Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема урока: «К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. Черты народной сказки в произведении».

Данные об авторе
Автор(ы): 
Брувер М.М.
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №31 г. Шахты   учитель русского языка и литературы

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 Цель урока:  за

·        Познакомить учащихся с  творчеством писателя; работа с понятием «эпитет»;

 

·        Развитие образно-эмоциональной сферы обучающихся,навыков комментированного чтения,  умения рассуждать, творческого мышления, памяти.

 

·        Воспитание  в душах подрастающего поколения чувства отзывчивости, милосердия, любви и сопереживания.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

 Т.Ф. Курдюмова Литература ч.2

Используемая методическая литература: 

 миетодические рекомендации Т.Ф. Курдюмова

Используемое оборудование: 

 Портрет Паустовского, электронная презентация

Краткое описание: 
<p> Урок посвящен изучению творчества Паустовского , его произведения Тёплый хлеб.&nbsp; Развите образно- эмоциональной сферы учащихся происходит на вполне конкретном жизненном материале, заствавляя учеников погрузиться в мир сопереживания.</p>

Тема урока:«К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. Черты народной сказки в произведении».  (1 урок.)

Цели урока:

·        Познакомить учащихся с  творчеством писателя; работа с понятием «эпитет»;

 

·        Развитие образно-эмоциональной сферы обучающихся,навыков комментированного чтения,  умения рассуждать, творческого мышления, памяти.

 

·        Воспитание  в душах подрастающего поколения чувства отзывчивости, милосердия, любви и сопереживания.

 

Оборудование:портрет К.Г. Паустовского, учебник – хрестоматия, ч.2

Словарная работа:  эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка.

Ход урока.

      1.  Артикуляционная разминка.

  Запишем и выучим новую скороговорку, например:

По поясам пояски, по пояскам  поясочки.

 

      Добиваемся четкой артикуляции при различных интонациях.

2. Слово учителя о К.Г. Паустовском.

 

 Паустовский родился в Москве, но в детстве его семья переехала в Киев, и учился будущий писатель в киевской классической гимназии, а затем там же поступил в университет. В канун нового 1900 года мама положила под елку для своего сына Кости книгу сказок X. К. Андерсена. Эта книга стала для будущего писателя по-настоящему драгоценным подарком. Он перечитывал ее много раз и, наверное, именно тогда полюбил сказки.
      «Желание необыкновенного преследовало меня с детства», — говорил Паустовский. Он зачитывался книгами Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна.
      — Кто читал книги этих писателей? О чем эти книги?
      — Как вы думаете, о чем может мечтать человек, увлеченный этими книгами?
      Паустовский мечтал о путешествиях и приключениях. Когда началась Первая мировая война, Паустовский стал служить санитаром на поездах, перевозивших раненых. Освободившись от службы, он начал странствовать по России — работал на заводе в Екатеринославле (сейчас Днепропетровск), рыбачил с артелью на Черном море. В 1917 г. он работает репортером в московских газетах, потом снова путешествует по стране и живет в Одессе. Паустовский-романтик очень любит море, и главным героем одной из повестей он делает Черное море («Черное море», 1936).
      В своих странствиях Паустовский не был путешественником-созерцателем, он своим словом активно вмешивался в жизнь. Задумав написать книгу об уничтожении пустынь, он объехал все берега Каспийского моря и написал правдивую повесть «Кара-Бугаз». Затем он полюбил Ленинград и написал несколько повестей и рассказов о севере, о его колдовских белых ночах.
      Есть история о том, как бедный юноша отправился в путешествие, узнав, что в далекой стране закопан клад. Пройдя трудный путь, он так и не нашел клада, вернулся к себе на родину — и нашел клад в родной деревне.
      Паустовский вернулся в Москву и тут, недалеко от Москвы и Рязани, открыл для себя Мещеру, удивительный край, богатый озерами, болотами и лесными речками, ограниченный с юга течением Оки. До конца жизни он ездил туда, подолгу жил там. Край этот он описал в книге «Мещерская сторона».
      У любимого сказочника Паустовского — Андерсена — обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Свое стремление к чуду писатель воплотил в создании сказок — «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрепанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша», «Теплый хлеб».

      3.  Изучение сказки «Теплый хлеб»


     3.1  Выразительное чтение отырвка.



      — Понравилась ли вам сказка? О чем вы думали, слушая эту сказку? Какие картины вы представляли? Кого из героев сказки вы хотели бы встретить в своей жизни?

     3.2. Беседа о героях сказки.
      — Назовите главных героев сказки. В какой части сказки мы узнаем о главных героях?  Как о них говорит автор?


      Запишем в тетради и на доске имена героев.


      Конь Мальчик — вороной конь, «раненый, пострадал от врага».
      Мельник Панкрат — «скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном».
      Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя» — «молчаливый, недоверчивый».


      — Какие еще слова и выражения помогают нам лучше представить Фильку и  Панкрата?
      О Фильке:  «отвечал сердитым басом», «бабка выговаривала ему за неласковость», «встал нехотя», «ударил коня по губам», «заплакал от страха».
      О Панкрате: «быстрые глаза», «мучная пыль навеки въелась в Панкрата», «вылечил коня», «починил мельницу».


      — Кратко перескажите сюжет сказки. Какие поступки совершали герои?


       4.      Домашнее задание.


      1. Подготовить  выразительное чтение эпизода  «Разговор бабки с Филькой»  (от слов: «Метель начала затихать к вечеру...» — до слов: «— Да ну его,  Панкрата! — сказал Филька и затих»).
      2. Подсчитать, сколько раз в тексте сказки встречается фраза: «Да ну тебя!»

 Выписать в тетрадь предложения с любимой Филькиной фразой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:   « Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».

 Реальные и фантастические события и персонажи сказки.

Судьба Фильки.»   

                                                                                                                                        ( 2 урок)

Цели урока:

·        Обучение составлению характеристики главного героя и работе с планом.

·        Развитие навыков аналитического чтения, монологической и диалогической речи.

·        Воспитание  в душах подрастающего поколения чувства отзывчивости, милосердия, любви и сопереживания.

 

Оборудование:портрет К.Г. Паустовского, учебник – хрестоматия, ч.2, рисунки учащихся.

Словарная работа:  эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка.

 

Ход урока.

      I. Артикуляционная разминка.
      В начале этого урока лучше разучить новую скороговорку или перевертыш.

      II. Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».


      1. Выразительное чтение по ролям.


      Эпизод «Разговор бабки с Филькой»
      Распределим между детьми роли автора, бабки и Фильки (границы эпизода указаны в домашнем задании).

      2. Анализ эпизода.
      — Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре?
      Ученики называют слова бабки: мороз стрясся от злобы людской; мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.
      — Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца?
      — Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?
      — Каким мы видим Фильку в начале сказки? Как меняется его поведение?

      3. Проверка домашнего задания (письменного)
      Предложим ученикам прочитать выписанные дома предложения, в которых Филька произносит свою любимую фразу.


      — Как меняется интонация, с которой Филька произносит эту фразу? О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью этой интонации?


      «Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: „Да ну тебя!“ Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: „Да ну тебя! Ищи сам!“ Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: „Да ну тебя! Надоела!“».
      «„Да ну тебя! Дьявол!“ — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».
      Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «„Да ну тебя!“ — и прислушался».
      «Да ну вас! Проклятые!» — кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.
      «— Да ну его, Панкрата! — сказал Филька и затих».
      «— Да ну его! — сказал Филька. — Пробьем мы, ребята, и такой лед!»


      — Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?

      4. Выразительное чтение
      Читаем сцену прощения Фильки от слов: «На следующее утро Филька пришел вместе с ребятами к мельнице» — до конца.
      — Почему конь простил Фильку?
      — Кто помог Фильке заслужить прощение коня?
      Дети, старики и даже сорока помогали Фильке, но первый шаг Филька сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, и сам изобрел спасение от стужи.
      — Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий? 

 

      В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне».
      Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.


      — Как можно было бы назвать эту сказку? Почему автор называет ее «Теплый хлеб»?


      Эту сказку Паустовского можно было бы назвать «Раненый конь», «Сказка о чуде, которое случилось в деревне Бережки» или как-нибудь иначе. Сам автор называет эту сказку «Теплый хлеб». Теплый — значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в своей сказке.


      — Чему учит нас эта сказка?
      Сказка учит нас доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости.

      III. Реальные и фантастические события и персонажи сказки.


      1. Беседа


      — Докажите, что перед нами литературная сказка.


      Сказка «Теплый хлеб» литературная, в ней с самых первых слов создается впечатление, что это не сказочная, а правдивая история. Это достигается благодаря тому, что в самом начале сказки называется место, где происходят события, — деревня Бережки — и указывается на время действия: «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице...» Кавалеристы и немецкий снаряд — это детали, которые указывают, что такое могло происходить во время гражданской войны.
      В концовке автор хочет подчеркнуть, что фантастические события смешаны с реальными. Он передает нам, чем именно хвасталась сорока. Автор как будто бы ее понимает, а вот люди ее не слушают и не понимают, и от этого сорока сердится.


      — Какие события сказки, по-вашему, являются фантастическими?


      Фантастическое в сказке: конь вызывает мороз и метель; рассказ Филькиной бабки о том, что десять лет после лютого мороза «голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыни»; болтливая сорока, которая за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер и попросила его прогнать мороз.
      — Перечислите персонажей сказки «Теплый хлеб» (кроме главных героев — их мы уже записывали).
      Учитель запишет персонажей на доске:
      Бабка Фильки, ветер, мороз, мыши, сорока, лисицы, ребята и старики, женщины, мальчик Николай.


      — Каких из этих персонажей мы назовем фантастическими, а каких — реальными?


      Пытаясь ответить на этот вопрос, ученики увидят, что реальные, казалось бы, явления — ветер, мороз — олицетворяются, как в сказочной традиции:

      «А к ночи небо заледенело как лед, звезды примерзли к небесному своду и колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип валенок по твердому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые бревна в стенах и они трещали и лопались». «А сорока рассказывала, что она долетела до теплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям. Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понесся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом».

      — Как описаны в сказке сорока, лисицы, мыши?
      Обратим внимание на рассказ о лисице, которая заметила тень сороки:

      «Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов все-таки тянуло теплом и сорока не боялась замерзнуть. Никто ее не видел, только лисица в осиновом яру высунуламорду из норы, повела носом, заметила, как темной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почесываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?»

      Прочитаем так, чтобы слушатели смогли ощутить аромат и вкус хлеба, и предложим детям попытаться так же прочитать отрывок от слов: «По всем дворам кололи звонкие березовые дрова» — до слов: «...хоть кусочек этого чудесного хлеба».
      Паустовский не выдумывает каких-то особых сказочных персонажей. Он превращает в сказочных существ самых обычных животных и птиц: мышей, лисиц, сорок, ворон. Простой мирный труд — починка мельницы, разбивание льда, приготовление хлеба — превращается у Паустовского в волшебный и радостный праздник. Мастерство писателя в том, чтобы открывать чудеса вокруг нас, в простых делах каждого дня.
      Перед тем как дать детям домашнее задание, вспомним, что такое сравнения и эпитеты.

      

       Домашнее задание.
  Выписать сравнения и эпитеты  (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату (от слов: «Ночью он слез с печи» — до слов: «Бежать он уже не мог, а тяжело шел, загребая снег валенками»).    

 

       Эпитеты: воздух был синий, густой, страшный; в чистом небе; розовыми венцами; пустота — жгучая и такая ясная; черные ивы. 


      Сравнения: луна, убранная, как невеста; снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой; ветки их поблескивали, как стеклянные.

      Словарная работа
             Вороной конь — конь черного цвета.
      Скорый на работу — быстро выполняющий свою работу.
      В воздухе висел дым — была большая влажность воздуха, и казалось, что в воздухе висит дым.
      Теплый серый день — зимой, когда нет мороза, небо затягивают серые низкие облака.
      Злорадный окрик — резкий крик, в котором чувствуется радость от неудачи другого.
      Колючий мороз — в сильный мороз щиплет щеки.
      Неминучая смерть — смерть, которую нельзя миновать, которая обязательно придет.
      Лютый мороз — очень сильный мороз.
      Нашкодил — нахулиганил, набезобразничал.
 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн