Официальный сайт mkad14 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Одаренность - талант - гениальность

Размещено: Юлия Александровна Косьяненко - вс, 08/12/2013 - 22:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Косьяненко Юлия
Место работы, должность: 
Косьяненко Ю.А. Магистратура I курс Одарённость – талант – гениальность: к вопросу музыкального развития личности Если проследить историю человеческой цивилизации, можно заметить один потрясающий воображение факт: гении и одаренные люди с какой-то удивительной закономерностью появлялись то тут, то там, вспышками, группами. В.П. Эфроимсон объясняет подобные явления потребностями высокоорганизованных сообществ, на пике развития цивилизаций, в которых появляются такие одаренные и целеустремленные гении, как Микеланджело и Леонардо, т.е. Л.Н. Гумилев объяснял подобные явления предложенной им теорией «пассионарности» - своеобразной энергией, порождающей избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради высоких целей. Этой энергией отличаются творческие личности, обладающие необходимыми задатками, способностями и качествами. Исследуя проблемы одарённости, таланта и гениальности, необходимо рассматривать эти понятия как наивысшие формы развития способностей личности. Возникает необходимость определения способностей, как базовой категории индивидуальных характеристик личности. В советской психологии, Б.М.Теплов дал классификацию понятий "способности" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются им как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Понятие «способности» необходимо рассматривать во взаимосвязи с природными качествами личности – задатками, представляющими возможности и предпосылки развития способностей, но еще не предопределяющими появление и развитие способностей. В советской психологии проблема способностей рассматривается в русле общепсихологической теории деятельности. Одностороннему, количественному подходу к изучению способностей противопоставляется качественный подход к ним - как психическим свойствам человека, имеющим определенное содержание и структуру. По Теплову, выделяются три основные музыкальные способности: 1) ладовое чувство, 2) способность к слуховому представлению 3) музыкально-ритмическое чувство. Роль обучения отмечал Б.М.Теплов и американские психологи Эндрьюс и Копп. В процессе музыкальной деятельности группа способностей или одна из них, может опережать другие или отставать в своем развитии, оказывая стимулирующее или тормозящее влияние на весь комплекс музыкальности. И.С. Якиманская пишет, что не все её составляющие развиваются одновременно и одинаково. Одной из граней взаимосвязи разных сторон личности является связь яркой музыкальности с характером: мягкого и болезненного П.И.Чайковского мы видим непреклонную волю в организации своего творческого режима и огромную работоспособность. Существует взаимосвязь между духовным, интеллектуальным и эмоциональным богатством личности и её творческим потенциалом. А.Б. Гольденвейзер писал "Как бы хорошо ни владел исполнитель мастерством, если он незначительный человек и ему нечего сказать слушателю, его воздействие будет ничтожно". [1,35] Высокий уровень развития способностей принято считать талантом проявляющимся в творческом подходе к любому виду деятельности. Замечены 6-7-летние периоды изменения творческой продуктивности и определенные возрастные ее максимумы: в науке максимум приходится на период 35-40 лет, в поэзии 24-30. Формирование и развитие таланта зависит от активности и условий жизни человека. Существует три критерия оценки музыкальных способностей и одаренности. Первый из них культурно-исторический, второй возрастной или поколенческий, третий критерий – абсолютный заключается в таинственном даре "уметь раньше, чем знать" (мыслить гармонически раньше, чем узнаешь законы гармонии и музыкального языка). Существуют определенные сензитивные периоды развития музыкальности, обусловленные динамикой созревания центральной нервной системы, формированием органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта. Высшую степень творческих проявлений личности принято считать гениальностью. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности. Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем преодоление устаревших норм и традиций. Литература: 1. Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве // Вопросы фортепианного исполнительства. М. 1965. Вып.1 62с. 2. Лейтес Н.С. Бывают выдающиеся дети // Семья и школа 1990 №3. 3. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость // Семья и школа 1990 №3. 4. Тарасова К.В. онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика. 1988. 176 с. 5. Теплов Б.М. психология музыкальных способностей // Избранные труды в 2 т. М. Педагогика 1985. Т.1 328 с. 6. Цыпин Г.М. психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс. 1994. 384 с. 7. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М.: Знание 1991. 135 с.
Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
высшее профессиональное образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Музыка
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> тезисы выступления на международной конференции&nbsp;Института музыки, театра и хореографии&nbsp;РГПУ имени А.И. Герцена.</p>

Косьяненко Ю.А. Магистратура Iкурс

Одарённость – талант – гениальность: к вопросу музыкального развития личности

Если проследить историю человеческой цивилизации, можно заметить один потрясающий воображение факт: гении и одаренные люди с какой-то удивительной закономерностью появлялись то тут, то там, вспышками, группами. В.П. Эфроимсон объясняет подобные явления потребностями высокоорганизованных сообществ, на пике развития цивилизаций, в которых появляются такие одаренные и целеустремленные гении, как Микеланджело и Леонардо, т.е. Л.Н. Гумилев объяснял подобные явления предложенной им теорией «пассионарности» - своеобразной энергией, порождающей избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради высоких целей. Этой энергией отличаются творческие личности, обладающие необходимыми задатками, способностями и качествами.

Исследуя проблемы одарённости, таланта и гениальности, необходимо рассматривать эти понятия как наивысшие формы развития способностей личности. Возникает необходимость определения способностей, как базовой категории индивидуальных характеристик личности.

В советской психологии, Б.М.Теплов дал классификацию понятий "способности" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются им как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Понятие «способности» необходимо рассматривать во взаимосвязи с природными качествами личности – задатками, представляющими возможности и предпосылки развития способностей, но еще не предопределяющими появление и развитие способностей. В советской психологии проблема способностей рассматривается в русле общепсихологической теории деятельности. Одностороннему, количественному подходу к изучению способностей противопоставляется качественный подход к ним - как психическим свойствам человека, имеющим определенное содержание и структуру. По Теплову, выделяются три основные музыкальные способности: 1) ладовое чувство, 2) способность к слуховому представлению 3) музыкально-ритмическое чувство.

Роль обучения отмечалБ.М.Теплов и американские психологи Эндрьюс и Копп.

В процессе музыкальной деятельности группа способностей или одна из них, может опережать другие или отставать в своем развитии, оказывая стимулирующее или тормозящее влияние на весь комплекс музыкальности. И.С. Якиманская пишет, что не все её составляющие развиваются одновременно и одинаково.

Одной из граней взаимосвязи разных сторон личности является связь яркой музыкальности с характером: мягкого и болезненного П.И.Чайковского мы видим непреклонную волю в организации своего творческого режима и огромную работоспособность. Существует взаимосвязь между духовным, интеллектуальным и эмоциональным богатством личности и её творческим потенциалом. А.Б. Гольденвейзер писал "Как бы хорошо ни владел исполнитель мастерством, если он незначительный человек и ему нечего сказать слушателю, его воздействие будет ничтожно". [1,35] Высокий уровень развития способностей принято считать талантом проявляющимся в творческом подходе к любому виду деятельности.Замечены 6-7-летние периоды изменения творческой продуктивности и определенные возрастные ее максимумы: в науке максимум приходится на период 35-40 лет, в поэзии 24-30.Формирование и развитие таланта зависит от активности и условий жизни человека. Существует три критерия оценки музыкальных способностей и одаренности. Первый из нихкультурно-исторический,  второй возрастной или поколенческий, третий критерий – абсолютный заключается в таинственном даре "уметь раньше, чем знать" (мыслить гармонически раньше, чем узнаешь законы гармонии и музыкального языка).

Существуют определенные сензитивные периоды развитиямузыкальности, обусловленные динамикой созревания центральной нервной системы, формированием органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта.

Высшую степень творческих проявлений личности принято считать гениальностью. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности. Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем преодоление устаревших норм и традиций.

Литература:

  1. Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве // Вопросы фортепианного исполнительства. М. 1965. Вып.1 62с.
  2. Лейтес Н.С. Бывают выдающиеся дети // Семья и школа 1990 №3.
  3. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость // Семья и школа 1990 №3.
  4. Тарасова К.В. онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика. 1988. 176 с.
  5. Теплов Б.М. психология музыкальных способностей // Избранные труды в 2 т. М. Педагогика 1985. Т.1 328 с.
  6. Цыпин Г.М. психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс. 1994. 384 с.
  7. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М.: Знание 1991. 135 с.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн