Вы не зарегистрированы

Авторизация



Классный час "Мы выбираем, нас выбирают"

Submitted by Татьяна Леонидовна Хлызова on вс, 24/11/2013 - 22:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Хлызова Татьяна Леонидовна
Место работы, должность: 

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4", г. Котлас, классный руководитель 10 класса

Регион: 
Архангельская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Классный час разработан для учащихся 10 класса для их правильного профессионального самоопределения в будущем</p>

Классный час в 10-м классе "Мы выбираем, нас выбирают"

 Цели:

  • Сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учётом их способностей и психологических особенностей.
  • Способствовать осознанию учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей.
  • Актуализировать основные понятия профессионального самоопределения: факторы, влияющие на выбор профессии; сферы профессиональной деятельности.
  • Проанализировать типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.

Задачи:

  • Научить подростков выделять основные признаки профессии;
  • Научить подростков избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии;
  • Научить оперировать основными понятиями профессионального самоопределения.

Оформление и оборудование: Презентация Power Point (Приложение 1), ручки, карандаши, схемы анализа профессии на каждую группу (Приложение 2).

Сценарий занятия

1. Вступительная беседа.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем классном часе. Пройдёт он у нас сегодня в виде группового занятия, поэтому я попрошу вас всех разделиться на 4 группы.

Тема нашего группового занятия: «Мы выбираем, нас выбирают» (Слайд 1). Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

(Ответы учащихся).

Сегодня разговор наш вновь будет о профессиональном самоопределении, процессе и результате самостоятельного и сознательного выбора профессии.

Посмотрите на экран (Слайд 2).  Я предлагаю вам подумать над известными изречениями (работа в группе: 1 гр-1, 2гр-2, 3гр.-3, 4 гр.-4)  и через минуту высказать своё мнение о них.

1-«Все работы хороши, выбирай на вкус». В.В. Маяковский

2-«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.

3-«Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Томас Карлейль.

4-«Всяк кузнец своего счастья». Народная пословица.

(Учащиеся в группе совещаются и через минуту проходит обсуждение данных высказываний).

2. Актуализация знаний.

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу?

Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин – запеканку или пюре с котлетами). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост.

Если выбор верный, то обучение профессии будет сплошным удовольствием. Однако. Выбирая себе профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности.

Выбор профессии, с одной стороны, - взгляд в будущее, а с другой стороны – взгляд внутрь себя: готов ли я к достижению цели?

Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е.В. Климовым. Мы с вами эти факторы тоже знаем (Слайд 3-5)

  1. Знания о профессиях и их востребованность.Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях, вас интересующих, можно получить из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов, выставок, посещений различных учебных заведений, предприятий, учреждений, встреч с различными специалистами, с помощью сети Интернет.
  2. Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься. Необходимо уяснить для себя: вы любите заниматься только любимым делом или вам необходимо общение с людьми?
  3. Способности. Думаю, вы понимаете, что одного интереса к будущей профессии мало. Необходимы определённые способности. Способности – это такие свойства человека, которые являются необходимым условием достижения успехов в той или иной области. Для того, чтобы играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходим ещё и абсолютный музыкальный слух и т.д.
  4. Уровень притязания и самооценка. Это важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и в планировании карьеры. Например, девочка хочет стать актрисой, как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т.д.
  5. Мнение родителей, семьи. Этот фактор тоже немаловажен. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
  6. Мнение друзей, одноклассников. Не стоит выбирать учебное заведение по принципу: я хочу и далее учиться с другом. Прислушиваясь к советам друзей или родителей, важно помнить, что выбор профессии – это ваш и только ваш личный выбор.
  7. Мнение учителей и классного руководителя. При выборе профессии старшекласснику полезно учесть мнение учителей о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности. В школе работают психологи, они могут с помощью тестов и заданий определить ваши способности и склонности. Можно обратиться в центры профконсультаций, в центры занятости.
  8. ЛПП – личный профессиональный план. Это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности (психического, материального, физического плана). В целом выбор профессии считается оптимальным, если в составлении личного профессионального плана учтены все перечисленные факторы, а сам план включает как основной, так и запасные варианты.

Важно!Выбирать профессию надо с учетом всех факторов.     К каким последствиям может привести неучёт тех или иных факторов?

(Ответы учащихся).

А мы продолжаем разговор о труде.  Труд в удовольствие – коварный миф. (слайд 6) Труд есть прежде всего работа. Её суть раскрывается в таких понятиях, как трудно, трудный, трудности. Подлинный, а не мнимый труд не может быть идентичен игре, забаве. Он всегда требует больших затрат физической, нервной, интеллектуальной энергии, требует преодоления самого себя. Он всегда связан с напряжением, с усилием, с усталостью. И всё-таки здорово, когда сам процесс труда захватывает, увлекает, становится радостным. И ещё лучше, если труд твой увлекает тебя всю жизнь.

Раньше было проще. Отец сам пашет землю и учит пахать своих сыновей. У ремесленника и сыновья будут учиться ремесленному делу. Девочки осваивали исконно женские специальности: выпечку хлеба, прядение, шитьё, вязание.

Сейчас каждый стоит у штурвала своей жизни. Некоторые не всегда правильно выбирают верный путь и «садятся на мель».

Что же такое призвание, как вы считаете? (Слайд 7).

- Это внутренний голос, который помогает тебе выбрать профессию.

- Это способности, к которым человек предрасположен.

- Это наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы

Безусловно, у каждого человека есть природные задатки: врождённая музыкальность, способности к техническому творчеству, к изобразительному искусству, к шитью. Но все задатки надо развивать, надо много трудиться, чтобы достичь желаемого уровня.

Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее распространённой является известная вам классификация академика Е.А. Климова (Слайд 8).

На прошлом классном часу мы уже провели анкету и выяснили кто к какому типу профессии относится (слай 8). Я вам обещала более подробно рассказать о всех сферах профессиональной деятельности на этом классном часу.

Итак!

Человек – природа (Ч-П) (слайд 9)
      Предметы труда: растительные, животные организмы, микроорганизмы.
       Объекты труда: почва, вода, лес, атмосфера, семена, полезные ископаемые, растения, животные, микробиологические процессы.
      Области труда: растениеводство, животноводство, лесное хозяйство, микробиология.
      Профессионально важные качества для успешной деятельности: любовь к животным и растениям, наблюдательность, умение предвидеть изменчивые природные факторы, смелость, точность движений, терпеливость и настойчивость, оперативно наглядно-образное мышление, физическая выносливость.

Человек – техника (Ч-Т) (слайд 10)
      Предметы труда: машины, механизмы, технические системы, агрегаты.
      Объекты труда: техника, приборы, оборудование, аппараты, грунты, горные породы, древесина, пластмассы, ткани, строительные материалы, энергия, сельскохозяйственная продукция.
      Область труда: добыча и обработка грунтов и горных пород; обработка материалов; сборка, монтаж, ремонт, накладка, обслуживание техники, зданий и сооружений, электро-и радиооборудования; управление подъемными и транспортными средствами; переработка сельхозпродуктов.
      Профессионально важные качества для успешной деятельности: любовь к технике, техническое мышление, координация движений, скорость реакции, технический слух, устойчивость к монотомии, способность к техническому творчеству.


Человек - знаковая система (Ч-З) (слайд 11)

       Предметы труда: знаки, символы, формулы, слова, цифры, тексты, коды.
      Объекты труда: ЭВМ, пишущие машинки, индикаторы, измерительные приборы, рисунки, схемы, графики, чертежи, карты, ноты, деньги, фотографии, письменная и устная речь, документы.
      Области труда: создание и оформление документов, анализ и перевод текстов, делопроизводство, связь, бухгалтерское дело, экономика, финансы, страхование, кредитование, полиграфия, картография, топография, геодезия, черчение, конструирование, модельное и архивное дело, статистика, работа на ЭВМ.
      Профессионально важные качества для успешной деятельности: зрительное восприятие, зрительный анализатор, оперативная память, логическое мышление, здоровый опорно-двигательный аппарат, концентрация внимания, координация движений, эмоциональная устойчивость.


Человек – человек (Ч-Ч)  (слайд 12)

       Предметы труда: люди, группы людей, коллективы, условия воспитания.
      Объекты труда: методы, средства, условия воспитания, обслуживание людей и руководство ими.
      Области труда: руководство людьми, воспитание, обучение, ме­дицинское, торговое, социально-бытовое, информационное обслу­живание людей.
      Профессионально важные качества для успешной деятельности: любовь к людям, наблюдательность, находчивость, вежливость, от­зывчивость, честность, коммуникативные склонности, эмоцио­нальная устойчивость.

Человек — художественный образ (Ч—X) (слайд 13)

       Предметы труда: художественный образ и закономерности его создания.
      Объекты труда: краски, ноты, буквы, слова, художественная речь, пластика тела, материалы.
      Области труда: декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотография, изобразительное, музыкальное, хореографическое искусство, архитектура, литература, телевидение.
      Профессионально важные качества для успешной деятельности: творческое, образное мышление, образная память, наблюдательность, художественный вкус, художественные специальные способности.

3. Игра «Угадай профессию» (слайд 14)
 

 Очень часто мы представляем себе какую-либо профессию, но конкретно рассказать об её особенностях не можем. Вот мы сейчас и узнаем особенности некоторых профессий.

Предлагаю игру «Угадай профессию»

Каждая группа получает таблицу. Задание группам: изучить таблицу; загадать профессию и закодировать её, т.е. проставить в каждой ячейке последней колонки нужную цифру, которая подходит к вашей профессии; по сигналу передать другой группе (по кругу). Группа, изучив, должна отгадать, какая же профессия закодирована. В качестве примера даётся профессия таксиста.

Учащиеся работают, звучит медленная музыка.

Теперь настало время узнать, какую профессию загадала каждая группа.

Вы хорошо потрудились.

4. Подведение итогов.

  • Какие же ошибки сопутствуют выбору профессии? (Слайд 15)
  • Увлечение только внешней стороной профессии без учёта её «минусов»;
  • Выбор профессии из соображения престижности в обществе;
  • Только на основании высокой оплаты труда;
  • Под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний;
  • Отождествление учебного предмета с профессией;
  • Перенос позитивного отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию;
  • Выбор профессии «за компанию» с друзьями;
  • Неумение (без учёта индивидуальных способностей) разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.)
  • Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;
  • Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостойными, неприличными.
  • А на вопрос, как получить желаемую профессию вы можете уже сказать сами. (Слайд 16).

-поставить перед собой цель и стремиться достичь её;

- необходимо получить хорошие знания;

- поступить и успешно закончить ВУЗ;

- необходимо предварительно попробовать себя в избранной профессии;

- нужно любить эту профессию.

  • Что необходимо учитывать при осознанном выборе профессии? (Слайд 17)
  • Интересы;
  • Склонности;
  • Способности;
  • Готовность (пригодность к чему-либо);
  • Возможности (средства, условия, обстоятельства, необходимые для чего-либо);
  • Природные особенности;
  • Здоровье;
  • Потребность общества в избираемой профессии.
  • Попрошу вас продолжить незаконченные предложения:
    «Я узнал, что моя будущая профессия…»
    « Я думаю, что после сегодняшнего разговора…»
    «Я надеюсь, что в будущем…», «Этот классный час помог мне…» (Слайд 18)
  • Предлагаю в группах обсудить, сформулировать и записать тему следующего классного часа из цикла «Мир профессий» (Слайд 19)

6. Заключение.

В заключении нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по-настоящему счастливым.

  

Прикрепленный файлSize
Открытый классный час.ppt1.75 MB

»  Tags for document: