"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".
Размещено: Елена Викторовна Перкова - вс, 24/11/2013 - 14:48
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
для учащихся 2 специального /коррекционного/ класса VII вида ТЕМА: "Ориентирование во времени: время года "Осень".
Признаки времени года".
ЦЕЛЬ:Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся.
ЗАДАЧИ: Коррекционно-развивающие:
Коррекция зрительного и слухового гнозиса.
Коррекция мыслительных процессов.
Коррекция мелкой моторики рук.
Развитие произвольности психических процессов.
Образовательные
Продолжить обучение четырёхфазному дыханию: вдох-задержка-выдох-задержка.
Развить навык ориентирования на листе бумаги и в пространстве.
Закрепить и углубить знания об Осени.
Повторить упражнения с массажным мячом.
Воспитательные:
Воспитывать умение осознанно выполнять инструкции взрослого.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.
Воспитывать чувство уважения друг к другу, умения выслушать и услышать другого.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:
Наглядный раздаточный материал по теме.
Плакаты по теме "Осень"
Карточки для упражнений
Листы для выполнения графического задания, карандаши, ручки
Психолог:Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами снова встретились на занятии.
1. Настрой на работу.
Прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и мысленно передайте своё тепло соседям. Тихонько пожмите ручки сидящим рядом с вами ребятам. - А теперь покажите с каким настроением вы пришли на нашу встречу?
(Дети показывают цветные карточки, а психолог смотрит с каким настроением они пришли на занятие) (цветовая диагностика настроения)
2. Введение в тему занятия.
В начале занятия я хочу загадать вам загадку. Отгадайте, о каком времени года идёт речь:
Листья золотом стелила,
Краски травам подарила.
Лес наполнила грибами.
Полон огород плодами.
Бабье лето пролетело.
Груши, яблоки созрели.
Рады все, кого не спросишь.
Ведь пришла к нам в гости – (Осень!)
3. Работа по теме.
Сегодня мы поговорим с вами об осени. По каким признакам можно определить, что пришла осень? (Дети отвечают на вопросы)
Осень - ласковое солнышко, листопад, грибы, птичьи стаи, дождик, туман и, конечно, начало учебного года…
Давайте посмотрим небольшую зарисовку об осени. Смотрите внимательно и в конце постарайтесь ответить на мой вопрос.
(Презентацию о осени можно составить по желанию, но обязательно использовать в показе признаки осени) После просмотра вопрос:Какие признаки еще не назвали???
Загадки:
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
Слезки капают из тучи –
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник —
Хлюпает по лужам… (Дождик)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно ... (Листопад)
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? ... (Птицы)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает:
Одним проходу не дает,
других он подгоняет. (Ветер)
Загадки в виде презентации можно найти на сайте - http://deti-burg.ru/zagadki/zagadki-pro-osen
Игра с мячом "Верно-неверно…"
Цели:расширение кругозора, повторение признаков Осени, развитие произвольности психических процессов.
Учащиеся сидят в кругу. Ведущий называет какое-то событие, признак и кидает мяч кому-нибудь из детей. Ребёнок, получивший мяч, отвечает, верно или неверно:
Упражнение "Сжимание, разжимание кулачков". Цели: развитие динамического праксиса рук, подготовка к выполнению упражнений с массажным мячом.
Сначала одновременно, затем поочерёдно учащиеся выполняют сжимание и разжимание кулачков.
Упражнения с массажным мячом:
Упражнение "Непростой шарик" Цели: коррекция мелкой моторики рук, произвольности внимания, умения контролировать свои движения. Движения соответствуют тексту.
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
Упражнение "Орех "
Цели:коррекция моторики рук, координации движений, развитие произвольности внимания, ловкости.
Упражнение выполняется массажным мячом. Движения соответствуют тексту. На последних словах подкидываем мячик вверх и прежде чем поймать, нужно хлопнуть в ладоши столько раз, сколько получается.
Я катаю свой орех
По ладоням снизу вверх.
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю свой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Психолог:А сейчас сядем все за стол и выполним графический диктант.
Упражнение "Графический диктант"
Цели:развитие умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться в пространстве.
Детям раздают листы в широкую клетку. Психолог диктует направление, а дети на поле квадрата рисуют под диктовку. Точка отсчета проставлена
У учащихся начальных классов, имеющих интеллектуальные нарушения не всегда получается выполнить точно данное упражнение, но зато они с большим интересом его выполняют.
Упражнение "Самомассаж век".
Цели:улучшение кровоснабжения в области глазного яблока и лобных отделов мозга.
Перед глазодвигательными упражнениями проводится самомассаж век руками. На несколько секунд зажмурить глаза, а затем широко их открыть.
Упражнение выполняется 3-4 раза.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
(Электронный вариант)
Хорошие варианты электронных зрительных гимнастик для глаз вы можете взять на сайтах:
http://pedsovet.su/load/244
http://lgmasko.ucoz.ru
Психолог:Хорошо осенью, ребята! Отгадайте одну загадку:
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ... (листопад)
А вам нравится листопад? Давайте сами его сделаем, своими силами. Только для этого нам придется сначала найти листочки для листопада.
Упражнение "Найди листья" Цели: развитие навыков ориентирования в пространстве.
Работа в парах (делимся по цвету): Листья, разложенные в кабинете, надо собрать по 4 шт. разного размера и разного цвета. Разложить на столе.
Как вариант упражнение можно провести как игру «Тепло-холодно» когда ищут спрятанные листья, а психолог подсказывает направление тепло (рядом), холодно (далеко)
Цель:улучшение ритмированности организма, оптимизация кровообращения, вентиляция всех участков лёгких, развивает самоконтроль и произвольность.
На палочке, прикреплённые ниточкой перед каждым ребёнком висят сделанные из плотной бумаги небольшие кленовые листочки. Каждый ребёнок дует на листок. Вдыхая полной грудью воздух, задерживая его внутри, затем выдыхая сильной струёй.
Психолог:Видите, какой замечательный листопад мы с вами смогли сделать.
Упражнение "Разложи правильно".
Работа по одному. На столе разложены карточки с признаками разных времен года. Ребенок находит все карточки с признаками и предметами, относящимися к Осени. Выкладывает свои карточки на столе и обосновывает свой выбор.
Заключение.
Подведение итогов. Что запомнилось на занятии. Что нового узнали.