Поведение фирмы в условиях монополии.
Экономика 11 класс.
Давайте вспомним.
1.Назовите и объясните условия возникновения совершенной конкуренции.
2. Как действует фирма, попавшая на рынок совершенной конкуренции?
3. Что происходит с ценой и выручкой совершенно конкурентной фирмы?
4.Что такое совершенный конкурент?
5. Что такое несовершенный конкурент?
6. Что такое монополист?
Тема урока. Поведение фирмы в условиях монополии.
Цель урока: показать, чем отличается монополия от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции.
Понятия:
-монополия;
-кривая спроса фирмы-монополиста;
-условие максимизации прибыли фирмой-монополистом.
Изучение нового материала.
Монополистическая власть означает способность фирмы влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать ее по своему усмотрению. Фирмы, обладающие монопольной властью, называются ценопроизводителями.
Фирмы, работающие на совершенно конкурентном рынке, называются ценополучателями, так как они принимают рыночную цену как заданную из вне, самим рынком.
Монополия - тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющих близких заменителей. Под монополией понимается и сам этот продавец.
У чистой монополии нет конкурентов на рынке его товара.
В целом объем производства товара у монополиста будет меньше, чем рыночное предложение в условиях совершенной конкуренции, а цена выше, чем конкурентная цена. Это приводит к определенным потерям для общества.
Рынок несовершенной конкуренции
Фирма обладающая монопольной властью:
Может быть несколько (олигополия) или очень много (монополистическая конкуренция) фирм.
Фирма обладающая чистой монополией:
Это рынок, имеющий только одного продавца и множество покупателей. (кривая спроса имеет отрицательный наклон) это принципиальное отличие между монополистом и фирмой, работающей в условиях совершенной конкуренции.
Идеально конкурентная фирмаможет продавать столько, сколько захочет, по рыночной цене.
Монополия же не принимает цену как нечто данное. По мере увеличения объема выпуска цена непременно должна снижаться, потому что кривая спроса направлена вниз. Ради повышения цены монополист вынужден сократить объем производства (продаж), потому что потребители всегда отвечают на повышение цены уменьшением покупок данного блага.
Следовательно, конкурентная фирма, максимизирующаяприбыль, должна выявить только оптимальный объем выпуска.
Фирма-монополист, преследующая ту же цель, должна не только определить количество товара, максимизирующееприбыль, но еще и установить такую цену, при которой все произведенное количество было бы выкуплено потребителями. В этом смысле управлять монополией сложнее, чем конкурентной фирмой.
ÒПредельная выручка монополиста не равна цене продукции. При каждом возможном объеме выпуска величина предельной выручки окажется меньше цены товара.
ÒПредлагаю самостоятельно познакомиться с примером расчетов тексте учебника на стр.102-104.
ÒОптимальный объем выпуска фирма-монополист находит, приравнивая предельную выручку к предельным издержкам. MR(Q)=MC(Q)