Научить оперировать основными понятиями профессионального самоопределения.
Оформление и оборудование: Презентация Power Point (Приложение 1), ручки, карандаши, схемы анализа профессии на каждую группу (Приложение 2).
Сценарий занятия
1. Вступительная беседа.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем классном часе. Пройдёт он у нас сегодня в виде группового занятия, поэтому я попрошу вас всех разделиться на 4 группы.
Тема нашего группового занятия: «Мы выбираем, нас выбирают» (Слайд 1). Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
(Ответы учащихся).
Сегодня разговор наш вновь будет о профессиональном самоопределении, процессе и результате самостоятельного и сознательного выбора профессии.
Посмотрите на экран (Слайд 2). Я предлагаю вам подумать над известными изречениями (работа в группе: 1 гр-1, 2гр-2, 3гр.-3, 4 гр.-4) и через минуту высказать своё мнение о них.
1-«Все работы хороши, выбирай на вкус». В.В. Маяковский
2-«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.
3-«Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Томас Карлейль.
4-«Всяк кузнец своего счастья». Народная пословица.
(Учащиеся в группе совещаются и через минуту проходит обсуждение данных высказываний).
2. Актуализация знаний.
В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу?
Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин – запеканку или пюре с котлетами). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост.
Если выбор верный, то обучение профессии будет сплошным удовольствием. Однако. Выбирая себе профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности.
Выбор профессии, с одной стороны, - взгляд в будущее, а с другой стороны – взгляд внутрь себя: готов ли я к достижению цели?
Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е.В. Климовым. Мы с вами эти факторы тоже знаем (Слайд 3-5)
Знания о профессиях и их востребованность.Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях, вас интересующих, можно получить из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов, выставок, посещений различных учебных заведений, предприятий, учреждений, встреч с различными специалистами, с помощью сети Интернет.
Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься. Необходимо уяснить для себя: вы любите заниматься только любимым делом или вам необходимо общение с людьми?
Способности. Думаю, вы понимаете, что одного интереса к будущей профессии мало. Необходимы определённые способности. Способности – это такие свойства человека, которые являются необходимым условием достижения успехов в той или иной области. Для того, чтобы играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходим ещё и абсолютный музыкальный слух и т.д.
Уровень притязания и самооценка. Это важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и в планировании карьеры. Например, девочка хочет стать актрисой, как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т.д.
Мнение родителей, семьи. Этот фактор тоже немаловажен. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
Мнение друзей, одноклассников. Не стоит выбирать учебное заведение по принципу: я хочу и далее учиться с другом. Прислушиваясь к советам друзей или родителей, важно помнить, что выбор профессии – это ваш и только ваш личный выбор.
Мнение учителей и классного руководителя. При выборе профессии старшекласснику полезно учесть мнение учителей о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности. В школе работают психологи, они могут с помощью тестов и заданий определить ваши способности и склонности. Можно обратиться в центры профконсультаций, в центры занятости.
ЛПП – личный профессиональный план. Это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности (психического, материального, физического плана). В целом выбор профессии считается оптимальным, если в составлении личного профессионального плана учтены все перечисленные факторы, а сам план включает как основной, так и запасные варианты.
Важно!Выбирать профессию надо с учетом всех факторов. К каким последствиям может привести неучёт тех или иных факторов?
(Ответы учащихся).
А мы продолжаем разговор о труде. Труд в удовольствие – коварный миф. (слайд 6) Труд есть прежде всего работа. Её суть раскрывается в таких понятиях, как трудно, трудный, трудности. Подлинный, а не мнимый труд не может быть идентичен игре, забаве. Он всегда требует больших затрат физической, нервной, интеллектуальной энергии, требует преодоления самого себя. Он всегда связан с напряжением, с усилием, с усталостью. И всё-таки здорово, когда сам процесс труда захватывает, увлекает, становится радостным. И ещё лучше, если труд твой увлекает тебя всю жизнь.
Раньше было проще. Отец сам пашет землю и учит пахать своих сыновей. У ремесленника и сыновья будут учиться ремесленному делу. Девочки осваивали исконно женские специальности: выпечку хлеба, прядение, шитьё, вязание.
Сейчас каждый стоит у штурвала своей жизни. Некоторые не всегда правильно выбирают верный путь и «садятся на мель».
Что же такое призвание, как вы считаете? (Слайд 7).
- Это внутренний голос, который помогает тебе выбрать профессию.
- Это способности, к которым человек предрасположен.
- Это наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы
Безусловно, у каждого человека есть природные задатки: врождённая музыкальность, способности к техническому творчеству, к изобразительному искусству, к шитью. Но все задатки надо развивать, надо много трудиться, чтобы достичь желаемого уровня.
Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее распространённой является известная вам классификация академика Е.А. Климова (Слайд 8).
На прошлом классном часу мы уже провели анкету и выяснили кто к какому типу профессии относится (слай 8). Я вам обещала более подробно рассказать о всех сферах профессиональной деятельности на этом классном часу.
Итак!
Человек – природа (Ч-П) (слайд 9) Предметы труда: растительные, животные организмы, микроорганизмы. Объекты труда: почва, вода, лес, атмосфера, семена, полезные ископаемые, растения, животные, микробиологические процессы. Области труда: растениеводство, животноводство, лесное хозяйство, микробиология. Профессионально важные качества для успешной деятельности: любовь к животным и растениям, наблюдательность, умение предвидеть изменчивые природные факторы, смелость, точность движений, терпеливость и настойчивость, оперативно наглядно-образное мышление, физическая выносливость.
Человек – техника (Ч-Т) (слайд 10) Предметы труда: машины, механизмы, технические системы, агрегаты. Объекты труда: техника, приборы, оборудование, аппараты, грунты, горные породы, древесина, пластмассы, ткани, строительные материалы, энергия, сельскохозяйственная продукция. Область труда: добыча и обработка грунтов и горных пород; обработка материалов; сборка, монтаж, ремонт, накладка, обслуживание техники, зданий и сооружений, электро-и радиооборудования; управление подъемными и транспортными средствами; переработка сельхозпродуктов. Профессионально важные качества для успешной деятельности: любовь к технике, техническое мышление, координация движений, скорость реакции, технический слух, устойчивость к монотомии, способность к техническому творчеству.
Человек - знаковая система (Ч-З) (слайд 11)
Предметы труда: знаки, символы, формулы, слова, цифры, тексты, коды. Объекты труда: ЭВМ, пишущие машинки, индикаторы, измерительные приборы, рисунки, схемы, графики, чертежи, карты, ноты, деньги, фотографии, письменная и устная речь, документы. Области труда: создание и оформление документов, анализ и перевод текстов, делопроизводство, связь, бухгалтерское дело, экономика, финансы, страхование, кредитование, полиграфия, картография, топография, геодезия, черчение, конструирование, модельное и архивное дело, статистика, работа на ЭВМ. Профессионально важные качества для успешной деятельности: зрительное восприятие, зрительный анализатор, оперативная память, логическое мышление, здоровый опорно-двигательный аппарат, концентрация внимания, координация движений, эмоциональная устойчивость.
Человек – человек (Ч-Ч) (слайд 12)
Предметы труда: люди, группы людей, коллективы, условия воспитания. Объекты труда: методы, средства, условия воспитания, обслуживание людей и руководство ими. Области труда: руководство людьми, воспитание, обучение, медицинское, торговое, социально-бытовое, информационное обслуживание людей. Профессионально важные качества для успешной деятельности: любовь к людям, наблюдательность, находчивость, вежливость, отзывчивость, честность, коммуникативные склонности, эмоциональная устойчивость.
Человек — художественный образ (Ч—X) (слайд 13)
Предметы труда: художественный образ и закономерности его создания. Объекты труда: краски, ноты, буквы, слова, художественная речь, пластика тела, материалы. Области труда: декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотография, изобразительное, музыкальное, хореографическое искусство, архитектура, литература, телевидение. Профессионально важные качества для успешной деятельности: творческое, образное мышление, образная память, наблюдательность, художественный вкус, художественные специальные способности.
3. Игра «Угадай профессию»(слайд 14)
Очень часто мы представляем себе какую-либо профессию, но конкретно рассказать об её особенностях не можем. Вот мы сейчас и узнаем особенности некоторых профессий.
Предлагаю игру «Угадай профессию»
Каждая группа получает таблицу. Задание группам: изучить таблицу; загадать профессию и закодировать её, т.е. проставить в каждой ячейке последней колонки нужную цифру, которая подходит к вашей профессии; по сигналу передать другой группе (по кругу). Группа, изучив, должна отгадать, какая же профессия закодирована. В качестве примера даётся профессия таксиста.
Учащиеся работают, звучит медленная музыка.
Теперь настало время узнать, какую профессию загадала каждая группа.
Вы хорошо потрудились.
4. Подведение итогов.
Какие же ошибки сопутствуют выбору профессии? (Слайд 15)
Увлечение только внешней стороной профессии без учёта её «минусов»;
Выбор профессии из соображения престижности в обществе;
Только на основании высокой оплаты труда;
Под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний;
Отождествление учебного предмета с профессией;
Перенос позитивного отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию;
Выбор профессии «за компанию» с друзьями;
Неумение (без учёта индивидуальных способностей) разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.)
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;
Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостойными, неприличными.
А на вопрос, как получить желаемую профессию вы можете уже сказать сами. (Слайд 16).
-поставить перед собой цель и стремиться достичь её;
- необходимо получить хорошие знания;
- поступить и успешно закончить ВУЗ;
- необходимо предварительно попробовать себя в избранной профессии;
- нужно любить эту профессию.
Что необходимо учитывать при осознанном выборе профессии? (Слайд 17)
Интересы;
Склонности;
Способности;
Готовность (пригодность к чему-либо);
Возможности (средства, условия, обстоятельства, необходимые для чего-либо);
Природные особенности;
Здоровье;
Потребность общества в избираемой профессии.
Попрошу вас продолжить незаконченные предложения:
«Я узнал, что моя будущая профессия…»
« Я думаю, что после сегодняшнего разговора…»
«Я надеюсь, что в будущем…», «Этот классный час помог мне…» (Слайд 18)
Предлагаю в группах обсудить, сформулировать и записать тему следующего классного часа из цикла «Мир профессий» (Слайд 19)
6. Заключение.
В заключении нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по-настоящему счастливым.