Официальный сайт synclub 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Личность педагога в условиях современного образования

Submitted by Юлия Евгеньевна Тихонравова on Tue, 24/12/2013 - 15:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тихонравова Юлия Евгеньевна
Место работы, должность: 

МБОУ ДОД ДЮЦ "Гелиос",  Заместитель директора по УР

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
дополнительное профессиональное образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p align="center"> <strong>Методическая разработка №2</strong></p> <p align="center" style="margin-left:27.0pt;"> <em>Методические рекомендации педагогу дополнительного образования по работе с родителями</em></p> <p align="center"> <strong>&nbsp;в &laquo;Школе педагога&raquo;</strong></p> <p style="margin-left:27.0pt;"> <strong>по теме: Личность педагога в условиях современного образования</strong></p> <p align="center"> &nbsp;</p>

                                                                                               Введение

 

Стремительные цивилизационные изменения, происходящие в мире со второй половины ХХ века, связаны с формированием постиндустриального общества. Современному обществу требуется новый тип личности - эффективной, целеустремлённой, ответственной, успешной, деятельностной.

Все современное образование, базирующееся на Законе «Об образовании», Федеральной программе «Развитие образования в России», Национальной доктрине образования, а также требует социальной и творческой активности педагогов. Оно должно быть основано на личностно ориентированной парадигме (совокупность установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов.), соответствующей перспективным общественным тенденциям.

Перспективы развития современного образования ориентированы на свободные и ответственные отношения его участников. Интересы личности провозглашаются приоритетными, а реализация возможностей для её развития - главной задачей образования.

         Современное общество требует, чтобы педагог был компетентным, эффективным, творческим; мог успешно работать с «современными детьми», владел информационными технологиями. Следовательно, общество предъявляет высокие требования к личности педагога, которая профессионально занимается образованием и воспитанием детей.

Педагог – это профессия, которая составляет лишь одну из граней личности человека. Конечно, профессиональный педагогический опыт неотделим от личности воспитателя. Но если задуматься, всегда ли личностные качества педагога оказывают благоприятное воздействие на детей. Может быть не всегда стоит придерживаться утверждений:

·   «Да, я такая, воспринимайте меня такой, какая я есть»,

·   «Я – сложившаяся личность (какая – это не важно). У меня есть принципы и жизненный опыт, поэтому пусть дети и их родители подстраиваются под меня».

Часто заняв определенную позицию, педагоги стараются ее придерживаться не смотря на последствия.

В связи в вышесказанным, хочется вспомнить слова великого Древне греческого философа Ксенофонта.

«Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится»

       Если вы будете нравиться своим воспитанникам, то вероятность того, что у Вас по всем параметрам будут лучшие результаты будет выше. Психологи называют это «эффектом ореола» и педагоги просто обязаны использовать его в своей работе. Педагог, должен быть: красивым, успешным, уверенным в себе, здоровым, без личностных проблем. Да, возможно, это не всегда получается, но к этому нужно стремиться. Конечно для создания «ореола привлекательности», важна успешная самоподача – а это большая работа с собой и над собой. Педагог всегда воздействует своей личностью, начиная с того, как он выглядит, ходит, сидит, говорит и, заканчивает тем, во что он верит и на что надеется. Он всегда на виду, он учит даже в свое отсутствие, тем образом, который он создал в душе ученика- воспитанника. Возникает вопрос: А можно ли понравиться всем? Ведь дети такие все разные…..

Педагог, обладающий «экологическим сознанием» умеет быть счастливым и может передать это умение другим. Экологическое сознание человека, не мыслимо без развитого внутреннего мира личности. Самопознание своей духовности выступает одним из исходных условий подготовки к созданию себе достойного имиджа, развития экологического сознания. Попробуйте в свободное время задать себе самому следующие вопросы и дать на них откровенные ответы, подробно обосновывая каждый свой ответ.

 

Анкета на формирование « Я – концепции». (Л.Г.Федоренко).

  • Какие мои приоритетные моральные ценности?
  • Какие мои устойчивые личные цели?
  • Каковы мои повседневные привычки?
  • Я постоянно использую свою схему поведения?
  • Сколько ласковых слов я могу написать о своих родителях, детях?
  • Сколько у меня друзей?
  • Симпатизируют ли мне коллеги по работе?
  • Как я думаю, что во мне ценят воспитанники?
  • Как часто они или кто – то из коллег, обращаются ко мне за советом или за помощью?

Ответы на эти вопросы помогут осознать собственную «Я – концепцию». Хорошо, если Ваша Я – концепция будет на высоком уровне (то есть большинство ответов не заставили Вас задуматься надолго или искать себе оправдание). Люди с подобными ощущениями просыпаются утром с улыбкой, получают удовольствие от прогулки в любую погоду, с ними легко общаться на разные темы. Работать над собой (создавать себя)  – сложная работа. Для того чтобы существовать в ситуациях постоянных изменений, чтобы адекватно на них отвечать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, обнаружить и разглядеть свою неповторимость и уникальность. В настоящее время существует достаточное количество инновационных, авторских разработок и методик преподавания, которые принимаются педагогом с большим или меньшим успехом в силу личностных симпатий. Но практика показывает, что от внедрения нового, учебно-воспитательный процесс не всегда становится эффективнее, а иногда просто мало меняется. Это говорит о том, что информация не стала для педагога личностно значимой, а, следовательно, он никогда не будет использовать ее в своей работе. Любой педагогический опыт не стоит копировать буквально, воспринимая главное в нем, педагог, должен стремится к тому, чтобы оставаться самим собой. Каждая личность, осознанно или не осознанно стремится к индивидуальности. Говоря о стиле педагогической деятельности, подразумевается; что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности и интересы. У каждого педагога проявляется свой индивидуальный стиль педагогической деятельности и заключается он в:

·        Темпераменте педагога.

·        Характерной реакции педагога на те или иные педагогические ситуации.

·        Выборе педагогом методов обучения.

·        Подборе средств воспитания.

  • Стиле педагогического общения.

·        Реагировании на действия и поступки детей, в манере поведения, в манере одеваться.

  • Какие предпочитает методы наказания и поощрения.

К сожалению, люди чаще всего живут шаблонами, штампами, схемами, что приводит к переживанию бессмысленности своего существования и как следствие психосоматическим и хроническим заболеваниям. Выходит, быть творческим просто необходимо, хотя бы для сохранения собственного здоровья. Качество и успех работы педагога связаны не столько со стажем работы, сколько с уровнем педагогического творчества, в отношении к окружающим, ценностным ориентациям, жизненными целями. Творчество – это то, что спасает от эмоционального выгорания. Все предельно просто: добавьте в свою жизнь элементы творчества, т.е. разрешите себе быть:

-Открытыми всему новому и неожиданному

-Гибкими, т.е. быстро перестраивающимися с одной идеи на другую

Смелыми, комбинируя и соединяя, казалось бы несоединимое.

Рискованными, т.е. не боящимися шагнуть за навязанные стереотипы.

Огромной помехой в работе педагога является синдром профессионального выгорания. Начиная с сильного и продолжительного стресса на работе, он постепенно захватывает весь процесс профессиональной деятельности педагога.

На профессиональное выгорание и профессиональную деформацию педагогов оказывают влияние следующие факторы:

- Низкая удовлетворенность профессиональным и социальным статусом;

- Переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой;

- Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность педагога;

- Нехватка положительной мотивации в работе;

- Организация деятельности в конкретном учреждении, отличающаяся дестабилизирующими проявлениями;

- Психологически трудный контингент воспитанников;

- Склонность к эмоциональной регидности, интенсивным переживаниям

- Недостаточные условия материально технической базы.

 

Для того, чтобы можно было вести работу в этом направлении, существуют  рекомендации по профилактике профессионального выгорания. (С.М.Шингаев).

·        Выделите в жизненном графике время, которое будете проводить с семьей и друзьями.

  • Откладывание на следующий день является стрессовым фактором, поэтому то, что Вы хотели сделать завтра, сделайте по возможности сегодня.
  • Уделяйте больше внимания своей физической форме, находите ежедневно время для гимнастики и физзарядки.
  • Старайтесь высыпаться, ложитесь спать вовремя, чтобы нормально отдохнуть.
  • Считайте Ваши удачи. Думайте о них. На каждую сегодняшнюю удачу или невезение найдется 10 или более случаев, когда вам повезло.
  • Чаще смотрите на себя в зеркало, радуйте себя хорошим внешним видом (хорошая прическа, одежда, макияж, аромат). Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить и Вас чувствовать себя лучше.
  • Проводите свои выходные дни как можно более разнообразными.
  • Прощайте людей и не держите на них зла, старайтесь забыть все нехорошее. Примите тот факт, что люди вокруг нас, мир, в котором мы живем, не совершенны.
  • Контролируйте эмоции, особенно приступы гнева, избегайте вспышек ярости, а если все таки Вы разозлитесь, старайтесь держать гнев под контролем, чтобы не дать ему воли.
  • Эффективно используйте время.

·         Живите в согласии со своими ценностями. Определите, что для Вас важно, а что нет. Поставьте перед собой значительные и по настоящему стоящие цели.

·        Смейтесь над жизненными неурядицами и не будьте слишком строги к самому себе.

В заключении хочется сказать, что

Современный педагог, будь- то он педагог дополнительного образования, учитель, воспитатель и т.д. – это тот человек, от которого зависит наше будущее. Он является спутником ребенка, путешествуя по его внутреннему миру, педагог является точкой опоры для ребенка, указывая на всевозможные смыслы в его жизненном опыте. Педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: улыбка и строгость, сдержанность и скромность, чуткость и искренность, интеллигентность и общительность , а так же любовь к жизни. Удел педагога – всю жизнь работать над собой. А если возникают проблемы….. ,то жить с мыслью, что неразрешимых проблем нет. Есть проблема, значит, есть решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения. Если существует эмоциональное напряжение, значит, есть то, что его снимает, или не допускает.

 

Хочется пожелать всем педагогам здоровья, удачи и творческих успехов!

                                                               Список литературы:

1.«Профессиональное выгорание и повышение стрессоустойчивости педагогов» С.М Шингаев

СПб 2009 г.

2. Леева А.Н. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современного общества

3. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога//Педагогика, №10,2003. - С. 72-94


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн