Вы не зарегистрированы

Авторизация



Химические свойства циклоалканов

Фото пользователя Бэлла Вадимовна Ивченко
Submitted by Бэлла Вадимовна Ивченко on чт, 21/11/2013 - 21:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ивченко Бэлла Вадимовна
Место работы, должность: 
МКОУ СОШ № 2 Лодейное Поле учитель химии
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Расширить и углубить знания о циклоалканах, как о предельных углеводородах циклического строения

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

О.С Габриелян  Органическая химия . 10класс профильный уровень

 

Используемая методическая литература: 

 О.С Габриелян И.Г Остроумов Химия. Настольная книга учителя химии

О.С Габриелян И.Г Остроумов Е.Е Остроумова Органическая химия в тестах , задачах упражнениях

Используемое оборудование: 

 Мультимедийный проектор, интерактивная приставка Мимио

Используемые ЦОР: 

план конспект урока

презентация к уроку

Краткое описание: 
Урок изучения химических свойств циклоалканов, основан на различном строении малых и больших циклов. Блочное закрепление материала в виде заданий ЕГЭ различного уровня А В С
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Конспект урока «Химические свойства циклоалканов »

10 класс профильная группа. Программа О.С.Габриелян

Цель урока׃

·         расширить и углубить знания о циклоалканах, как о предельных углеводородах циклического строения

Задачи урока׃

Обучающие

·         познакомить учащихся с различным строением циклоалканов, сделать акцент на сравнении строения больших и малых циклов

·         применять, полученные ранее знания о номенклатуре  изомерии, к  классу циклоалканов

·         познакомить учащихся с химическими свойствами циклопарафинов, а также сравнить химические свойства малых и больших циклов

·         подвести учащихся к сравнению свойств циклопарафинов с алканами и алкенами

·         закрепить навыки составления уравнений реакций с органическими веществами

 

Развиваюшие

·         развивать мыслительную деятельность в аспекте сравнить, сделать вывод, проанализировать

·         опираться на внутрипредметные связи между классами углеводородов

Воспитывающие

·         воспитывать чувство гордости за Россию, как державу, богатую полезными ископаемыми

·         воспитывать интерес к развитию химической промышленности, проблеме переработки нефтепродуктов

·         эстетическое оформление схем

 

Оборудование:таблицы и слайды, отражающие строение циклоалканов,   мультимедиа, интерактивная приставка МИМИО

  Ход урока

1. Организационный момент ( постановка цели)

2. Актуализация знаний (  введение в материал , фронтальное повторение)

3. Изучение нового материала

4. Обобщение  выводы ( контроль за усвоением знаний)

5. решение заданий ЕГЭ

Этап урока

Учебный материал

Деятельность учащихся

Актуализация  знаний

Фронтальное повторение

_- Назовите общую формулу циклоалканов

-Назовите  по систематической номенклатуре следующие циклоалканы

- Назовите  возможные виды изомерии у циклоалканов

-ответы на вопросы по изомерию блок А

 

  Устные ответы на вопросы, работа с

презентацией

 Изучение нового материала

1. Строение циклоалканов

- определите тип гибридизации атомов углерода в циклобутане( SP3, вал угол 109°28´)

- циклоалканы  по составу на малые и большие циклы, их строение сильно отличается

- в малых циклах углы отличаются от тетраэдрических и стремятся к 90°, от этого возникает угловое напряжение , что приводит к неустойчивости цикла

- в больших циклах вал угол остается109°28´, цикл  обладает устойчивостью

2. Химические свойства циклоалканов

1.Горение

-циклопропана

-циклопентана

2.Гидрирование с раскрытием цикла

Малые циклы(100°) большие циклы(370°)

Гидрирование циклобутана

                       циклопропана

                    метилциклобутана

                            циклогексана

3.Галогениерование с

 

Раскрытие цикла( малые), сохранение(большие)

 Хлорирование метилциклопропана

                        Метилциклопентана

Бромирование циклобутана

Хлорирование циклогексана

4.гидрогалогениерование(только малые циклы)

Гидрохлорирование циклопропана

Гидрохлорирование циклобутана

Гидробромирование  метилциклобутана

 

 

  Устные ответы на вопросы,

 

Запись классификации циклоалканов и различий в строении

 

 

 

 

Заполнение таблицы

 Сравнение свойств циклоалканов различного строения

Индивидуальное тестирование

Фронтальные вопросы по обобщающей таблицеБлок А                                                                                                                                        1.В каком из циклоалканов  угловое напряжение максимально

1.циклопентан                                                                                                                                                   2.1,2-диметилциклопропан                                                                                                                 3.циклогексан              

4.циклобутан                                                                                                                                                                                                              

 2. Наиболее характерными реакциями циклогексана являются

1.реакции замещения                                                                                                     2.реакции присоединения                                                                                       3.реакции разложения                                                                                                                                         3.Продуктом взаимодействия циклопропана с бромом является

1.бромциклопропан                                                                                                        2.1,3-дибромпропан                          

3.1,2дибромциклопропан                                                                                                                                                                                                                                          4.Продуктом взаимодействия циклопентана с хлором

1.хлорциклопентан                                                                                                          

   2.1,5дихлорпентан                                                                                                         3.1,2-дихлорпентан                                                                                          

   5.Продуктом гидрирования циклопентана является

1.циклогексан                                                                                                                2.пентан                                                                                                                           3.изопентан

В.

Продукт хлорирования

1

1,3-дихлорпропан

2

хлорциклогексан

3

хлорпропан

4

1,4-дихлорбутан

5

хлорциклобутан

Установите соответствие междуциклоалканом                                      и продуктом хлорирования его

циклоалкан

 А

циклогексан

Б

циклобутан

В

циклопропан

 

А

Б

В

 

 

 

 

 

 Формулировка выводов

 

 

Выполнение теста по изученному материалу

 

 

Фронтальная проверка

Решение вопросов С2, С5

 С2Мысленный эксперимент

Циклоалкан  подвергли гидрированию, полученный продукт взаимодействия вступил в реакцию с хлором при кванте света , продукт обработали спиртовым раствором  гидроксида  натрия. Итог эксперимента – бутен-2. Определите  исходный циклоалкан

( ответ циклобутан)

 

 

 

 

 

 

 

Анализ

решение

д/з

 Составить уравнения реакций, для метилциклопентана и циклобутана

 

 

Прикрепленный файлSize
Химические свойства циклоалканов.pptx324.89 KB
Документ Microsoft Office Word конспект урока.docx21.21 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана Валентиновна Передерина

На: Химические свойства циклоалканов


Спасибо, за разработку урока!




Фото пользователя Татьяна Ивановна Куликова

На: Химические свойства циклоалканов


Понравился мысленный эксперимент




Фото пользователя Бэлла Вадимовна Ивченко

На: Химические свойства циклоалканов


Согласна,  такие задания очень развивают мышление. 




Фото пользователя Нина Ивановна Ткаченко

На: Химические свойства циклоалканов


Хотелось бы отметить подобранные вопросы  заданий ЕГЭ




Фото пользователя Ирина Валерьевна Богословская

На: Химические свойства циклоалканов


Спасибо, за разработку урока!



"Балаковочка"