Вы не зарегистрированы

Авторизация



Войди в лес другом

Фото пользователя Нина  Бычкова
Submitted by Нина Бычкова on вс, 15/12/2013 - 11:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бычкова Нина Владимировна
Место работы, должность: 

МОУ "СОШ с.Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области" , учитель географии

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
<p> Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6 класса.</p>

МОУ «СОШ с. Ново-Захаркино

Духовницкого района Саратовской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Конкурс «Войди в лес другом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  учительгеографии

                                                                             

                                                        БычковаН.В.

 

 

 

 

 

 

 

                                                   2013г.

                              Конкурс «Войди в лес другом»

 

Цель: показать обучающимся, что лес – бесценный дарприроды, древесина для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевые и лекарственные растения.

 

И еще боготворю деревья,

Их доверьем детским дорожу,

В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,

Как по царству, по лесу брожу.

                                                          Р. Гамзатов

Учащиеся делятся на две команды. Ответы оценивают юные лесоводы.

         Ведущий.

Когда идешь усталый, запыленный,

Дорогой длинной в полуденной зной, -

Сверни смелее в тихий лес зеленый,

И он усталость снимет как рукой!

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес,

Зеленый лес!

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать с тоской, –

Побудь в лесу на солнечной поляне –

И все печали снимет как рукой!

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес,

Зеленый лес!

Когда раздумья вещий час настанет,

Когда мечтаешь о грядущем ты, -

С зеленым другом поделись мечтами,

И окрылит он все твои мечты.

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес,

Зеленый лес!

Мы были вместе в радости и в горе.

Он в дни войны стеною стал за нас,

 Застыли сосны тихо, как в дозоре,

Лес и сегодня охраняет нас.

Я славлю чудо из чудес – родимый лес,

Зеленый лес!

                                                      В. Лукша. Я славлю лес.

Вопрос командам.Какую роль играет лес в нашей жизни?

(Правильный, полный ответ оценивается 6 баллами.) После ответов команд «лесовод» вывешивает плакат – ответ:

         Лес: источник древесины; источник кислорода; естественный фильтр воздуха; источник ягод, грибов, лекарственных растений; место обитания растений и животных; защитник почв, водоемов; место отдыха и туризма,  источник здоровья.

         Ведущий. Красота пейзажа, особый микроклимат, ароматы, звуки, воздушные течения – все это привлекает людей в лес, благополучно влияет на их здоровье, вселяет бодрость и творческую энергию. Но люди, устремляющиеся в лес, не задумываются о том, что он очень раним.

         Вопрос. Почему лесная среда деградирует при большом наплыве людей, даже если люди не срывают растений?

         Ответ. Уплотняется и разрушается подстилка. Повреждаются корни и корневища растений, расположенные в ней. Гибнут животные, населяющие подстилку. В уплотненную почву плохо проникает влага и кислород, поэтому ухудшаются условия корневого питания растений. Изменяется видовой состав трав, увеличивается количество поврежденных и больных деревьев. Снижается ежегодный прирост. 3 балла.

         Ведущий.

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично – больно мне.

 Когда зацветает черемуха, многие хотят вернуться домой из леса с цветущим букетом. Запах ее цветов чувствуется издалека. Нередко и сборщики плодов черемухи беспощадно обламывают целые ветки, а то валят и целое дерево. Знаете ли вы, какой вред приносите таким поведением?

         Ответ. Вы губите будущие плоды, в которых содержатся лекарственные вещества – амигдалин, синильная, яблочная, лимонная кислоты и эфирное масло. 1 балл.

         Ведущий.

Не дарите любимым черемухи

стон, боль сирени и вопли жасмина.

Будьте щедры душой, не тревожа кустов,

Подарите звезду в небе синем.

Не губите цветы на лугах и в лесу,

берегите красоту первозданную!...

                                                       В. Динабургский.

Как приятно ранней весной утолить жажду березовым соком! Пришли любители березового сока, надрезали кору, подставили банки. Наполнились банки соком, порадовались люди и ушли. Но иногда, зайдя в березовый лес, встречаешь «плачущую» березу. Кто – то нанес березе глубокую рану ножом, наполнил банку соком и не подумал залечить нанесенную дереву рану. А как поступите вы? Почему необходимо залечить дереву рану?

         Ответ. Одна раненая  большая береза может потерять за сезон до 200 л сока. В раны на стволах проникают болезнетворные микробы. Поэтому рану необходимо замазать глиной. 1 балл.

         Ведущий.

Береза зеленые косы развесила

                                       с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета, в сережках,

Встречает горячее лето она

                                       на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,

                               прильнет ли болотная мгла.

Дождинки стряхнув, улыбнется береза

                                     и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,

                               нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен поется

                                     в народе о ней.

И делят с ней радость и слезы,

                               и так ее дни хороши,

Что кажется – в шуме березы

                               есть что – то от русской души.

                                              Р. Рождественский

  Береза является символом России. Дотронься летом до ствола этого дерева – он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире -  ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. Еще в стародавние времена ее называли деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять.

 

Узнайте растения, изображённые на рисунках. Что их объединяет? (Поочерёдно показать медуницу, сон-траву(прострел), ветреницу, ландыш, колокольчик, купальницу, волчье лыко, любку двулистную.)

 

Ландыш – гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода, но не бери ее в рот – она ядовита.

 Ответ.Эти цветы рвать нельзя. Они нуждаются в защите. Помните, что сорванный вами цветок может оказаться последним. За каждое угаданное растение-1 балл.

           Ведущий.

    Как-то раннею весной

    На проталине лесной

    Увидал медведь матёрый

    Человека под сосной.

    Человек был с рюкзаком

    И с походным котелком.

    Он стоял и любовался

    Появившимся цветком.

    Вот чудак!- сказал медведь,-

    Ни какого смысла ведь

    Нет от этого цветка,

Вот нашёл – ка что смотреть!

Лучше в ельник бы пошёл,

Муравейник бы нашёл.

Или в улей заглянул бы,

Нет ли мёда там у пчёл…

Зверя мы судить не будем,

Что ж медведь- медведь не есть.

Плохо если люди любят

только то, что можно съесть.

     Г. Ладонщиков.

 

Какие лекарственные растения дарит  нам лес?

Шиповник, мать - и - мачеха, подорожник, зверобой, калина, черёмуха, валериана, липа, ландыш, можжевельник, алтей, ликоподий (плаун),

берёза и т.д. За каждое название растения – 1 балл.

Шиповникназывают еще дикой розой. Это потому, что из него выращено много садовых роз. Шиповник – лекарственное растение. Его плоды заваривают и пьют при кашле. По цветам шиповника определяютвремя: в 4 – 5 часов утра они распускаются, а к 7 -8 часам вечера закрываются.

Мать – и – мачеха– верхняя сторона листьев этого растения  холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать.

В народной медицине отвар из листьев мать – и – мачехи применяют при воспалительных заболеваниях желудочно – кишечного тракта, почек и мочевого пузыря, при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей и легких.

Подорожник– это растение встречается вдоль дорог и вдоль тропинок. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо, путешественнику натершему ногу, поранившему руку. Его употребляют при ушибах, воспалениях кожи, ожогах, укусах насекомых. В медицине препараты из листьев подорожника используются при заболеваниях желудка и кишечника, как отхаркивающее, для лечения коклюша.

Зверобойпроизрастает по лугам, травянистым склонам, краям дорог. Зверобой применяют при ожогах, для обработки ран и всевозможных повреждений кожи, при острых воспалениях слизистой носа и глотки, для полосканий рта и смазывания десен при их воспалениях, заболеваниях желудочно – кишечного тракта.

Калинакрасива во время цветения. Отличается красноватой листвой и ярко – красными гроздьями сочных плодов осенью. Плоды горькие, но полезные, нашли широкое применение в быту, как богатое витаминами средство.  Применяется как вяжущее, кровоостанавливающее, успокаивающее и противосудорожное действие калины.

Валерианарастет в поймах рек, по сырым лугам, по берегам болот. Препараты валерианы оказывают регулирующее влияние на нервную систему, нервно – мышечный прибор сердца, способствуют расширению коронарных сосудов, обладают спазмолитическим действием, нормализуют кровообращение, несколько усиливают моторную функцию кишечника и подавляют бродильные процессы в нем.

Облепиха,еще в Древней Греции ее листьями и молодыми побегами кормили лошадей. От этого они быстро прибавляли в весе, шерсть становилась шелковистой, красивой. Название очень точное – желтые или оранжевые плоды буквально облепляют ветки. Из плодов облепихи получают облепиховое масло, которое применяют для лечения язвенной болезни желудка, лучевых повреждений кожи.

Липапрекрасный медонос. Во время цветения к нему летят пчелы. И мед этот будет самый вкусный и душистый. На протяжении многих веков из лыка липы крестьяне плели лапти. Настой из цветов липы употребляется при головной боли, обмороках,  как противопростудное средство, для полосканий полости рта, при заболеваниях ангины.

Можжевельник,его плоды применяются в виде настоев и отваров в научной и народной медицине как мочегонное, желчегонное средство и как средство, улучшающее пищеварение.

Алтейв научной медицине используется как противовоспалительное, обволакивающее, отхаркивающее и мягчительное средство при острых гастритах, воспалениях дыхательных путей.  Настой из корня растения

считают очень хорошим средством при болях в кишечнике и при воспалении мочевого пузыря. Наружно настой употребляют для полоскания горла, для промывания глаз.

Ведущий.  Назовите правила заготовки лекарственных трав.

Ответ.1. Не проводить сбор растений ежегодно на одной и той же территории.

2.Траву собирать без корней.

3. Не обрывать полностью листья с растений.

4. Корни и корневища заготавливать после созревания и осыпания семян, оставляя часть их для восстановления зарослей.

5.Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много.

6. Почки и кору собирать не с растущих растений, а со срубленных

деревьев и кустарников. За полный ответ – 5 баллов.

Ведущий.Часто лес страдает от нарушения людьми правил поведения в лесу.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

 И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался от ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

                                     В. Шефнер

Сейчас вы увидите сценку «Два туриста». Задача участников конкурса – определить, какие правила поведения человека в лесу нарушены туристами.

   На сцене – декорация (2-3 изготовленных из картона дерева). Выходят два туриста с рюкзаками:

   1 – й турист. Давай здесь  устроим привал. Ты наломай веток с деревьев для костра, а я вот здесь у старого пня, под елью разведу костер. (На полную мощь включает транзистор, танцует.)

   2 – й турист(подбегает). Там, среди кустов я обнаружил гнездо птицы, а в гнезде - крохотные птенцы. Я люблю птиц, возьму птенцов домой и выкормлю.

   1 – й турист. Предлагаю подкрепиться. (Туристы садятся, достают из рюкзаков продукты в полиэтиленовых пакетиках, консервы. Все это раскидывают вокруг себя.)

   2 – й турист.Ай, ноги щиплет! Ах, да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать.

   1 – й турист. А у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой, потому как они ядовиты.

   Ответ.Нарушены следующие правила поведения в лесу:

1.Нельзя обламывать ветки деревьев и кустарников, повреждать их топорами и режущими предметами.

2.Нельзя разводить костры под кронами деревьев и около пней.

3.Нельзя в лесу поднимать шум, включать громко транзисторы и магнитофоны. Потревоженные птицы и звери покидают свои места. Птенцы и зверята теряются и нередко гибнут.

4. Нельзя трогать птичьи яйца, вынимать птенцов из гнезда – это приводит к их гибели.

5.Нельзя загрязнять лес. Помните, что оставленная бумага до полного разложения лежит 2 года, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовые пакеты – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.

6.Нельзя повреждать муравейники. Муравьи – санитары леса. Они уничтожают за день 70 – 100 тысяч вредителей леса.

7.Грибы, чтобы не повредить грибницу, надо срезать ножом. Нельзя сбивать несъедобные грибы, они очень нужны лесу и многим лесным животным. Мухомор – лекарство для лосей.

Мухомор – красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и уничтожать не

надо – он лесу нужный: для некоторых животных этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, - смертельный яд.

8.Не оставлять на лесных полянах, у ручья  мусор.

 

Ведущий.

Не разоряйте птичьего гнезда, -

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в своем гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится,

Храните дерево от топора:

Оно высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

                                        К. Кулиев

Конкурс рисованных фильмов. «Оживляется» какой – либо объект лесного сообщества, пострадавший от жестокого обращения с ним человека. Каждая команда – киностудия по созданию рисованных фильмов – рисует 2 – 3 сюжета на бумажной ленте, разделенной не кадры. Фильм озвучивается.

                                        

 

Блиц – вопросы.

(Для 1 команды)

1. Ветка  какого дерева украшает фуражку лесника. ( Дуба).

2. Самое сладкое дерево наших лесов. Его очень любят  пчёлы. ( Липа).

3. Животное  наших лесов, похожее на кошку. (Рысь).

4. Какую птицу называют «лесным  санитаром»?  (Дятел).

5. Лесная  гадалка.  (Кукушка).

6. Как можно ориентироваться в лесу без  компаса? (По  солнцу, по  ство-

    лу  деревьев,  муравейникам, мхам,  лишайникам и т. д.)

7. В какое время суток следует отправляться в  лес за грибами?

   ( С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый.)

8. Какая птица  слаба на слух?  ( Глухарь).

9.Живет в лесу и ухает, как разбойник.  (Филин).

10. Самая маленькая птичка в лесах нашей страны, весит 5-6 граммов.

      (Королёк).

11.Это животное, почувствовав опасность, отбрасывает хвост. (Ящерица).

(Для 2 команды)

12. Какая птица может кричать по-кошачьи? (Иволга).

1. Как называется лес, в котором растут деревья разных пород?

    (Смешанный лес).

2. Какое дерево  цветет позже всех?   (Липа: она цветет летом).

3. Какое дерево, как и  берёза, даёт сладкий сок?   (Клён).

4. Чем ценна древесина лиственницы?

    (Устойчива против гнили, применяется для подводных сооружений).

5. Из  какого дерева делают спички?  (Осина).

6. У каких растений листья краснеют?   (У рябины, осины,  клёна,    черё-

    мухи).

7. Как ориентируются муравьи и  муравейники? ( По запаху).

8. Какие дрова горят самым жарким  пламенем? (Дубовые, березовые).

9. Какого зверя  называют санитаром леса? (Волк).

10. Кто бежит задними ногами  вперёд?  (Заяц).

11. Какие растения названы именами людей? (Иван-да-марья, анютины

      глазки, роза, иван-чай, маргаритка).

12.Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока).

 

 

 

 

 

Экологические ситуации.

(Для 1 команды)

1. Рома и Кирилл нашли в кустах маленького птенчика, который выпал из

 гнезда.

- Давай возьмем его  домой,- сказал Кирилл, - пусть живёт у нас.

- Нет,- ответил Рома. – Нужно залезть на дерево и посадить его в гнездо.

Кто из ребят прав?

 (Никто. Птенца нельзя брать в руки, иначе его мать больше к нему  не приблизится и птенец умрёт.)

 

2. Когда Серёжа гулял с папой в  лесу, то они развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр водой из ручья, а банки и пакеты закопал в землю. Что бы вы сказали папе?

(Кострище не зарастает 7-10 лет, пакеты пролежат в земле 90 лет, а банки так и останутся. Весь мусор из леса нужно уносить с собой.)

На месте кострища образуется «рана» - выгорит трава, корешки, насекомые, обуглится часть почвы.

 

 

(Для 2 команды)

1. Гуляя по лесу с бабушкой, Вова и Полина увидели муравейник.

-Давай посмотрим, что там внутри, - сказал Вова.

-Давай, - сказала Полина.

Они взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты Вова и Полина, бабушка подошла к ним, забрала палку и сказала:

- Если бы муравьи могли говорить, они бы вам сказали…

Что сказали бы муравьи детям?

(Мы приносим пользу, нас нельзя беспокоить, мы очищаем лес от вредных насекомых. Лес, в котором много муравьев здоровый и чистый.

Муравьи – санитары леса.)

 

2. Однажды я увидела, как маленький мальчик бил палкой жабу. Я у него спросила: «Зачем ты это делаешь?» Он мне ответил: «Мама говорила, что от них бывают бородавки». Так ли это?

(Бородавки бывают у тех, кто не моет руки. Жабу действительно нельзя брать в руки. На коже может появиться раздражение. Жабы очень полезны, так как они поедают вредных насекомых.)

 

 

               

 Ведущий.

Старательно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе – у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб – сосредоточенно молчать, -

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно охранять.

                                        П. Сергеев

 

 

Подведение итогов конкурса.

 

Награждение команд.

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

Литература:


1. Журнал «География в школе». № 8 1999 год.


2. Баринова И.И. и др. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение, 1988.

3. Бобров Р.В. Беседы о лесе. М.: Молодая гвардия, 1979.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 МОУ «СОШ с. Ново-Захаркино

Духовницкого района Саратовской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Конкурс «Войди в лес другом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  учительгеографии

                                                                             

                                                        БычковаН.В.

 

 

 

 

 

 

 

                                                   2013г.

                              Конкурс «Войди в лес другом»

 

Цель: показать обучающимся, что лес – бесценный дарприроды, древесина для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевые и лекарственные растения.

 

И еще боготворю деревья,

Их доверьем детским дорожу,

В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,

Как по царству, по лесу брожу.

                                                          Р. Гамзатов

Учащиеся делятся на две команды. Ответы оценивают юные лесоводы.

         Ведущий.

Когда идешь усталый, запыленный,

Дорогой длинной в полуденной зной, -

Сверни смелее в тихий лес зеленый,

И он усталость снимет как рукой!

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес,

Зеленый лес!

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать с тоской, –

Побудь в лесу на солнечной поляне –

И все печали снимет как рукой!

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес,

Зеленый лес!

Когда раздумья вещий час настанет,

Когда мечтаешь о грядущем ты, -

С зеленым другом поделись мечтами,

И окрылит он все твои мечты.

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес,

Зеленый лес!

Мы были вместе в радости и в горе.

Он в дни войны стеною стал за нас,

 Застыли сосны тихо, как в дозоре,

Лес и сегодня охраняет нас.

Я славлю чудо из чудес – родимый лес,

Зеленый лес!

                                                      В. Лукша. Я славлю лес.

Вопрос командам.Какую роль играет лес в нашей жизни?

(Правильный, полный ответ оценивается 6 баллами.) После ответов команд «лесовод» вывешивает плакат – ответ:

         Лес: источник древесины; источник кислорода; естественный фильтр воздуха; источник ягод, грибов, лекарственных растений; место обитания растений и животных; защитник почв, водоемов; место отдыха и туризма,  источник здоровья.

         Ведущий. Красота пейзажа, особый микроклимат, ароматы, звуки, воздушные течения – все это привлекает людей в лес, благополучно влияет на их здоровье, вселяет бодрость и творческую энергию. Но люди, устремляющиеся в лес, не задумываются о том, что он очень раним.

         Вопрос. Почему лесная среда деградирует при большом наплыве людей, даже если люди не срывают растений?

         Ответ. Уплотняется и разрушается подстилка. Повреждаются корни и корневища растений, расположенные в ней. Гибнут животные, населяющие подстилку. В уплотненную почву плохо проникает влага и кислород, поэтому ухудшаются условия корневого питания растений. Изменяется видовой состав трав, увеличивается количество поврежденных и больных деревьев. Снижается ежегодный прирост. 3 балла.

         Ведущий.

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично – больно мне.

 Когда зацветает черемуха, многие хотят вернуться домой из леса с цветущим букетом. Запах ее цветов чувствуется издалека. Нередко и сборщики плодов черемухи беспощадно обламывают целые ветки, а то валят и целое дерево. Знаете ли вы, какой вред приносите таким поведением?

         Ответ. Вы губите будущие плоды, в которых содержатся лекарственные вещества – амигдалин, синильная, яблочная, лимонная кислоты и эфирное масло. 1 балл.

         Ведущий.

Не дарите любимым черемухи

стон, боль сирени и вопли жасмина.

Будьте щедры душой, не тревожа кустов,

Подарите звезду в небе синем.

Не губите цветы на лугах и в лесу,

берегите красоту первозданную!...

                                                       В. Динабургский.

Как приятно ранней весной утолить жажду березовым соком! Пришли любители березового сока, надрезали кору, подставили банки. Наполнились банки соком, порадовались люди и ушли. Но иногда, зайдя в березовый лес, встречаешь «плачущую» березу. Кто – то нанес березе глубокую рану ножом, наполнил банку соком и не подумал залечить нанесенную дереву рану. А как поступите вы? Почему необходимо залечить дереву рану?

         Ответ. Одна раненая  большая береза может потерять за сезон до 200 л сока. В раны на стволах проникают болезнетворные микробы. Поэтому рану необходимо замазать глиной. 1 балл.

         Ведущий.

Береза зеленые косы развесила

                                       с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета, в сережках,

Встречает горячее лето она

                                       на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,

                               прильнет ли болотная мгла.

Дождинки стряхнув, улыбнется береза

                                     и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,

                               нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен поется

                                     в народе о ней.

И делят с ней радость и слезы,

                               и так ее дни хороши,

Что кажется – в шуме березы

                               есть что – то от русской души.

                                              Р. Рождественский

  Береза является символом России. Дотронься летом до ствола этого дерева – он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире -  ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. Еще в стародавние времена ее называли деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять.

 

Узнайте растения, изображённые на рисунках. Что их объединяет? (Поочерёдно показать медуницу, сон-траву(прострел), ветреницу, ландыш, колокольчик, купальницу, волчье лыко, любку двулистную.)

 

Ландыш – гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода, но не бери ее в рот – она ядовита.

 Ответ.Эти цветы рвать нельзя. Они нуждаются в защите. Помните, что сорванный вами цветок может оказаться последним. За каждое угаданное растение-1 балл.

           Ведущий.

    Как-то раннею весной

    На проталине лесной

    Увидал медведь матёрый

    Человека под сосной.

    Человек был с рюкзаком

    И с походным котелком.

    Он стоял и любовался

    Появившимся цветком.

    Вот чудак!- сказал медведь,-

    Ни какого смысла ведь

    Нет от этого цветка,

Вот нашёл – ка что смотреть!

Лучше в ельник бы пошёл,

Муравейник бы нашёл.

Или в улей заглянул бы,

Нет ли мёда там у пчёл…

Зверя мы судить не будем,

Что ж медведь- медведь не есть.

Плохо если люди любят

только то, что можно съесть.

     Г. Ладонщиков.

 

Какие лекарственные растения дарит  нам лес?

Шиповник, мать - и - мачеха, подорожник, зверобой, калина, черёмуха, валериана, липа, ландыш, можжевельник, алтей, ликоподий (плаун),

берёза и т.д. За каждое название растения – 1 балл.

Шиповникназывают еще дикой розой. Это потому, что из него выращено много садовых роз. Шиповник – лекарственное растение. Его плоды заваривают и пьют при кашле. По цветам шиповника определяютвремя: в 4 – 5 часов утра они распускаются, а к 7 -8 часам вечера закрываются.

Мать – и – мачеха– верхняя сторона листьев этого растения  холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать.

В народной медицине отвар из листьев мать – и – мачехи применяют при воспалительных заболеваниях желудочно – кишечного тракта, почек и мочевого пузыря, при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей и легких.

Подорожник– это растение встречается вдоль дорог и вдоль тропинок. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо, путешественнику натершему ногу, поранившему руку. Его употребляют при ушибах, воспалениях кожи, ожогах, укусах насекомых. В медицине препараты из листьев подорожника используются при заболеваниях желудка и кишечника, как отхаркивающее, для лечения коклюша.

Зверобойпроизрастает по лугам, травянистым склонам, краям дорог. Зверобой применяют при ожогах, для обработки ран и всевозможных повреждений кожи, при острых воспалениях слизистой носа и глотки, для полосканий рта и смазывания десен при их воспалениях, заболеваниях желудочно – кишечного тракта.

Калинакрасива во время цветения. Отличается красноватой листвой и ярко – красными гроздьями сочных плодов осенью. Плоды горькие, но полезные, нашли широкое применение в быту, как богатое витаминами средство.  Применяется как вяжущее, кровоостанавливающее, успокаивающее и противосудорожное действие калины.

Валерианарастет в поймах рек, по сырым лугам, по берегам болот. Препараты валерианы оказывают регулирующее влияние на нервную систему, нервно – мышечный прибор сердца, способствуют расширению коронарных сосудов, обладают спазмолитическим действием, нормализуют кровообращение, несколько усиливают моторную функцию кишечника и подавляют бродильные процессы в нем.

Облепиха,еще в Древней Греции ее листьями и молодыми побегами кормили лошадей. От этого они быстро прибавляли в весе, шерсть становилась шелковистой, красивой. Название очень точное – желтые или оранжевые плоды буквально облепляют ветки. Из плодов облепихи получают облепиховое масло, которое применяют для лечения язвенной болезни желудка, лучевых повреждений кожи.

Липапрекрасный медонос. Во время цветения к нему летят пчелы. И мед этот будет самый вкусный и душистый. На протяжении многих веков из лыка липы крестьяне плели лапти. Настой из цветов липы употребляется при головной боли, обмороках,  как противопростудное средство, для полосканий полости рта, при заболеваниях ангины.

Можжевельник,его плоды применяются в виде настоев и отваров в научной и народной медицине как мочегонное, желчегонное средство и как средство, улучшающее пищеварение.

Алтейв научной медицине используется как противовоспалительное, обволакивающее, отхаркивающее и мягчительное средство при острых гастритах, воспалениях дыхательных путей.  Настой из корня растения

считают очень хорошим средством при болях в кишечнике и при воспалении мочевого пузыря. Наружно настой употребляют для полоскания горла, для промывания глаз.

Ведущий.  Назовите правила заготовки лекарственных трав.

Ответ.1. Не проводить сбор растений ежегодно на одной и той же территории.

2.Траву собирать без корней.

3. Не обрывать полностью листья с растений.

4. Корни и корневища заготавливать после созревания и осыпания семян, оставляя часть их для восстановления зарослей.

5.Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много.

6. Почки и кору собирать не с растущих растений, а со срубленных

деревьев и кустарников. За полный ответ – 5 баллов.

Ведущий.Часто лес страдает от нарушения людьми правил поведения в лесу.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

 И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался от ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

                                     В. Шефнер

Сейчас вы увидите сценку «Два туриста». Задача участников конкурса – определить, какие правила поведения человека в лесу нарушены туристами.

   На сцене – декорация (2-3 изготовленных из картона дерева). Выходят два туриста с рюкзаками:

   1 – й турист. Давай здесь  устроим привал. Ты наломай веток с деревьев для костра, а я вот здесь у старого пня, под елью разведу костер. (На полную мощь включает транзистор, танцует.)

   2 – й турист(подбегает). Там, среди кустов я обнаружил гнездо птицы, а в гнезде - крохотные птенцы. Я люблю птиц, возьму птенцов домой и выкормлю.

   1 – й турист. Предлагаю подкрепиться. (Туристы садятся, достают из рюкзаков продукты в полиэтиленовых пакетиках, консервы. Все это раскидывают вокруг себя.)

   2 – й турист.Ай, ноги щиплет! Ах, да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать.

   1 – й турист. А у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой, потому как они ядовиты.

   Ответ.Нарушены следующие правила поведения в лесу:

1.Нельзя обламывать ветки деревьев и кустарников, повреждать их топорами и режущими предметами.

2.Нельзя разводить костры под кронами деревьев и около пней.

3.Нельзя в лесу поднимать шум, включать громко транзисторы и магнитофоны. Потревоженные птицы и звери покидают свои места. Птенцы и зверята теряются и нередко гибнут.

4. Нельзя трогать птичьи яйца, вынимать птенцов из гнезда – это приводит к их гибели.

5.Нельзя загрязнять лес. Помните, что оставленная бумага до полного разложения лежит 2 года, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовые пакеты – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.

6.Нельзя повреждать муравейники. Муравьи – санитары леса. Они уничтожают за день 70 – 100 тысяч вредителей леса.

7.Грибы, чтобы не повредить грибницу, надо срезать ножом. Нельзя сбивать несъедобные грибы, они очень нужны лесу и многим лесным животным. Мухомор – лекарство для лосей.

Мухомор – красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и уничтожать не

надо – он лесу нужный: для некоторых животных этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, - смертельный яд.

8.Не оставлять на лесных полянах, у ручья  мусор.

 

Ведущий.

Не разоряйте птичьего гнезда, -

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в своем гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится,

Храните дерево от топора:

Оно высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

                                        К. Кулиев

Конкурс рисованных фильмов. «Оживляется» какой – либо объект лесного сообщества, пострадавший от жестокого обращения с ним человека. Каждая команда – киностудия по созданию рисованных фильмов – рисует 2 – 3 сюжета на бумажной ленте, разделенной не кадры. Фильм озвучивается.

                                        

 

Блиц – вопросы.

(Для 1 команды)

1. Ветка  какого дерева украшает фуражку лесника. ( Дуба).

2. Самое сладкое дерево наших лесов. Его очень любят  пчёлы. ( Липа).

3. Животное  наших лесов, похожее на кошку. (Рысь).

4. Какую птицу называют «лесным  санитаром»?  (Дятел).

5. Лесная  гадалка.  (Кукушка).

6. Как можно ориентироваться в лесу без  компаса? (По  солнцу, по  ство-

    лу  деревьев,  муравейникам, мхам,  лишайникам и т. д.)

7. В какое время суток следует отправляться в  лес за грибами?

   ( С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый.)

8. Какая птица  слаба на слух?  ( Глухарь).

9.Живет в лесу и ухает, как разбойник.  (Филин).

10. Самая маленькая птичка в лесах нашей страны, весит 5-6 граммов.

      (Королёк).

11.Это животное, почувствовав опасность, отбрасывает хвост. (Ящерица).

(Для 2 команды)

12. Какая птица может кричать по-кошачьи? (Иволга).

1. Как называется лес, в котором растут деревья разных пород?

    (Смешанный лес).

2. Какое дерево  цветет позже всех?   (Липа: она цветет летом).

3. Какое дерево, как и  берёза, даёт сладкий сок?   (Клён).

4. Чем ценна древесина лиственницы?

    (Устойчива против гнили, применяется для подводных сооружений).

5. Из  какого дерева делают спички?  (Осина).

6. У каких растений листья краснеют?   (У рябины, осины,  клёна,    черё-

    мухи).

7. Как ориентируются муравьи и  муравейники? ( По запаху).

8. Какие дрова горят самым жарким  пламенем? (Дубовые, березовые).

9. Какого зверя  называют санитаром леса? (Волк).

10. Кто бежит задними ногами  вперёд?  (Заяц).

11. Какие растения названы именами людей? (Иван-да-марья, анютины

      глазки, роза, иван-чай, маргаритка).

12.Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока).

 

 

 

 

 

Экологические ситуации.

(Для 1 команды)

1. Рома и Кирилл нашли в кустах маленького птенчика, который выпал из

 гнезда.

- Давай возьмем его  домой,- сказал Кирилл, - пусть живёт у нас.

- Нет,- ответил Рома. – Нужно залезть на дерево и посадить его в гнездо.

Кто из ребят прав?

 (Никто. Птенца нельзя брать в руки, иначе его мать больше к нему  не приблизится и птенец умрёт.)

 

2. Когда Серёжа гулял с папой в  лесу, то они развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр водой из ручья, а банки и пакеты закопал в землю. Что бы вы сказали папе?

(Кострище не зарастает 7-10 лет, пакеты пролежат в земле 90 лет, а банки так и останутся. Весь мусор из леса нужно уносить с собой.)

На месте кострища образуется «рана» - выгорит трава, корешки, насекомые, обуглится часть почвы.

 

 

(Для 2 команды)

1. Гуляя по лесу с бабушкой, Вова и Полина увидели муравейник.

-Давай посмотрим, что там внутри, - сказал Вова.

-Давай, - сказала Полина.

Они взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты Вова и Полина, бабушка подошла к ним, забрала палку и сказала:

- Если бы муравьи могли говорить, они бы вам сказали…

Что сказали бы муравьи детям?

(Мы приносим пользу, нас нельзя беспокоить, мы очищаем лес от вредных насекомых. Лес, в котором много муравьев здоровый и чистый.

Муравьи – санитары леса.)

 

2. Однажды я увидела, как маленький мальчик бил палкой жабу. Я у него спросила: «Зачем ты это делаешь?» Он мне ответил: «Мама говорила, что от них бывают бородавки». Так ли это?

(Бородавки бывают у тех, кто не моет руки. Жабу действительно нельзя брать в руки. На коже может появиться раздражение. Жабы очень полезны, так как они поедают вредных насекомых.)

 

 

               

 Ведущий.

Старательно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе – у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб – сосредоточенно молчать, -

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно охранять.

                                        П. Сергеев

 

 

Подведение итогов конкурса.

 

Награждение команд.

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

Литература:


1. Журнал «География в школе». № 8 1999 год.


2. Баринова И.И. и др. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение, 1988.

3. Бобров Р.В. Беседы о лесе. М.: Молодая гвардия, 1979.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document: