофоне ре первой октавы.)
Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».
«К нам гости пришли»
Цель: развитие чувства ритма.
Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры:
Педагог:(предлагает детям подойти к нему)
Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки.
Слышится стук в дверь, воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку
Педагог:
– Здравствуйте, дети, я пришёл к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу.
Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.
Аналогичным образом педагог обыгрывает приход других игрушек.
Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под чёткие ритмичные удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.
«Нам игрушки принесли»
Цель: развитие тембрового слуха.
Игровой материал: музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.
Ход игры:
Педагог: (берёт коробку, перевязанную лентой, достаёт оттуда кошку и поёт песню «Серенькая кошечка» В. Витлина.)
– В коробке лежат ещё музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.
Педагог незаметно от детей играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка даёт игрушки ребёнку. Тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передаёт игрушку другому ребёнку.
«Колпачки»
Цель: развитие тембрового слуха.
Игровой материал: три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.
Ход игры:
Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нём под колпаками лежат музыкальные инструменты.
Педагог вызывает к столу ребёнка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чём он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.
«Музыкальное окошко»
Цель: определение высоты звучания голосаи узнавание музыкального инструмента.
Игровой материал:
Демонстрационный:домик из настольного плоскостного театра (картонный или деревянный), установленный на столе. Фигурки животных.
Раздаточный:четыре фишки, четыре карточки, разделенные пополам. На карточках слева — изображение животного, справа — пустое поле, куда ребенок кладет фишку. Комплект готовится для каждого ребенка.
Примечание: для изготовления дидактического материала к этой игре можно использовать игровой материал к игре «Домик-крошечка».
Ход игры:
Педагог:
На окне сидела кошка
И мяукала немножко.
А потом прыг на дорожку,
И не стало в доме кошки.
Ну а кто остался дома
И стучит сейчас в окошко?
Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания («мяу», «гав», «и-го-го» и т. п.) «озвучивает» своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается персонаж. Все кладут фишку на соответствующую карточку.
Дальше окошко закрывается и игра продолжается.
Игру можно варьировать: животные — мама-птичка, птенчик; мама-кошка, котенок и т.д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа.
Дети также могут озвучивать своего персонажа при помощи музыкальных инструментов: мишка — бубен, заяц — металлофон, петушок — дудочка, мышка — колокольчик и т. п.
Как один из вариантов, эту игру можно проводить, используя большой домик для игр-драматизаций.
«Чудесный мешочек»
Цель: закрепление пройденного материала.
Игровой материал: небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нём игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного спектакля.
Ход игры:
Участвует вся группа.
Педагог:
– Дети, к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть здесь? (показывает мешочек). Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там.
Педагог проигрывает мелодии знакомых детямпроизведений:
«Петушок», «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. дети узнают музыку, кто-либо из них достаёт из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
«Подумай и отгадай»
Цель: закрепление пройденного материала.
Игровой материал: карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик птичка.
Ход игры:
Детям раздают по одной карточке. Звучит мелодия: «Зайчик» М.Старокадомского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку.
Используемые источники:
- Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Москва «Просвещение» - 1982.
- Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Москва «Просвещение» - 1986.
- Роот З. Я. "Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста" Айрис-пресс - 2005
- Зимина А. Н. "Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ" - 1999
|