Вы не зарегистрированы

Авторизация



Воспитательная модель 9 класса "Человек - главная ценность"

Фото пользователя Марина Михайловна Брувер
Submitted by Марина Михайловна Брувер on Fri, 22/11/2013 - 15:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Брувер М.М.
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ № 31 г.Шахты, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 9 класса "Б"
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Управление образованием
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

 

Цель   –  развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Задачи:    

·        углублять и расширять индивидуальную, дифференцированно-групповую работу  по формированию, развитию, совершенствованию  классного коллектива;

·        воспитывать у ребят чувство жизненно востребованной самостоятельности, гражданской, социально- и личностно-нравственной ответственности через самоуправление;

·        постоянно совершенствовать нравственные, духовные, моральные  качества личности учащихся;

·        подготовить учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.

 

Учащихся в классе (аудитории): 
9
Используемая методическая литература: 

 

1.     М.А. Александрова, Е.И. БарановаКлассному руководителю о самоуправлении в классе.

2.     Творческий Центр, Москва 2006 г.

3.     2.Б. В. Бушелева Поговорим о воспитанности. Москва, «Просвещение» 1980 г.

4.     Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001. – 160,0 с.

5.     Гуткин. Л. Д. и др Спутник классного руководителя..- Москва, 2001г.

6.     Н. И. Дерекаева  Справочник классного руководителя. -  Москва, 2005г, «ВАКО»

7.     Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-ое изд., доп. – М.: ЦГЛ, 2002

8.     Воспитательная система класса. Теория и практика. Под редакцией Е.Н.Степанова. Творческий Центр, Москва 2005г.

9.     Плинер Я.Г., В.А. Бухвалов Воспитание личности в коллективе.-М.: Центр “Педагогический поиск”,2000.- 160 с.   

10.                       Угольникова Е.Ю. Качество, эффективность, результат воспитательного процесса. Критерии и инструментарий оценки (лекции с курсов ПК). – Оханск, 2005 .

11.                       Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1998

Краткое описание: 
Классному руководителю ответственно доверено самое дорогое, что есть у человека - ребёнок. Являясь на протяжении нескольких лет классным руководителем, я пришла к выводу, что миссия классного наставника состоит в том, чтобы помочь ученику вырасти Человеком с большой буквы, с добрым сердцем и открытой душой. С глубоким воодушевлением я приняла решение участвовать в конкурсе «За заслуги в воспитании», так как считаю, что мой опыт работы с классным коллективом поможет всем, кому доверено самое ценное на Земле - ребёнок. Воспитательная модель класса разработана мною в строгом соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (ст. 43 о праве на образование), с целью обеспечения самоопределения личности, создания условий для её самореализации и всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства, что прописано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Областном законе РО «Об образовании в Ростовской области» от 22.10.2004 г. № 184-ЗС, Федеральной целевой программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2004 г. № 751), Областной долгосрочной целевой программе «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы» (утв. Постановлением Администрации Ростовской области от 27.11.2009 г. № 625), Программе развития муниципальной системы образования. Воспитательная модель моего класса учитывает также требования, изложенные в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2000 г. № 103-ФЗ), Социальном стандарте Российской Федерации «Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» (приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002 г. № 30-51-914/16), в других нормативных правовых актах федерального, регионального, муниципального уровня в области образования и воспитания. Также следует отметить, что моя воспитательная модель класса разработана с учётом Конвенции о правах ребёнка, комплексной целевой воспитательной программы школы «СТАРТ» на 2010-2020 г.г., программы развития и образовательной программы школы и не противоречит Уставу МБОУ СОШ № 31 г.Шахты, локальным актам ОУ. Рассматриваемая воспитательная модель класса представлена воспитательными развивающими направлениями, способствующими практической реализации концепции гражданского и патриотического обучения, воспитания, развития, и педагогической поддержки личности, интеллектуальному и креативному развитию, физическому и трудовому воспитанию, формированию эстетических чувств и лидерских качеств, привитию норм экологической культуры, пропаганде ЗОЖ, а также валеологическому и профориентационному просвещению, обучению, воспитанию, развитию школьников. Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществлялся мною на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях. На основе этих исследований ярко обозначилась цель моей воспитательной модели.

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КЛАССА

 

«ЧЕЛОВЕК – ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ»

 

 

Брувер Марина Михайловна,

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О. полностью)

 

 

классный руководитель 9 класса «Б»

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 31 г. ШахтыРостовской области

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

 

 

 

«Лучший классный руководитель»

(номинация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

город  Шахты

(территория)

2013 год

ВВЕДЕНИЕ

 

Классному руководителю ответственно  доверено самое дорогое,   что         есть у  человека - ребёнок.

Являясь на протяжении нескольких лет классным руководителем, я пришла  к выводу, что миссия  классного  наставника   состоит в том, чтобыпомочь   ученику вырасти Человеком с большой буквы,с добрым сердцем и открытой душой.

С глубоким воодушевлением я приняла решение участвовать в конкурсе «За  заслуги в  воспитании», так как считаю, что мой опыт работы с  классным коллективом поможет всем, кому доверено   самое  ценное на Земле  -   ребёнок.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Воспитательная модель  класса  разработана мною в строгом соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (ст. 43о праве на образование), с целью обеспечения самоопределения личности, создания условий для её самореализации и всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства, что прописано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Областном законе  РО «Об  образовании  в  Ростовской  области»  от   22.10.2004 г.   № 184-ЗС, Федеральной целевой программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации  от 04.10.2004 г.  № 751),  Областной долгосрочной целевой программе «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы» (утв. Постановлением Администрации Ростовской области от 27.11.2009 г. № 625), Программе  развития муниципальной системы образования.                 

Воспитательная модель  моего класса учитывает также требования, изложенные в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.  № 124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2000 г. № 103-ФЗ), Социальном стандарте Российской Федерации  «Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» (приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002 г. № 30-51-914/16), в других нормативных правовых актах федерального, регионального, муниципального уровня в области образования и воспитания.                             

Также следует отметить, что моя  воспитательная модель  класса разработана с учётом  Конвенции о правах ребёнка, комплексной целевой воспитательной программы школы «СТАРТ» на 2010-2020 г.г., программы развития и образовательной программы школы и не противоречит Уставу МБОУ СОШ № 31 г.Шахты, локальным актам ОУ.                                                                   

Рассматриваемая воспитательная модель  класса  представлена воспитательными развивающими   направлениями, способствующими практической реализации концепции гражданского и патриотического обучения, воспитания, развития, и педагогической поддержки личности, интеллектуальному и креативному развитию, физическому  и трудовому воспитанию, формированию эстетических чувств и лидерских качеств, привитию норм экологической культуры,  пропаганде ЗОЖ, а также валеологическому и  профориентационному  просвещению, обучению, воспитанию, развитию школьников.   

  Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществлялся мною на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях. На основе   этих  исследований  ярко обозначилась  цель моей воспитательной модели.

Цель   –  развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Задачи:    

·        углублять и расширять индивидуальную, дифференцированно-групповую работу  по формированию, развитию, совершенствованию  классного коллектива;

·        воспитывать у ребят чувство жизненно востребованной самостоятельности, гражданской, социально- и личностно-нравственной ответственности через самоуправление;

·        постоянно совершенствовать нравственные, духовные, моральные  качества личности учащихся;

·        подготовить учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ   МОДЕЛИ

9 «Б»   класса  МБОУ СОШ №31 г. Шахты

 

 

Основные направления воспитательной деятельности  и формы их реализации можно представить в следующей таблице:

Направление  воспитательной работы

Цель воспитательной деятельности

(по указанному направлению)

Формы реализации указанного  направления воспитательной работы

Художественно-эстетическое

Формирование интеллектуальной культуры   школьников, развитие    кругозора и любознательности, врождённых способностей  и задатков.

«Первое сентября»,      «Осенний бал», «День матери»,   «Веселый Новый год», «День Святого Валентина», «Масленица», «Русская красавица», «День смеха»,  «Прощай, школа!»

Гражданско-патриотическое

Формирование  активной гражданской позиции, воспитание гордости за прошлое своей страны и желания активно участвовать в преобразовании её настоящего.

Конкурс военно-патриотической песни, классные часы,  посвящённые освобождению города Шахты от немецко-фашистских захватчиков, Дню Победы, посещение памятников воинам-освободителям, Вечного Огня, встречи с ветеранами. 

Здоровьесберегающее и спортивное

Формирование  у учащихся стремления к укреплению своего здоровья и развитие  физических способностей.

 

 

Конкурс агитбригад «За здоровый образ жизни», Дни Здоровья, профилактические беседы и инструктажи, физминутки, «Кросс Наций», «Школьная Олимпиада»

Духовно- нравственное

 Формирование   у учащихсяпонимания смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей,  привитие   любви  к родному  городу, Донскому краю, Отечеству.  

«Ратные страницы истории», конкурсы рисунков, газет, поделок Акции «Рожественский перезвон», «Подарок солдату», «Подарок ветерану», экскурсии по городу, Донскому краю, стране, встречи с интересными людьми родного города.

Профориентационное

Формирование   потребности   в профессиональном самоопределении.

«Урок Занятости», «Кем быть?»,  «Лестница на вершину», посещение Дней Открытых Дверей в средних профессиональных учреждениях города, беседы с  профориентаторами, экскурсии на предприятия города

 

В основу  воспитательной модели я включила следующие принципы и подходы:

·        принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;

·         принцип сотрудничества – воспитательная работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;

·        принцип успешности - оптимистический настрой жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения.

·        деятельностно - отношенческий подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между  учениками;

·        личностно ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

            Созданная  воспитательная модель помогает мне более целенаправленно строить воспитательную работу в классе, сосредотачивать усилия на решение  наиболее важных педагогических проблем при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Это способствует повышению эффективности  воспитательной  деятельности, достижению  существенных результатов в духовном и физическом развитии обучающихся, формировании индивидуальности классного сообщества.

             Формы работы   по реализации  воспитательной модели весьма  разнообразны: 

В соответствии с разработанной  воспитательной моделью  я чётко определила модель ученика:  

 

 

 

 

 

 

 

 

 


    РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ КЛАССА

 

1. Позитивная динамика уровня воспитанности учащихся класса

(за последние 3 года)

 

*    Уровень    социальной  зрелости ученического коллектива 

 

 

*    Динамика охвата детей дополнительным образованием

 

 

 

 

 

 

*    Динамика уровня гражданского, нравственного и культурного развития воспитанников

 

*    Следует особо подчеркнуть, что во вверенном мне учебном коллективе никогда не имели место правонарушения.  Еженедельно на классных часах, на родительских собраниях,  в индивидуальных консультациях и беседах  мною рассматриваются вопросы по профилактике правонарушений  среди подростков. 

 

*    Уровень учебной мотивации (по результатам мониторинга) свидетельствует о повышении мотивации к учению:  в 2012-2013 учебном году на 10,2% повысилась  успеваемость по сравнению  с предыдущим учебным годом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

*     Защищенность и комфортность ребёнка в классе                                             (по результатам анкетирования)

 

 

 

*    Удовлетворённость родителей воспитательной системой класса.

 

 В результате проведённых социологических опросов родителей обучающихся, следует сделать вывод, что родители полностью удовлетворены воспитательной системой класса.

 

2. Использование современных инновационных технологий воспитания и развития в деятельности классного руководителя

 

*    Участвуя  в работе  школьного методического объединения, изучив педагогическую и психологическую  литературу по проблемам воспитания, накопив собственный опыт работы классным руководителем (14 лет),  в  настоящее время  разрабатываю авторскую образовательную программу «Человек - главная ценность»,в центре которой стоит ребенок, как субъект культуры и жизнетворчества. 

 

*    Педагогическая поддержка индивидуальности школьников, осуществление педмониторинга их личностного развития базируется  на использовании следующих методик:

 

ØМетодика  определения модели выпускника.

ØМетодика выявления готовности школьников к выбору профессии.

ØМетодика М.Рокича «Уровень ценностных ориентаций».

ØОпросник субъективного отношения ученика к деятельности, самому себе и к окружающим.

ØМетодика А.И.Григорьевой.

ØМетодика Фридмана «Наши отношения».

ØМетодика определения уровня развития ученического самоуправления М.И.Рожкова.

ØМетодика Е.Н.Степанова.

 

Использование данных методик помогает мне, как классному руководителю, эффективно осуществлять педмониторинг личностного развития школьников, учитыватьпозитивные изменения, происходящие в личности воспитанника,  – личностный рост (развитие гуманистических ценностных отношений человека к миру, к людям и к самому себе).

 

*    Применение инновационных методов оценивания качества обучения и воспитания способствует  многогранному раскрытию личности ребёнка.  

Оценивание качества обучения и воспитания учеников  я осуществляю  с помощью следующих методов:

Øпортфолио;

Øрейтинг;

Øпрезентация.

 

*    Привитие любви к родному краю – одно из приоритетных направлений воспитательной модели класса. В классе ежегодно проводятся открытые мероприятия, посвящённые знаменательным событиям нашего края: «Великий Чехов», «Казачьи посиделки» (2010-2011 уч. год), фольклорный праздник «Как на славном, на Дону» с привлечением родителей учащихся (2011-2012 уч. год), «Области - 75: гордимся, наследуем, помним!», виртуальная экскурсия «Мой край родной» (2012-2013 уч. г.).

Схематично систему деятельности классного руководителя по национально-региональному воспитанию на основе культурно-исторических традиций Донского края можно представить следующим образом:

 

 

3. Обобщение и распространение собственного

инновационного опыта деятельности классного руководителя

 

*    Я занимаю довольно активную позицию классного руководителя в школе.На свои внеклассные мероприятия  обязательно приглашаю администрацию школы, коллег и родителей. Выступаю на педсоветах, методических объединениях школы  по проблемам обучения и воспитания.

 

Ø2010-2011 уч. год  - выступление на педсовете «Организация работы с родителями – залог успешности ученика»

Ø2011-2012 уч. год – выступление на методическом объединении классных руководителей «Воспитание личности в коллективе»

Ø2012-2013 уч. год – мастер-класс «Совершенствование нравственных качеств личности обучающегося»

 Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль преподавателя, вторая – воспитателя, то есть классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя - вторая, на самом деле – это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.Главное – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Это – значит, не быть перед ребенком чем-то высшим, а каждую минуту переживать с детьми, и самому с ними учиться.

 

4.  Формирование здорового образа жизни

 

*    Динамика показателей здоровья воспитанников свидетельствует о том, что

     за последние три года работы в этом направлении отслеживались показатели здоровья  учащихся моего класса.   Просветительская и практическая работа с родителями и учениками свидетельствует о снижении числа учащихся с хроническими заболеваниями, часто болеющих учеников.  

 

*    Охват детей спортивными секциями и физкультурно-массовой работой.

 

Все учащиеся класса посещают школьные  баскетбольную и волейбольную секции. Кроме этого, 10 человек (80% от общего количества обучающихся) посещают плавательные секции в спортивном комплексе «Артёмовец».

 

*    Класс не только активно участвует в спортивной жизни школы, но и занимает призовые места:

 

Ø2010-2011 уч. год- 2 место по метанию гранаты;

Ø2011-2012 уч. год – 2 место  по кроссу;

Ø2012-2013 уч. год – 1 место по бегу на короткие дистанции.

 

В классном коллективе созданы благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности, гуманизации отношений. В каждого ребенка надо верить. Найти в нем ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, придет на помощь. Каждый ребенок чем-то одарен, поэтому  нужно ценить в нём личность, его неповторимость, и душевную красоту.В нашем  классе  хорошо налажены способы взаимодействия, правила общения, законы жизни. Только совместная выработка нравственных ценностей, правил и законов жизни, на мой взгляд, составляет суть воспитания,  его живую душу и живую этику.

 

5. Взаимодействие школы с семьёй и

другими социальными институтами  в воспитании детей

 

В соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя родители и общественные организации – важнейшее звено  воспитательной системы класса.

          Основные направления работы с родителями:

 

1. Информационное– означающее  оперативное  информирование родителей о предстоящей деятельности педколлектива, о целях и задачах этой деятельности, об учебных и воспитательных проблемах или достижениях учащихся, а также реализацию программы педагогического всеобуча.

2. Организационное- включающее в себя организацию и проведение родительских собраний, педагогических всеобучей, индивидуальных консультаций.

3. Диагностическое - нацеленное на изучение мнения и социального запроса родителей, их ожиданий от образовательной и воспитательной деятельности школы, необходимости оказания педагогической и психологической помощи в воспитании ребенка.

 

 

Цели работы классного руководителя с родителями:

 

1. Помочь родителям увидеть ребенка в его природосообразности, понимать закономерности происходящих в ребенке изменений.

2. Совместно с родителями создать условия для развития духовности учащихся на основе на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.

 

*   Система педагогического просвещения родителей в настоящее время полностью мною сформирована и весьма, на мой взгляд, результативна.Работа с родителями -  это не просто  должностная обязанность, это одна из граней педагогического мастерства. Чем  продуктивнее эта работа, тем  комфортнее чувствуют себя дети.

 

 

*                Во внеклассной работе родительский актив  является не только зрителями, но и активными помощниками в творческих делах класса: изготавливают костюмы, заботятся о призах и подарках победителям конкурсов, помогают оформить наглядность и украсить классную комнату, делятся идеями и опытом в воспитании детей.

 

*                Работа органов ученического и родительского органов самоуправления тесно взаимосвязана и в комплексе решает воспитательные задачи, направленные на реализацию воспитательной модели класса.

 

*                Отзывы родителей класса о характере отношений между обучающими и педагогическими работниками характеризуются, в подавляющей своей массе, такими оценками: «в классе сформирован дружный, сплочённый, ответственный коллектив, где каждый ребёнок – личность, многогранная, творческая, духовно развитая, культурная» (заседание родительского комитета 7 класса «Б», ноябрь 2011-2012 уч. г.; заседание малого педсовета, февраль 2012-2013 уч. г.); «учащиеся класса очень сплочены, самостоятельны, каждого подростка отличает чувство самостоятельности, ответственности за порученное дело, гражданская, социально значимая активность» (совещание при заместителе директора по УВР по корпусу 2, апрель 2011-2012 уч. г.; заседание совета школы по корпусу 2, май 2012-2013 уч. г.)

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Описанная выше воспитательная модель реализуется мною на протяжении  четырёх  лет, начиная с 2009 года по настоящее время. Полагаю, разработанная и реализуемая модель достаточно эффективна, результативна, характеризуется позитивной динамикой. Кроме того, реальные результаты и успехи, достигнутые в процессе реализации моей воспитательной модели, получили и продолжают получать положительные отзывы со стороны детей, их родителей, педагогической общественности.

Областной конкурс «За успехи в воспитании» является, на мой взгляд, не только прекрасной стартовой площадкой для дальнейшего профессионального роста классных руководителей в школах Ростовской области, но также и настоящим педагогическим мастер-классом, творческой лабораторией по обмену накопленным опытом воспитания подрастающих поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

 

1.     М.А. Александрова, Е.И. БарановаКлассному руководителю о самоуправлении в классе.

2.     Творческий Центр, Москва 2006 г.

3.     2.Б. В. Бушелева Поговорим о воспитанности. Москва, «Просвещение» 1980 г.

4.     Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001. – 160,0 с.

5.     Гуткин. Л. Д. и др Спутник классного руководителя..- Москва, 2001г.

6.     Н. И. Дерекаева  Справочник классного руководителя. -  Москва, 2005г, «ВАКО»

7.     Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-ое изд., доп. – М.: ЦГЛ, 2002

8.     Воспитательная система класса. Теория и практика. Под редакцией Е.Н.Степанова. Творческий Центр, Москва 2005г.

9.     Плинер Я.Г., В.А. Бухвалов Воспитание личности в коллективе.-М.: Центр “Педагогический поиск”,2000.- 160 с.   

10.                       Угольникова Е.Ю. Качество, эффективность, результат воспитательного процесса. Критерии и инструментарий оценки (лекции с курсов ПК). – Оханск, 2005 .

11.                       Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1998

Прикрепленный файлSize
БРУВЕР М.М._конкурсная работа.docx285.6 KB

»  Размещено в сообществах: