Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Фото пользователя Наталья Геннадьевна Коровина
Submitted by Наталья Геннадьевна Коровина on Wed, 20/11/2013 - 21:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Коровина Наталья Геннадьевна
Место работы, должность: 

Г. Саранск, МОУ "СОШ №41"

Регион: 
Республика Мордовия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Логопедия
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> Использование информационных технологий на логопедических занятиях.(Из опыиа работы)</p>

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

 

Инновационные технологии подразумевают новые подходы в работе по коррекции того или иного нарушения устной или письменной речи, и применение компьютерных методик на логопедических занятиях.

Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на уроке в классе. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяемые в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения

В исследованиях Дастмана, Гольдштейна и др. были получены результаты, свидетельствующие о возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр.

Игра по высказываниям Выготского Л.С.  «...является источником развития и создает новые зоны ближайшего раз вития», в ней дифференцируются следующие за ней виды деятельности.

Использование  в коррекционной работе новых информационных технологий, основанных на применении компьютера, имеет ряд преимуществ.   Это и возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач, и разнообразие в подаче учебного материала, и постоянный контроль над действиями обучаемого, и регулирование оптимального темпа прохождения каждым учеником заданий, их сложности. Включение игровых компьютерных технологий в систему логопедической работой с младшими школьниками обусловлено необходимостью преодоления объективных трудностей, возникающих в коррекционном процессе. При использовании компьютерных технологий происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учеников согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Также развивается произвольная регуляция деятельности учеников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков. Опыт работы показал высокую результативность занятий с использованием специализированных компьютерных программ. Использование элементов мультипликации позволяет сделать процесс обучения на логопедических занятиях более интересным и разнообразным. Игровая ситуация позволяет усваивать материал как бы незаметно для ребёнка. Игра позволяет проявлять инициативу и творчество.

Дидактический материал подобран в соответствии с требованиями общеобразовательной программы. 1-4-х классов, на основе программ и методов, используемых в логопедии (Лалаева, Левина, Ястребова, Садовникова).

Для проведения коррекционно-логопедических занятий используется богатый дидактический материал. Это готовый образовательный ресурс в виде лицензированных обучающих программ («Баба Яга учится читать», «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», «Учимся читать», «Букварь» и др.) и самостоятельно разработанный  инструментарий (презентации, логопедические тренажеры). 

Хотелось бы  рассказать о некоторых заданиях, подготовленных с использованием компьютерных технологий.

1.                     Важный аспект коррекционно-образовательного процесса – здоровьесбережение. На каждом логопедическом занятии проводится для учеников зрительная гимнастика. Предлагается очень интересная зарядка для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Вниманию ребенка представляется таблица со слогами. В таблице - океане плавает рыбка. При каждом щелчке мыши  по ячейке таблицы, рыбка переплывает на другой слог, в результате чего получается слово. Ученик читает полученное слово.

 

 

 

 

 

2.                     На этапе развития звукового анализа и синтеза проверка навыков проводится с помощью тренажера «Подбери звуковую схему к картинке». Ученик находит верную схему, щелкает по ней и персонажи мультфильмов оценивают его работу.

 

 

 

 

 

 

3.                     С  помощью программы «Игры для Тигры» решаются следующие задачи:

 

- развитие речевого дыхания;

- коррекция и развитие фонематических процессов;

- развитие основных речевых навыков;

- формирование словаря;

- коррекция грамматического строя речи.

4.                При прохождении темы «Родственные слова» дети знакомятся со сказочными персонажами, которые помогают им в словообразовании, дают задания и оценивают результат.

Преимущества занятия с использованием презентаций:

• Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объеме;

• Использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным;

• Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. 

 

 

5.                               При прохождении предлогов можно подобрать интересный материал на ориентировку в пространстве, обобщение и проверку знаний по нахождению предметов.

 

 

 

 

Для ребенка с нарушениями в развитии компьютер не должен быть только игрушкой. Такой ребенок уже в младшем школьном возрасте может освоить компьютер как инструмент решения самых трудных для него учебных задач. 

Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. 

 Из 40 минут логопедического занятия в соответствии с гигиеническими требованиями к безопасному использованию компьютерных средств обучения мы можем использовать всего 10-15 минут на работу с компьютером, а все остальное – живое слово, живое человеческое общение.

Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Наряду с текстами и устными объяснениями, демонстрационные презентации являются основой каждого занятия.

Таким образом,  можно позволить сделать вывод о положительных результатах использования на логопедических занятиях компьютерных технологий: они позволяют воплощать важный принцип коррекционной работы – индивидуальный подход.  

 

Литература:

1. Л.С. Выготский. Лекция по психологии игры.// Вопросы психологии.– №6, 1966.

2. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII. / Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2000. - 462 с. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры Автор(ы): Смирнова Е.О. Радева Р.Е

3. М. Никитина «Ребенок за компьютером» М., Эксмо, 2006

4. Журнал «Логопед» №3 2004год. Новые информационные технологии в логопедической работе  Гаркуша Ю.Ф., Манина Е.В., Новое в логопедии, Черлина Н.А.



Фото пользователя Ольга Гончаренко

На: Инновационные технологии в работе учителя-логопеда


Очень интересный материал. Ориентируясь на современные требования, следует вводить такую работу не только в школу, но и в детский сад. Хотелось бы, правда, чтобы логопедические кабинеты были сотвественно оснащены  компьютерами и программами для них, Еще раз огромное спасибо.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн