Официальный сайт printclick 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока "Родная природа в лирике С. Есенина" (урок - открытие)

Данные об авторе
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
-развивать умения анализа поэтического текста; -воспитывать читательский интерес, вдумчивость, проницательность
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
17
Используемые учебники и учебные пособия: 
учебник под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева
Используемое оборудование: 
проэктор, экран, магнитофонные записи
Краткое описание: 
урок построен с применением технологии личностно ориентированного развивающего обучения, целью которого является развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка
Ход урока I. Организация урока Создание эмоционального настроя. Учитель. Сколько живет человек на свете, столько он учии ся, узнает новое, открывает что-то неизвестное. Сегодня на урок» каждый из вас откроет для себя новую страничку в книге творч чества Сергея Есенина. И, может быть, даже откроет что-то новЫ в себе, своей душе. Итак, я приглашаю вас на урок-открытие. II. Основная часть урока. Природа в лирике С. Есенина. 1. Вступительное слово учителя.(музыка+презентация) Учитель. Раннее детство... Тогда впервые узнал малены кий Сережа, как ломаются березы, отражаясь в пруду, как игра! ет солнечный зайчик в бороде старого деда, убирающего той как все вокруг серебрит своим блеском луна. Всю жизнь п I был «болен воспоминанием детства». И в радости, и в печали - всегда его сердце тянулось к родно¬му очагу, к полевым тропинкам. Тогда впервые заглянул он в си¬ние глаза России, впервые услышал ее задушевные песни, ощу! тил дыхание родимой земли, именно тогда в его душу упали пе> вые зерна того чувства, которым жива вся есенинская лирика. О, край разливов грозных И тихих вешних сил, Здесь по заре и звездам Я школу проходил. Это была школа любви к отчему краю, к людям, ко всем живому в мире. Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателе традиций крестьянской поэзии. Он пришел в литературу как глубоко лирический поэт, вс творчество которого было посвящено одной главной теме - те Родины. Это слово - Родина - Есенин мог бы писать с одина-вым правом и с прописной, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время это было не только село Константи¬нове, - это была вся Русь. 2. Минута поэзии. Чтение стихов (фонохрестоматия) 1913-1916 гг. («Край ты мой заброшенный», «Черная, потом пропахшая выть...», «Топи ла болота...».) Словарь. Прутник - кустарник. Выть - участок пахотной земли. Веретье - широкое полотно из брезента или холста. Кукан - островок на реке во время спада разлива. Анализ стихотворений. Комментарий учителя. Учитель. В этих стихотворениях любовно выписаны мел¬кие подробности крестьянского быта. В хате Пахнет рыхлыми драченами, У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою -Шелуха сырых яиц. Что ни фраза - то художественная деталь. И мы чувствуем: каждая подробность вызывает нежность поэта. Все это - родное для него. Так же просты, правдивы, богаты реалистическими подроб¬ностями и другие стихи. По селу тропинкой кривенькой В летний вечер голубой Рекрута ходили с ливенкой Разухабистой гурьбой. Или: Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Сердце сжимается от любви и боли, а все потому, что «избы забоченились,а и всех-то пять», что Чахнет старая церквушка, В облака закинув крест, И забольная кукушка Не летит с печальных мест. Первое, что сразу бросается в глаза, - это обилие реалисти¬ческих деталей. Однако Есенин не ставит перед собой задачи изображения противоречий русской предреволюционной деревни. В ранних стихах Есенина - один центральный всеобъемлю¬щий образ - Голубая Русь. Этот романтический образ прекрасен. 3. Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная». Чтение и анализ. Учитель. Тысячи неверующих юношей и девушек читают эти строчки, «Кроткий Спас» и «рать святая» уже не вызывают у них никаких образных представлений», но «синь сосет глаза» -это они чувствуют так же сильно, как и последние строчки: «Не надо рая, дайте родину мою». Наверное, Есенина меньше любили бы и читали, если бы его Русь была только кроткой и печальной, если бы в голосе поэта не звенела порой удаль, сила, молодечество: Ой, удал и многосказен Лад веселый на пыжну. Запевай, как Стенька Разин Утопил свою княжну. Если бы его талант не был жизнеутверждающим и жизнера¬достным: Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Блажен, кто радостью отметил Твою пастушескую грусть. Звени, звени, златая Русь. «О, верю, верю, счастье есть!» - убежденно восклицает поэт». Как птицы свищут версты Из-под копыт коня. И брызжет солнце горстью Свой дождик на меня. 4. Особенности есенинской лирики. Учитель. В чем же заключается это своеобразие, эта живая прелесть? Поэты, критики и литераторы не раз говорили о жи¬вой прелести есенинской лирики, ее своеобразии и обаянии. Основные черты: а) В стихах Есенина преобладают цвета: синий, малиновый, золотой - это не только краски небес, зари и колосящегося поля, это цвета России, Родины. Особое значение имеет голубое и синее. С Родиной связана лучшая метафора Есенина «Страна бере¬зового ситца» и самый нежный образ в его стихах - образ пре¬красной девушки - березки. Ей посвящены лучшие стихи. Но исчерпывается ли этим ценность лирики Есенина? Верно ли, что он ничего не открывает, не заставляет ни о чем задумы¬ваться, не ставит перед читателем никаких философских во¬просов? б) «Все мы - яблони и вишни голубого сада», - говорит Есе- нин. В основе этого выражения - мысль о том, что человек явля- ется неотъемлемой частью природы, что он связан с ней кров- ными узами. Характерное для устного народного творчества ощущение кровной связи с природой пронизывает всю раннюю лирику Есенина. Вот отчего она так волнует нас. в) Любимое средство художественного изображения - это олицетворение. Учитель. Найдите олицетворение в следующем отрывке: О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. (Задумавшаяся дорога, о/сующая старуха-изба.) г) Учитель. Еще интересней другой, очень характерный для Есенина, прием - «олицетворение наоборот»: то, что проис- ходит с человеком, отождествляется с явлениями природы: По-осеннему кычет сова Над раздольем дорожкой рани. Облетает моя голова, Куст волос золотистый вянет. Или: Увяданьем золота охваченный, Я не буду больше молодым... И душа моя, поле безбрежное, Дышит запахом меда и роз. Целиком на таком приеме построено одно из самых замеча¬тельных стихов Есенина «Отговорила роща золотая...». «Золотая роща» - это сам Есенин, чувствующий свое «увя¬дание», но это одновременно и его поэзия. Для него поэзия - это прекрасный сад, где слова - листья, образы - яблоки, стряхиваемые с души, когда они нальются спелым соком. д) Основа поэтики Есенина - народная. Поражает ритмиче- ское сходство его стихов с народными песнями, их мелодичность. На музыку положено более 120 стихотворений поэта. Очень сближает поэтику Есенина с народной наличие «сквоз¬ных образов»: березка, клен, ива, месяц, колокольчики и бубенец, тройка; постоянные цвета: белый, синий, голубой, красный, золо¬той, с которыми у поэта связаны определенные ассоциации. Есенин сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной. «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах», - писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года. Он заимствовал у народа спо¬соб создания образа: два явления соединяются в одном образе -«ягненочек кудрявый - месяц», «изба - старуха», «красные кры¬лья заката». Такое сближение Есенин называл «заставкой». Развивая «за¬ставку», поэт создает на ее основе целую цепь поэтических об¬разов, проходящих через разные стихи: «Ягненочек кудрявый -месяц гуляет в голубой траве» («За темной прядью перелесиц...») -•<чистит месяц в соломенной крыше обоймленные синью рога» («Гаснут красные крылья заката...») - «хорошо бы, на стог улы¬баясь, мордой месяца сено жевать...» («Закружилась листва зо¬лотая...»). (прослушивание песен) Многие «заставки» Есенин брал прямо из произведений фольклора, некоторые восходят к загадкам. Читая стихи Есенина, важно видеть все эти народные черты его поэтики, но еще важнее видеть и чувствовать другое: лири¬ческий герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных песен. Близок прежде всего ощущением нерасторжи¬мой связи с родной природой и с тем жизненным укладом де¬ревни, который нашел отражение в произведениях фольклора. III. Подведение итогов урока. Вопрос для учащихся: Что нового открыли вы для себя на уроке? Домашнее задание. 1. Литературный монтаж «Есенин с матерью». 2. Рассказ «Родная природа в лирике Есенина». 3. Выразительное чтение и самостоятельный анализ стихо¬творений: «Не бродить, не мять в кустах багряных», «По-осеннему кычет сова», «Зеленая прическа», «Закружилась листва золотая», «Я покинул родимый дом», «Я обманывать себя не стану», «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая». 4. Наизусть стихи: «Дорогая, сядем рядом», «Собаке Качало¬ва», «Корова», «Заметался пожар голубой», «Я спросил сегодня у менялы», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Я красивых таких не ви¬дел», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мне грустно на тебя смотреть», «Руки милой - пара лебедей».

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн