Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка "Документация педагога дополнительного образования"

Submitted by Юлия Евгеньевна Тихонравова on Wed, 27/11/2013 - 12:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тихонравова Юлия Евгеньевна
Место работы, должность: 

Методист МБОУ ДОД ДЮЦ "Гелиос"

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Предмет(ы): 
Спецпредмет
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Данная методическая разработка была разработана в рамках &quot;Школы педагога дополнительного образования&quot;, специально для облегчения работы и в помощь молодым неопытным педагогам.</p>
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр «Гелиос» Методическая разработка № 1 (рекомендации) в «Школе педагога» по теме: Документация педагога дополнительного образования Автор: Методист МБОУ ДОД ДЮЦ «Гелиос» Тихонравова Юлия Евгеньевна Ковров Сентябрь 2013 год Школа педагога 2013 год В помощь педагогу дополнительного образования Тема: Документация педагога дополнительного образования I.Документация педагога дополнительного образования Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития обучаемых. Образовательный процесс – процесс управляемый, следовательно, включает в себя такие элементы, как планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности и анализ её результатов. Все эти элементы присущи и деятельности педагога. Планирование своей деятельности педагог осуществляет посредством разработки учебной документации, которая в свою очередь помогает грамотно организовать занятия, рационально использовать учебное время, эффективно отслеживать результаты. Какие же требования предъявляются к оформлению и содержанию данных материалов? Главным правилом является то, что при разработке учебной документации всех уровней педагог должен руководствоваться Государственными образовательными стандартами, нормативными документами и инструкциями Министерства образования и науки, а так же Уставом образовательного учреждения. 1. Виды учебной документации в учреждении дополнительного образования детей Существует большое количество видов учебной документации, которые условно можно разделить на две группы: первую – основную и вторую – дополнительную. Если говорить о важности тех или иных материалов, то здесь вопрос нужно рассматривать по степени необходимости в данный момент. Есть, например, документация, которую нужно иметь педагогу уже до начала организованного образовательного процесса, а есть такая, которую можно разработать в ходе реализации образовательного процесса. Рассмотрим это на примерах. К основной учебной документации относятся образовательная программа, учебно-воспитательные планы, журнал учета рабочего времени. В деятельности педагога дополнительного образования эта документация имеет первостепенное значение и должна предшествовать началу образовательного процесса. Образовательная программа – база, на основе которой ведется перспективное и тематическое планирование. Планы разрабатываются и к каждому учебному занятию, при этом наличие подробных планов-конспектов занятий необходимо в случае, если педагогом проводится открытое или итоговое занятие. То же можно сказать и о планах воспитательных мероприятий. Дополнительная учебная документация востребована на определенном этапе образовательного процесса. В ходе реализации образовательной программы педагогами дополнительного образования широко используется диагностический и исследовательский аппарат. Это различные контрольно–оценочные диагностики, тесты стартовой, промежуточной и итоговой аттестации, анкеты, индивидуальные дневники наблюдений, обеспечивающие непрерывный мониторинг процесса личностного развития обучающихся, мониторинг усвоения образовательной программы. Возможно, по дополнительным программам разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, рассчитанные на обучение одаренных детей или детей с ограниченными физическими возможностями. В широком смысле под «документом» понимается любой материальный носитель данных и информации, следовательно, он может быть представлен не только в форме печатной продукции, но и в форме аудио- и видеоматериалов, которые способствуют решению задачи сохранения и распространения педагогического опыта. С этой целью в учреждении создаются архивы, банки данных, и т.д. 2. Основная документация 2.1. Образовательная программа Организация процесса обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования осуществляется на основе образовательных программ, которые могут быть как типовыми, т.е. рекомендуемыми государственными органами управления социально-образовательной сферы, так и модифицированными (адаптированными), экспериментальными и авторскими, которые разрабатываются педагогами, имеющими в настоящее время широкие возможности творчески подходить к отбору содержания и направления своей деятельности. Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать: - достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; - уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); - направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, психолого-педагогической, общеразвивающей); - современным образовательным технологиям, отраженным в принципах, формах, методах и средствах обучения. Дополнительная образовательная программа – это вид организационно-нормативного документа, при разработке которого определяется возможный объем и содержание образования детей в свободное время, состав педагогов, материально-техническая база и возможный контингент обучающихся. Образовательная программа – важнейший документ, являющийся основой методического обеспечения образовательного процесса и в то же время – оперативный управленческий документ, определяющий особенности деятельности детского творческого коллектива через содержание и объемы образования, технологии, необходимые и достаточные условия. Теоретическое обоснование структуры образовательной программы в системе дополнительного образования детей впервые было проведено в 1993 году Фоминой А.Б. и опубликовано в учебно-методическом пособии «Управление социально-педагогической деятельностью УДОД». Согласно нормативным документам последних лет в структуру образовательной программы, как правило, входят следующие элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. (актуальность, новизна, цель, задачи) 3. Особенности возрастной группы, режим занятий 4. Ожидаемые результаты и способы проверки 5. Учебно-тематический план. 6. Содержание программы. 7. Методическое обеспечение программы. 8. Список литературы для педагога, родителей и детей. II.Перечень документации и материалов, относящихся непосредственно к образовательному процессу Документы об образовании:  Международные документы об образовании, о правах ребенка (ООН, ЮНЕСКО).  Конституция РФ, Закон РФ "Об образовании", постановления правительства.  Документы об образовании области (правительства области, управления образования). Образовательные программы:  Дополнительные образовательные программы, адаптированные к современным условиям.  Программы общеобразовательной школы (по профилю деятельности коллектива).  Программы средних специальных и высших учебных заведений (по профилю деятельности коллектива).  Программы деятельности детских и молодежных общественных организаций Инструктивные материалы (инструкции, правила, требования):  Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к условиям обучения детей в различных видах современных общеобразовательных учреждений.  Инструкции по соблюдению правил техники безопасности.  Инструкции по соблюдению правил противопожарной безопасности.  Инструкции по организации и проведению экскурсий, походов, экспедиций с учащимися.  Правила внутреннего распорядка учреждения дополнительного образования. Информационные материалы, статистические сведения (банк данных):  Архивные материалы учреждения (исторические сведения).  Таблица достижений детских творческих коллективов  Дипломы, почетные грамоты, благодарности.  Картотека воспитанников(Алфавитная книга)  Картотека педагогов.  Сведения о программном обеспечении. Документация учреждения и структурных подразделений  Устав учреждения.  Социально-педагогический паспорт образовательного учреждения.  Положение о структурном подразделении (отделе, кабинете, клубе).  Положение о детском творческом коллективе.  Образовательная программа учреждения.  Перспективный план деятельности учреждения.  Документация и материалы советов учреждения (педагогическом, научно-методическом, художественном и др.)  Документы и материалы аттестационной комиссии.  Комплексные образовательные программы и проекты.  Учебный план учреждения.  Дополнительные образовательные программы объединений учащихся (модифицированные, экспериментальные, авторские).  Расписание занятий коллективов, приложения (расписание занятий, графики проведения открытых и итоговых занятий).  Тарифно-квалификационные характеристики и должностные инструкции педагогических работников. Договоры:  О работе учебных групп на базе других учреждений (филиалов).  С организациями, институтами, предприятиями о совместной деятельности. Приказы по учреждению. III.Пакет документов педагога дополнительного образования 1) Образовательная программа 2) Учебно-тематический план 3) План учебно-воспитательной работы (в котором расписываются направления работы педагога и воспитанников, это(сдается на утверждение в методический кабинет каждый год) - Организационная работа. - Методическая работа. - Просветительская и досуговая деятельность. - Работа с родителями. - Работа в летние каникулы. 4) Учебный план (в котором указываются название объединения, количество групп обучающихся, количество обучающихся по группам, количество часов в неделю, возраст обучающихся, место проведения занятий) 5) Расписание 6) Журнал учета работы педагога дополнительного образования в объединении на определенный учебный год 7)Список детей по журналу (Для алфавитной книги) 8) Справки врача о допуске к занятиям кружкового объединения (на каждого ребенка, берется на срок обучения по программе) 9) Заявление от родителей (договор с родителями) 10) Данные руководителя кружкового объединения: • Копия паспорта (1страница, страница места прописки) • Копия социального номера • Копия страхового свидетельства • Копия диплома об образовании • Копия удостоверения о повышении квалификации (если есть) • Копия аттестационного листа (если есть)(в личное дело) Приложение 1. Образовательная программа Классификация программ Образовательные программы можно классифицировать следующим образом: а) по целевому назначению общеразвивающие– программы, целевое назначение которых – общее и разностороннее развитие детей; углубленные – программы, обеспечивающие общее разностороннее развитие и формирование теоретических знаний, и практических навыков в определенной области образования и деятельности, включая допрофессиональную подготовку;(к нам это не относится) б) по степени авторства типовая – программа, утвержденная Министерством образования в качестве примерной в той или иной образовательной области или направлении деятельности, т.е программа рекомендована к использованию индивидуальная – программа, разработанная на основе типовой и измененная с учетом собственного опыта работы, видения предмета, но не затрагивающая основ традиционной структуры занятий, концептуальных основ образовательного процесса; экспериментальная – программа, в содержании которой заключен педагогический эксперимент. Ее целью является изменение содержания организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Программа должна иметь обоснование необходимости опытно-экспериментальной работы и научного руководителя. После прохождения экспериментальной проверки, обсуждения и утверждения на экспертном совете программа переходит в статус авторской; авторская – программа, разработанная индивидуально или коллективно на основе оригинального замысла и собственного педагогического опыта, не имеющая аналогов в системе внешкольного воспитания и обучения; в) по сроку реализации краткосрочные – программы, тематических спецкурсов, рассчитанные на срок менее 1 учебного года; одногодичные – программы, рассчитанные на 1 год обучения; долгосрочные – программы, рассчитанные на несколько лет обучения, но не более 6 лет; Пояснительная записка Пояснительная записка – компонент, часть программы, в которой обозначены основы организации процесса обучения какому-либо курсу, предмету. В пояснительной записке и программе необходимо раскрыть: • характер, тип программы (согласно классификатору, см. выше), ее направленность; • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; • основные принципы обучения и воспитания; • цель программы, ее назначение; • задачи программы (образовательные, воспитательные , развивающие). Цели и задачи программы должны быть научно и педагогически обоснованы, способствовать прогнозированию результатов реализации программы. Задачи должны не повторять цели, а раскрывать, конкретизировать их. В пояснительной записке кратко обосновывается актуальность данной программы, социальный заказ, новизна, ее отличительные особенности от уже существующих программ. Если программа модифицированная указать, какая программа послужила основой (автор программы). Выявление противоречий, определение проблемы, отражение главной идеи программы, определение принципов реализации программы. Необходимо также назвать возраст детей, на которых рассчитана данная программ, продолжительность (сроки) ее реализации, этапы, формы и режим учебных занятий. Цель – заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности (цель должна быть четко сформулирована, реальна, достижима). Цель образовательной программы – запрограммированный педагогом конечный результат, который должен быть им и учащимися достигнут в конце курса обучения (учебного года). Задача – путь достижения цели. Задачи, которые решает педагог, складываются из 3-х аспектов: образовательного, развивающего и воспитательного. Образовательные задачи – основные и определяющие. Они складывается из выполнения ряда требований: учить и научить каждого учащегося добывать самостоятельно знания, показать учащимся, что они должны делать, чтобы научится тому, чему их учат; формировать умения и навыки, то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы. Развивающие задачи складываются из нескольких блоков: речевое развитие, развитие мышления, развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы. В качестве развивающих задач можно предусмотреть развитие у воспитанников речи, внимания, формирования умения рационально запоминать учебный материал, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, выделять главное, делать самостоятельно выводы и обобщения, планировать свою работу, осуществлять ее в должном темпе, применять доступные приемы самоконтроля; развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности выполнения заданий, упражнений, элементов; развитие мелкой моторики, формирование умения управлять своими двигательными действиями и др. Воспитательные задачи должны предусматривать формирование и развитие волевых, нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, гражданских, экологических и других качеств личности учащегося. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. !!! Если образовательная программа кружка рассчитана на несколько лет обучения, то цели и задачи ставятся на каждый год обучения. Организационные условия реализации программы В этом разделе необходимо указать: • особенности группы детей (возраст, уровень развития и образования, психолого-педагогические особенности детей, состав группы (постоянный или нет), круг интересов и т. д.); • общее количество часов; • периодичность и продолжительность занятий; • нормы наполняемости группы; • организационные формы (групповая, индивидуальная), необходимо аргументировать выбранную организационную форму; • место проведения занятий; Учебно-тематический план Учебно-тематический план представляет собой таблицу с перечислением основных разделов курса, в той последовательности, в которой они будут изучаться. В таблице также указывается количество часов на каждый раздел (общих, теоретических, практических). Учебно-тематический план утверждается директором учреждения Название раздела Количество часов Теория Практика Экскурсия Всего Оптимальная нагрузка на одного ребенка - 4 часа в неделю! (Требования Сан Пин) Если программа рассчитана на несколько лет обучения, учебно-тематический план составляется на каждый год. Если тематика курса для каждой группы разная, учебно-тематический план составляется отдельно для каждой группы. Содержание программы Содержание программы – основная часть документа, в которой раскрывается содержание курса, приводится краткое изложение разделов программы согласно учебно-тематическому плану с указанием видов практической работы. Основное содержание программы излагается в лаконичной форме и логической последовательности по направлениям: содержание учебного материала (разделов), виды образовательной деятельности, ожидаемые результаты, механизм их достижения, система оценки. Здесь же после перечисления видов практических упражнений, работ в каждом разделе можно указать, какие умения и навыки необходимо сформировать у воспитанников при изучении этого раздела. !!! Как и учебно-тематический план, содержание программы расписывается на столько лет обучения, насколько рассчитан курс обучения. Прогноз результативности Прогноз результативности – ожидаемый результат по итогам завершения обучения. Три уровня усвоения материала: • знания; • умения; • навыки. В этом разделе указываются все знания, умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе обучения. Причем знания, умения и навыки не просто перечисляются. Необходимо дать их конкретную характеристику, указывать уровень владения. Знания, умения, навыки тесно взаимосвязаны. Знания – определенный объем сведений о чем-либо, без умения использовать эти сведения на практике. Умения – такой уровень усвоения учебного материала, когда воспитанники при определенном напряжении памяти, воли, внимания могут правильно выполнить какое-либо задание, тот или иной вид практической работы. Навыки – автоматизированные умения. Уровень навыка наблюдается тогда, когда учащиеся быстро и без ошибок выполняют определенное задание, определенный вид работ. !!! Если образовательная программа рассчитана на несколько лет обучения, то прогноз результативности расписывается на каждый год обучения! Методические условия реализации программы Методические условия реализации программы – раздел образовательной программы, который включает строго последовательное и системное описание обстановки, условий, точное создание которых позволяет осуществлять эффективный учебно-воспитательный процесс. Типы занятий: • комбинированный; • первичного ознакомления с материалом; • усвоение новых знаний; • применение полученных знаний и умений на практике; • закрепления, повторения; • итоговое. Форма организации учебного занятия – внешний вид организации учебно-воспитательной работы. Формы организации учебного занятия: * кружковое занятие; * круглый стол; * соревнование; * урок-лекция; * концерт; * урок-репортаж; * выставка; * урок-путешествие; * экскурсия; * заочная экскурсия; * диспут; * творческая мастерская; * творческий отчет; * урок-игра и др. Метод – способ взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанника, направленный на решение образовательно-воспитательных задач. При выборе методов обучения и воспитания следует руководствоваться следующими критериями: соответствие типу занятия, соответствие целям и задачам занятия, соответствие этапам занятия, соответствие реальным возможностям воспитанников, соответствие имеющимся условиям и отведенному времени, соответствие возможностям педагога. Прием – составная часть метода, конкретный способ, направленный на решение образовательно-воспитательных задач. Педагогическая технология – последовательность действий воспитанника по достижению поставленной цели при условии полной управляемости учебно-воспитательного процесса педагогом. !!! В этом разделе необходимо не просто перечислить все используемые в учебно-воспитательном процессе технологии, формы и методы, а подробно их описать, указать, когда, в каких случаях, при каких обстоятельствах и на каких этапах обучения их целесообразно использовать. При оформлении списка используемой литературы не стоит ограничиваться 3-4 источниками. Цель этого раздела – показать уровень теоретической подготовки педагога, его владение всеми необходимыми знаниями: педагогическими, методическими, психологическими. Правильно оформленный список литературы – показатель грамотности педагога! Должны быть представлены два списка литературы: - перечень литературы, используемой педагогом в своей работе, - литература, рекомендуемая для чтения детям и родителям. Литература, используемая педагогом делится на основную и дополнительную. Основная литература - нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждения. Дополнительная – педагогическая литература (за последние 5 лет). Приложение 2. Журнал учета работы педагога дополнительного образования 1.Журнал учета работы объединений является государственным учетным, финансовым доку¬ментом, его обязан вести каждый педагог дополнительного образования. 2.Заместитель директора по УР и методист по учебной работе обязаны систематически контролировать правильность ведения журнала. 3.Журнал учета работы педагога дополнительного образования расчитан на учебный год и ведется в каждом объединении. 4.Записи в журнале должны вестись регулярно, четко и аккуратно (перед или после проведения занятия) 5.На первой странице журнала руководитель объединения (педагог дополнительного образования) записывает название объединения, которое звучит в расписании и учебном плане, расписание, фамилию, имя, отчество руководителя (полностью), фамилию и имя старосты объединения. Все изменения расписания проводятся в соответствии с учебным планом и расписанием педагога дополнительного образования и отмечаются на первой странице журнала(с пометкой- изменения расписания) 6.В журнале на каждый месяц учебного года отводится отдельная страница, где указывается состав объединения (фамилия, имя обучающегося полностью), содержание занятий, дата и количест¬во часов работы объединения в соответствии и расписанием и учебным планом 7.Руководитель объединения систематически, и в дни и часы занятий объединения, отмечает в журнале: неявившихся — буквой «н», больных — буквой «б» (в графе, соответствующей дате заня¬тий). 8.Руководитель объединения в конце первого месяца работы объединения составляет «список обучающихся в объединении» и заполняет соответствующие графы. В случае измене¬ния состава объединения, выбывшие отмечаются, а вновь принятые вносятся в «список обучающихся в объединении» с указанием даты вступления в объединение. 9.Руководитель объединения систематически проводит (2 раза в год: первое полугодие и второе полугодие) с обучающимися инструктаж по техни¬ке безопасности. Всех прошедших инструктаж вносят в «список обучающихся в объединении, про¬ шедших инструктаж» 10. В журнале, обязательно, заполняются все страницы, в том числе «данные о родителях» с ФИО, адресом, личным телефоном. 11.Страница о творческих достижениях обучающихся заполняется по мере участия воспитанника в различных мероприятиях, выставках, конкурсах и др. 12. Страница с учетом массовых мероприятий обучающихся заполняется так же в соответствии с работой объединения. 13.В журнале страница с результатами мониторинга заполняется два раза в год(в конце первого полугодия и второго полугодия, а так же за год в целом) Приложение 3. Мониторинг педагога дополнительного образования В дополнительном образовании детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам. Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты. По-этому, для того чтобы понять на коком уровне освоения материала определенного объединения был ребенок в начале занятий и на каком уровне стал по окончании курса, помогает понять мониторинг образовательной деятельности объединения. Таблицы предназначенные для педагога дополнительного образования (их две): 1.Мониторинг уровня усвоения образовательной программы обучающимися в объединении (по полугодиям), затем сдается руководителю структурного подразделения (заведующей детского клуба) для обработки. Результаты вычисляются в процентном соотношении по формуле, которая прилагается к таблице. 2. Мониторинг уровня воспитанности обучающихся (по полугодиям), затем сдается руководителю структурного подразделения (заведующей детского клуба) для обработки. Результаты вычисляются в процентном соотношении по формуле, которая прилагается к таблице.