Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сильвио - герой - злодей или ...? ( по рассказу А.С.Пушкина "Выстрел"

Submitted by Светлана Ивановена Широколава on чт, 21/11/2013 - 20:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Широколава Светлана Ивановна
Место работы, должность: 
МБОУ "СОШ №1" г.Петровска
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

1.   Обучающая: развитие навыков работы по подготовке исследовательского проекта  на основе литературного произведения.

2.   Развивающая: развитие навыков выявления противоречия, постановки гипотезы, сбора доказательств, формулирования вывода.

3.Воспитывающая: воспитание нравственной личности посредством приобщения к духовному богатству русской классики.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература, 7 класс, учебник под редакцией  А. Г. Кутузова,

Используемое оборудование: 

Компютер, проектор

Используемые ЦОР: 

Презентация к уроку

Краткое описание: 
Урок-проект с использованием модифицированного алгоритма Альтшуллера

 Урок по изучению рассказа А.С.Пушкина «Выстрел»                         

 (Учитель Широколава С.И.)

 

                              Тема урока: «Сильвио – герой – злодей или жертва?!».                         

 

Цели урока:

1.   Обучающая: развитие навыков работы по подготовке исследовательского проекта  на основе литературного произведения.

2.   Развивающая: развитие навыков выявления противоречия, постановки гипотезы, сбора доказательств, формулирования вывода.

3.Воспитывающая: воспитание нравственной личности посредством приобщения к духовному богатству русской классики.

Ход урока

Слово учителя:  Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы продолжаем работу над рассказом Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел» ./слайд/        На предыдущем уроке  мы с вами подробно познакомились с сюжетом  рассказа и сформулировали вопросы, требующие решения. (вопросы на доске)                                                                                                                       

  1 группа вопросов (на уровне эмпатии):                                                                  

 1). Нравится ли мне герой? Близок ли он мне? С какими поступками героя я согласен, а какие поступки героя я не принимаю? Почему?                                                                                                                             

– Кто попробует в 2х – 3х предложениях передать основное содержание сюжета. / Ответы  детей:  В рассказе Пушкина «Выстрел» говорится о дуэли, которая затянулась на 6 лет. А еще о том, как эта дуэль повлияла на жизнь героев./                                                                                                                             

 - Каково же ваше мнение о главном герое рассказа Сильвио?/ответы детей с опорой на эмпатийные вопросы.  Одни считают Сильвио героем, другие – злодеем, злостным завистником, третьи говорят, что понимают, что Сильвио был не всегда прав, но его жалко./                                                                                    

Учитель: Как видим, наши мнения разошлись, так же, как и мнения критиков. Невозможно не сказать о том, что рассказ А,С.Пушкина «Выстрел» собрал большую критику. Причем мнения критиков были абсолютно противоположные. Для одних главный персонаж  - Сильвио – был                            

 «… романтический герой, готовый вступить в борьбу за освобождение Греции, …»                                                                    Благой Д.Д                                                                                                                                   

    . ; для других, как и для  Узина В.С.. «Сильвио одержим … страстью мести, продиктованной уязвленным самолюбием, в конечном счете завистью к своему счастливому сопернику... .»

- Но у нас с вами имеется и другое мнение. Каково оно?/ответ: нам жалко Сильвио, а значит (кого нам жалко? Можно подсказать правильный термин) жертву                                                                                                                                                                                                      

  Итак, налицо противоречие, заключенное в рассказе Пушкина:                           

   Кто же Сильвио:  герой – злодей  или жертва?                                                                   

  - Какую же гипотезу мы будем сегодня отрабатывать на уроке?                                                          

  (Можно проголосовать. Обычно жалко всем или почти всем, а вот мнение о том, герой – злодей обычно разделяются)                                                                           

 Ну, а раз нам всем жалко Сильвио, мы будем пытаться понять почему, не так ли?                                                                                                                           

Учитель: Итак, Наша гипотеза: Сильвио -  жертва ! Кого? Чего?

Перед нами  сегодня стоят следующие задачи;                                                            

Во – первых, выяснить, почему мы жалеем Сильвио;                                              

во –вторых, доказать, что Сильвио является жертвой, в-третьих, выяснить жертвой кого или чего является Сильвио.                                                                                                                                                                                                                                                            Теперь, когда мы выдвинули гипотезу и сформулировали задачи необходимо приступить к сбору доказательств.                                                                                                                                                                                                                                                               С чего же начнем? Предлагаю начать с определения временных рамок.  (на доске  вопросы, опять же сформулированные ребятами, но на уровне фактов). 2). В каком времени живет герой? Что я знаю об этом времени? Какие приметы времени я могу заметить на страницах рассказа? (предварительное домашнее задание: восстановить прямой порядок описываемых в рассказе событий, подобрать цитаты)                                                                                                                                                                               - В какой последовательности происходили события, описанные в повести?   /ответы учеников/ слайд 4й/                                                                                  

1/Ссора Сильвио с графом.

2/ Отъезд Сильвио в отдаленное местечко, где он прожил 6лет   «Шесть лет тому назад я получил пощечину, и враг мой еще жив»..Вторая дуэль Сильвио с графом.

4.Встреча повествователя с графом («Прошло несколько лет…»)    - -Граф:«Пять лет тому назад я женился…»

5. Гибель Сильвио .

 

Итак,о каком временном отрезке идет речь в рассказе?(ответ:  в рассказе идет речь более чем об 11 годах)                                                                                         .                                                                                                                                  Учитель: Согласитесь, что для человеческой жизни это срок немалый.                                                                                                        

- Ребята, как же складывалась жизнь наших героев в этот достаточно большой отрезок времени?                                                                                                                                                                                                                               

Мы с вами помним, что для того, чтобы рассказать о жизни своего героя, оценить его поступки , писатель может использовать много различных приемов. /слайд №  /

Герой, его жизнь, его характер, оценка его поступков могут быть показаны автором через:

а)пейзаж,                                                                                                            б)описание жилища,                                                                             в)художественные тропы: эпитеты, сравнения, метафоры и т.д., г)описание чувств,                                                                               д)описание судьбы                                                                                                      

 Сейчас ребята, работавшие над данной проблемой, познакомят нас с результатами своего исследования (работа детей)  /слайды с 9 – 14/              Перед учащимися были поставлены следующие задачи:

1.Сравнить описание местности, в которой живут герои и описание жилища.

2.Сравнить данные Пушкиным описания характеров, поведения, возраста героев.

3.Сравнить судьбы героев                                                                                  

  Работа детей, в которых они дают полную сравнительную характеристику героя ( в презентции.)                                                                                                                                                                         

Учитель: Вот откуда у нас с вами появляется непреодолимое желание причислить Сильвио к жертвам. Ведь Сильвио несчастен, да еще в конце рассказа мы узнаем о его гибели.                                                                                            

 Давайте более внимательно проанализируем  эпизод гибели героя. (работа с эпизодом)                                                              Пушкин сообщает о ней  скупой фразой: «С героем оной повести я больше не встречался. Сказывают, что Сильвио во время возмущения Александра Ипсиланти, предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении под Скулянами.»                                                                                      

Писатель не указывает, при каких обстоятельствах погиб Сильвио, но сообщает, что это произошло в отряде Ипсиланти. По этой причине многие критики причисляли Сильвио к героям. Что нам с вами не понятно в этом эпизоде?( ответы: ничего не понятно. Мы не знаем, кто такие этеристы, кто такой Александр Ипсиланти, что за сражение было под скулянами)                                                                          

 - Кто же такой Александр Ипсиланти и  о каком восстании идет речь?  Небольшое исследование на данную тему подготовил…                                   

Давайте послушаем /                                                                                                                                                                                             Задачи, стоящие перед учеником:                                                                                                                                                                                1). Выяснить, кто такой Александр Ипсиланти.             2) Кто такие этеристы и за что они сражались?        3). Прояснить отношение  А.С.Пушкина к данным событиям.  

Второй ученик кратко пересказывает рассказ Пушкина «Кирджали», зачитывает 2-3 цитаты.                                               

 Итак,  исследования, проведенные нашими ребятами , несомненно, доказывает, что Пушкин вовсе не стремился причислить Сильвио к героям.                                                               

- Почему же все – таки Пушкин приводит своего героя к гибели?  Ведь рассказ мог закончиться историей графа.                                                  

Вопрос к классу. Прежде чем ответить на этот вопрос, предлагаю назвать основные  ценности человеческой жизни( Ученики, как правило называют любовь, друзья, семья, деньги, карьера, власть)/слайд/ . .    Были ли такие ценности у Сильвио?  /ответы/                                                               

А чем же он жил? О чем мечтал? (ответы детей: он жил и мечтал о мести.)                                                      

 - Ребята, а за что же Сильвио хотел отомстить?( ответы могут иметь варианты: 1.Сильвио ведь имел право на выстрел,2. граф струсил, 3. Сильвио завидовал графу. Здесь важна роль учителя, если ответ1 – дополнительный вопрос, почему Сильвио ждал 6 лет; если 2 – разве во время первой дуэли граф вел себя трусливо? Т.е учитель подводит учеников к третьему выводу, правильному: Сильвио завидовал графу, он хотел почувствовать себя выше, чем граф, унизить его.                                                Учитель: Давайте подытожим, какими же ценностями, а, вернее, страстями жил Сильвио? (ответы:   месть, гордыня, зависть.)                Учитель: мы прояснили, за что мстил Сильвио, чему он завидовал. Давайте поподробнее поговорим о гордыне                                                                            

  Что мы понимаем под словом гордыня? Есть два слова, очень близких по звучанию, но совершенно разных по значению: Гордость - гордыня.                    

   - Чем можно гордиться?/ответ/                                                                              

  -  Когда же гордость перерастает в гордыню? /ответ/                                                               

А знаете ли вы, друзья мои, что зависть и гордыня – смертные грехи? /слайд  /  рассказ учителя                                                                                                                  

Давайте подумаем, почему зависть и гордыня являются смертными грехами? Дать ребятам поразмышлять ,затем можно задать вопрос – подсказку: К чему они приводят человеческую жизнь? Например,  жизнь  Сильвио?) /   /ответы детей/                                                                                           

 Учитель: Т.е они разрушают человеческую жизнь.                                                                                                 

 Вставка сцена из фильма слайд//(Несколько слов о фильме)              Посмотрите, ребята. Режиссер фильма задает вопрос, как вы думаете, у Сильвио есть на него ответ? ( обратить внимание на выражение лица актера)  /ответы детей /                                                                                                                           

-  Почему же Пушкин приводит своего героя к гибели?(Ответы детей: потому что Сильвио давно не живет, как обычный человек( можно уточнить: его жизнь вряд ли можно назвать жизнью))                

 - Жертвой кого или чего является Сильвио?(ответы детей: Сильвио жертва самого себя, своих страстей)                                                         

Учитель: Теперь пришло время  проверить  свои выводы, сравнить их с позицией автора:                                                                                      

  - Какие сравнения использует Пушкин ,по отношению к Сильвио?(задания на дом на предыдущем уроке)  ( ответы: Сильвио Пушкин сравнивает с тигром, с дьяволом. )                                                                                               

  - О чем говорят эти сравнения? Какие ассоциации у вас они вызывают?      ( тигр – хищник, т.е. подчеркивается в характере Сильвио  хищническая натура.

-  Друзья мои, а кто такой дьявол? /слайд/                                                                                                                       

 Учитель     /По иудейским и позднее по христианским понятиям дьявол является падшим ангелом, возгордившимся и низверженным за это из Рая.                                                                                                                                  - Какие параллели мы можем провести между Сильвио и дьяволом? Дьявол за гордыню изгнан из рая, Сильвио разрушает собственную жизнь, и это наказание за гордыню, за зависть.                                                                                                            

Теперь поработаем с определениями, содержащимися в нашем противоречии. Правильный  ли выбор мы сделали?                                                                    Работу со словами провела … /слайд /                                                                        

   /«ГЕРОЙ м. … -  , храбрый воин, доблестный воитель,  || доблестный сподвижниквообще, в войне и в мире, самоотверженец. …»

«Злодейм.-  кто  творит зло;  предавшийся злу, ожесточенный преступник, закоснелый противник божеских и людских законов. ….»

«ЖЕРТВАж. пожираемое, уничтожаемое, гибнущее Один бывает невинною жертвою злонамеренности, другой же необузданности своей.  ...»

Работа со словами: Можем ли мы назвать Сильвио героем?                                                                                                                            /ответ: Он, скорее, храбрец.                                                                                                                  

-  Можем ли мы назвать Сильвио злодеем? Кому он принес зло?                

-  Можем ли мы назвать Сильвио жертвой?Кому он принес несчастье?/ответ: он принес несчастье самому себе, он разрушил собственную жизнь/                                                                                                      

То есть мы еще раз подтвердили что?                                                                   

Сильвио – жертва собственных страстей. Больше всего несчастий он принес самом себе. Он разрушил собственную жизнь.                                                                  

 – Что же хотел сказать Пушкин своим рассказом? От чего он хотел нас предостеречь?/ ответ: Пушкин говорит, что нельзя быть гордецом. Нельзя посвящать свою жизнь мести, нельзя завидовать, нельзя стремиться быть лучше всех/.                                                                                                                             

А теперь домашнее задание. Если вы были внимательны, а вы были внимательны, то нашу с вами работу можно легко разделить на несколько частей./слайд/                                                                                                               

Дома вы должны подготовить исследовательский проект на тему: «Сильвио – жертва собственных страстей»               

Макет проекта

1.Обнаружение противоречия/ В рассказе А.С. Пушкина «Выстрел»  я обнаружил следующее противоречие…./                                                                                                                                                                            2.Формулирование вопросов/задач                                                                                                                                                              3.Выдвижение гипотезы: /Я считаю, … , По моему мнению, … /                                                                                                                      4.Подбор аргументов, доказательств  / Ваше мнения, подкрепленные цитатами из предыдущего домашнего задания.                                                                                                                                                                                                                                    5.Вывод. Ваше маленькое открытие. / Можно сделать вывод, что…/

 

 

                          

                                                                                                 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн