Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Материал для педагогов и родителей по теме: "Ребенок и книга"

Submitted by Татьяна Сергеевна Шамина on чт, 28/11/2013 - 09:16

Значение  чтения в развитии и воспитании детей

Консультация для воспитателей и родителей

 

      Шамина Татьяна Сергеевна,

заместитель заведующей по

воспитательно – образовательной

работе МБДОУ детский сад № 6

 

Дошкольное  детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

       Необходимо  как можно больше внимания уделять  становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

       Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

       На  сегодняшний день чтобы воспитывать  читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для  детей дошкольного возраста, уметь  интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. 

       Художественная  литература служит могучим, действенным  средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

       В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет  ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношении. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию; в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному; чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

       Умение  правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с  содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

         Значение художественной литературы  в воспитании детей определяется  ее общественной, а также воспитательно-образовательной  ролью в жизни всего народа.

         Искусство слова отражает действительность  через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

         Детский сад знакомит дошкольников  с лучшими произведениями для  детей и на этой основе решает  целый комплекс взаимосвязанных  задач нравственного, умственного,  эстетического воспитания.

         Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

         Художественное произведение привлекает  ребенка не только своей яркой  образной формой, но и смысловым  содержанием. Старшие дошкольники,  воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

       Дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

         Дети старшего дошкольного возраста  под воздействием целенаправленного  руководства воспитателей способны  увидеть единство содержания  произведения и его художественной  формы, найти в нем образные  слова и выражения, почувствовать  ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

       Таким образом, важно признать процесс  чтения определяющим в образовании  и развитии, мировоззренческом и  нравственном становлении человека, ребенка. 

     

 

 

 

 

Формы работы с книгой в  детском саду.

 

      Шамина Татьяна Сергеевна,

заместитель заведующей по

воспитательно – образовательной

работе МБДОУ детский сад № 6

       В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая  деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с  восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.

         Ясно видно, что в данное  понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др.

       Обеспечить  усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача.

         Воспитатель формирует у детей  умение воспринимать литературное  произведение.

       Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной  литературы;   заучивание стихотворений и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

       При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

         • выразительное чтение воспитателя;

         • беседа о прочитанном;

         • повторное чтение;

         • рассматривание иллюстраций;

         • объяснение незнакомых слов.

         Особое место в детском чтении  занимает такой жанр, как повесть  для маленьких. Чтение повести,  как отмечала Р.И. Жуковская,  даёт ребёнку возможность долго  следить за жизнью и приключениями  одного и того же героя.

·         В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге

и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально окликаться на него. У малышей формируется навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге.

       Воспитатель называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки - ребятушки, отмкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живёт?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научится повторять его с разными интонациями.

·                    В среднем дошкольном возрасте углубляется  работа по воспитанию у детей способности  к восприятию литературного произведения, стремление эмоционально откликаться  на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном.  Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чём рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

 

·                  В старшем дошкольном возрасте  возникает устойчивый интерес  к книгам, желание слушать их  чтение. Накопленный жизненный и  литературный опыт даёт ребёнку  возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её.

       В работе с детьми по данному разделу  программы вне занятий проявляются  два направления: первое, когда педагог  целенаправленно организует дошкольников для восприятия произведений, и второе — самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого.

       Таким образом, за период пребывания в детском  саду будущие школьники прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.

         Пусть малыш не умеет еще  читать, но его учат рассматривать  книги не только со взрослым, но и самостоятельно. Дети уже  в младшем возрасте должны  усвоить: книги — наши друзья. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже — корешок. 

Литературные  вечера досуга.

       Развлечения, праздники, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок — это другая группа методов и средств использования литературы вне занятий.

         На праздниках бытового характера (день рождения, вечер развлечений) дети могут выступать с пересказом прозаических произведений, в том числе и с пересказом по частям. Нужно отметить, что в практике детских садов на праздниках проза звучит явно недостаточно. Для некоторых праздников в старших группах (день сказок, праздник весны, лета, день птиц и др.) рекомендуется подбирать произведения различных жанров: стихи, загадки, рассказы, отрывки из сказок, а также пословицы, поговорки, которые в соответствующей ситуации употребит ведущий.

·       В подготовительных к школе группах используются своеобразные формы работы е художественной литературой: литературные вечера, утренники и самодеятельные литературные концерты.

         Литературный вечер может быть посвящен юбилею или творчеству любимого детьми писателя. Тема литературного вечера может быть и такой: «Русские народные сказки», «Советские поэты — детям», «Зарубежные сказки» и т. д.

         Структура литературного вечера имеет много общего со структурой любого праздника: торжественное открытие, вступительное слово ведущего (в данном случае оно может быть более развернутым), осмотр праздничного оформления, выставки, концертные номера, связанные между собой объяснениями и рассказами ведущего, которые должны быть интересны и доступны детям.

         Можно пригласить на вторую половину литературного вечера (после «антракта») детей старшей группы, в заключение преподнести всем присутствующим памятные подарки, посмотреть более подробно выставку (дать детям возможность подойти к стенду, взять книжку и т. д.).

       Программа вечеров может быть самой разнообразной: чтение известных младшим детям потешек, стихов (желательно с использованием наглядного материала — игрушек, предметов, картинок), пересказ знакомой «гостям» сказки, чтение новых для малышей стихов или потешек, настольный театр сказок, игра-драматизация или кукольный театр. Дети, ведущие концерт, могут предложить зрителям-малышам выступить (по желанию) с чтением стихов, хором произнести звукоподражание и т. д.

       Старших дошкольников желательно познакомить  и с профессиональным исполнительским искусством: воспитателю следует порекомендовать  родителям  побывать с детьми на детских спектаклях в драматических и кукольных театрах.

         Ребенку старшего дошкольного  возраста доступны для восприятия  и такие виды инсценировки, как  балет и опера на сюжеты детских художественных произведений, создаваемые профессиональными артистами. В детском саду можно организовать прослушивание радиоинсценировок, методически правильно подготовив к нему детей. Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (диафильмы, мультфильмы, кинофильмы). Например, неоднократно экранизировалась «Сказка о Военной Тайне...» А. Гайдара, созданы мультфильмы по произведениям «Мойдодыр» К. Чуковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.

       Каждый  воспитатель должен владеть техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо знать гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдать правила безопасности.

         Показ театральных представлений  и кинофильмов можно осуществлять в зале, в групповых комнатах, летом на участке, иногда объединяя одновозрастные группы. В зависимости от последнего устанавливают и время показа. В разных группах его лучше проводить в течение одного-двух дней, чтобы сэкономить время на установку ширмы, экрана, подготовку реквизита.

         С инсценировками дети знакомятся, также слушая грамзаписи. Восприятие  инсценировки на слух сложнее.  Как и просмотр диафильмов, оно  требует подготовительной работы (вступительное слово, напоминание  и т. п.).

       Таким образом, эти вечера способствуют углублению приобретенных навыков, повышают интерес и любовь к произведениям народного творчества и писателей, дают новизну впечатлению, создают радостное настроение.

Рекомендации для взрослых:

Воспитателям:

 • ежедневно читать детям определенную программой литературу;

 • стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса;

 • во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц;

 • организовать библиотеку, в которой можно брать книги для чтения детям дома;

 • прививать детям привычку бережно обращаться с книгой.

Родителям.

 • относиться к чтению как к серьезному и важному занятию с детьми;

 • создавать условия для слушания, не отвлекать ребенка;

 • читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению;

 • обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация и  оформление  центра книги  в разных возрастных группах.

Консультация для воспитателей детского сада

      Шамина Татьяна Сергеевна,

заместитель заведующей по

воспитательно – образовательной

работе МБДОУ детский сад № 6

    В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить  человека духовно к самостоятельной  жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребёнка  интерес к чтению, научить его  бережно относиться к книге –  одна из задач педагога.

         Состав книг в групповых библиотечках  время от времени обновляется  или полностью, или частично  не только потому, что книги  изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного идейно-тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.

       Во  всех группах детского сада должен быть организован центр книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

       Основными целями  центра книги являются:

·         развитие  познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;

·         использование инновационных образовательных  программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;

·         создание  психологически комфортных условий  в соответствии с возрастными  и индивидуальными особенностями детей в группе;

·         обеспечение продуктивного взаимодействия с  родителями в решении задач воспитания и развития детей

       Центр книги  является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом,  и литературно-художественного центра, в частности. Литературно-художественный центр группы включает в себя: книжный уголок (книги, каталог книг, пособия по краеведению), видеотеку (фонд видеозаписей, телевизор, DVD-плеер), фонотеку (кассеты, CD, DVD-диски), игротеку (каталог игр), оборудование для театрализации и др.

       В оформлении центра  книги каждый воспитатель  может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные  условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, центр  книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

       Центр  книги по возможности располагают  вдали от мест игр детей, вблизи окна.

         В младших группах воспитатель  даёт детям первые уроки самостоятельного  общения с книгой: знакомит с  уголком книги, его устройством  и назначением, приучает рассматривать  книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

       В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя  должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг.

       В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные  картинки, наклеенные на плотную бумагу.

         Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг:

       - Учитывая особый, постоянный, преобладающий  интерес всех дошкольников к  сказкам, обязательно помещаются  в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

       - В уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

       - Также должны находиться 2-3 книги  о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

       - На витрине уголка книги должны  находиться издания произведений, с которыми в данное время  детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

       - Особое удовольствие получают  дети от разглядывания смешных  картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

       - Кроме того, в уголок можно  иногда помещать интересные, хорошо  иллюстрированные книги, которые  дети приносят из дома, а также  «толстые» книжки,

                   Срок пребывания книги в уголке  определяется интересом детей  к этой книге. В среднем же  срок её пребывания в нём  составляет 2-2,5 недели. Если к книге  интерес утрачен, можно убрать  её с полочки, не дожидаясь  намеченного срока.

       Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания.  Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему ребенок не хочет читать?

Консультация для родителей и педагогов

      Шамина Татьяна Сергеевна,

заместитель заведующей по

воспитательно – образовательной

работе МБДОУ детский сад № 6

За последние годы увеличилось количество детей не увлекающихся чтением, предпочитающих телевизор и компьютер. Родители в растерянности: ребенок отказывается читать! В чем причина такого поведения? Как изменить ситуацию?

 Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к ранним годам ребенка, его взаимодействию с родителями.

 До недавнего времени считали, что дети учатся читать в школе. Сегодня мы знаем, что запас знаний, который необходим для того, чтобы выучиться читать, ребенок получает до школы. "Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить. От родителей не требуется учить ребенка читать, они должны развить в нем любовь к чтению.

                      Первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходимой предпосылки умения читать.

 Начинать следует в первые же дни жизни ребенка. Когда вы берете младенца на руки и разговариваете с ним, вы даете ему ощущение тепла и безопасности (хотя вам кажется, что в таком возрасте он этого не замечает).

 Проявляйте готовность слушать. Старайтесь поощрять даже самые первые слабые и нечленораздельные попытки малыша заговорить. Если Вы устали или торопитесь, не забывайте: терпение, проявленное в дошкольный период, существенно облегчит Вашу задачу в будущем.

           Уделяйте ребенку больше времени. В раннем детстве влияние семьи на языковое развитие, когнитивное развитие и приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в дошкольные годы закладываются основы уверенности в себе и успешного языкового общения вне дома. От степени раннего языкового развития будет зависеть дальнейшее продвижение ребенка к школе, к общению в компании сверстников.

 Самый серьезный конкурент чтению ребенка - телевизор. В зависимости от того, как это обставлено, и телевизор и видео могут сыграть роль как толчка к развитию, так и тормоза.

 Время, которое ребенку разрешено проводить перед телевизором, должно быть ограничено.

 Тщательно отбирайте передачи, которые вы разрешаете малышу смотреть.

 Когда ребенок подрастет, дайте ему возможность выбора: просматривая вместе с ним программу на неделю, вместе выбирайте передачи. Предложите малышу выбрать то, что ему хочется. Заведите в доме нечто вроде семейной доски объявлений; список выбранных передач можно вывешивать на этой доске.

                                 Телевизор не должен находиться в комнате ребенка

 Смотрите телевизор и видео вместе с ребенком. Старайтесь узнать, что его интересует. Обсудите с ним увиденное. Вы можете задать вопросы, например:

 - Как ты думаешь, что произошло?

 - Что происходит с ним сейчас?

 - Зачем, по-твоему, он это сделал?

 - Как ты считаешь, что будет дальше?

 Поощряйте и другие виды игровой деятельности – как дома, так и на свежем воздухе. При правильном подходе и телевизор, и видео могут стать эффективными средствами обучения и развлечения.

 У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Уважайте его неповторимость.

 Ставьте для себя и для ребенка реальные цели. Ведите и направляйте его – но не подталкивайте.

 Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

Умение читать — это только верхушка айсберга, которая виднеется над водой, оно тесно связано с предшествующим опытом малыша и является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка.

 По сути, чтение для ребенка — это путешествие как бы в теле и глазами окружающих его людей. Разговаривая с малышом, обращая его внимание на настоящую "страну чудес", которая окружает его повсюду, эти люди открывают ему волшебство человеческого языка.

          Смысл прочитанного влияет на запоминание. Уже в возрасте трех лет дети способны прослеживать связи между причиной и следствием, даже если они еще не могут выразить этого словами. Практически, прослеживать связь событий трехлетний малыш умеет задолго до того, как начнет рассуждать о разных мудреных вещах.

В домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить или говорить. Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия:

 - регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы и т.п.;

 - читать рассказы, интересные ребенку: про животных, игрушки, динозавров и др.;

 - использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном;

 - разрешить ребенку свободно пользоваться бумагой, карандашами, ножницами и т.д.;

 - сделать для ребенка карточки с повседневно повторяющимися словами;

 - записывать истории, которые малыш будет диктовать;

 - устраивать детям нечто вроде экскурсий по кварталу и в другие места и обязательно обсуждать эти прогулки как до, так и после;

 - обстановка дома должна быть спокойной – родителям нужно быть терпеливыми;

 - дома у ребенка всегда должно быть достаточно материалов для чтения;

 - сами родители должны подавать ребенку пример, читая книги, газеты, журналы;

 - родителям время от времени следует брать малыша с собой в библиотеку, чтобы ребенок мог полистать книги, выбрать их несколько, взять домой.

          Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение — математике, биологии, общественным наукам — будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности понимать смысл письменного текста.

 Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.

Показатели готовности к чтению

Развитие познания

Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый/левый, большой/маленький,

 в /из?

Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?

Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?

Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

Базовый опыт ребенка

Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в магазин?

Был ли малыш в библиотеке?

Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее?

Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?

Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него любимое увлечение?

Языковое развитие

Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

 Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?

 Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?

 В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?

 Четко ли ребенок выговаривает слова?

 Правильная ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

 Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?

Уровень эмоционального развития

Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

 Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Общение

Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

Способен ли ребенок слушать других, не перебивая их?

Физическое развитие

Хорошо ли ребенок слышит?

Хорошо ли он видит?

Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

Выглядит ли ребенок здоровым, сытым, отдохнувшим?

Зрительное восприятие

Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?

 Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б/п, кот/год?

Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?

 Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы 6-8 названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?

Может ли малыш объяснить "сюжетную картинку": сформулировать главную мысль, проследить связи?

Слуховые способности

(различение на слух, запоминание со слуха, понимание на слух):

Может ли ребенок рифмовать слова?

В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес/вес?

Может ли ребенок повторить за взрослым насколько слов или цифр?

Способен ли ребенок пересказать услышанную историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Отношение к книгам

Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?

Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?

Следует знать, что иногда у детей бывают специфические нарушения чтения, так называемые дислексии. Дислексия — это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. По данным различных авторов, распространенность нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика и составляет приблизительно 10% от общего количества. Задержки в развитии речи – один из самых первых предвестников плохой обучаемости чтению. Если к моменту поступления в школу у ребенка есть проблемы с устной речью, в девяти случаях из десяти у него будут трудности с письмом и чтением. Чаще всего дети не в состоянии естественным путем "перерасти" выраженные, а тем более серьезные речевые недостатки: для этого потребуется помощь родителей и специалиста по развитию речи.

 Можно выделить ряд признаков, которые помогут распознать нарушения, влияющие на развитие речи и готовность к чтению.

Опросник для ребенка четырех лет:

Слух

 Бывает ли, что:

 когда вы зовете ребенка из соседней комнаты, он не реагирует и, по-видимому, не слышит вас;

 ребенок "упускает" что-то, сказанное в его присутствии;

 часто "проглатывает" окончания слов;

 когда вы разговариваете с малышом, он пристально следит за вашей мимикой?

Язык и речь

 Трудно ли понять, что говорит ваш малыш?

 Подвергается ли его речь насмешкам со стороны других детей?

 Мог ли он произносить слова в три года?

 Говорил ли он предложениями в четыре года?

 Трудно ли ребенку подбирать слова?

 Старается ли он разговаривать?

Зрение

 Щурится ли ребенок?

 Подносит ли он книги и журналы близко к лицу?

 Как далеко он садится от телевизора?

Неспособность учиться

 Признаки:

 Незрелость речевой структуры (в четыре года разговаривает как двухлетний);

 Не всегда может выполнить сразу три указания;

 С трудом вспоминает и классифицирует информацию;

 Ему трудно разрезать круг на четыре части и выполнить затем обратное действие — снова сложить круг из этих частей;

 У ребенка проблемы с моторикой и координацией движений — он неловок, ему трудно ездить на велосипеде.

Сфера эмоций

 Показатели неблагополучия:

 - выраженная замкнутость;

 - резкая смена настроений;

 - частые вспышки раздражения, гнева;

 - вялость, апатия;

 - эмоциональная невыразительность;

 - плаксивость, частое плохое настроение.

 Если вы заметили какие-либо из этих признаков, обязательно посоветуйтесь со специалистом.

 До того, как вы обратились к врачу, понаблюдайте за малышом и постарайтесь подготовить краткое описание его поведения в соответствующие моменты, чтобы вам было, что рассказать консультанту.

 Своевременная коррекция нарушений позволит вашему ребенку вовремя научиться читать, читать с интересом, а,  следовательно, и предупредить отставание в развитии и обучении.

 

 

 

                          

          Анкета для родителей  по теме «Ребенок и книга»

 

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:

 

1.    Читаете ли вы ребёнку книги?  Если да, то,   как часто:

- ежедневно

- несколько раз в неделю

- редко, когда есть время

 

     2. Вы читаете детям книги:

          - по просьбе ребенка

          - по своей инициативе

 

     3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?

         - да

         - нет

     4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?

      Сколько книг (приблизительно) она включает?_________________________

      Каких жанров (стихи, сказки и т.д.) ___________________________________

 

     5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:

         - сказки

         - стихи

         - литературу о природе

         - энциклопедии, книги познавательного содержания

         - нет определённых предпочтений

 

      6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

 

 

      7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?

 

 

      8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для  длительного чтения?

 Если   да, то,  какие последние произведения вы прочитали?_______________________

 

___________________________________________________________________________

 

       9. Читаете ли вы сами литературу?

      Если да, то,  что предпочитаете:

      - периодическую литературу (журналы, газеты)

      - познавательную литературу

      - художественную литературу

    10 Ваши пожелания педагогам детского сада____________________________________

 

__________________________________________________________________________

 

                                                                                                                                   

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн